Стили речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 14:30, реферат

Описание работы

Стилистическая организация речи это система языковых элементов внутри литературного языка, разграниченные условиями и задачами общения; форма наших высказываний зависит от того, где, с кем и зачем мы говорим.
Выделяют пять стилей: четыре книжных: научный, официально-деловой, публицистический, художественный – и разговорный стиль.

Содержание работы

Введение
Особенности различных стилей речи
1.1.Научный стиль
1.2.Официально-деловой стиль
1.3.Публицистический стиль
1.4.Художественный стиль
1.5.Разговорный стиль
Заключение

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО РУССКОМУЯЗЫКУ ТЕМА.docx

— 86.91 Кб (Скачать файл)

   РЕФЕРАТ      ПО РУССКОМ УЯЗЫКУ ТЕМА: СТИЛИ РЕЧИ

                        

                      Выполнила: Ларионова Ю.                         

                      Проверила: Мусина С.Г.

 

        СТИЛИ РЕЧИ

 

Содержание  
  "1-2" Введение  
Особенности различных стилей речи  
1.1.Научный стиль  
1.2.Официально-деловой стиль  
1.3.Публицистический стиль  
1.4.Художественный стиль  
1.5.Разговорный стиль  
Заключение  
 
                                                Введение 
Стилистическая организация речи это система языковых элементов внутри литературного языка, разграниченные условиями и задачами общения; форма наших высказываний зависит от того, где, с кем и зачем мы говорим.  
Выделяют пять стилей: четыре книжных: научный, официально-деловой, публицистический, художественный – и разговорный стиль. Для каждого стиля характерны определенные средства языка: слова, их формы, словосочетания, типы предложений, причем их принадлежность к разговорному или книжному стилю осознается при сопоставлении с нейтральными средствами.  
Стили речи реализуются в определенных формах, или типах текстов, называемых жанрами речи. Жанры речи – типизированная форма организации речи, определяющая типы текстов, отличающихся заданным характером речевой деятельности и формой использования языка. В основном каждый жанр речи принадлежит к определенному стилю речи, но есть и межстилевые жанры, например: статья, очерк, эссе.  
1. ОСОБЕННОСТИ РАЗЛИЧНЫХ СТИЛЕЙ РЕЧИ

1.1.        Научный стиль

Научный стиль – один из книжных стилей, который используется в научных трудах, учебниках и учебных пособиях, устных выступлениях на научные темы.  
Задача научного стиля – сообщить научную информацию, объяснить ее, представив систему научной аргументации. Используется в официальной обстановке, характеризуется логичностью, объективностью, смысловой точностью.  
В научном стиле можно выделить следующие разновидности:  
1) собственно научный стиль (присущий научным трудам – монографиям, диссертациям, статьям в научных журналах, книгах, энциклопедиях, научным докладам),  
2) научно-популярный стиль (присущий текстам, предназначенным для популяризации научных знаний, т. е. научно-популярной литературе, статьям в неспециальных журналах, газетах, выступлениям на радио и телевидении, публичных лекциях перед массовой аудиторией),  
3) научно-учебный стиль (используется в учебниках, учебных пособиях, справочниках, предназначенных для учащихся).  
Для научного стиля характерно использование следующих языковых средств:  
на уровне лексики:  
-     насыщенность терминами данной науки;  
-     использование слов с абстрактным значением: закон, число, предел, свойство; отглагольных существительные со значением действия: переработка, приземление, использование;  
-     употребление слов в прямых значениях, отсутствие образности (метафор, метонимий, междометий, восклицательных частиц);  
-     частое использование лексических средств, указывающих на связь и последовательность мыслей: сначала, прежде всего, во-первых, следовательно, наоборот, потому что, поэтому;  
на уровне морфологии:  
-     редкое использование личных местоимений «я» и «ты» и глаголов в форме 1 и 2 лица единственного числа;  
-     специальные приемы авторизации: авторское «мы», неопределенно-личные (Считают, что...) и безличные конструкции (Известно, что...; Представляется необходимым...),  
-     использование причастий и деепричастий и оборотов с ними;  
на синтаксическом уровне:  
-     употребление сложных предложений с использованием союзов, указывающих на связь явлений;  
-     неупотребление восклицательных предложений, незначительное употребление вопросительных предложений;  
-     частые цитаты, ссылки;  
-     использование в качестве компонентов текста формул, графиков, схем.  
Основные типы речи – рассуждение, описание.  
Основные жанры – учебник, статья, доклад, диссертация, научная монография, энциклопедическая статья, патентная заявка, аннотация, резюме, рецензия.  
В качестве примера можно привести отрывок из речевого произведения научного стиля собственно научной его разновидности – монографии по лингвистике:  
-     «Правило 3 (факультативная окраска презумпций). Если составляющая с потенциальной презумпцией Р. является синтаксическим актантом миропорождающего предиката, то имеется две возможности: а) Р. является презумпцией в соответствующем мире и может быть переведена в презумпцию реального мира (или, по крайней мере, в суждение, истинное в реальном мире) при соответствующем изменении содержания – модальной «окраске» (термин «окраска» – из Schiebe 1979); б) Р. остается презумпцией в реальном мире. Различие пониманий а) и б) не имеет регулярного семантического выражения [Падучева Е. В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью. М., 2001. с. 77].»  
В этом отрывке нашли отражение следующие черты научного стиля:  
– лингвистические термины презумпция, синтаксический, актант, предикат, модальный, семантический;  
– символ Р. (презумпция) в качестве компонента текста;  
– слова с абстрактным значением составляющая, возможность, суждение, изменение, понимание, выражение;  
– отсутствие слов в переносном значении: слово окраска употреблено как термин, заключено в кавычки и снабжено соответствующей ссылкой;  
– слова, указывающие на объективные критерии оценки ситуации: потенциальный, соответствующий, истинный, регулярный;  
– отсутствие обращений, междометий, модальных частиц, вопросительных и восклицательных предложений и других средств образности;  
– сложное предложение с условным подчинительным союзом, если ... то, указывающее на причинно-следственные отношения;  
– придание тексту большей четкости с помощью расчленения на пункты: а) и б);  
– ссылка на другое произведение научной литературы, полное описание которой представлено в библиографии: Schiebe 1979.

