Структура говорения как вида речевой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 17:03, контрольная работа

Описание работы

Речевая коммуникация весьма сложна по своей структуре. Стремлением познать ее сущность, природу человеческого общения одержимы не только лингвисты, но и психологи, социологи, философы. На стыке наук существуют такие направления, как психолингвистика, паралингвистика, социолингвистика, этнолингвистика.
С древнейших времен в человеческом обществе использовались дополнительные средства общения и передачи информации, многие из которых существуют и до сих пор. Например, у коренного населения Африки используется язык свиста, сигналы барабанов, колокольчиков, гонга и т.п. «Язык цветов», распространенный на Востоке, также является средством передачи информации, которую в некоторых ситуациях не разрешается выражать словами.

Содержание работы

Введение..................................................................................................3
Виды речевой деятельности...................................................................4
Говорение как вид речевой деятельности ............................................4
Структура говорения как вида речевой деятельности.........................8
Заключение ...........................................................................................10
Список использованной литературы.....................................................11

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 24.30 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение..................................................................................................3

Виды речевой деятельности...................................................................4

Говорение как вид речевой  деятельности ............................................4

Структура говорения как  вида речевой деятельности.........................8

Заключение ...........................................................................................10

Список использованной литературы.....................................................11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Речевая коммуникация весьма сложна по своей структуре. Стремлением  познать ее сущность, природу человеческого  общения одержимы не только лингвисты, но и психологи, социологи, философы. На стыке наук существуют такие направления, как психолингвистика, паралингвистика, социолингвистика, этнолингвистика.

С древнейших времен в человеческом обществе использовались дополнительные средства общения и передачи информации, многие из которых существуют и до сих пор. Например, у коренного  населения Африки используется язык свиста, сигналы барабанов, колокольчиков, гонга и т.п. «Язык цветов», распространенный на Востоке, также является средством  передачи информации, которую в некоторых  ситуациях не разрешается выражать словами.

Не в том, конечно, дело, что слова и грамматическая система  разных языков различны - это общеизвестная  истина - банальность. А в том - что  различия не позволяют ответить на вопрос: а что же вообще общего содержат в себе все языки мира? Есть ли это общее? Мы ведь настолько привыкаем  к своему родному языку, что, изучая какой-то другой или третий, с удивлением узнаем, что, например, имена существительные  английского языка не имеют признаков  грамматического рода. Но там есть личные местоимения, по которым можно  отличить лицо мужского пола от лица женского пола. Тем более очевидным и  обязательным кажется найти в  любом языке средство различения неодушевленного и одушевленного.

Особый уровень абстрактного мышления достигается исключительно  с помощью овладения человеком  языком его среды. Здесь-то и пролегает  самая четкая граница между уровнями мышления, между возможностями развивать  сам мыслительный уровень: есть язык - может быть (в принципе) достигнут  высокий уровень абстрактного мышления, нет - нет такой возможности

 

 

 

 

 

 

Виды речевой  деятельности.

     Виды речевой  деятельности - это есть различные   виды речевых  навыков и  умений.

     Понятие видов  речевой деятельности  в методике  родного языка позволяет  более  четко  представит себе  психологические  закономерности формирования соответствующих  навыков и умений. Логично   ожидать, что  методические  приемы, виды упражнений и т.д.  должны быть  соотнесены со  структурой  и формированием соответствующих  психологических механизмов, всегда  комплексных и многоуровневых.

К основным видам речевой  деятельности относятся:

  • говорение (устное выражение мысли)
  • слушание (  восприятие речи на слух и ее понимание)
  • письмо (графическое, письменное выражение мысли)
  • чтение ( т.е восприятие и понимание чужой записанной речи).

Именно эти виды речевой  деятельности лежат в основе процесса речевой коммуникации. От того, насколько  у человека сформированы навыки этих видов речевой деятельности, зависит  эффективность, успешность речевого общения.

Говорение как  вид речевой деятельности.

Говорение - отправление  звуковых сигналов, несущих информацию. Совершенствование навыков  говорения  включает в себя  повышение готовности к поддержанию беседы на различные  темы и овладение  техникой речи. Для того, чтобы быть готовым поддержать разговор на различные темы в публичном  и частном общении, человеку необходимо  постоянно  заниматься самообразованием в широком смысле этого слова, то есть приобретать  новые знания, причем не только по своей специальности, но и другие специальности в области  науки и искусства, представляющие  общественный интерес, развивать самостоятельность  мышления,  пытаясь дать полученной из книг  и газет информации собственную  оценку, читать  художественную литературу, для того, чтобы лучше разбираться  в жизни и совершенствовать стиль  своей речи.       

