Риторика-наука или искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 19:14, реферат

Описание работы

В последние годы наблюдается растущее пренебрежение соблюдением культуры речи в практике общения людей, как на бытовом уровне, так и в письменной и устной речи официальных лиц, а также и в деятельности средств массовой информации. Увлечение некоторых авторов и ораторов неформальной лексикой, вольное обращение с литературными и грамматическими нормами языка, а также банальные орфоэпические и орфографические ошибки в устной и письменной речи - всё это беспокоит общественность. (6; 3) Надо что – то делать, чтобы в меру возможностей каждого заинтересованного человека исправлять нежелательную тенденцию в использовании и развитии родного языка.

Содержание работы

Введение
3
Глава 1. Зарождение Риторики
5
Глава 2. Риторика Аристотеля
8
Глава 3. Риторика в России
14
Риторика М.В. Ломоносова
15
Риторика М.М. Сперанского
16
Риторика И.С. Рижского
16
Русская риторика XIX века
17
Русская риторика XX века
18
Заключение
21

Библиографический список

Файлы: 1 файл

Риторика реферат.docx

— 42.58 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

Введение

3

Глава 1. Зарождение Риторики

5

Глава 2. Риторика Аристотеля

8

Глава 3. Риторика в России

14

  1. Риторика М.В. Ломоносова

15

  1. Риторика М.М. Сперанского

16

  1. Риторика И.С. Рижского

16

  1. Русская риторика XIX века

17

  1. Русская риторика XX века

18

Заключение

21


Библиографический список

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Каждый человек заинтересован  в том, чтобы уметь говорить правильно  и хорошо, так как это даёт возможность  устанавливать и поддерживать добрые отношения с другими людьми: в  семье, в школе, на работе, в общественной жизни, помогает добиться успеха в самых  разнообразных сферах. Само по себе бессильное, слово становится мощным инструментом, если оно сказано умело, искренне и вовремя.

Наверное, нет таких профессий, где искусное владение словом не пригодилось  бы. Но в некоторых сферах человеческой деятельности оно становится просто необходимым, является обязательным условием эффективной работы (юрист, учитель, политик, социальный работник и мн. др.), так как им необходимо постоянно общаться с людьми. А чтобы произнести публичную речь, мало знать, что сказать, надо представлять себе особенности ораторской речи, учитывать множество факторов, влияющих на оратора и на слушателей, владеть техникой говорения.

В последние годы наблюдается растущее пренебрежение соблюдением культуры речи в практике общения людей, как  на бытовом уровне, так и в письменной и устной речи официальных лиц, а  также и в деятельности средств  массовой информации. Увлечение некоторых авторов и ораторов неформальной лексикой, вольное обращение с литературными и грамматическими нормами языка, а также банальные орфоэпические и орфографические ошибки в устной и письменной речи - всё это беспокоит общественность. (6; 3) Надо что – то делать, чтобы в меру возможностей каждого заинтересованного человека исправлять нежелательную тенденцию в использовании и развитии родного языка.

Помочь всякому, готовящемуся выступать  публично, призвана риторика - наука о законах подготовки и произнесения публичной речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

Риторика в настоящее время - это филологическая наука, изучающая способы построения художественно выразительной, направленной и определённым образом воздействующей речи. Формы существования риторических структур - сверхфразовые единства: текст, сложное синтаксическое целое, диалогическое единство, организующее фразы в общее смысловое, коммуникативное и структурное целое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Зарождение Риторики

На многовековом историческом пути разработки риторики прослеживаются 2 подхода к ее определению: согласно первому - это наука о  теоретических законах, мастерстве красноречия; согласно второму - это  искусство речи.

Становление риторики как науки произошло  в Древней Греции в V в до н.э. и  было связано с потребностями  демократического общества высочайшей культуры.

Жители  классического города - государства  должны были прекрасно владеть словом, даром убеждения. Политики выступали на народных собраниях (среди них - Фемистокл, Демосфен), полководцы произносили речи перед войском (к примеру, Перикл), граждане боролись за справедливость в суде (такие, как Антифон, Лисий), восхваляли героев, общественные события (в эпидейктическом (торжественном) красноречии были особенно искусны Горгий, Исократ, философы (Сократ, Платон и другие) вели диалоги, словесные баталии. Появились даже новые профессии - ритора - учителя красноречия, логографа - составителя речей.

