Стратегии и тактики аргументации и критики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2014 в 16:46, контрольная работа

Описание работы

Речевые стратегии намечают общее развитие диалога, которое полностью выявляется только в заключительных репликах, потому что, напоминаем, правил «управления» разговором нет, и любой параметр прагматических характеристик речевого общения может оказать существенное влияние на результат диалога.

Содержание работы

Введение 3
1. Стратегии и тактики
1.1. Речевые стратегии 4
1.2. Речевые тактики 6
2. Аргументации и критики
2.1. Сущность аргументации 8
2.2. Критика 10
Заключение 11
Аннотация по статье Эртнер Д.Е., Клевцова О.Б. Просторечные формы в языке и тексте: когнитивные аспекты. 12
Глоссарии 13
Список литературы 14

Файлы: 1 файл

риторика 2 .doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ  ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ (филиал)

Кафедра гуманитарно-правовых дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РИТОРИКА»

НА ТЕМУ

«СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ АРГУМЕНТАЦИИ И КРИТИКИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛ:

студент II-го курса

направления

«Государственное и муниципальное управление»

очная форма обучения,

группа Г-21

Камалова Екатерина

 

 

 

ПРОВЕРИЛ:

доктор культурологии, профессор

                                                                                                                                         Жукоцкая З.Р.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижневартовск, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

«Владеть искусством беседы, ибо в беседе сказывается личность.

Ни одно из занятии человеческих не требует большего   благоразумия,

 хотя в жизни ничего  нет обычней, − тут можно и все потерять, и все выиграть».

Грасиан Б.

Изложенные общие стратегии споров могут выступать в качестве основы для стратегий, которые следует разрабатывать применительно к тем или иным типам обсуждаемых проблем и аудиторий.

Тактика аргументации и критики – план отдельного этапа аргументации или критики. Часто тактика заключается в применении специальных приемов.

Эти приемы подразделяются на приемы общего характера, а также на логические, психологические, риторические, физиологические и физические. Основанием выделения видов тактических приемов являются возможные аспекты рассмотрения аргументации. Один из аспектов – нравственный. Абсолютного критерия приемлемости тех или иных приемов с нравственной точки зрения, по-видимому, не существует.

В нашей профессии государственного и муниципального служащего часто приходиться уметь строить речевые тактики и стратегии. Знать сущность аргументации  и уметь противостоять критике и уметь ее применять.

Вот почему эта тема контрольной работы  актуальна в нашей профессии, и я поднимаю некоторые вопросы для рассмотрения этой темы.

Так как в профессии государственного служащего надо их знать и   уметь применять все эти знания на практике.

 

 

 

 

1. СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ

1.1. РЕЧЕВЫЕ СТРАТЕГИИ

Речевые стратегии выявляются на основе анализа хода диалогового взаимодействия на протяжении всего разговора.

Мельчайшая единица исследования −  диалоговый «шаг» −  фрагмент диалога, характеризующийся смысловой исчерпанностью. Число таких «шагов» в диалоге может быть различным в зависимости от темы, отношений между участниками общения и от всех прагматических факторов.

Как правило, стратегию определяет макроинтенция одного (или всех) участника диалога, обусловленная социальными и психологическими ситуациями. Стратегия связана с поисками общего языка и выработкой основ диалогического сотрудничества: это выбор тональности общения, выбор языкового способа представления реального положения дел. Выработка стратегии осуществляется всегда под влиянием требований стилистической нормы.

Речевые стратегии соединяют в диалоге элементы игры и ритуального речевого поведения.

 Игра − это также повторяющаяся модель речевого поведения в рамках стилистической нормы, она может быть сугубо стереотипной или представлять собой отступление от стереотипа поведения.

По отношению участников диалога к такому принципу организации речевого общения, как солидарность, или кооперация, речевые стратегии можно разделить на кооперативные и некооперативные.

