Постановка звуков [Г] и [Г’]

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 11:45, контрольная работа

Описание работы

Нарушение заднеязычных звуков [к], [г], [х] и парных мягких [к'], [г'], [х'] встречается достаточно редко. Они составляют у детей 5—7 лет 1% от дефектов произношения других групп звуков и характерны для сложных речевых нарушений, например, выявляются при значительном снижении слуха, алалии, ринолалии, дизартрии. В норме дети овладевают правильным произношением заднеязычных звуков от 2 до 3 лет.

Содержание работы

1.Описание правильной артикуляции звуков [Г] и [Г’]
2. Нарушение произношения [ Г ] и [ Г’]
3. Подготовка к постановке звуков [ Г ] и [ Г’ ]
4. Основные способы постановки звуков [ Г ] и [ Г’ ]
5. Речевой материал

Файлы: 1 файл

логопедические технологии.doc

— 264.50 Кб (Скачать файл)

Лексические и  грамматические упражнения с ранее  отработанными словами:

а) согласование количественных числительных и существительных - игра «1-2-5»;

      б) прямой  и обратный счет 1 -10;

ПРИМЕЧАНИЕ. Упражнения 5 б, в выполняются только при     отсутствии дефектов в произношении шипящих, свистящих звуков и соноров.

 

Упражнения с разрезной азбукой в отгадывании слов:

ЕИГНА - (гиена)

ИОГН - (ноги)

МНГИ - (гимн)

ИЮУТТ - (утюги)

ДГИ - (гид)

ИАМГ - (маги)

ААИННГ - (ангина)

ЬЕИДНГ - (деньги)

ГБИО - (боги)

БМГИАУ - (бумаги)


 

Словосочетания (проговаривание, выборочное спряжение):

погибать от гепатита

гибкий гиббон

погибать от ангины

гениальный гетман

подгибать ноги

деньги на гигиену

вытягивать ноги

бумаги для гида и  т.д.


 

 

 

Работа с  фразой:

  • договаривание словами на [Г'] (мягкий):

Мама дает Гене (гематоген, хлеб, ягоды).

Гиббоны скачут с дерева на дерево с громким (вой, гиканье).

Оркестр играет (песня, гимн, марш).

Мама работает (учитель, гид, врач).

Для победы Инге надо выиграть третий (тайм, гейм).

Мама купила Гане и Инге игрушечные (печка, кастрюля, утюги).

У богини Геи были сыновья (гиганты, гномы, карлики).

  • Преобразование деформированной фразы:

океан минога нет в -

гетман битва погибать в -

океан навага много в -

Инга бегемот от убегать -

киты океан гибнуть  в -

гепатит гиббон у -

Гена калина нагибать гибкая -

гигант ангина у -

Гена гейм пятый в  победит -

Гена бумаги подгибать -

гигант ноги подгибать -

бегемот тайге погибнуть  в -

Скороговорки.

Ги-ги-ги - Гена, на хоккей беги,

Ге-ге-ге - Гена бегает в  тайге,

Ге-ге-ге - Гиена бегает в тайге,

Ге-ге-ге - и Гога бегает в тайге,

Ге-ге-ге - дети бегают в  тайге.

Ги-ги-ги - Гена Инге помоги.

У гиббона гепатит - потерял  он аппетит.

Маме купим утюги,

Диме, Гене - две дуги,

А для Инги - книги,

Папку и бумаги.

Бегемот, бегемот,

Погибает бегемот –

У него болит живот.

 

Замены звуков [Г] – [Д]

Подготовительный  этап.

Кроме упражнений, помогающих выработать подъем задней части языка  к нёбу, следует проводить работу по дифференциации на слух звуков [к], [г], [х] и их заменителей.

Для этого используются картинки-символы.

Для дифференциации звуков [г] — [д] можно подобрать такие  картинки: гусь вытянул шею, раскрыл  клюв (он кричит: г-г-г), барабан с  палочками (барабанная дробь: д-д-д). Логопед говорит: «Сейчас я буду называть эти звуки, а ты — показывать соответствующие картинки».

После того как ребенок  научится различать на слух звуки [г] и [д], можно приступать к постановке заднеязычных звуков.

Зканчивается работа этапом дифференциации поставленного  звука и звука-заменителя: г — д. При этом педагог обращает внимание ребенка на различия не только в звучании, но и в артикуляции (какая часть языка работает — кончик или «хвостик»).

