Сравнительный анализ риторики софистов и основателей теории «подлинного красноречия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 19:01, реферат

Описание работы

В античном мире устное слово имело огромное значение, поэтому долгое время ораторское искусство существовало лишь в устной форме. Поэты и писатели Древней Греции создавали письменные литературные произведения, однако основным способом потребления этих произведений греками, все же, оставалось их устное чтение на публике. Чтецами произведений в ту пору выступали специально обученные рапсоды, выступавшие на разнообразных торжественных мероприятиях.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Софисты – учителя риторики.
Глава 2. Протагор и Горгий – особенности риторики софистов.
Глава 3. Сократ, Платон и Аристотель – основатели теории «подлинного красноречия».
Заключение.
Литература.

Файлы: 1 файл

Сравнительный анализ риторики софистов и основателей теории «подлинного красноречия».docx

— 30.02 Кб (Скачать файл)

Идеи (высшая среди них - идея блага) - вечные и неизменные умопостигаемые прообразы  вещей, всего преходящего и изменчивого  бытия.

Вещи - это лишь подобие и отражение  идей.

Красноречие - инструмент весьма тонкий, и пользоваться им, по мнению Платона, следует осторожно, по справедливости, не злоупотребляя  его огромными возможностями. «Красноречие - это мастер убеждения, внушающего веру в справедливое и несправедливое, а не поучающего, что справедливо, что нет».

Платон  совершенствовал искусство диалога. Сам Платон, будучи учеником Сократа, в наибольшей степени способствовал  развитию и пропаганде диалога, как нового метода аргументации, который в большой мере соответствовал ищущему, творческому духу античной мысли. По сути дела, ему мы и обязаны знакомством с этим методом аргументации, которым широко пользовался Сократ. Платоновские диалоги остроумные, логично построенные, по внешнему впечатлению загадочные, возбуждали интерес к предмету спора или беседы. Платон обогатил живую публичную речь приемами и формами полемики, с помощью иносказаний и метафор сделал ее язык ярким и выразительным. В диалоге «Теэтет» высказываются различные соображения об ораторском искусстве в связи с вопросами о мудрости и постижении истины. Философ осуждал «пустословие» тех, кто своей речью заискивает перед народом, не стремясь к истине. По мнению Платона – риторика есть сноровка, умение, ловкость, которым можно научиться, развить в себе. А прилагать такую сноровку можно с различными целями - добрыми и злыми.

Как считал Платон, оратор должен не гоняться за чужими мнениями, а сам постигать и постичь истину того, о чем он собирается говорить.

По  мнению Платона, искусство оратора  во многом зависит от способности, умения, охватывая все общим взглядом, возводить к единой общей идее разрозненные объекты речи и разделять  все на виды, на естественные составные  части, а также умение возводить  частное к общему и из общего получать частное.

Он  считал, что преподаватель ораторского искусства должен хорошо знать природу каждой вещи и ее идеи, а через это знание стремиться к познанию души, знать ее виды и то, какая речь и как воздействует на душу.

Выдвигая  на первый план эмоциональную убедительность речи, Платон не считал важными логические доказательства, которые отходили у него на второй план. Поэтому он был убежден, что в судах «решительно никому нет никакого дела до истины, необходима только убедительность». Оратор должен, по мнению Платона, распрощаться с истиной, но построить свою речь так, чтобы она казалась для слушателей правдоподобной.

Что мы можем рассматриваются у Платона  и в диалоге «Горгий». В беседе, возникшей между Сократом и Горгием и их учениками, выделяются два вида убеждения: один вид связан с сообщением веры без знания, другой - дающий знание. Горгий и Сократ приходят в диалоге к выводу, что красноречие должно пользоваться первым типом убеждения, то есть внушать веру, не давая знаний, не пользуясь объективными доказательствами. Слушатели должны принимать на веру то, что выскажет им в эмоциональной речи оратор. «Значит, оратор в судах и других сборищах не поучает, что справедливо, а что нет, но лишь внушает веру, и только».

Таким образом, не доказательства служат основой  красноречия, а эмоциональное воздействие, эмоциональное убеждение, эмоциональное  внушение. И в этом недостаток теории Платона.

Платон  отверг ценностный релятивизм софистов и отметил, что главным для  ритора является не копирование чужих  мыслей, а собственное постижение истины, нахождение собственного пути в ораторском искусстве.

Но  идею софистов о том, что хороший  оратор должен много работать над  самоусовершенствованием и речами, Платон поддерживает. Считая, что риторика, как и всякое подлинное искусство, есть творческая деятельность, она  приводит эмоции, страсти в системное, упорядоченное состояние, воплощая тем самым высшую справедливость. Эта творческая деятельность, однако, требует тщательной подготовки оратора. Философ неоднократно говорит о  необходимости для всякого оратора  проходить особую школу ораторского  искусства, которая научила бы его  правильно, соразмерно и эффективно сочинять речи.