К кооперативным стратегиям относятся разные типы информативных и интерпретативных диалогов; например, сообщение информации (инициатор − активный участник диалога); выяснение истинного положения вещей (спор, обмен мнениями по какому-либо вопросу; активны все участники); диалоги с ожиданием ответной реплики инициатором диалога и «диалоги», исключающие ответные реплики (к первому разряду относятся просьба, совет, убеждение, увещевания; ко второму  − требование, приказ, рекомендация).

Точную характеристику виду диалога дают глаголы, прямо выявляющие цель речи инициатора, − прошу, советую, умоляю, требую и т. д.; выражения благодарности, признания, в любви, извинения, выражение сочувствия, симпатии, дружеских чувств, комплименты.

К некооперативным стратегиям относятся диалоги, в основе которых лежит нарушение правил речевого общения  − доброжелательного сотрудничества, искренности, соблюдения «кодекса» доверия, например: конфликты, ссоры, перебранки, претензии, угрозы, проявление агрессии, злобы, ирония, лукавство, ложь, уклонение от ответа.

Таким образом, речевые стратегии намечают общее развитие диалога, которое полностью выявляется только в заключительных репликах, потому что, напоминаем, правил «управления» разговором нет, и любой параметр прагматических характеристик речевого общения может оказать существенное влияние на результат диалога. Кроме того, выбранные рамки стилистики общения диктуют «сюжетные повороты» разговора и способы выражения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. РЕЧЕВЫЕ ТАКТИКИ

Речевые тактики выполняют функцию способов осуществления стратегии речи: они формируют части диалога, группируя и чередуя модальные оттенки разговора (оценки, мнения, досаду, радость и т. п.).

Так, например, в стратегии отказа в выполнении просьбы может быть тактика:

а) выдать себя за некомпетентного человека (не способного к выполнению этой просьбы);

 б) сослаться на невозможность  выполнения просьбы в данное  время (на занятость);

 в) иронии;

 г) отказа без мотивировки;

 д) уклониться от ответа, не  обещать ничего определенного;

 е) дать ясно понять, что не желает выполнять просьбу.

Все эти тактики основаны на некооперативной стратегии речевого поведения участника общения. Вне зависимости от выбранных способов выражения согласие достигнуто не будет, инициатора общения ждет коммуникативная неудача.

Особого рода речевые тактики нужны для установления контакта между говорящими (фатическое общение). Они основаны на кооперативных стратегиях и используют большой диапазон тактик для поддержания коммуникативной заинтересованности собеседников, активизации внимания и пробуждения интереса к теме разговора и участникам общения.

 При этом создается атмосфера  разговора, где каждое высказывание  имеет особый обертон смысла, часто используются слова-символы  и клишированные конструкции.

Так, например, в полилоге фатического общения с ненаправленными стратегиями (неопределенными стратегиями) может использоваться тактика привлечения внимания к себе.

В спонтанно возникающих беседах, имеющих только конативные цели (установление речевого контакта), часто повторяются одни и те же тактики, например, предложение общеинтересной темы (мода, политика, воспитание детей, погода и т. п.), тактика привлечения внимания и вовлечения в разговор многих собеседников, тактика эпатирования собеседников через отрицание привычных схем поведения или отрицание ценностных ориентиров в данном микросоциуме, направленная на укрепление, роли лидера.

Тактики осуществления определенной стратегии речи несут на себе печать национальной психологии. Это убедительно показано Верещагиным Е. М., Ратмайром Р., Ройтером Т. на примере анализа речевых тактик «призыва к откровенности». Так, в русской культуре преобладают прямые призывы к откровенности без разного рода частиц, смягчающих эти призывы. Кроме того, ссылка на нравственные нормы, апелляции к высшему нравственному императиву (к божеству, идеологическим ценностям) характерны для русской культуры, в то время как в немецкой культуре они встречаются чаще всего в общении с детьми

Таким образом, в направленных диалогах, информативной стратегии или стратегии побуждения к действию, обмена мнениями по ряду вопросов с целью принятия решений широко используются тактики неявного выражения смысла, неявного способа информирования, неожиданной смены темы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. АРГУМЕНТАЦИИ И КРИТИКИ

2.1. СУЩНОСТЬ АРГУМЕНТАЦИИ

Аргументация − это приведение доводов с целью изменения позиции или убеждений другой стороны (аудитории).                        

