Подготовка публичного выступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 13:15, реферат

Описание работы

Как же работать, готовясь к выступлению? Может быть, написать и выучить речь наизусть (кстати, именно такой путь был принят в античной традиции)? Но традиции меняются, а выступление современного оратора должно быть естественным, а речь приближена к разговорной. Этого эффекта не будет, если озвучивать заученный наизусть написанный текст. К тому же, даже человек с прекрасной памятью от волнения может забыть всё, если потеряет хотя бы одну фразу из выученного текста. Кроме того, этот путь неоправданно трудоёмок. Но как, же совместить требования естественности, разговорности речи с необходимостью её подготовить?

Содержание работы

Введение 3

1 Фазы подготовки речи 4

1.1Докоммуникативная фаза 4

1.2Коммуникативная фаза 6

2 Уловки оратора 8

2.1 Фразы и паузы 8

2.2 Обращение к аудитории,комплимент и реакция аудитории 8

2.3 Приветствие и прощание. 9

3 Имидж оратора 10

Заключение 11

Список Литературы 12

Файлы: 1 файл

Реферат по Русскому языку и Культуре речи. (Подготовка публичного выступления)..docx

— 40.57 Кб (Скачать файл)
 
 

Содержание

.           Введение 3

             1 Фазы подготовки речи 4

             1.1Докоммуникативная фаза 4

             1.2Коммуникативная фаза 6

          2 Уловки оратора 8

             2.1 Фразы и паузы 8

             2.2 Обращение к аудитории,комплимент и реакция аудитории 8

             2.3 Приветствие и прощание. 9

          3 Имидж оратора 10

                Заключение 11

               Список Литературы 12

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

                      Введение

     При подготовке к любому устному выступлению следует руководствоваться рядом советов, рекомендаций, которые выработала риторика на протяжении её многовекового развития.

     Ораторская этика, основанная  на уважении к слушателю, подразумевает  необходимость ценить не только  своё, но и чужое время.

     Всякий оратор хочет, чтобы  его слушали, но отнюдь не  всякий умеет поставить себя  на место своего адресата и  подумать о том, действительно  ли его речь достойна внимательного  отношения.

     Величайшие ораторы древности,  имевшие колоссальный опыт, всё  же, в поте лица, не жалея сил  готовили свои выступления. Демосфен  никогда не говорил публично  без тщательной подготовки. Известно, что один болтливый афинский  оратор хотел укорить Демосфена  тем, что его речи хоть и  хороши, но "отдают потом". Но  Демосфен сумел обратить насмешку  в похвалу, сказав, что проводит  многие часы в уединённой работе  из уважения к своим согражданам,  ибо кто не усерден в подготовке, тот высокомерен к слушателям  и приобретает успех более  обманом, чем заслугами.

     По словам Цицерона, оратор должен  с молодых лет ежедневно упражняться  в искусстве владения словом, как атлет упражняется в применении  оружия. Замечателен дошедший до  нас факт: Цицерон, готовясь к  речи в суде, дал свободу рабу, принесшему ему известие о  том, что заседание суда отложено, – так он был рад появившейся  возможности ещё более усовершенствовать  свою речь. Знаменитый ритор Гортензий,  как считал Цицерон, "опустился"  – стал небрежно относиться  к своему мастерству: говорить, пренебрегая  подготовкой.

     Как же работать, готовясь к  выступлению? Может быть, написать  и выучить речь наизусть (кстати, именно такой путь был принят  в античной традиции)? Но традиции  меняются, а выступление современного  оратора должно быть естественным, а речь приближена к разговорной.  Этого эффекта не будет, если  озвучивать заученный наизусть  написанный текст. К тому же, даже человек с прекрасной  памятью от волнения может  забыть всё, если потеряет хотя  бы одну фразу из выученного  текста. Кроме того, этот путь  неоправданно трудоёмок. Но как,  же совместить требования естественности, разговорности речи с необходимостью  её подготовить?  

 

          1 Фазы подготовки речи

1.1 Докоммуникативная фаза

    Работу по подготовке речи можно подразделить на две основные фазы: докоммуникативную, т.е. подготовку выступления и коммуникативную – взаимодействие с аудиторией.

 В докоммуникативной фазе различают два начальных этапа:

  • определение темы и цели выступления;
  • оценка аудитории и обстановки.

     Работа на этих этапах носит характер учета и оценки объективных данных: тема и цель выступления обычно задаются программой, расписанием и т.п. Состояние аудитории и обстановка также не выбираются выступающим.

     Определение темы и цели выступления.  Тему выступления следует тщательно выбирать. Если есть возможность, то нужно остановиться на том, что хорошо знакомо и интересно лично выступающему. Тогда это, возможно, будет интересно и значимо для других.

     Затем, нужно попробовать сузить темы выступления, чтобы она представляла наибольший интерес. Необходимо решить: описывать ли предмет, разъяснять что-либо о предмете, оспаривать ли некую точку зрения или излагать новую версию.

Не надо пытаться «втиснуть» слишком много  материала в ограниченное время. Еще Шекспир сказал: «Где мало слов, там вес они имеют».

     Если есть возможность, то необходимо подумать над будущей речью несколько дней. За это время появится множество новых идей.

     Стержневая идея – это основной тезис, который необходимо ясно сформулировать с самого начала. Знание цели усиливает внимание. В речи может быть несколько стержневых идей, но не более трех.

     Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению. Например, доклады на научно-технические темы могут произноситься с сердитой, упрекающей интонацией, смысл которой состоим в не произносимых, но подразумеваемых выражениях типа «Если вы не сделаете этого, то пожалеете», или «Не могу понять, почему вы не делаете то-то и то-то». Подобный слегка раздраженный тон позволяет докладчику эффективнее донести свою идею до слушателей.

