Психологические основы формирования орфографических навыков у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 14:48, статья

Описание работы

Постановка проблемы. Одной из главных задач обучения русскому языку в начальных классах является формирование прочных навыков грамотного письма. Орфографическая грамотность выступает составной частью общей языковой культуры учащихся, является инструментом овладения знаниями в средних и старших классах, обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимание в письменном общении. Для успешного формирования орфографических навыков у учащихся начальной школы учителю важно знать и учитывать психологическую природу, механизм и условия формирования указанных навыков.

Файлы: 1 файл

Сечень А._Рынок.doc

— 43.00 Кб (Скачать файл)

УДК 373.1.013

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ  НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Сечень  Анна Викторовна, группа 41АНО

Научный руководитель: старший преподаватель Хоменко  Е .В.

Филиал «Крымский  гуманитарный университет» (г.Ялта) в  г. Армянске

Постановка  проблемы. Одной из главных задач обучения русскому языку в начальных классах является формирование прочных навыков грамотного письма. Орфографическая грамотность выступает составной частью общей языковой культуры учащихся, является инструментом овладения знаниями в средних и старших классах, обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимание в письменном общении. Для успешного формирования орфографических навыков у учащихся начальной школы учителю важно знать и учитывать психологическую природу, механизм и условия формирования указанных навыков.

Анализ исследований и публикаций. Принципы обучения орфографии с точки зрения психологии исследованы в работах Л. И. Айдаровой, Н. Н. Алгазиной, Д. Н. Богоявленского. Описанию психологических механизмов формирования грамотного письма посвящены исследования Г. Г. Граник. Психологические вопросы формирования орфографического действия на начальных этапах обучения грамоте рассматриваются в трудах П. С. Жедек, С. Ф. Жуйкова и В. В. Репкина.

Цель статьи – раскрыть психологические основы формирования орфографических навыков у детей младшего школьного возраста.

Изложение основного  материала. Анализ специальной литературы свидетельствует о том, что психологическую основу формирования орфографических навыков у младших школьников составляют а) осмысление психологической сущности понятия «орфографический навык»; б) знание этапов формирования исследуемых навыков; в) учет возрастных особенностей развития основных психических процессов (восприятие, память, внимание и мышление).

Рассмотрим каждое из этих положений.

Изучая психологическую  природу навыков, мы выяснили, что  орфографический навык – это автоматизированное действие, основанное на знании орфографических правил и умении применять их в процессе письма. При этом, как отмечает Д. Н. Богоявленский, «термин «автоматизированный» следует отличать от термина «автоматический». В отличие от последнего он обозначает способ образования навыка как действия, вначале основывающегося на сознательном применении определенных правил и лишь затем в процессе упражнений подвергающегося автоматизации» [2, с. 91].

Также следует обратить внимание, что орфографический навык  – навык сложный, «он включает в себя навык письма, умение анализировать  звуковой состав слова, на основе грамматических знаний опознавать орфограмму, применить к ней нужное правило и, наконец, правильно написать орфограмму» [2, с. 95]. Эти основные умения и навыки основываются на еще более частных операциях, которые зависят от характера орфограммы. Е. В. Гурьянов, длительное время исследовавший природу навыков, так пишет по этому поводу: «Вычленение частных действий необходимо не только для того, чтобы усовершенствовать ту или иную деталь в выполнении частного действия, но прежде всего и главнее всего для того, чтобы обеспечить возможность совмещения, а затем и замещения частных действий другим, более сложным действием, включающим их в себя» [3, с. 56].

Следующим положением, выделенным в числе психологических основ  формирования орфографических навыков, является необходимость четкого представления всей системы умственных действий, посредством которой формируются исследуемые навыки.

Д. Н. Богоявленский, изучая вопросы психологии усвоения орфографии, выделяет следующие основные линии изменения сознательных действий на пути к автоматизации: 1) постепенное уменьшение роли опознавания своих действий; 2) свертывание умственных операций; 3) объединение и обобщение частных действий в более крупные по своему масштабу действия; 4) усовершенствование приемов выполнения действий; 5) автоматизирование действий, при котором учащиеся пишут по правилу, не осознавая самого правила, т. е. без всяких рассуждений [2, с. 100].

К числу важнейших условий успешного формирования орфографических навыков у детей младшего школьного возраста психологи относят и учет возможностей учащихся, которые определяются возрастными особенностями развития основных психических процессов (восприятие, память, внимание и мышление).

Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью. Младшему школьнику свойственно путать мягкий и твёрдый знаки, написание заглавных букв Я и З. Наблюдается малая дифференцированность восприятия. К четвёртому классу восприятие усложняется и углубляется, становится более организованным.

Память. В этом возрасте интенсивно развиваются все процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение информации, а также все виды памяти: долговременная, кратковременная и оперативная. Активно развивается механическая память.  Несколько отстаёт в своём развитии опосредованная, логическая память.

Внимание непроизвольное. Объем внимания младшего школьника меньше, чем у взрослого человека, распределение внимания – слабее. Внимание младшего школьника отличается неустойчивостью, легкой отвлекаемостью.

Мышление в младшем школьном возрасте проходит ряд последовательных стадий, которые тесно связаны между собой и потому не могут быть строго разграничены. На первом этапе доминирует наглядно-образное и речевое мышление, при котором предметы и их образы связываются со словом. Затем развивается понятийное мышление, в процессе которого учащийся оперирует понятиями [1, с. 47].

Выводы. Итак, данные психологических исследований позволили установить, что психологическую основу формирования орфографических навыков у младших школьников составляют а) осмысление психологической сущности понятия «орфографический навык»; б) знание этапов формирования исследуемых навыков; в) учет возрастных особенностей развития основных психических процессов (восприятие, память, внимание и мышление).

Резюме. В тезисах раскрываются психологические основы формирования орфографических навыков у детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: орфографический навык, психологическая основа, младший школьник.

Резюме. У тезах розкриваються психологічні основи формування орфографічних навичок у дітей молодшого шкільного віку.

Ключові слова: орфографічний навик, психологічна основа, молодший школяр.

Summary. In the theses of the psychological basis of the formation of spelling skills of children of primary school age.

Key words: orthographic skill, psychological basis, the student of the primary school.

Литература 

1. Алфёров А. Д. Психология  развития школьника / А. Д. Алфёров.  – Ростов : Феникс, 2000. – 326 с.

2. Богоявленский Д. Н. Психология усвоения орфографии / Д. Н. Богоявленский. – М. : Просвещение, 1966. – 307 с.

3. Гурьянов Е. В. Навык и действия / Е. В. Гурьянов. – М., 1945. – 247 с.


Информация о работе Психологические основы формирования орфографических навыков у младших школьников