Дифференциация этих пар звуков проводится в словах, слогах, предложениях, стихотворениях и рассказах. Работу можно будет считать законченной лишь тогда, когда ребенок будет постоянно правильно употреблять эти звуки в самостоятельной речи.

 

6. Игры и упражнения на закрепление звука в самостоятельной речи.

Игры  для закрепления звуков К, Г, X

 

  • «Цапля и лягушки».

Дети — лягушки — прыгают в болоте и говорят:

Мы зеленые лягушки,

Мы веселые квакушки,

Громко квакаем с  утра:

Ква-ква-ква, ква-ква-ква.

Появляется «цапля»  и говорит:

По болоту я шагаю,

И лягушек я хватаю.

Целиком я их глотаю —

Хап, хап, хап.

«Цапля» увидела «лягушек» и говорит:

Вот они лягушки,

Зеленые квакушки,

Берегитесь, я иду —

Я вас всех переловлю.

«Цапля» ловит «лягушку», пойманный становится «цаплей»,.

 

  • «Гуси, пастух и лиса».

Пастух:

Гуси, гуси, вы откуда?

Гуси:

Га-га-га, га-га-га.

Все мы с юга,

Все мы с юга.

Пастух:

Гуси, гуси, вы куда?

Гуси:

Га-га-га, га-га-га,

Мы летим на луга.

Пастух:

К нам сюда, на луга,

На зеленые луга?

Гуси:

Га-га-га, га-га-га.

Лиса:

Мигом гуся утащу

И лисятам отнесу.

«Лиса» ловит «гусей». Пойманные становятся помощниками  «лисы».

  • Дети и гуси.

— Гуси, гуси!

— Га-га-га.

— Пить хотите?

— Да-да-да.

— Гуси, гуси, вот вода.

— Га-га-га, га-га-га.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1. Генинг М. Г., Герман Н. А. Обучение дошкольников правильной речи. Пособие для воспитателей детских садов. 4-е издание. - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1980.

2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Коррекция произношения звуков Г,Гь,К,Кь,Х,Хь - ГНОМ и Д, 2011 г., 48 стр.

3. Новоторцева Н.В. Тетрадь по развитию речи по развитию речи на звуки [г][г'][х][х'] (Логопедическая тетрадь). Пособие для воспитателей детских садов, логопедов родителей. / Художники Г.В. Соколов, В.Н. Куров.; – 3-е издание. –– Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг - 2003. – 82 с. – (Вместе учимся, играем. Практическое приложение.)

4. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Воло-совец . -- М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.

5. Российская Е.Н., Гаранина Л.А.Произносительная сторона речи: Практический курс. —— М.: АРКТИ, 2003. — 104 с. (Библиотека практикующего логопеда)

6. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание». –– М.: Просвещение, 1989, - 239 с.: ил

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

  • Артикуляция звуков К, Г

Долго сидел Язычок без дела. Решил  он пошалить, покувыркаться. Он опустил  хвостик вниз, выгнул свою спинку и стал спинкой тихо, без голоса, стучать в потолок своего домика: «к-к-к». (Как стучал Язычок?) Потом Язычок включил голос и стал звонко-звонко, с голосом стучать своей спинкой в потолок: «г-г-г». (Как стучал Язычок?)

Затем Язычок широко открыл домик и запел тихо, без голоса: «Ка-Ка-Катя». Он включил голос и звонко-звонко запел: «Га-Га-Галя».

— Оказывается, можно петь песни  не только хвостиком, но и спинкой,—  подумал Язычок. И Язычок стал придумывать  стишки на эти песенки.

Давайте и мы с вами разучим эти песенки.

Слова и картинки на звук К и КЬ

Мак, лук, косы, утка, сумка, собака, колесо, репка, кошка, коньки, кит, кепка.

Задание. 

1. Назвать картинки.

2. Составить  предложения на картинки и  слова.

3. Составить предложения со словами  «куплю»: «Я куплю сумку» и т. д.

Слова и картинки на звук Г и ГЬ

Голуби, горы, гуси, гамак, вагон, губы, ноги, гири.

Задание.

1. Назвать картинки.

2. Составить предложения на картинки  и слова.

  • Шутки-чистоговорки на звуки К—Г

ка, ка, ка — белая мука

га, га, га — зеленые луга

ку, ку, ку — белка на суку

гу, гу, гу — гуси на лугу

ки, ки, ки — вот идут быки

ги, ги, ги — ты домой беги

ек, ак, ак — в саду растет мак

ук, ук, ук — сова села на сук

 

Вариант для старшей  и подготовительной групп

ку, ку, гу — Капа на лугу

ку, гу, ку — купили мы муку

ки, ги, ки — вот идут быки

ги, ки, ги — на лужок беги

  • Дифференциация звуков К—Г в словах

Для всех групп

— Послушайте внимательно и запомните:

К нам приехали гости. Собаке дали кости.