     Возможные интонационные окраски выступлений следующие: мажорная, беспечная или юмористическая, шутливая, сердитая или упрекающая, мрачная, торжественная, предостерегающая, просительная.

     Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).

     Требования к основному тезису выступления:

  • фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления;
  • суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;
  • мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.

     После подготовки плана выступления полезно проконтролировать себя вопросами:

  • Вызывает ли мое выступление интерес?
  • Достаточно ли я знаю по данному вопросу и имеется ли у меня достаточно данных?
  • Смогу ли я закончить выступление в отведенное время?
  • Соответствует ли мое выступление уровню моих знаний и опыту?

     Оценка аудитории и обстановки. Спросите себя: «Кто мои слушатели?». Если ответ затруднителен, то лучше представить себе группу из двух-трех человек, к которым обращено выступление и готовить речь для них. Обязательно нужно принять во внимание следующие характеристики аудитории: возраст; уровень образования; профессия; цель прихода людей на выступление; уровень заинтересованности в теме; уровень осведомлённости в данном вопросе.

     Желательно заранее поговорить с некоторыми людьми из предполагаемой публики, чтобы лучше узнать аудиторию.

     Место выступления – очень важный фактор успешного выступления. Для того, чтобы чувствовать себя уверенно, нужно заранее придти в зал и освоиться. Если предполагается использование микрофона, то его необходимо отрегулировать.

     Кодирование. Оценка темы, цели и аудитории является основой и фоном следующего этапа докоммуникативной фазы – «кодирования», т.е. создания сообщения на данную тему, с заданной целью, для данной аудитории и в соответствии с конкретной обстановкой. Этот этап включает: подбор материалов; композиционно-логическое оформление речи; использования фактологического материала; работу над языком и стилем выступления.

     Фактологический материал. Цифровые данные, для облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием.

     Лучше всего, когда в устном выступлении количество цифрового материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью, так как цифры скорее утомляют слушателей, нежели вызывают интерес.

     Докоммуникативная фаза обязательно должна завершаться репетицией выступления.        Потренироваться можно перед близкими или друзьями, можно использовать средства аудиозаписи и видеозаписи, чтобы проконтролировать хронометраж, качество выступления – одним словом, посмотреть на себя со стороны.

     Подготовка по существу вопросов: анализ проблемы, ситуации; формирования целей, задач общего подхода к выступлению и собственной позиции; подготовка речи и аргументации выводов; подбор необходимых документов и материалов; учитывать возрастной и половой факторы.

 

    1. Коммуникативная фаза

     Коммуникативная фаза – это произнесение речи, ответы на вопросы слушателей, ведение дискуссии и т.д.

     Оратору, стремящемуся к достижению успеха, конструктивного результата, необходимо тщательно подготовить выступление. Такую подготовку можно представить в виде следующих составных частей: подготовка, манеры поведения, учитывать сложившиеся ритуалы и субординацию.

     Структура выступления. Выступление должно состоять из трех частей: вступление; основная часть; заключение.

     Примерное распределение времени: вступление-10-15%; основная часть-60-65%; заключение-20-30%.

    Вступление. Вступление – важная часть, так как более всего запоминается слушателям, поэтому должно быть тщательно продуманным. Оно включает: объясление цели, название доклада и расшифровку подзаголовка с целью точного определения содержания выступления, четкое определение стержневой идеи. «Засиживаться» на вступлении не стоим – оно должно быть кратким.

     При подготовке вступления следует выбрать тему, которая имеет целью вызвать интерес публики.

    Аргументация. Убедить – значит логически доказать или опровергнуть какое-либо положение. Это чисто логическая задача. Эрудиция, доброжелательность и тактичность создают обстановку, располагающую к беседе. Для достижения успеха необходимо уметь выражать свои идеи, возбуждать в аудитории интерес к речи. Нужно быть готовым к ответам на возможные вопросы.

     Очень важно контролировать скорость  речи: при быстрой речи аудитория  не воспринимает всего материала,  а при медленной – люди отвлекаются.

    Основная часть. Основная часть – всестороннее обоснование главного тезиса. Некоторые варианты системного построения аргументации:

  • проблемное изложение (выявление и анализ противоречий, путей их разрешения);
  • хронологическое изложение;
  • изложение от причин к следствиям (от частного к общему);
  • индуктивное изложение (от общего к частному).

     Рассматриваются различные аспекты, способствующие лучшему осмыслению слушателями идеи. При этом очень важно не перерасходовать время, обязательно оставив его для заключения.

     План развития основной части должен быть ясным. Предмет выступления должен раскрываться конкретно и стройно. Должно быть подобрано как можно больше фактологических материалов и необходимых примеров. 

     Заключение. Заключение – формулирование выводов, которые следуют из главной цели и основной идеи выступления.

     Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом.

     В заключении имеет смысл повторить стержневую идею и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей. Закончить выступление можно решительным заявлением, подводящим итог выступлению.

     Способ выступления. Необходимо избрать способ выступления – заглядывая в конспект или избегая чтения текста. Использование конспекта очень действенно, так как речь звучит естественно, слова приходят сами собой. Чтение же заранее написанного текста значительно уменьшает влияние выступления на аудиторию. Запоминание написанного текста заметно сковывает выступающего и привязывает к заранее составленному плану, не давая возможности откликаться на реакцию аудитории. 

Информация о работе Подготовка публичного выступления