Основы ораторского искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 17:54, реферат

Описание работы

Цель данной работы - рассмотреть структуру ораторской речи, а для этого нужно познакомиться с основными правилами, которыми следует руководствоваться при разработке содержания выступления, на что нужно обращать внимание при разработке материала, какими способами улучшить ораторскую речь и, естественно, с лексическими и синтаксическими особенностями построения ораторской речи.
Термин риторика имеет греческое происхождение, его синонимами выступают античный термин ораторское искусство (латинское oratoria) и русское слово красноречие. Что же означают все эти понятия? Под ораторским искусством прежде всего понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом.

Содержание работы

1. Введение
термин ораторское искусство
отличие ораторской речи от других видов речи
2. Выступление как разновидность ораторской прозы
содержание и композиция
информационное обеспечение выступления
контакт с аудиторией
контактоустанавливающие речевые действия
коммуникативное состояние говорящего.
3. Логика, этика и эстетика речи
Логические законы
Этика ораторского выступления
Эстетические качества речи
Правила построения ораторской речи.
4. Полезные советы
Четыре шага к успеху
Пять причин провала

5. Заключение
6. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

referat_oratorstvo.docx

— 45.78 Кб (Скачать файл)

В некоторых случаях цифры  следует округлять, так они лучше воспринимаются и запоминаются (население N составляет почти 600 тысяч человек). Но округление нежелательно в сообщении о числе жертв, размере нанесенного ущерба, здесь округление может вызвать у слушателей чувство недоверия.

Постоянный контакт с  аудиторией - ключевая проблема ораторского  выступления. Если контакта с аудиторией нет, то либо теряет смысл само выступление  в целом, либо резко снижается  его эффективность. Работа по поддержанию  контакта многопланова и одновременно ведется в нескольких направлениях.

Монолог – это искусственное  речевое построение; он по сравнению  с диалогической речью имеет  очень небольшой возраст. Усвоение и построение монологической речи требуют  специальных усилий, дополнительного  обучения. Монологический текст воспринимается всегда с большими трудностями, чем  диалог. Поскольку ораторское выступление  – это монологическая речь, то для  успешного и постоянного контакта с аудиторией очень важно вносить  в выступление элементы диалога.

Диалог – основная коммуникативная  форма речи. Именно диалог представляет собой изначальную, первичную форму  существования языка, отвечающую самой  природе человеческого мышления, которое по своей природе диалогично. Любое сказанное или предполагаемое слово представляет собой реакцию  на чужое слово. 
 
            О контакте с аудиторией следует  помнить еще при подготовке текста выступления. Существуют специальные речевые действия, назначение которых - установление и поддержание контакта. К ним относятся: обращение, приветствие, комплимент, прощание. Варианты этих речевых действий хорошо разработаны и приводятся в пособиях по речевому этикету. Следует выбрать для себя несколько вариантов каждого из этих действий и хорошо освоить их в интонационном отношении, в отношении стиля. Начинать выступление без приветствия и обращения можно лишь на сугубо деловом совещании в узком кругу специалистов, встречи с которыми в происходят достаточно часто. Обращения могут и должны употребляться и в центральной части выступления, они активизируют внимание слушателей.                                          
 
          Очень важную роль при поддержании контакта играют метатекстовые конструкции. Метатекст — это те слова и предложения вашей речи, в которых вы говорите о том, как она построена, о чем и в какой последовательности вы собираетесь говорить или писать, т.е. метатекст — это текст о тексте. Метатекстовое оформление выступления можно уподобить разметке проезжей части дороги и расстановке вдоль дороги знаков, обозначающих повороты, уклоны, трудные места. Хороший оратор всегда обозначает метатекстовыми конструкциями части своего выступления: в начале своего выступления я бы хотел обратить ваше внимание на...; повторим, еще раз...; теперь перейдем к вопросу о...; во-первых...; во-вторых...; в-третьих...; в заключение хотелось бы сказать о том, что... и т.п.  

Причины неудач:

  • чрезмерное погружение в собственные переживания.
  • недооценка собственных возможностей.
  • чаще выступать.
  • ошибочная оценка слушателей (слушатели – понимающие партнеры)
  • воспоминания о провале – потеря нити выступления (не растеряться, повторить то, что уже сказано), оратор оговорился (не обратить внимания или извиниться за ошибку), слушатели не проявляют внимания (задать вопрос), из зала реплики (игнорировать, не опускаться до оскорблений).

