Роль и место современных игровых технологий в обучении младших школьников русскому языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2012 в 22:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в обосновании общепедагогических и методических аспектов использования игровых технологий при изучении русского языка в начальной школе. Достижение этой цели требовало решения следующих задач:
1. Провести теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы с целью выявления сущности игры.
2. Выявить общепедагогические и методические основы конструирования и использования игровых технологий в обучении младших школьников.
3. Изучить состояние практики использования игровых технологий при изучении русского языка в современной начальной школе.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические аспекты игровых технологий обучения……………...........7
I.1Сущность и функции игры и игровой деятельности………………………...........7
I.2 Игровые технологии как вид педагогических технологий……………………..13
I.3 Основные функции игровых технологий на уроках русского языка
в начальной школе…………………………………………………………………….19
Глава II. Применение игровых технологий на уроках русского языка в современной начальной школе…………………………………………………………………23 II.1 Роль игр и игровых упражнений в развитии речи младших школьников
на уроках русского языка…………………………………………………………….23
II.2 Обучение орфографии с использованием дидактических игр
(4 класс)………………………………………………………………………………..28
II.3 Рекомендации по применению игровых технологий на уроках русского языка…………………………………………………………………………….................32
Заключение…………………………………………………………………………….39
Список использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

Анна василенко!.docx

— 196.15 Кб (Скачать файл)

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регуляторов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

 

 

 

 

 

I.3 Основные функции  игровых технологий

на уроках русского языка в начальной школе

 

Как известно, в младшем школьном возрасте роль ведущей деятельности переходит к учению, к учебной деятельности. Этот переход не должен быть резким, поэтому игровые методики применяются главным образом в I – II классах. Дети любят игру, но материал по русскому языку далеко не всегда удобен для игрового оформления.

Игра как метод обучения, передачи опыта старших поколений  младшим использовалась с древнейших времен. Мы заметили, что широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В учебном процессе школы до недавнего времени использование игры было весьма ограничено. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве самодеятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • в качестве элементов (иногда весьма существенных) более обширной технологии;
  • в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  • в качестве технологий внеклассной работы (коллективные творческие дела).

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в ясном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

В последние 20 лет, в связи  с частичным переходом к обучению детей в школе с 6 лет, внимание к игровым методикам существенно повысилось. Новые издания учебников выходят в сказочном оформлении, сама грамматика в них предстает перед детьми как принцесса Грамматика, а дети отправляются в путешествие по океану Словари, а слово реченька, оказывается, происходит от корня речь – ведь реченька журчит. Путешественники ночуют на берегу моря Глаголов, блуждают в лесу Прилагательных… Сказочная аллегория, метафоризация облегчают усвоение сложных абстракций, но они же уводят детей от строгих научных понятий.

Также мы согласны с тем, что игры в школе должны быть дидактическими, т.е. вести школьников по пути познания, развития. Рассмотрим функции игры в овладении младшими школьниками системой знаний, умений и навыков на уроках.

Первая, простейшая функция  – облегчать учебный процесс, оживлять его. Эту роль выполняют сказочные элементы, занимательные картинки, подбор занимательных тестов и прочие.

Вторая функция – «театрализация»  учебного процесса: игровые формы  вводят ролевой элемент, например, вымышленных персонажей – Незнайки и Знайки, Буратино и Мальвина… Артистические приёмы используются в ролевых диалогах и полилогах, в чтении по ролям, в инсценировании басен, сказок, в составлении силами самих учащихся различных упражнений, задач и даже в составлении страниц предлагаемого учебника.

Третья функция – соревновательная. Игра вносит элемент соревнования, конкурса возбуждает активность, стремление к лидерству. Простейший вариант – «кто первый решит задачу, проверит орфограмму» и прочее; «придумать предложение: чьё предложение лучше?» и т.п. Но от этих простейших случаев игра переходит к олимпиадам, к тестированию, литературному творчеству, к соревнованию в качестве и глубине знаний.