Рассуждения Платона свидетельствуют о том, что он придавал огромное значение именно технической стороне речи, понимая совершенную технику речи в тесной связи с учетом психологии слушателей, считая науку о красноречии важным философско-психологическим учением. Подводя итог анализу риторических взглядов Платона, можно согласиться с А.Ф. Лосевым, который писал: «Ясно вытекает вывод об огромном интересе Платона к ораторскому искусству, об его постоянной склонности строить теорию этого искусства, хотя теория эта у него весьма несистематичная».

 

Риторика  Аристотеля.

Аристотель – древнегреческий учёный, философ. Родился примерно в 384-322 гг. до н.э. в греческой колонии Стагире, в Халкидиках. Будучи учеником Платона перенял от него многие идеи в том числе и риторическую школу, которую чуть позже несколько изменил и развил.

Он  завершил превращение риторики в научную дисциплину, установив неразрывную связь между риторикой, логикой и диалектикой и, среди важнейших черт риторики, выделил ее «особую динамическую выразительность и подход к действительности возможного и вероятностного». Проанализировав весь накопленный опыт Аристотель сформулировал цель риторики: она должна помогать человеку склонить другого к чему-либо или отговорить его от чего-нибудь. Тем самым он утверждал, что риторика необходима как в делах, касающихся обыденных потребностей отдельного человека, так и в делах государственного значения.

Перу знаменитого Аристотеля принадлежит большое количество научных трудов. Например такие произведения, как «Топика» и «О софистических опровержениях», посвященные риторике, и конечно же авторитетный античный трактат «Риторика», написанный около 330 г. до н.э.

В отличие от софистов Аристотель признавал достоинством речи ее ясность, краткость уместность, а реальный путь для достижения этих качеств он видел в сближении ораторской речи с разговорной речью. Исследуя вопрос, откуда черпаются изящные и удачные выражения, Аристотель говорит о роли метафор, пословиц, шуток, указывает, что каждому роду речи соответствует особый стиль.

В построении речи философ выделял  четыре части: предисловие, рассказ, доказательство, заключение.

Риторика  определяется как искусство убеждения, способность находить возможные  способы убеждения в каждом конкретном случае. Аристотель рассматривает средства убеждения, которые разделяет на: 1) логические; 2) нравственные; 3) эмоциональные.

Аристотель  так же считал, что личные качества и особенности оратора, такие как разум, добропорядочность и твердое состояние духа просто необходимы для достижения оратором поставленной цели, так как именно через эти качества он вызывает к себе доверие слушателя.

Аристотель  считал, что риторика является искусством, соответствующим диалектике. «Итак, очевидно, что риторика не касается какого-нибудь отдельного класса предметов, но, как и диалектика, а также, что она полезна и что дело ее - не убеждать, но в каждом данном случае находить способы убеждения». Риторика занимается выделением способов убеждения, теоретическим осмыслением этих способов. Аристотель отмечал, что действие убеждающей речи зависит от трех моментов: нравственного характера говорящего, качества самой речи, настроения слушателей. Уже в учении Аристотеля выделяется триада: отправитель речи - речь - получатель речи, которая находит свое развитие и в современных исследованиях.

 

На  основании вышеизложенного можно  с уверенностью утверждать, что риторический идеал Сократа, Платона, Аристотеля, как бы является антиподом идеала софистический риторики. Его можно определить, как:

  1. Диалогический

Не манипулирование людьми, а  побуждение их мысли - вот цель речевого общения и деятельности говорящего;

 

  1. Гармонизирующий

Главная цель разговора - не победа любой  ценой, а объединение сил участников общения для достижения согласия;

 

  1. Смысловой

Цель разговора между людьми, как и цель речи - поиск и обнаружение  истины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В данной работе я постарался осветить такие вопросы как: что такое риторика, кем были древнегреческие софисты, в чём заключается софистическая риторика, в чём заключается различие между риторическим идеалом Сократа, Платона и Аристотеля от риторики софистов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Лосев А.Ф.: Античная литература
  2. Брюшкин В.Н. «Логика». М., «Гардарика», 2001 г.
  3. Егоров П.А., Руднев В.Н. Основы этики и эстетики. Учебн. пос. М., 2010
  4. Зарецкая Е.Н.  Риторика : теория и практика речевой коммуникации. М., 2002
  5. Корникова Е.Н. Риторика – искусство убеждать. Своеобразие публицистической античной эпохи. Учебн. пос. М., 1998
  6. Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Искусство публичного выступления. М., 1988
  7. Лосев А. Ф. История античной эстетики: Софисты. Сократ, Платон. - М., 1969

Информация о работе Сравнительный анализ риторики софистов и основателей теории «подлинного красноречия