Другая  причина возникновения риторики не политического, а философского толка. Школа элеатов разорвала казавшуюся до тех пор естественной связь  слова и вещи и сделала слово  лишь условным обозначением вещи. Таким  образом, слово было отделено, явилось  особым предметом исследования. При  этом слово стало делом.

Так постепенно сложилось теоретическое обобщение  ораторской практики, собрание правил и методических приемов обучения. Анализ большого эмпирического материала  был проделан Аристотелем («Риторика»), Цицероном («Оратор», «Об ораторе», «Брут, или О знаменитых ораторах»), Квинтилианом («Риторические наставления») и другими античными мыслителями.

Греки полагали, что главное - убедить слушателей, а римляне видели задачу в том, чтобы говорить хорошо. В эпоху  Средневековья риторика считалась  мастерством украшения речи, причем не только устной, но и письменной. Проповеди  «отцов христианской церкви» Тертуллиана, Иоанна Златоуста, Августина Аврелия, Фомы Аквинского легли в основу гомилетики - теории церковного красноречия. В этот период европейские риторические идеи проникли в Древнюю Русь. Встречается несколько видов древнерусского краснословия: политическое (вечевая речь), дипломатическое, военное, торжественное, духовное. История появления на Руси довольно развитой теории ораторского искусства датируется началом XV11 века. К этому времени относятся первые работы - епископа Макария, М. И. Усачева, к более позднему - сочинения Стефана Яворского, Феофана Прокоповича. Становление риторики как научной дисциплины неотделимо от имени М. В. Ломоносова - автора «Краткого руководства к красноречию» (1748). В этом труде представлен свод правил, которым предлагалось следовать в устных и письменных произведениях на государственные, общественные и религиозно - философские темы.

Риторика  активно развивалась в Европе до конца XVIII века, в России интерес  к ней угас в XIX столетии. Ренессанс  науки наблюдается с 60-х годов XX века. Интенсивная разработка проблем  отечественного красноречия в последние  годы связана с тем, что вновь  появился заказ общества на мыслящего  и говорящего человека. Демократия ослабляет власть приказа и усиливает  значение убеждения.

В настоящее  время термин «риторика» употребляется  в узком и широком смыслах. Риторика (в узком смысле) - это обозначение филологической дисциплины,  изучающей теорию красноречия, способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности (прежде всего в разных устных и письменных жанрах). Риторику (в широком смысле) называют неориторикой (термин введен профессором Брюссельского университета Х. Перельманом в 1958 году) или общей риторикой. Ее быстрое и продуктивное развитие вызвано появлением новых языковедческих наук - лингвистики текста, семиотики, герменевтики, теории речевой деятельности, психолингвистики. Неориторика занимается поиском путей практического применения этих дисциплин, разрабатывается на стыке языкознания, теории литературы, логики, философии, этики, эстетики, психологии.

В теории современного красноречия возрождается древнее первоначальное ядро - концепт  убеждения, рассматриваются формы  и методы воздействия средствами устной и письменной речи. Цель обновленной  риторики - определение наилучших  вариантов (оптимальных алгоритмов) общения. Например, исследуются роли участников диалога, механизмы порождения речи, языковые предпочтения говорящих  и т. п. Таким образом, неориторика - это наука об убеждающей коммуникации.

Риторика  учила и учит, как осуществлять общение, логично и выразительно излагать и развивать мысли, употреблять  слова, как пользоваться речевой  активностью в личной жизни и  общественной деятельности, как выступать  перед аудиторией. Первостепенное внимание теория красноречия всегда уделяла  устному, «живому» контакту.

Традиционно риторику считали также искусством, сравнивали с поэзией, актерской  игрой на основе важности творчества, импровизации в речи, эстетического  наслаждения, которое доставляет публичное  «размышление вслух». Такие взгляды  характерны, например, для Аристотеля, Цицерона, А. Ф. Кони.

Многим  дано от природы ораторское дарование, являющееся залогом успешной практики. Однако, по утверждению исследователей Е. А. Ножина, Н. Н. Кохтева, Ю. В. Рождественского и других, в каждом человеке заложен «ген» риторических способностей, которые можно и нужно развивать.

 

 

 

Глава 2. Риторика Аристотеля 

Проблемы риторики с логической точки зрения особенно тщательно  исследовал ученик Платона Аристотель, посвятивший им ряд сочинений, среди  которых следует выделить его знаменитую «Риторику». В ней риторика определяется как учение, способствующее находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета. Это, по мнению Аристотеля, не составляет задачи какого-нибудь другого искусства, потому что каждая другая наука может поучать и убеждать только относительно того, что принадлежит к ее области. Всеобщий характер риторики, как искусства убеждения, по своей природе сходен с диалектикой.