   Говорение как вид речевой деятельности в первую очередь опирается на язык как средство общения. Язык обеспечивает коммуникацию между общающимися, потому что его понимает как тот, кто сообщает информацию, кодируя ее в значениях слов, отобранных для этой цели, так и тот, кто принимает эту информацию, декодируя ее, т.е. расшифровывая эти значения и изменяя на основе этой информации свое поведение .

          Человек, адресующий информацию другому человеку (коммуникатор), и тот, кто ее принимает (реципиент), для осуществления целей общения и совместной деятельности должны пользоваться одной и той же системой кодификации и декодификации значений, т.е. говорить на одном, понятным друг другу языке. Обмен информацией становится возможен лишь в том случае, если значения, закрепленные за используемыми знаками (словами, жестами, иероглифами и т.д.), известны участвующим в общении лицам .

          Значение — это содержательная сторона знака как элемента, опосредствующего познание окружающей действительности. Подобно тому, как орудие опосредствует трудовую деятельность людей, знаки опосредствуют их познавательную деятельность и общение .

          Система словесных знаков образует язык как средство существования, усвоения и передачи общественно-исторического опыта .

          Язык как средство накопления и передачи общественного опыта возник в процессе труда и начал развиваться еще на заре доклассового общества. Для передачи друг другу существенно значимой информации люди стали пользоваться членораздельными звуками, за которыми закреплялись определенные значения .

          Пользоваться членораздельными звуками для общения было удобно, особенно в тех случаях, когда руки были заняты предметами и орудиями труда, а глаза обращены на них. Передача мыслей посредством звуков была удобна и на значительном расстоянии между общающимися, так же как в темноте, в тумане, в зарослях .

         Благодаря общению с помощью языка отражение мира в мозгу отдельного человека постоянно пополняется тем, что отражается или было отражено в мозгу других людей, — происходит обмен мыслями, передача информации .

В общении человек постоянно  учится отделять существенное от несущественного, необходимое от случайного, переходить от образов единичных предметов  к устойчивому отражению их общих  свойств в значении слов, в котором  закрепляются существенные признаки, которые присущи целому классу предметов и тем самым относятся и к конкретному предмету, о котором идет речь .

Говоря «газета», человек  имеет в виду не только тот газетный лист, который держим в руках, но тем самым указываем, к какому классу предметов относится данный предмет, принимая во внимание его отличия  от другой печатной продукции и т.д.

          Слова имеют определенное значение, т.е. некую отнесенность к предметному миру. Когда преподаватель применяет то или иное слово, то и он, и его слушатели имеют в виду одно и тоже явление и у них не возникнут недоразумения. Система значений развивается и обогащается на протяжении всей жизни человека, и ее целенаправленное формирование — центральное звено как среднего, так и высшего образования .

          Речь, как говорение — это вербальная коммуникация, т.е. вербальный процесс общения с помощью языка. Средством вербальной коммуникации являются слова с закрепленными за ними в общественном опыте значениями. Слова могут быть произнесены вслух, про себя, написаны или же заменены у глухих людей особыми жестами, выступающими носителями значений (так называемая дактилология, где каждая буква обозначается движениями пальцев, и жестовая речь, где жест заменяет целое слово или группу слов).

        Речь своей физиологической основой имеет деятельность слухового и двигательного анализаторов. В коре мозга замыкаются временные связи между различными раздражениями со стороны внешнего мира и движениями голосовых связок, гортани, языка и других органов, регулирующих произнесение слов. Речь функционирует на основе второй сигнальной системы .

          Второй этап — построение синтаксической структуры предложения. Прогнозируется общая конструкция фразы, ее грамматическая форма, включаются механизмы, обеспечивающие поиск нужного слова, выбор звуков, наиболее точно его воспроизводящих .