1.2.        Официально-деловой стиль

Официально-деловой стиль – один из книжных, используется в сфере деловых отношений, деловых бумагах, т. е. законах, документах, актах, договорах, постановлениях, уставах, служебной переписке и др.  
Задача этого стиля – сообщить информацию, дать инструкцию. Официально-деловой стиль характеризуется точностью, однозначностью, неличным характером, стандартизированностью построения текста, долженствующе-предписывающим характером текста.  
Для официально-делового стиля характерно использование следующих языковых средств:  
на уровне лексики:  
-     употребление полных наименований, точных дат;  
-     книжная лексика (вследствие, в течение, в силу того что, характеризоваться);  
-     использование слов в прямых значениях;  
-     отсутствие экспрессивной и оценочной лексики;  
-     частое употребление отглагольных существительных (апробация, использование, выполнение);  
-     наличие стандартизированных оборотов (по истечении срока, в установленном порядке, вступать в законную силу);  
-     ограниченные возможности синонимической замены, частые лексические повторы;  
на уровне морфологии  
-     отсутствие личных местоимений, особенно 1 и 2 лица, вместо которых используются собственные имена, собственные наименования или специальные обозначения (Заказчик, Исполнитель), а также глаголов в форме 1 и 2 лица;  
на синтаксическом уровне:  
-     осложнение простого предложения обособленными оборотами, однородными членами;  
-     четкое членение текста на смысловые блоки, обычно с использованием подзаголовков и цифрового оформления пунктов.  
Для официально-делового стиля характерны как монологические способы организации речи, так и диалог (разговор двух лиц) или полилог (разговор нескольких лиц).  
Основные жанры: монологические – приказ, служебное распоряжение, инструкция, заявление, запрос, жалоба (рекламация), рекомендация, отчет, обзор; жанры-полилоги – собрание, совещание, переговоры, интервью.  
В качестве примера приведем отрывок из типового договора:  
ДОГОВОР № 7. О передаче неисключительных имущественных прав  
г. Москва 23 марта 2002 г.  
Гражданка Российской Федерации Ружева Анна Ильинична, именуемая в дальнейшем Автор, – с одной стороны и ООО «Аранта», именуемое в дальнейшем Фирма, в лице генерального директора Бозина Сергея Ивановича, действующего на основании Устава, – с другой стороны заключили настоящий Договор о нижеследующем:  
1. Определения, используемые в Договоре  
1.1. Произведение – «Русский язык для школьников и поступающих в вузы», подготовленный Автором. Описание Произведения – пособие содержит основные теоретические понятия школьного курса русского языка и разъясняет порядок разбора языкового материала, адресован учащимся и особенно выпускникам средней школы в связи с отсутствием единого комплекта учебников по русскому языку для средних общеобразовательных учебных заведений.  
В этом отрывке нашли отражение следующие черты официально-делового стиля:  
– отсутствие личных местоимений;  
– полное именование действующих лиц с указанием их социального статуса;  
– замена их в дальнейшем на специальные обозначения Автор, Фирма;  
– стандартизированные обороты: настоящий Договор о нижеследующем, именуемый в дальнейшем, действующий на основании;  
– точное указание на место и время заключения договора;  
– осложнение простого предложения различными обособленными членами;  
– членение текста на блоки с использованием подзаголовков и цифрового обозначения.

