Техника искусства красноречия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 07:07, реферат

Описание работы

Целью работы является раскрытие содержания понятия «ораторское искусство», выявление основных особенностей ораторского искусства как социального явления и раскрытие основных правил, которыми следует руководствоваться при разработке содержания выступления.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3-4
1. Оратор и его аудитория………………………………………………5-6
2. Подготовка речи: выбор темы, цель речи……………………...........7
3. Основные приёмы поиска материала………………………………..8
4. Начало, завершение и развёртывание речи…………………………..9-10
5. Логическое и интонационно – мелодические закономерности речи.11-12
Заключение……………………………………………………………….......13-14
Список используемой литературы…………………………………………..15

Файлы: 1 файл

реферат по юридической риторике 1 созыв.docx

— 34.68 Кб (Скачать файл)

 

Кафедра юриспруденции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: Юридическая  риторика

На тему: «Техника искусства  красноречия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 
Введение…………………………………………………………………….3-4 
1.      Оратор и его аудитория………………………………………………5-
2.      Подготовка речи: выбор темы, цель речи……………………...........7 
3.      Основные приёмы поиска материала………………………………..8 
4.      Начало, завершение и развёртывание речи…………………………..9-10 
5.      Логическое и интонационно – мелодические закономерности речи.11-12 
Заключение……………………………………………………………….......13-14

Список используемой литературы…………………………………………..15 
 
                     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

Введение

Выражение искусство красноречия имеет несколько значений. Под искусством красноречия понимается прежде всего высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом. Искусство красноречия - это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. 
  Искусством красноречия также называют исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства.

История свидетельствует, что  важнейшим условием появления и  развития ораторского искусства, свободного обмена мнениями по жизненно важным проблемам  движущей силой прогрессивных идей, критической мысли являются демократические  формы управления. Активное участие  граждан в политической жизни страны. 
Как подчёркивают исследователи, наиболее активно ораторское искусство развивается в переломные эпохи  общества. Оно широко применяется, когда возникает историческая потребность участия народных масс в решении важных государственных вопросов. Ораторское искусство помогает сплачивать людей вокруг общего дела. Убеждая, воодушевляя и направляя их. Доказательством этого является расцвет красноречия в эпоху возрождения, в периоды социальных революций.  Когда в общественное движение вовлекаются миллионные массы трудящихся. Новый всплеск общественного интереса к ораторскому искусству наблюдается в настоящее время в связи с демократическими процессами, происходящими в нашей стране. 
         На протяжении многовековой истории своего развития ораторское искусство использовалось в различных сферах жизни общества: духовной, идеологической, социально-политической. Наиболее широкое применение оно всегда находило в политической деятельности. 
     Нравственная позиция оратора-это, пожалуй, самое главное в ораторском искусстве. Она важна не только для политического деятеля, но и для любого оратора, чьё слово может оказать влияние на судьбу людей, помочь принять правильное решение. 
     Отметим ещё одну особенность ораторского искусства. Оно имеет сложный синтетический характер. Философия, логика, психология, педагогика, языкознание, этика, эстетика - вот науки на которые опирается ораторское искусство. 
Целью работы является раскрытие содержания понятия «ораторское искусство», выявление основных особенностей ораторского искусства как социального явления и раскрытие основных правил, которыми следует руководствоваться при разработке содержания выступления. 
     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Оратор и его аудитория. 
     Самое высшее проявление мастерства публичного выступления, важнейшее условие эффективности ораторской речи- это контакт со слушателями. Как говорят опытные ораторы, это заветная мечта каждого выступающего. Совместную мыслительную деятельность оратора и аудитории ученые называют интеллектуальным сопереживанием. 
Для возникновения контакта важно также и эмоциональное сопереживание. Таким образом, контакт между оратором и аудиторией возникает в том случае, когда обе стороны заняты одной и той мыслительной деятельностью и испытывают сходные сопереживания. 
     Главные показатели взаимодействия между говорящими и слышащими- это положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (их поза, сосредоточенный взгляд, улыбки, смех, аплодисменты), «рабочая» тишина в зале.   
     О наличии или отсутствии контакта свидетельствует и поведение оратора. Если оратор говорит уверенно, ведёт себя естественно, часто обращается к слушателям, держит весь зал в поле зрения, значит, он нашёл нужный подход к аудитории. Оратор,  не умеющий установить контакт с аудиторией, как правило, говорит сбивчиво, невыразительно, он не видит своих слушателей, никак не реагирует на их поведение. 
Следует иметь в виду, что оратору порой удаётся установить контакт только  с частью слушателей, а не со всей аудиторией. 
Бесспорно, на установление контакта оратора со слушателями влияют, прежде всего актуальность обсуждаемого вопроса, новизна в освещении данной проблемы, интересное содержание выступления. 
 Большое влияние на установление контакта с аудиторией оказывает личность оратора. Его репутация, сложившееся мнение о нем. Если оратор  известен как человек эрудированный, принципиальный, как человек, у которого слово  с делом не расходится, то аудитория будет испытывать доверие к такому оратору. Чтобы установить контакт со слушателями, важно учитывать особенности аудитории, в которой предстоит выступать. Прежде всего, знать, однородна она или нет. Существенный признак - количественный состав слушателей. Также характерно и чувство общности, которое проявляется в эмоциональном настрое слушателей.  
      На установление контакта между оратором и аудиторией влияют и некоторые особенности психологии слушателей. Особенностью психологии аудитории является то, что слушатели- это одновременно и зрители. Аудитория также внимательно следит за поведением оратора во время речи. Слушателям далеко не безразлично , куда смотрит оратор. 
Форма преподнесения материала существенно влияет на взаимоотношения оратора и аудитории. 
     Установление контакта, овладение вниманием аудитории обеспечивает успех публичного выступления, является необходимым условием для передачи информации, оказания желаемого воздействия на слушателей. Закрепления у них определённых знаний и убеждений. 
     В заключении можно подчеркнуть, что ораторская практика настолько сложна, разнообразна, многогранна, что невозможно всё предусмотреть заранее и дать советы и рекомендации на все случаи жизни. 
Очень важно чтобы каждый человек творчески подходил к подготовке и произнесению ораторской речи, поле и шире использовал свои природные данные, индивидуальные возможности. Умело применял приобретенные риторические навыки и умения. 
 
