Роль и место современных игровых технологий в обучении младших школьников русскому языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2012 в 22:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в обосновании общепедагогических и методических аспектов использования игровых технологий при изучении русского языка в начальной школе. Достижение этой цели требовало решения следующих задач:
1. Провести теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы с целью выявления сущности игры.
2. Выявить общепедагогические и методические основы конструирования и использования игровых технологий в обучении младших школьников.
3. Изучить состояние практики использования игровых технологий при изучении русского языка в современной начальной школе.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические аспекты игровых технологий обучения……………...........7
I.1Сущность и функции игры и игровой деятельности………………………...........7
I.2 Игровые технологии как вид педагогических технологий……………………..13
I.3 Основные функции игровых технологий на уроках русского языка
в начальной школе…………………………………………………………………….19
Глава II. Применение игровых технологий на уроках русского языка в современной начальной школе…………………………………………………………………23 II.1 Роль игр и игровых упражнений в развитии речи младших школьников
на уроках русского языка…………………………………………………………….23
II.2 Обучение орфографии с использованием дидактических игр
(4 класс)………………………………………………………………………………..28
II.3 Рекомендации по применению игровых технологий на уроках русского языка…………………………………………………………………………….................32
Заключение…………………………………………………………………………….39
Список использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

Анна василенко!.docx

— 196.15 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Игра – нехитрая штука, да в каждой игре наука

 

«Наряжаем ёлку»

Украсьте елочки Е и И игрушками – словами:

Зажига…шь, слыш..шь, вспомн…шь, вспомина…шь, боле…шь, догоняя…шь, укус…шь.

«Боулинг»

На доске помещаются кегли  с буквами Е и И.

Даны предложные словосочетания слов:

Лететь на самолет…, жить по  совест…, мечтать о богатств…, появился на горизинт…, отметить в тетрад…, встретиться на вокзал…, урожай гречих… . Нужно соотнести слово с безударной гласной в окончании существительного с буквой на кегле. Если ученик прав, то кегля сбивается, если нет, кегля остается. Выигрывает тот, кто собьет последнюю кеглю.

«Забей шайбу»

Перед вами двое ворот с  окончаниями –ЕМ и –ИМ. Шайбу может забить только самый внимательный:

У син…го моря, в ближайш…м лесу, под ярк…ми лучами, весен…ми водами, зимн..й ночью, с могуч…м зверем.

«Снежки»

Пред вами две мишени: - ЕМ  и – ИМ. Попадает в центр  снежком самый меткий:

Горяч…м воздухом, ранн…м утром, в весен…м лесу, зимн…й ночью, тих…м шёпотом, по син…му квадрату.

«Угадай предмет»

Детям предлагается ряд прилагательных, по которым они должны угадать  «спрятанное» слово. Например, круглое, румяное, вкусное – яблоко.

«Подбери правильно»

Учащимся предоставляется  несколько слов, которые они должны объединить одним общим словом и  наоборот. Например, слова воздух, мороз, день, хлеб могут быть объединены словом легкий. А к слову плывут подобраны слова облака, корабли, утки.

«Четвертый лишний»

На доске выставлены карточки со словами отобрать, оторвать, отопить, отогнать. Школьникам необходимо найти лишнее слово, обосновав ответ.

«Почтальон»

Почтальон раздает детям  приглашения (карточки), а учащиеся должны определить, куда их пригласили. Например:

Гря-ки

Кали-ка

Реди-ка

Морко-ка

Доро-ки

Бере-ки

Ду-ки

Ли-ки

Пло-цы

Фла-ки

Ло-ки

Остро-ки

Кни-ки

Обло-ки

Тетра-ка

Промока-ка

Хле-цы

Пиро-ки

Сли-ки

Голу-цы

Клее-ка

Марты-ка

Тра-ка

Реше-ка

ОГОРОД

ПАРК

МОРЕ

ШКОЛА

СТОЛОВАЯ

ЗООПАРК


 

Ученикам необходимо объяснить  орфограммы, подбирая проверочные слова.

«Угадай слово»

Детям описывают загаданное слово по его частям. Например, его  корень в слове писать, приставка  в слове – рассказывать, суффикс  - в слове книжка, окончание – в слове вода. (Расписка)

 

 

Приложение 2

Загадки на уроках русского языка

 

Громыхнул далекий гром,

Тучка брызнула дождем,

И вполнеба вдруг повисло

Против солнца коромысло.

                                                (Радуга)

Задание к загадке.

Сколько цветов у радуги? Назовите их.

К какому склонению относится  существительное радуга?