1.3.        Публицистический стиль

Публицистический стиль – один из книжных, используется в общественно-публицистической и литературно-критической литературе, средствах массовой информации, на собраниях и митингах.  
Задача этого стиля – воздействие на массовое сознание посредством общественно значимой информации. Характерные черты публицистического стиля – логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность.  
Для публицистического стиля характерно использование следующих языковых средств:  
на уровне лексики:  
-     широкое употребление общественно-политической, экономической, общекультурной лексики;  
-     использование торжественной лексики (мерило, воззрение, источать, несравненно), часто в сочетании с разговорной;  
-     использование образных средств: эпитетов, сравнений, метафор, фразеологизмов и «крылатых выражений»;  
-     акцентирование авторского «я», личной оценки ситуации;  
-     частая языковая игра, каламбуры, пародирование (особенно в заголовках);  
на уровне морфологии и синтаксиса:  
-     активное использование личных местоимений 1 и 2 лица и соответствующих форм глагола;  
-     неиспользование причастных и деепричастных оборотов, их замена придаточными предложениями;  
-     употребление побудительных и восклицательных предложений, риторических вопросов;  
-     использование обращений;  
-     частые лексические и синтаксические повторы  
Основные жанры: публичное выступление (речь, доклад), дискуссия, критическая заметка, репортаж, интервью, статья, рецензия, очерк, зарисовка.

1.4.        Художественный стиль

Художественный стиль используется в произведениях художественной литературы, относится к книжной речи.  
Задача стиля – нарисовать словами картину, выразить отношение к изображаемому, воздействовать на чувства и воображение читателя. Особенность – единство коммуникативной и эстетической функции, высокая образность.  
Художественный стиль характеризуется следующими выразительными средствами:  
-     тропы – обороты, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении: метафора, метонимия, олицетворение, сравнение, эпитет и др.;  
-     фигуры речи: анафора, антитеза, градация, инверсия, параллелизм, риторический вопрос;  
-     ритм, рифма, преимущественно в поэтическом произведении.  
Более широким понятием является язык художественной литературы: художественный стиль обычно используется в авторской речи, а в речи персонажей могут присутствовать и другие стили, например разговорный.  
В качестве примера приведем отрывок из поэтического текста – стихотворения А. Блока:  
Осень поздняя. Небо открытое,  
И леса сквозят тишиной.  
Прилегла на берег размытый  
Голова русалки больной.  
Здесь использованы следующие характерные для художественного стиля языковые средства:  
– ритм, рифма;  
– инверсия – прилагательное после существительного: осень поздняя, небо открытое, берег размытый, русалка больная;  
– тропы: открытое небо, леса сквозят тишиной, голова русалки прилегла на берег;  
– синтаксический параллелизм в первой строке;  
– назывные предложения, создающие ощущение статичности, неподвижности.