 
 
 
 

 

2. Подготовка речи: выбор темы, цель речи. 
     Довольно часто перед выступлением люди испытывают чувство неуверенности, сильно волнуются, боятся встречи со слушателями. Это сказывается и на их физическом состоянии: одних охватывает нервная дрожь, другие краснеют или бледнеют, у третьих начинает дрожать голос и т. п. Появилось даже такое понятие, как «ораторская лихорадка». 
      Одним словом, оратору нужна хорошая психологическая подготовка. Он должен определённым образом настроить себя перед выступлением, научиться управлять своими чувствами и настроением. 
     Подготовка к выступлению - очень важное и ответственное дело в деятельности оратора.  
     Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит выступать, и т. п.  
     Рассмотрим основные этапы разработки ораторской речи. 
Подготовка к любому выступлению начинается с определения темы речи. Выбрав тему надо подумать о её формулировке. Название речи должно быть ясным, чётким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей. 
Длинные формулировки, названия, включающие незнакомые слова, отталкивают слушателей, порой даже вызывают отрицательное отношение к предстоящему выступлению. 
 Следует избегать  и слишком общих названий, они требуют освещения слишком многих вопросов, чего не в состоянии сделать выступающий. 
 Приступая к подготовке речи, необходимо определить цель выступления. Если выступающий не подумает о назначении речи, он не добьётся успеха в её подготовке и произнесения. 
Надо иметь в виду, что выступающему следует формулировать цель речи не только для себя, но и для своих слушателей.

3. Основные приёмы поиска материала. 
     После определения тематики выступления, его цели следует этап поиска и отбора материала. В методической литературе определены основные источники, из которых можно черпать новые идеи, интересные сведения. Факты примеры, иллюстрации для своей речи. 
    Важнейший этап подготовки ораторской речи - изучение отобранной литературы. Оратору необходимо выбрать из литературы то, что можно будет использовать в речи, т. е. прочитать соответствующие разделы, сделать нужные записи, систематизировать материал и т. д. 
    Первичный просмотр отобранных книг является очень важным моментом в подготовке выступления. Он позволяет определить, какие из отобранных книг больше всего подходят для разрабатываемой темы и какие из них следует изучить более детально.  
     Во время чтения важно уметь осмыслить содержание прочитанного, соединить его с теми знаниями, которые были получены ранее. Это помогает анализировать и систематизировать материал, делать необходимые выводы. При подготовке к лекции, докладу нужно делать обязательно соответствующие записи прочитанного. 
    Настоящая подготовка к выступлению заключается в том, чтобы выработать собственное отношение к предмету речи, сформулировать свои мысли по тому или иному вопросу, проанализировать свои идеи с позиций будущей аудитории. 
  