Риторика в известной степени стоит особняком как среди сочинений самого Аристотеля, так и среди других античных сочинений по риторике. Прежде всего, аристотелевский трактат был создан раньше, чем разработанная система риторический категорий сформировалась окончательно. Предшественниками Аристотеля можно назвать только школу Исократа, один из представитель которой, Теодект, позже оказался в Академии Платона. Теодекту принадлежит особое сочинение по риторике, бывшее обработанным им конспектом лекций молодого Аристотеля. Это несохранившееся сочинение, наряду с известным поныне трактатом ритора Анаксимена, очевидно, содержало много ценных практических советов и указаний, но было весьма слабо по части теории.

Первый же классический античный трактат  по риторике принадлежал уже ученику  Аристотеля - Феофрасту. Именно это сочинение лежало в основе всех эллинистических теоретических построений. Однако Феофрастовский труд вовсе не потому заслонил собою труд учителя, что был более систематичен или полон. Ни одно античное сочинение по риторике, сколь бы много и систематизировано, оно не обсуждало детали выбора слов и виды речевых фигур, не содержало попытки истолкования сущности риторического искусства и впечатления, которое оно производило на слушателя.

Аристотелевская же Риторика, кстати, весьма много проигрывая в последовательности изложения, предлагает попытку такого рода понимания. Хотелось бы заметить, что само понятие о риторике по отношению к античному ее варианту представляется неудовлетворительным. Риторику называют то искусством красноречия, то теорией стиля. При более пристальном рассмотрении оказывается, что ее положения менее всего относятся к умению изъясняться «украшенными словесами». Несмотря на то, что по-гречески оратор - rhe:tor, а риторика - rhe:torhika, античная риторика вовсе не является ни ораторским искусством, ни искусством произнесение изящных речей. Прежде всего, слово «ритор» имело два значения: как произносящий речи и как один из учителей (последний остался «ритором» и в Риме, в то время как первый стал «оратором»).

Для правильного понимания взглядов Аристотеля необходимо учитывать то различие, которое он проводит между  аналитикой и диалектикой. Аналитика  для него тождественна формальной логике, точнее, теории силлогистических умозаключений. В ней анализируются способы  построения правильных силлогизмов  и раскрываются ошибки, которые встречаются  в такого рода умозаключениях. В диалектике же рассматриваются общие вопросы, связанные с использованием несиллогистических умозаключений, а именно рассуждений по аналогии и индуктивные обобщения. Поскольку заключения таких рассуждений имеют лишь вероятностный, или правдоподобный, характер, то они представляют собой мнения, а не доказательства.

Риторика отличается от аналитики  и диалектики прежде всего своим прикладным характером, так как она предназначена для того, чтобы убеждать людей в ходе полемики, в публичной речи или судебном споре. Но поскольку наилучшей силой убеждения обладает доказательство, которое изучается в аналитике, то Аристотель считает последнюю теоретической основой риторики.

Правда, в устной речи было трудно пользоваться развернутыми силлогизмами, поэтому вместо них там обращаются к сокращенным силлогизмам или  энтимемам.

Диалектика также выступает  в качестве теоретической основы риторики, поскольку в ней изучаются  такие несиллогистические формы рассуждений, как индукция и аналогия. Опять-таки для краткости речи вместо полного перечисления случаев, на которых строится индуктивное обобщение, ораторы чаще всего прибегают к примерам. Таким образом, энтимемы и примеры являются главными способами, на которых оратор строит свою логику убеждения.

Что касается самого процесса убеждения, то автор "Риторики" различает, с  одной стороны, способы или приемы убеждения, которые не нами изобретены и называет их нетехническими, а  с другой технические методы, которые  могут быть созданы нами с помощью  метода и наших собственных средств.

К первому роду относятся всевозможные факты, данные, свидетельства и т. п. посылки, на которые опираются  в доказательных и правдоподобных рассуждениях. Сам Аристотель причисляет к ним свидетельства очевидцев, письменные договоры, клятвы и даже показания, данные под пыткой. В современной  логике они чаще всего называются посылками, основаниями доказательства, нередко также аргументами или  доводами. Во избежание недоразумений  заметим, что в дальнейшем под  аргументацией мы будем понимать не только анализ доводов или аргументов, но весь процесс убеждения, включающий также обсуждение способов вывода заключений из этих аргументов.

Информация о работе Риторика-наука или искусство