Подготовка речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 09:21, доклад

Описание работы

Самое высшее проявление мастерства публичного выступления, важное условие эффективности ораторской речи - это контакт со слушателями. Не случайно в народе говорят: "Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, а наполовину тому, кто слушает". Чтобы достичь успеха у слушателей, выступающему необходимо спланировать, подготовить и реализовать выступление, используя речевое мастерство и ораторское искусство.

Файлы: 1 файл

подготовка речи.docx

— 24.69 Кб (Скачать файл)

Установлено, что короткие фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные. Лишь половина взрослых людей в состоянии понять фразу, содержащую более тринадцати слов. А третья часть всех людей, слушая четырнадцатое и последующие слова одного предложения, вообще забывают его начало.

Следует так же делать паузы. Известно, что слова звучат убедительнее после мини-пауз. Пауза в устной речи выполняет ту же роль, что знаки препинания в письменной речи и различаются длительностью.

Следует, однако, не забывать, что никакие навыки и умения сами по себе не принесут успеха выступающему, если его разговор с аудиторией не будет проникнут глубокой идейностью и убежденностью в то, о чем говорится; если не будет контакта и взаимосвязи между аудиторией и оратором, если выступающий не будет следовать общепринятым нормам поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ И ИМИДЖ ОРАТОРА

 

В области ораторского искусства немаловажное значение имеет речевой этикет.

Известно, что обращение к собеседнику по имени создает более доверительный контекст деловой беседы. При публичном выступлении также можно использовать подобное обращение. Так, косвенными обращениями могут служить такие выражения, как "Как Вам известно", " Уверен, что Вас это не оставит равнодушными". Это своеобразные высказывания, подсознательно воздействующие на волю и интересы слушателей. Выступающий показывает, что слушатели интересны ему, а это самый простой путь достижения взаимопонимания.

Другой элемент речевого этикета - комплимент. По своей сути комплимент содержит в себе психологический механизм внушения. Стиль комплимента слушателям зависит от ситуации, предыдущего контекста речи и специфики взаимоотношений выступающего и аудитории.

Элементами речевого этикета являются также представление и прощание. В начале выступления необходимо представиться. Представление может осуществляться без посредника или при помощи посредника. В официальной обстановке может быть такое начало:

Позвольте представиться!

В этой форме оттенок официальности выражен очень ярко. Возможны и другие формы представления - менее официальные:

Разрешите представиться!

Для делового общения характерны стилистически нейтральные стереотипы прощания:

До свидания!

Позвольте (разрешите) попрощаться…

Нужно иметь ввиду, что во многих случаях перед прощанием желательно поблагодарить собравшуюся публику.

Еще одна особенность употребления речевых формул приветствия и прощания состоит в их сочетании с невербальными средствами (жест, улыбка), выражающими внимание, доброжелательность, готовность к контакту. Своим поведением необходимо стремиться к тому, чтобы вызвать положительную реакцию со стороны аудитории.

Очень важно смотреть прямо в "глаза" всей аудитории, а не останавливать взгляд на какой-то ее части. Ни в коем случае нельзя смотреть поверх голов или в окно. При демонстрации схем, рисунков также надо смотреть в аудиторию, а не на "доску".

Так же власть оратора над аудиторией во многом зависит от производимого им впечатления и его привлекательности. Создание позитивного образа играет значительную роль в достижении успеха. Случается, что одна неподходящая деталь или не сочетающиеся цвета могут разрушить весь тщательно продуманный костюм. Одежда может испортить все выступление, если голова будет занята не выступлением, а тем, что пуговица на пиджаке болтается на ниточке и вот-вот упадет.

Роль одежды в деловом общении очень значительна, поскольку она несет многомерную информацию о своем обладателе:

о его финансовых возможностях;

об эстетическом вкусе;

о принадлежности к определенной социальной группе, профессии;

об отношении к окружающим людям.

Одеваться следует опрятно и изящно. Сознание того, что вы хорошо одеты, повышает самоуважение, укрепляет уверенность в себе.

Для деловой человека нет мелочей. Все - от прически до обуви - тщательно продумано. Есть несложные правила создания имиджа преуспевающего человека. При подборе одежды важно:

Умение подбирать одежду. Следует избегать кричащих нарядов, обтягивающих силуэтов, изделий из прозрачных материалов, толстых свитеров, декольте и мини-юбок.

Умение ее носить.

Умение пользоваться разнообразными аксессуарами. Чем меньше украшений, тем лучше.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, чтобы выполнить свою задачу и оказать желаемое воздействие на аудиторию, оратор должен грамотно подготовить выступление и умело произнести речь.

Установление контакта, овладение вниманием аудитории обеспечивает успех публичного выступления, является необходимым условием для передачи информации, оказания желаемого воздействия на слушателей, закрепления у них определенных знаний и убеждений.

Немаловажное значение имеет речевой этикет и имидж оратора.

Конечно, ораторская практика настолько сложна, разнообразна, многогранна, что невозможно все предусмотреть заранее. Однако, существует ряд советов по совершенствованию публичных выступлений:

Использовать речь, которая написана самим.

Говорить короткими фразами.

Не описывать, а акцентировать внимание на чем-то.

Использовать простые слова.

Приспосабливать слова и стиль речи к аудитории.

Писать и произносить речь для конкретного слушателя - персонализировать речь.

Говорить ясно и конкретно. Избегать абстракций, двусмысленных выражений и специальных технических терминов.

Лучше использовать слова мы, чем вы.

Округлять в речи большие, сложные цифры, упрощать витиеватые фразы.

Демонстрировать не свою эрудицию, а знания, понятные другим.

Говорить живо, эмоционально.

После завершенных пунктов делать паузу.

Речь должна быть не монотонной.

Необходимо правильно произносит слова, ставить ударение, расставлять паузы.

Жесты должны быть естественными движениями для конкретного оратора, но не следует выходить из границ нормы.

Перечисленные основные знания, умения и навыки выступающего приобретаются в результате упорного труда и постоянных тренировок. Пренебрегать этими знаниями - значит не понимать особенностей ораторского искусства как сложного вида деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Русский язык и культура  речи. Учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. 15-е изд. Ростов н.Д: Феникс, 2006.

. Общие принципы преподавания. Учебное пособие для дистанционного  обучения / Перевод с английского  под общей редакцией А.Н. Волчкова/ "Джей-Эйч-Пи Групп Лтд", 1997.

. Ключи к общению. Основы  теории коммуникации. / Игорь Яковлев. - "Авалон", "Азбука-классика", СПб, 2006.

. Психология делового  общения. Учебное пособие. / М.И. Чеховских. - ООО "Новое знание", 2006.

. http://rabota.intermagz.ru/articles/public.html

 


Информация о работе Подготовка речи