Довод, или аргумент, представляет собой одно или несколько связанных между собой утверждений. Довод предназначается для поддержки тезиса аргументации − утверждения, которое аргументирующая сторона находит нужным внушить аудитории, сделать составной частью ее убеждений.

Теория аргументации исследует многообразные способы убеждения аудитории с помощью речевого воздействия.

Теория аргументации анализирует и объясняет скрытые механизмы «незаметного искусства» речевого воздействия в рамках самых разных коммуникативных систем − от научных доказательств до политической пропаганды, художественного языка и торговой рекламы.

Аргументация представляет собой речевое действие, включающее систему утверждений, предназначенных для оправдания или опровержения какого-то мнения. Она обращена в первую очередь к разуму человека, который способен, рассудив, принять или отвергнуть это мнение.

Таким образом, для аргументации характерны следующие черты:

• аргументация всегда выражена в языке, имеет форму произнесенных или написанных утверждений; теория аргументации исследует взаимосвязи этих утверждений, а не те мысли, идеи, мотивы, которые стоят за ними;

• аргументация является целенаправленной деятельностью: она имеет своей задачей усиление или ослабление чьих-то убеждений;

• аргументация − это социальная деятельность, поскольку она направлена на другого человека или других людей, предполагает диалог и, активную реакцию другой стороны на приводимые доводы;

• аргументация предполагает разумность тех, кто ее воспринимает, их способность рационально взвешивать аргументы, принимать их или оспаривать.

Убеждение как предмет теории аргументации. Теория аргументации изучает те многообразные дискурсивные (рассудочные) приемы, которые позволяют усиливать или изменять убеждения аудитории.

Убеждение − одна из центральных категорий человеческой жизни и деятельности, и в то же время это сложная, противоречивая, с трудом поддающаяся анализу категория.

Основания принятия высказываний могут быть очень разными. Одни высказывания принимаются, поскольку кажутся верными описаниями реального положения дел, другие принимаются в качестве полезных советов, третьи − в качестве эффективных оценок или норм и т.д. Невозможно создать полный перечень оснований принятия высказываний или их групп. Существуют  определенные приемы, позволяющие с той или иной вероятностью побудить человека принять одни утверждения и отвергнуть другие.

В числе таких хорошо известных приемов − ссылка на эмпирические данные, на существующие логические доказательства, на определенные методологические соображения, на оправдавшую себя временем традицию, на особо проницательную интуицию или искреннюю веру, на здравый смысл или на вкус, на причинную связь или связь цели и средства и т.д.

Таким образом, аргументы могут приводиться не только в поддержку тезисов, представляющихся истинными, но и в поддержку заведомо ложных или неопределенных тезисов. Аргументировано отстаиваться могут не только добро и справедливость но и то, что кажется или впоследствии окажется злом.

 

 

 

 

2.2. КРИТИКА

Критика − это обсуждение, разбор чего-либо с целью оценить достоинства, обнаружить и выправить недостатки.

Люди критикуют  друг друга по разным причинам, но всегда для того, чтобы получить тот результат, который они планируют.

Критика способствует личностному развитию, когда её воспринимают  − это метод устранения недостатков в отношениях и работе

Критика – возможность выразить свое недовольство, сказать о том, что нам не нравится в другом человеке. Или критика – обвинение кого-то в  
том, что не нравится тому, кто критикует.

Сознательные цели – то, что вы думаете. Подсознательные цели – то, что мы реально хотим.

Существует несколько подсознательных целей, из-за которых проявляется критика:

  1. Сделать больно (отомстить).
  2. Защититься от чрезмерных требований кого-либо.
  3. Доказать себе, что я самый-самый (лучший, умный, любимый, красивый).

Информация о работе Стратегии и тактики аргументации и критики