Названные три функции  игры представляют собой ступени  от игры-забавы к игре - увлечению  познанием. Это высшая ступень –  от игры к творчеству, к научной логике, к опережению школьных программ. Для младших школьников игра – это прощание с розовым детством. Дети нуждаются в шутке, в ласке, в красоте.

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в младшем школьном возрасте определяется рядом причин:

  1. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве ещё не потеряла своего значения (не случайно многие дети приносят в школу игрушки). Можно согласиться с Л. С. Выготским, который писал, что «в школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношения к действительности. Она имеет своё внутреннее продолжение в школьном обучении и труде». Отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приёмы — важный наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу.
  2. Освоение учебной деятельности, включение в неё детей идёт медленно     (многие дети вообще не знают, что такое «учиться»).
  3. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры как раз способствуют развитию у детей психических процессов.
  4. Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Основная трудность в начальный период обучения заключается в том, что мотив, с которым ребёнок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнить в школе. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу. Побуждать же к учению должно то содержание, которому ребёнка учат в школе. Существуют значительные трудности адаптации при поступлении ребёнка в школу (освоение им новой роли - роли ученика, установление взаимоотношений со сверстниками и учителями). Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей. А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчёркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка». С другой стороны, некоторые педагоги склонны, наоборот, неправомерно рассматривать дидактические игры лишь как средство интеллектуального развития, средство развития познавательных психических процессов. Однако дидактические игры — это ещё и игровая форма обучения, которая, как известно, достаточно активно применяется на начальных этапах обучения, т.е. в младшем школьном возрасте.

 В игровой методике  с наибольшей полнотой проявляется  артистизм учительницы, её женская чуткость и теплота.

Мы считаем, что успешно решать задачи по формированию навыка грамотного письма и развития речи можно, предложив учащимся комплексные и игровые задания. При таком подходе роль ученика не сводится к роли пассивного наблюдателя. Выполнение заданий требует от него одновременно видеть, думать, сопоставлять, рассуждать, постоянно переключаться с одного вида деятельности на другой. Самое главное в данном виде работы – аргументированное объяснение своего действия. Поэтому так важно добиться от учащихся мотивированного, развернутого объяснения правильности своего решения.

Использование системы игровых  упражнений по взаимосвязанному изучению частей речи способствует интенсификации формирования прочного орфографического навыка на грамматической основе.

Нами было замечено, что  грамматические игры способствуют совершенствованию грамматических умений и навыков, развитию логического мышления учащихся. Их привлекает не только процесс игры – они стараются играть как можно лучше, в поисках оптимального решения перебирают варианты ответов, стремятся дойти до цели наиболее рациональным путем. Именно в игре приходит к школьнику заинтересованность в знании, интерес к предмету.

Мы пришли к выводу о  том, что для облегчения учебного процесса используется оживление его с помощью сказочных персонажей, занимательных картинок, а также создание атмосферы соревновательности, что способствует заинтересованности учащихся в учебном процессе и достижению оптимальных результатов.

Глава II. Применение игровых технологий на уроках русского языка в современной начальной школе

II.1 Роль игр  и игровых упражнений в развитии  речи младших

школьников на уроках русского языка

 

В 1989 году в издательстве «Русский язык» вышла книга П. М. Баева «Играем на уроках русского языка». Автор даёт основное понятие игры как средства обучения и делает такие выводы:

1) игра - эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся;

2) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

3) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

4) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;

5) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.

Игры, предложенные П. М. Баевым для учащихся зарубежных школ, можно использовать в готовом или изменённом виде на уроках русского языка в русской школе. /5;15/

Раскроем вопрос о том, как можно облечь урок в игровую форму в школьной практике. Здесь великое множество вариантов, но обязательно соблюдение следующих условий:

1)  соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

2)  доступность для учащихся данного возраста;

3)  умеренность в использовании игр на уроках.