Наконец осуществляется проговаривание, реальное звучание речи. Таким образом, развертывается процесс «говорения», в ходе которого коммуникатор кодирует информацию, подлежащую передаче. В  процессе слушания собеседник (реципиент) декодирует полученную информацию, что, в свою очередь, представляет собой  поэтапный перевод звуков слышимой речи в значения слов, и это обеспечивает понимание того, что хотел сказать  коммуникатор. Правильность понимания  слушающим того, что ему было сообщено, становится для коммуникатора очевидной, лишь, когда реципиент сам превращается в коммуникатора (смена коммуникативных ролей) и своим высказыванием дает знать, что он принял и понял сообщенное. В диалогическом общении коммуникативные роли попеременно меняются, в результате чего постепенно складывается взаимопонимание, оказывается возможным согласование действий и поведения общающихся, без чего было бы невозможно достичь результата в совместной деятельности

          Общение людей не может быть уподоблено передачи информации по телеграфу, где коммуникатор и реципиент обмениваются вербальными сообщениями. В общение людей оказываются закономер­но включены эмоции общающихся. К тому, что является содержанием коммуникации, и к тем, кто вовлечен в общение, они определенным образом относятся, и это эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание, образует особый, невербальный аспект обмена информацией, особую, невербальную коммуникацию .

          К средствам невербальной коммуникации принадлежат жесты, мимика, интонации, паузы, поза, смех, слезы и т.д., которые образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации — слова. Товарищу, поведавшему о постигшем его горе, собеседник выражает свое сочувствие словами, сопровождаемыми знаками невербальной коммуникации: опечаленным выражением лица, понижением голоса, прижиманием руки к щеке и покачиванием головы, глубокими вздохами и т.д.

        Средства невербальной коммуникации как своеобразный язык чувств являются таким же продуктом общественного развития, как и язык слов, и могут не совпадать в разных национальных культурах. Болгары несогласие с собеседником выражают кивком головы, который русский воспринимает как утверждение и согласие, а отрицательное покачивание головой, принятое у русских, болгары могут легко принять за знак согласия .

         В школе на уроках чтения и письма, а в дальнейшем языка и литературы осуществляется формирование у детей сознательного отношения к языку как средству и к речи как процессу общения. Становясь предметом специально организованного преподавателем анализа, язык предстает перед учащимся как сложная знаковая система, подчиненная действию социально выработанных законов, усвоение которых позволит ему не только грамотно писать, читать и говорить, но и овладеть с помощью языка духовными богатствами, выработанными до него и для него человечеством. Построенные на основе исследований психологов современные методики обучения грамоте в качестве ведущего принципа принимают формирование у школьников умений сознательного звукового анализа речи. Исследования психологов Московского университета показали, что все эти правила выявляют всего три функции связи слов в предложении: их соединение, разделение и обособление. Как выяснилось, достаточно научить школьников по определенным признакам анализировать и обнаруживать эти функции в конкретных предложениях, чтобы они безошибочно ставили знаки препинания, не заучивая ни одного правила пунктуации

 

Структура говорения  как вида речевой деятельности.

Говорение представляет собой  форму устного общения, с помощью  которой происходит обмен информацией, осуществляемой средствами языка, устанавливаются  контакт и взаимопонимание, оказывается  воздействие на собеседника в  соответствии с коммуникативным  намерением говорящего. Все функции  устного общения — информативная, регулятивная, эмоционально-оценочная  и этикетная — осуществляются при этом в тесном единстве. Одной  из основных задач современного обучения говорению является формирование вторичной  языковой личности, способной успешно  осуществлять социальное вза­имодействие  с носителями иной культуры. Основной целью обучения говорению является развитие у уча­щихся способности  осуществлять устное речевое общение  в разнообразных социально детерминированных  ситуациях.

Признаки  говорения:

 

  • Говорение всегда мотивированно. Человек говорит, потому что у него есть какая-то внутренняя причина, есть мотив, служащий для побуждения человека к разговору.
  • Говорение всегда целенаправленно, так как высказывание преследует какую-то цель.
  • Говорение активный процесс, в нем про является отношение говорящих к окружающей действительности.
  • Говорение всегда характеризуется определенным темпом, который должен быть не ниже допустимых в общении норм
  • Говорение неотделимо от условий, в которых оно протекает: от целей и мотивов общения, обусловленных социальным статусом, возрастом, уровнем развития, социальной ролью в общении от конкретного речевого акта.

Информация о работе Структура говорения как вида речевой деятельности