 

Под коммуникативным состоянием говорящего понимается совокупность всех характеристик говорящего, которые  оказывают влияние на его способность  устанавливать контакт с аудиторией и поддерживать его. Сформировать нужное коммуникативное состояние, которое  позволит успешно взаимодействовать  с аудиторией, означает следующее:

    • Запретить себе думать о посторонних вещах. 
    • Сосредоточить свое внимание на слушателях.
    • Внимательно следить за их реакцией.
    • Убедить себя в том, что в данный момент нет ничего более важного и значимого, чем ваше выступление и внимание аудитории.
    • Вкладывать в речевое действие все физические и моральные силы.
    • Иметь наступательный волевой настрой, вести аудиторию за собой, а не идти на поводу у аудитории.
    • Понимать, что публичное выступление – это профессиональное действие, связанное с осуществлением вашего намерения, которое должно достичь цели.

Все эти составляющие внутреннего  состояния говорящего находят отражение  в выражении лица, в мимике, характере  взгляда, в позе, осанке, движениях  тела. Подобная информация считывается  аудиторией на подсознательном уровне.

Из этого следует, что  провалить свое выступление можно  даже до того, как будет произнесено  первое слово. Нельзя выходить к аудитории  и начинать говорить, чувствуя себя расслабленным, безвольным, равнодушным, безынициативным. Все это сразу  ощутит аудитория (пусть даже и не осознает поначалу), и ее реакция  будет неблагоприятной, пассивной.

Таким образом, готовясь к  выступлению, мы должны позаботиться об убедительной содержательной разработке темы, ее хорошем информационном обеспечении. Речевое оформление выступления должно обеспечивать постоянный контакт с аудиторией и способствовать быстрому и надежному усвоению содержания.

3. Логика, этика  и эстетика речи

Логические аспекты выступления  изучены и разработаны достаточно глубоко, и с ними можно познакомиться в специальной литературе. Приведем несколько практических советов, которые следует помнить и которыми необходимо руководствоваться во время выступления:

• Будьте последовательны  в своей речи. Не переходите к  следующему пункту выступления, пока не закончите предыдущий. Многократное возвращение к недосказанному производит крайне неблагоприятное впечатление.

• Начинайте выступление  с наиболее существенных положений, оставляя на конец частное и второстепенное.

• Не тратьте время на то, что не является необходимым, без  чего можно обойтись в выступлении.

• Не повторяйтесь. Если считаете необходимым повторить сказанное, оговорите это специально. Дайте  понять, что это намеренное повторение.

• Не уходите в сторону  от обсуждаемого вопроса; не отвлекайтесь на посторонние, малозначимые для сути дела проблемы, факты, сведения, примеры  и т. п.

• В конце выступления  обобщите сказанное и сделайте выводы.

Готовя выступление, следует  учитывать основные логические законы.

1. Закон тождества. Всякая  мысль в процессе рассуждения  должна быть тождественна самой  себе. Этот закон требует, чтобы  в выступлении данная мысль  о каком-либо предмете, событии  должна иметь определенное устойчивое  содержание, сколько бы раз и в какой бы форме к ней ни возвращались.

2. Закон непротиворечия. Два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными: по крайней мере одно из них необходимо ложно.

3. Закон исключенного  третьего. Утверждение и его отрицание  не могут быть одновременно  ни истинными, ни ложными, одно  из них необходимо истинно,  другое – необходимо ложно.  Если в выступлении сформулировано  какое-то положение в виде высказывания, а затем – его отрицание,  то одно из этих высказываний  будет истинным, а другое –  ложным.

4. Закон достаточного  основания. Всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание. Поскольку наши суждения, высказывания могут быть истинными или ложными, то, утверждая истинность высказывания, следует дать обоснование этой истинности.

На основе логических законов, которые носят формальный характер, фиксируют формальную правильность различных интеллектуальных операций в чистом виде, складываются конкретные правила, рекомендации, инструкции, предусматривающие  достижение вполне определенного необходимого результата в практической деятельности.

Следует иметь в виду, что логика выступления является лишь составной частью более общей системы приемов, называемой системой аргументации, которая используется в воздействующей, убеждающей речи.

Отношение оратора к аудитории  должно быть абсолютно доброжелательным и профессиональным.

Доброжелательность предполагает невозможность таких форм речевого поведения, как агрессивность в ее различных проявлениях (упреки, угрозы, оскорбления) и демагогия (ложь).