А теперь я начну говорить, а  вы закончите.

К нам приехали ... (дети заканчивают — гости).

Собаке дали ... (дети заканчивают — кости).

 

  • Так же прорабатываются предложения:

Скоро будет Новый год. На заборе сидит кот.

Зимой во дворе ледяная гора. У березы белея кора.

Лото — интересная игра. На столе  вкусная икра.

У Гали звонкий голос. У Кати в  руках спелый колос.

Мы идем в класс. У меня болит  глаз.

 

Для старшей и подготовительной групп

— Дети, вспомним, как Язычок стучал спинкой в потолок тихо, без голоса — «к-к-к» и звонко, с голосом — «г-г-г». А теперь послушайте внимательно. Я буду говорить слова. В одних словах слышится тихая песенка Язычка—звук к, в других — звонкая песенка Язычка — звук г. Если в слове слышится глухой звук к, вы поднимите руку, а один из вас покажет сигнал глухих звуков — черный кружок.

 

Примерные слова: клык, глыба, глаз, грач, грамм, клумба, класс, сук, мак, гуси, куры, нога, река, кит, гири.

 

  • Звукопроизношение: Звуки [Г] - [Гь]

 
1. Подобрать картинки или нарисовать предметы со звуками [Г] - [Гь] в начале и в середине слова. 
  
2. Игра «Каждое слово в свой домик» 
     Слова: город, пироги, луга, горох, гараж, гуси, герой, Гена, Галина, бумаги, газета. 
 
3. Игра «Запомни и повтори» 
     га - го - гу - гы; 
     го - гу - гы - га;  
     гы - га - гу - го;  
     гя - гю - ги - гё.

 

Загадки на звук [Г]

Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках.

Придумать предложение с этими  словами (выложить счетными палочками  количество слов в предложении):

 

Голова на ножке,

В голове — горошки. (Горох)

 

Стоит под елкой крошка —

Только шапка да ножка. (Гриб)

 

Без рук, без топоренка

Построена избенка. (Гнездо)

Крылатый, горластый - красные ласты.

 

В воде купался - сухой остался.

Щиплет за пятки - беги без оглядки. (Гусь)

 

День закончился, затих.  
Ты легла, закрыла их.  
И легонечко зевнула,  
И тихонечко заснула. (Глаза)

 

  • Добавить к целому слову первый звук [Г]. Какое слово получится?

Розы — грозы, рад — ..., речка  — ..., Лина — ...

 

  • Дидактическое упражнение

“Хлопни в ладошки, если услышишь звук Г”

М, Б, Г, Г, П, Р, К, ГА, ДА, МА, БУ, ГУ.

Гараж, дорога, дерево, машина, графин, гусь, стол.

 

  • Дидактическое упражнение

“Хлопни в ладошки, если услышишь звук ГЬ”

ГЬ, ДЬ, МЬ, ГЬ, РЬ, НЬ, ГЯ, ДЯ, МЯ, ДИ, ГИ.

Гиря, диван, гимнаст, мишка, книги, Гена, сапоги/

 

  • Дифференциация звуков Г - ГЬ

Гуси и гусята кричали, 
Свои звуки называли. 
Место звука подскажи 
И кружочек положи.

 

Слова: гуси, Гена, шаги, ноги, гараж, гиря, герой, луга, гном, тигр.

Дети поднимают синий или  зелёный круги и определяют место звука в слове с помощью схемы.

 

  • Дидактическое упражнение «Превращалочки: твердый в мягкий звук»:

га-...гя, го-...гё; гы-...ги, гу-...гю

 

  • "Бусы" Назвать первый звук в словах. Зарисовать в тетради бусы, обозначая звук Г - синей :

газ, голова, гном, гений, гербарий, гигант.

Назвать лишнее слово в ряду (по наличию в словах звуков [Г] и [Г']):

горох, герой, гудок, гамак; Георгий, Гена, Геннадий, Галина.

 

  • Дидактическое упражнение «Один — много» (упражнение в словообразовании). Обратить внимание на звуки [Г] — [Г'] в словах:

Информация о работе Постановка звуков [Г] и [Г’]