 

 

 

4. Начало, завершение  и развёртывание речи. 
    В теории ораторского искусства под композицией речи понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как к единому целому. 
    Организация материала в речи, расположение всех частей выступления определяется замыслом оратора, содержанием выступления. Если соотношение частей выступления нарушается, то эффективность речи снижается, а иногда сводится к нулю. 
    Приступая к работе над композицией речи, необходимо прежде всего определить порядок, в котором будет излагаться материал, т. е. составить план.  
    По структуре планы бывают простыми и сложными. Простой состоит из нескольких пунктов, относящихся к основной части изложения темы. Простой план можно превратить в сложный, для чего необходимо его пункты разбить на подпункты. 
   В сложном плане также выделяют вступление, главную часть и заключение. 
После написания плана оратору необходимо поработать над построением отдельных частей своей речи. 
От того, как оратор начал говорить, насколько ему удалось заинтересовать аудиторию, во многом зависит успех выступления. Во вступлении подчёркивается актуальность темы, значение её для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Перед выступлением ораторской речи стоит важная психологическая задача - подготовить слушателей к восприятию данной темы. 
Эффективное средство завоевания внимания слушателей- вопросы к аудитории. Они позволяют оратору втянуть аудиторию в активную умственную деятельность. 
Важной композиционной частью любого выступления является заключение. Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление от речи. Напротив, неудачное заключение губит порой неплохую речь. 
Наиболее ответственной является главная часть ораторского выступления. 
В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам. В главной части выступления важно соблюдать основное правило композиции -  логическую последовательность и стройность изложения материала.  
    Задача оратора – умело расположить все эти компоненты, чтобы своим выступлением оказать желаемое воздействие на аудиторию. 
Использование различных методов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной. 
    Основным недостатком в композиции публичного выступления является нарушение логической последовательности в изложении материала. Также к недостаткам композиции относится перегрузка текста теоретическими рассуждениями, отсутствие доказательности основных положений, обилие затронутых вопросов и проблем. 
К недостаткам композиции относится шаблонное, трафаретное построение речи. 
    Конечно, не существует универсальных правил построения публичного выступления. Композиция будет меняться в зависимости от темы, цели и задач, стоящих перед оратором, от состава слушателей. 
Следует помнить, что интересные, захватывающие речи – это прежде всего результат тщательно продуманного плана, удачного построения речи. 
Работа над планом, композицией речи – творческий процесс. Каждая лекция, каждое выступление, если они хорошо продуманы, если они результат большой предварительной работы, отражают особенности, интересы, склонности самого выступающего. 

5. Логические и  интонационно – мелодические  закономерности речи. 
    Чаще всего затрудненное восприятие смысла устного выступления связано не с недостатком логики мышления говорящего, но с его неумением отразить эту логику в звучащей фразе. Восприятие на слух устной речи происходит постепенно, по мере произнесения отдельных частей высказывания, что требует от выступающего чёткости логического построения не только каждой фразы, но и всего высказывания в целом. 
Говорящий чаще всего прекрасно ощущает внутреннюю логическую структуру содержания своей темы, но не всегда умеет верно оценить воспроизведение этой логики средствами живого слова., не слышит себя со стороны и не замечает логических сдвигов, происходящих в звучащей речи. В результате звучащий слышит фразу не так, как её намерен произнести адресант, а так как он произнёс её на самом деле. 
    Опираясь на логические законы речи, отраженные в орфографии и пунктуации, мы можем установить некоторые общие закономерности тонирования, характерные для мелодического строя русского языка. К ним в первую очередь относятся: логическое ударение, логическая пауза, речевой такт и интонационно – мелодический рисунок знаков препинания 
Устная речь требует чёткой смысловой группировки слов вокруг логических центров, такой, чтобы слушатель воспринимал не только слов, а смысловые блоки, куски, называемые речевыми тактами.   
Речевые такты объединяют в себе слово или группу слов, тесно связанных между собой по смыслу. Внутри речевого такта слова произносятся как одно целое, причём центром речевого такта становится слово, несущее на себе логическое ударение. 
 Паузы, отделяющие речевой такт от другого, носят название логических пауз. Их назначение – не только отделять один такт от другого, но и группировать слова внутри такта в единое целое.  
 
     Перед выступлением следует разметить речевые такты, расставить логические ударения и  отделить их логическими паузами, а затем соотнести их между собой по смысловой значимости, т.е. выстроить так называемую логическую перспективу речи. Она поможет воспринять речь в целостном смысловом единстве, в динамики, развитии, облегчит восприятие каждого смыслового куска во взаимосвязи со всеми остальными, позволит осознать основную линию мысли, направляемую к единой цели рассуждения. 
 Построение логической перспективы не завершает работу над текстом. Она не гарантирует говорящего от ошибок в звуковом воплощении логики мысли. Следующим этапом тренировки должно стать построение художественной перспективы звучащей речи, заключающейся в умении сознательно распределить голосовые и речевые средства позволяющие скоординировать силу и значимость логических акцентов. 
Техника такой перспективы основывается на правильном использовании интонации. 
    Интонация – это сложное явление. Она включает в себя четыре акустических компонента: тон голоса, интенсивность или силу звучания, его длительность и тембр. Что же собой представляют слагаемые интонации? 
Звук как акустическая единица также заключает в себе признаки высоты, силы, тембра и длительности. Следует подчеркнуть, что звуки и интонация состоят из одних и тех же акустических компонентов. Это объясняется тем, что образование звуков и интонации – единый артикуляционно-акустический процесс.  

Информация о работе Техника искусства красноречия