Вставьте пропущенные  буквы: к..р..мысло.

 

С неба падал легкий пух,

Он похож на белых мух.

Запушил леса, поля – 

Стала белой вся земля.

                                        (Снег)

Задание к загадке.

В каком месяце выпадает первый снег?

Какие зимние праздники вы знаете?

Вставьте пропущенные  буквы в слова запуш..л, п..ля, б..лый, з..мля.

 

В заболоченном краю

На одной ноге стою.

                                    (Цапля)

Задание к загадке.

Чем питается цапля?

Выполните фонетический разбор слова краю.

 

Приложение 3

Стихотворные  упражнения на уроках русского языка.

 

Гласные – согласные.

Нет преград у голоса

И препятствий разных.

На свободу без забот

Звук выходит гласный.

Можем мы его пропеть,

Услышав голос свой!

И целый слог образовать – 

Вот этот звук какой!

Согласный звук произнести

Легко нам не всегда,

Ведь преграда на пути

Ждет его, друзья!

 

Разделительный мягкий знак.

Слева от меня – согласный,

Справ – е, ё, и, ю, я.

Чтобы не было слияния,

Разделю их ловко я.

 

Разделительный твердый  знак.

Между согласною и гласной

Себя я чувствую прекрасно!

После приставок я стою

Перед е, ё, я, ю.

 

 

Приложение 4

1. Имена существительные III склонения.

тень

мебель

 дверь

 

2. Имена существительные мужского рода с Ь на конце.

гусь

журавль

портфель

 

 

3. Имена существительные III склонения на - ОСТЬ (ж.р.).

местность

сырость

бедность

 

 

4. В существительных женского рода после шипящих (Ж, Ш, Ч, Щ) на конце пишется Ь.

Вещь

Ночь

Глушь

Рожь

  

 

5. В существительных мужского рода после шипящих Ь на конце не пишется.

Чиж

Палач

Шалаш

Плащ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

 

Игры на развитие фонематического слуха.

 

«Звуковой кондуктор»

Учитель говорит на ухо  одному ученику слово, а другому  – звук. Каждый из них произносит свое. Школьники должны сказать, в  начале или в конце слова надо добавить названный звук, чтобы получилось другое слово. Слова для работы: пар – парк, шар – шарф, рот – крот, мех – смех, бот – борт, сор – сорт, тачка – стачка.

«Волк, собак и охотник»

Предварительно дети находят  в слове первый звук. Рассказ учителя: «Сейчас в лесу идет большая охота: волки охотятся за зайцами, а охотники с собаками – за волками. Пусть волком будет звук [р], собакой – [р’], остальные звуки зайцами, а вы охотниками. Теперь будьте внимательны, как только услышите [р] в словах, которые я произношу, «стреляйте» - хлопайте в ладоши. Начинаем».

«Телевизор»

На экране телевизора «прячется» слово. На доске вывешиваются картинки на каждую букву спрятанного слова  по порядку. Дети должны по первым буквам слов на картинках сложить спрятанное слово. Если дети правильно назвали  слово, экран «открывается». Например: спрятанное слово – месяц. Картинки: медведь, ель, собака, яблоко, цапля.

«Собери цветок»

На столе лежит «серединка»  цветка. На ней написана буква (например, с). Рядом выкладываются «цветочные лепестки», на которых нарисованы картинки со звуками [с], [з], [ц], [ш]. Ученики должны среди этих «лепестков» с картинками выбрать те, где звук [с].

 

 

 

Приложение 6

 

Тема урока: «Удвоенные согласные на стыке приставки  и корня».

Ход урока.

  I. Организационный момент.

  II. Минутка чистописания.

На доске написаны строчные м и л, одиночные и двойные.

- Посмотри на доску,  чем похоже написание  этих  букв? (Элементами - наклонными линиями с закруглением влево и вправо.)

- Что надо соблюдать  при написании этих букв? (Наклон, высоту, …)

Придумайте закономерность и запишите данные буквы и буквосочетания.

Выслушаем несколько вариантов  закономерности, комментируем, исправляем (варианты: одна л, две м, одна л, две м, …; одна л, две л, одна м, две м,…).

   III. Актуализация знаний.

- Придумайте и запишите  слова с данными буквосочетаниями (указывают на лл и мм).

Дети предлагают слова: Алла, программа, Кирилл,…

- Чем похожи эти слова? (В них есть удвоенные согласные.)

- Почему мы их пишем? (Мы и слышим, и произносим долгий  звук; мы должны запомнить их  написание.)

- В какой части слов  находится эта орфограмма? Докажите.