Профессиональное  отношение к аудитории предполагает умение работать с любой аудиторией: и с той, которая настроена доброжелательно, и с той, которая настроена агрессивно, и с той, которая высказывает безразличие к оратору. Не следует обижаться на аудиторию и вступать с ней в конфликтные отношения. Но это совсем не означает, что оратор должен идти на поводу у аудитории, заигрывать с ней. Оратор должен относиться к аудитории, как врач к больному.

Выступление оратора —  его профессиональная деятельность, и он должен руководствоваться интересами дела, подчиняя ему свои чувства, эмоции, отношения.

Отметим некоторые типичные ошибки, которые допускают выступающие (даже помимо своей воли).

1. Не следует изображать, представлять глупыми, нечестными, непоследовательными, слабохарактерными  тех лиц, мнение которых вы  оспариваете. Нельзя следовать  утверждению: «Непоследовательный человек не может быть прав». Надо разбирать мнение, точку зрения, взгляды оппонента, а не его жизнь.

2. Обращение к чувствам  аудитории не должно перерастать  в манипулирование аудиторией. Предположим,  выступление направлено против кого-либо из администрации города и носит критический характер. Не следует говорить о разгуле преступности в городе. и т.п., что вызывает негативные чувства у слушающих, и связывать их с именем оппонента, если он по своим должностным обязанностям не может влиять на соответствующие стороны городской жизни. Не следует говорить о социальных и этнических предрассудках, связывая их с социальным положением или национальностью оппонента, играя на низменных чувствах части аудитории.

3. Не следует отождествлять  взгляды человека со взглядами той группы, партии, к которой он принадлежит. Если он коммунист, член ЛДПР и т.д., совсем не обязательно, что его взгляды полностью совпадают со взглядами лидера партии или партии в целом.

4. Нельзя искажать мнения  оппонентов, с которыми вы полемизируете или на мнения которых вы опираетесь. Особенно осторожно следует обращаться с цитатами.

5. Не бравируйте личными  качествами, не преувеличивайте  свою роль в каких-либо событиях, совместной деятельности и т.д.

6 Высказав исходные положения своей точки зрения, концепции, защищайте их, обосновывайте, доказывайте. Нельзя представлять то, что требуется доказать, как нечто само собой разумеющееся. Всегда вызывают возражения фразы типа: ясно, как божий день, что; конечно, мне незачем вам говорить, что; ни один человек в здравом уме не будет отрицать, что; я вас могу заверить в том, что.

7. В ходе выступления  нельзя отказываться от исходных (высказанных или невысказанных)  тезисов, сделав вид, что вы  «так и не думали». Вы потеряете доверие.

8. Не преувеличивайте  сверх здравого смысла отрицательных результатов реальных или возможных действий ваших оппонентов, событий и т. п. Усугубление нежелательных последствий должно быть обоснованным.

9. Не следует требовать,  чтобы вашу концепцию признали  правильной только на том основании,  что вам ваше обоснование представляется  убедительным.  
 
         Хорошее выступление – выступление цельное в ритмико-интонационном отношении. Но в то же время внутри этого единого ритмико-интонационного целого должно быть разнообразие. Монотонность притупляет внимание, однообразие ритма и интонации отрицательно сказывается на восприятии. Поэтому хорошая воздействующая речь выдержана в определенной стилевой манере от начала до конца, что делает этот текст цельным и целым. В то же время единая стилевая манера предполагает элементы разнообразия: увеличение или замедление темпа, разнообразные интонационные контуры. Поэтому написанные при подготовке отрезки текста следует обязательно прочитывать вслух, по крайней мере – проговаривать «про себя». Именно интонация, ритм речи подскажут, где ограничить объем конструкции или, наоборот, увеличить его, где переставить слова и т. п. Подчеркнем: говоря о лексике и синтаксисе, мы подразумеваем в данном случае благозвучность текста, гармонию ритма, а не контактоустанавливающие особенности, о которых говорилось выше.

Если в одном тексте приходится совмещать содержание, представленное в текстах-источниках, написанных в  разных стилевых манерах, то эти первоначальные тексты-источники (разумеется, если это  не цитата) следует перерабатывать в соответствии с вашей стилевой манерой. Очень много проблем  связано с точностью словоупотребления. В русском языке большое количество слов имеет сходные или близкие  значения, и не всегда прост? выбрать  нужное слово из группы близких по значению слов: следует учитывать  оттенки значения, стилистическую окраску, общий смысловой ореол слова  и т. п.

Информация о работе Основы ораторского искусства