1.5.        Разговорный стиль

Разговорный стиль противопоставлен книжным и используется в непринужденных беседах, чаще в неофициальной обстановке. Основная форма существования – устная, но может быть осуществлен и в письменной форме (записки, частные письма, фиксация речи персонажей, а иногда и авторской речи в художественных произведениях).  
Задача речи – общение, обмена впечатлениями. Отличительными признаками разговорного стиля являются неофициальность, непринужденность, неподготовленность, эмоциональность, использование мимики и жеста.  
Для публицистического стиля характерно использование следующих языковых средств:  
на фонетическом уровне:  
-     бо́льшая степень редукции гласных, произносительная компрессия слов (сейчас [щ’ас], здравствуйте [(з)дра́с’т’и]);  
-     разнообразное интонирование при относительно свободном порядке слов;  
на уровне лексики и словообразования:  
-     использование разговорной и просторечной лексики, жаргона (работяга, электричка, дотошный, потихоньку, лебезить);  
-     преимущественное употребление конкретной лексики, незначительное использование абстрактных, терминологических слов;  
-     экспрессивность и оценочность в лексике и словообразовании (обалденно, бух, книжонка, здоровенный);  
-     частое использование фразеологизмов;  
на уровне морфологии:  
-     наиболее частое из всех стилей употребление личных местоимений;  
-     преобладание употребления глаголов над употреблением существительных;  
-     редкое использование причастий и кратких прилагательных, неиспользование деепричастий;  
-     несклоняемость сложных числительных, склоняемость аббревиатур;  
-     употребление частиц, междометий;  
-     частое переносное использование морфологических средств (например, использование времен и наклонений в несвойственных им в книжных стилях значении);  
на синтаксическом уровне:  
-     употребление односоставных и неполных предложений;  
-     отсутствие сложных синтаксических конструкций;  
-     бессоюзие сложного предложения;  
-     частое использование побудительных, вопросительных и восклицательных предложений;  
-     употребление обращений.  
В качестве примера приведем высказывание одного из персонажей рассказа А. П. Чехова «Месть»:  
– Отворите же, черт возьми! Долго ли еще мне придется коченеть на этом сквозном ветру? Если б вы знали, что в вашем коридоре двадцать градусов мороза, вы не заставили бы меня ждать так долго! Или, быть может, у вас нет сердца?  
В этом небольшом отрывке нашли отражение следующие черты разговорного стиля:  
– вопросительные и восклицательные предложения,  
– междометие разговорного стиля, черт возьми,  
– личные местоимения 1 и 2 лица, глаголы в этой же форме.  
Еще один пример – отрывок из письма А. С. Пушкина к жене, Н. Н. Пушкиной, от 3 августа 1834 года:  
«Стыдно, женка. Ты на меня сердишься, не разбирая, кто виноват, я или почта, и оставляешь меня две недели без известия о себе и о детях. Я так был смущен, что не знал, что и подумать. Письмо твое успокоило меня, но не утешило. Описание вашего путешествия в Калугу, как ни смешно, для меня вовсе не забавно. Что за охота таскаться в скверный уездный городишко, чтоб видеть скверных актеров, скверно играющих старую, скверную оперу? <...> Просил я тебя по Кулагам не разъезжать, да, видно, уж у тебя такая натура.»  
В этом отрывке проявились следующие языковые признаки разговорного стиля:  
– использование разговорной и просторечной лексики: женка, таскаться, скверный, разъезжать, что за охота, союз да в значении ‘но’, частицы уж и вовсе не, вводное слово видно,  
– слово с оценочным словообразовательным суффиксом городишко,  
– инверсионный порядок слов в некоторых предложениях,  
– лексический повтор слова скверный,  
– обращение,  
– наличие вопросительного предложения,  
– употребление личных местоимений 1 и 2 лица единственного числа,  
– употребление глаголов в настоящем времени,  
– употребление отсутствующей в языке формы множественного числа слова Калуга (по Калугам разъезжать) для обозначения всех маленьких провинциальных городов.  
              ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Изучение стилистических особенностей речи, стилей учит сознательному отбору и использованию языковых средств в речи. Точность как качество речи всегда связывается с умением ясно мыслить, со знанием предмета речи и значения слов.  
Языковая норма складываются как результат отбора элементов (лексических, орфографических, орфоэпических и т.д.) из числа существующих в современном языке для обслуживания коммуникативных потребностей общества.  
Стилистическая норма это принятая обществом в данный исторический период совокупность правил, которые регламентируют использование слов в зависимости от сферы употребления. Стилистические нормы изменчивы и отражают те языковые варианты, которые наиболее распространены в практике использования.  
Стиль же речи это совокупность приемов, способов, манер использования этих средств, а также совокупность лексических, грамматических и синтаксических особенностей, которые придают речи определенную окраску и делают речь или научной, или официальной, или разговорной.  


Информация о работе Стили речи