Ученики, подбирая однокоренные слова, выделяют корень и делают вывод: двойные согласные находятся  в корне.

- А теперь сформулируйте,  пожалуйста, тему урока. (Удвоенные  согласные буквы в корне.)

На доске кратко записываю  тему урока – 2с. (со знаком корня  над двойкой и буквой).

  IV. Словарная работа.

Игра «Попытка – не пытка».

- Зная тему урока, вы  легко справитесь с задание  игры. Вам нужно угадать слова,  используя минимум подсказок.  Кто первый догадается, что это  за слово, тот прикрепит на  доску соответствующую карточку.

Первое слово.

1.В этом слове 4 слога, 10 букв, но 9 звуков, один из которых долгий [м].


2.В нем спряталась единица  массы.

3.Этим словом называют  раздел науки о языке.

4.Так назывался учебник,  который обиделся на Витю Перестукина за то, что он не знал правила о безударных гласных. (Грамматика)

Второе слово.

1.В этом слове 3 орфограммы.

2.В нем спрятался кросс,  но это слово к спорту не  относится.

3.Часто этот род загадок  встречается на последних страницах  газет, журналов. (Кроссворд)

Третье слово.

1.Этим именем звали  красивого юношу.

2.Он был так влюблен  в себя, что никого и ничего  не замечал, а все время смотрел  на свое прекрасное лицо, отраженное  в воде. В наказание боги превратили его в цветок. (Нарцисс)

Четвертое слово.

1.Литературный жанр, в  котором описан один эпизод, одно  событие из жизни героев.

2.В этом произведении  мало героев, оно небольшое по  объёму. (Рассказ)

По ходу работы на доске  появляются карточки со словами.

   V. Формулирование темы и целей урока.

- Вы отлично справились  с задание, а теперь подумайте,  какое из этих слов лишнее  с точки зрения темы урока. (Рассказ) 

- Почему? (Во всех остальных  словах удвоенные согласные находятся  в корне.)

- Проверим наше предположение.  Выделите корень в каждом слове.  Что для этого нужно сделать?  (Подобрать «семейку слов» или ответить на вопрос, от какого слова произошло данное.)

Дети рассуждают:

- Грамматика, грамматический – двойная согласная находится в корне;

Кроссворд, кроссвордик; Нарцисс, Нарциссик – то же самое. Рассказ, рассказывать. Здесь - сказ - корень, а рас - - приставка. Значит, одна из двойных согласных находится в корне, а другая в приставке.

Учитель:

- Почему же появились  удвоенные согласные? (Приставка  и корень имеют одинаковые  буквы, и они как бы встречаются  и соединяются.)

- Как назвать место  соединения?

Ребята затрудняются ответить.

- Обратимся к помощи  учебника. Откройте страницу 108. Прочитайте  тему урока и назовите нужное  нам слово. (Стык)

- Что значит стык? (Соединение  вплотную.)

- Как вы думаете это  орфограмма? Докажите. (Да, это орфограмма, потому что возникают варианты  написания: две согласные или  одна.)

- При каких условиях  возникает эта орфограмма? (Когда  корень слова начинается с такой же согласной, которой оканчивается приставка.)

- Уточните тему нашего  урока. (Удвоенные согласные на  стыке приставки и корня.)

Дополняют условное обозначение темы урока графическими обозначением приставки (рисую значок перед корнем).

- Сформулируйте наши задачи  по теме урока.

Ответы записывают уже  знакомыми детям условными знаками  на доске; к ним мы будем возвращаться по ходу урока:

- тренироваться в написании  слов с у2с. на стыке приставки  и корня (рисую карандаш).

- объяснять и обозначать  орфограмму (рисую губки, что значит  – объяснять; рисую карандаш  и черточку перед ним - обозначать).

VI. Развитие речевых и орфографических умений.

- Молодцы! Задачи урока  определили, приступим к работе. Кто работы не боится?

1. Работа по учебнику, страница 108, упражнение 159:

Спиши слова, объясни графически, почему в них пишется удвоенная согласная буква.

- Что значит – объяснить  графически? (Выделить, подчеркнуть  условия выбора орфограммы.)

Работаем одновременно в  тетрадях и на доске с комментированием: рассыпать – выделяю корень - сып -, перед корнем приставка рас -, выделяю ее; первая согласная корня и последняя в приставке – одинаковые, значит орфограмма – «удвоенные согласные на стыке приставки и корня», подчеркиваю согласные, и т.д.

Информация о работе Роль и место современных игровых технологий в обучении младших школьников русскому языку