Кроме того, в рамках темы можно выделить такие виды уроков:

1)  ролевые игры на уроке (инсценирование);

2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок-соревнование, урок-конкурс, урок-путешествие, урок-КВН);

3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);

4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);

5) различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.

Речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического развития в детском возрасте. Речевая деятельность осуществляется посредством языка, который усваивается ребенком в ходе общения с окружающими людьми. Усваивая родной язык, ребенок овладевает его фонетическим (звуковым), лексическим (словарным), грамматическим строем.

Речь неразрывно связана  с мышлением, она служит формой существования  мысли. По мере овладения речью ребенок  учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Речь дает ребенку возможность вербализировать собственные чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности.

Развитие речи как средства общения позволяет ребенку адекватно  пользоваться языком в различных социальных ситуациях, вступать в эффективное взаимодействие с взрослыми и сверстниками.

В младшем школьном возрасте весьма существенным приобретением речевого развития ребенка является овладение им письменной речью, которая имеет большое значение для умственного развития ребенка». На этот период приходится активное обучение чтению (т.е. пониманию письменной речи) и письму (построению собственной письменной речи). Обучаясь чтению и письму, ребенок учится по-новому – связно, систематически, продуманно, строить и свою устную речь.

Игры «в слова» обогащают  лексический запас ребенка, приучают быстро находить нужные слова («не лезть за словом в карман»), актуализируют пассивный словарь. Большинство таких игр рекомендуется проводить с ограничением времени, в течение которого выполняется задание (например, 3-5 мин.). Это позволяет внести в игру соревновательный мотив и придать ей дополнительный азарт.

Игра «Дополни слово» способствует как общепсихическому, так и собственно речевому развитию младших школьников. Ведущий называет часть слова (кни ...) и бросает мяч. Ребенок должен поймать мяч и дополнить слово (... га). В роли ведущего ребенок и взрослый могут выступать поочередно. Учитель предлагает детям составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов  (а, к, с, о, и, м, p, т, ш, а, н, и, ы, г, ρ)или назвать слова, противоположные по значению: Тонкий - Острый - Чистый - Громкий - Низкий - Здоровый - Победа -    и т.п.

С целью проведения игры «Кто больше сочинит» подбирается несколько предметных картинок. Ребенку предлагается найти рифму к названиям изображенных на них предметов. Детям объясняется, что рифмы можно подбирать и к словам, не сопровождая их показом соответствующих картинок.

Например: Огурец - молодец. Заяц - палец. Очки - значки. Цветок - платок и т.д.

А для объяснения понятия «рифма» можно привлечь отрывок из книги         Н. Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» о том, как Незнайка сочинял стихи.

Игра «Перевернутые слова» имеет также большое развивающее значение, т.к. в процессе её проигрывания стимулируется не только познавательная сфера обучающихся, но и мотивационно-потребностная (стремление к самостоятельности, творчеству, соперничеству). Ребенку предлагается набор слов, в которых буквы перепутаны местами. Необходимо восстановить нормальный порядок слов.

Пример: МАИЗ - ЗИМА.

В сложных случаях буквы, являющиеся в окончательном варианте первыми, подчеркиваются.

Пример:  НЯНААВ — ВАННАЯ.

Игра «Из слогов - слова» предполагает, что из предварительно отобранных слов формируется несколько блоков слогов. Ребенку предлагается составить из них определенное количество слов, используя каждый слог только по одному разу. Составь три слова, в каждом из которых по 2 слога, из следующих слогов: ван, мар, ко, ма, ди, ра. (Ответ: ра-ма, ко-мар, ди-ван), или составить 3 двусложных слова из слогов: ша, ка, ка, ру, ка, ре, а также - 2 слова, в каждом из которых по 3 слога, из следующих слогов: ро, ло, мо, до, ко, га.

С целью формирования умений и навыков составлять слова используется игра «Составь слова по конструкции». Так, детям предлагаются разные варианты конструкций, в соответствии с которыми необходимо подобрать слова:

Информация о работе Роль и место современных игровых технологий в обучении младших школьников русскому языку