Логические основы ораторского искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 18:20, доклад

Описание работы

Истинность мышления — это его коренное свойство воспроизводить действительность такой, какова она есть, соответствовать ей по своему содержанию. А ложность — свойство мышления искажать это содержание, извращать его. Истинность обусловлена тем, что мышление есть адекватное отражение действительности. Ложность же — тем, что функционирование мышления относительно самостоятельно, а вследствие этого оно может отходить от действительности и даже вступать с ней в противоречие.

Файлы: 1 файл

Логические основы публичной речи.docx

— 21.76 Кб (Скачать файл)

Логические основы ораторского искусства 
Неотъемлемым качеством публичного выступления является его логичность, т.е. определенность мыслей оратора, последовательность и четкость их изложения, доказательность аргументов, обоснованность выводов. Логичность рассуждения вызывает доверие к оратору, создает ощущение уверенности, надежности у слушателей, а это важные слагаемые ораторского искусства. 
 
  
 
^ 3.1. Истинность мысли и формальная правильность рассуждения 
Истинность мышления — это его коренное свойство воспроизводить действительность такой, какова она есть, соответствовать ей по своему содержанию. А ложность — свойство мышления искажать это содержание, извращать его. Истинность обусловлена тем, что мышление есть адекватное отражение действительности. Ложность же — тем, что функционирование мышления относительно самостоятельно, а вследствие этого оно может отходить от действительности и даже вступать с ней в противоречие. 

Правильность мышления ~ это его другое коренное свойство воспроизводить в структуре, строении мысли объективную структуру действительности, соответствовать действительным отношениям предметов и явлений. И наоборот, неправильность мышления есть его способность искажать структурные связи и отношения вещей. Следовательно, категории «правильность мышления» и «неправильность мышления» применяются лишь к логическим операциям с основными формами мышления. 
 
Правильное мышление имеет такие существенные признаки, как определенность, непротиворечивость, последовательность и обоснованность. Дадим им краткую характеристику. 
 
Определенность — это свойство правильного мышления воспроизводить в структуре мысли реальные признаки и отношения самих предметов и явлений, их относительную устойчивость. Она находит свое выражение в точности и ясности мысли, отсутствии сбивчивости и путаницы в элементах мысли и самих мыслях. Несоблюдение данного требования вызывает неопределенность речи. Неопределенность возникает из-за употребления незнакомых аудитории терминов, неясности, сбивчивости речи, незавершенности предложений, двусмысленности фраз и по другим причинам.  
Непротиворечивость — свойство правильного мышления избегать в структуре мысли противоречий, которых нет в отражаемой действительности. Оно проявляется в недопустимости логических противоречий в строгих рассуждениях.  
Последовательность — свойство правильного мышления воспроизводить структурой мысли те структурные связи и отношения, которые присущи самой действительности, способность следовать «логике вещей и событий».

Обоснованность — свойство правильного мышления отражать объективные причинно-следственные связи и отношения предметов и явлений окружающего мира. Она проявляется в установлении истинности или ложности мысли на основе других мыслей, истинность которых установлена ранее. 
 

3.2. Формально-логические законы и их использование в выступлении

Вначале рассмотрим содержание основных формально-логических законов. 
 
>- Закон тождества требует, чтобы каждая мысль в процессе рассуждения сохраняла одно и то же содержание, независимо от того, сколько бы раз она ни повторялась. Это означает, что каждая мысль должна быть тождественной самой себе, а разные мысли отождествляться не должны. 
1. Сохранять определенность и постоянство предмета мысли в ходе всего мыслительного процесса. Развивая мысль об определенном предмете, нельзя менять этот предмет, пока мы не закончим его рассмотрение. 
В результате нарушения этого правила возникает логическая ошибка, называемая «подмена понятия». Любой естественный язык позволяет одну и ту же мысль выразить в различной языковой форме, что нередко влечет за собой подмену одной мысли другой. Особенно часто это происходит при использовании синонимов, омонимов и паронимов, неправильное употребление которых ведет к нарушению логического строя мысли, ее неопределенности. 
2. Сохранять содержание мысли, выраженной по поводу данного объекта. При нарушении этого правила возникает логическая ошибка «подмена тезиса». Это происходит, когда в процессе рассуждения исходная мысль умышленно или неосознанно подменяется другой. 
Закон противоречия устанавливает, что две несовместимые друг с другом мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время, в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинными: по крайней мере одно из них необходимо ложно. 
Нарушение данного закона приводит к ошибке — логическому противоречию. Логическое противоречие — это противоречие непоследовательного, путаного рассуждения. Например: «Эти проблемы, к сожалению, не решаются, но в целом их решить удается» или «Порядок в аудитории будем наводить до тех пор, пока порядка не будет». Чтобы избежать подобных ошибок, оратору следует знать и соблюдать в публичном выступлении правила закона противоречия. 
1. Логического противоречия не будет, если мы утверждаем принадлежность предмету одного признака и в то же время отрицаем принадлежность этому же предмету другого признака. 
2. Противоречия не будет, если речь в суждениях идет о разных предметах с несовместимыми признаками. 
3. Противоречия не будет, если мы что-либо утверждаем и то же самое отрицаем относительно одного предмета, но рассматриваем его в разное время. 
4. Противоречия не будет, если один и тот же предмет нашей мысли рассматривается в разных отношениях.

*- Закон исключенного третьего гласит, что из двух противоречащих мыслей об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, не могут быть вместе истинными или ложными: одна — необходимо истинна, а другая — ложна; третьего быть не может. 
 
s* ^ Закон достаточного основания утверждает, что всякая мысль может быть признана истинной только тогда, когда она имеет достаточное основание. Достаточное основание — это мысль, уже проверенная и признанная истинной, из которой с необходимостью вытекает истинность другой мысли. Им могут быть очевидность, личный опыт, аксиомы, законы наук, теоремы, цифровой материал и т.д. Закон предполагает соблюдение следующих правил. 
 
Неосновные формально-логические законы проявляются в отдельных формах абстрактного мышления и выступлениях. Этих законов очень много, они не поддаются строгой классификации 
* ^ Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия устанавливает, что увеличение содержания понятия ведет к уменьшению его объема, и наоборот. Напомним, содержание понятия — это совокупность существенных признаков предмета или класса однородных предметов, отраженных в этом понятии. Объемом понятия называется совокупность предметов, которая мыслится в данном понятии.  
Данный закон лежит в основе обобщения и ограничения понятий. Данные операции имеют противоположную направленность. Посредством ограничения и обобщения можно выявлять виды и роды разных порядков по отношению к одному и тому же понятию. Пользуясь этим правилом, можно в выступлении или повышать его конкретность, или делать какие-либо обобщения. 
 
Ограничением называется логическая операция перехода от родовых понятий к видовым путем прибавления к содержанию родового понятия видообразующего признака. Например, если к содержанию понятия «юрист» добавить видообразующий признак, показывающий его государственную принадлежность, то получим новое понятие «юрист Российской Федерации», которое является видовым по отношению к исходному, родовому понятию. 
 
При ограничении понятий важно соблюдать правило последовательного перехода от рода к виду. Пределом ограничения является единичное понятие (это понятие, в котором мыслится один предмет). 
 
Обобщением называется логическая операция перехода от видового понятия к родовому путем исключения из содержания данного видового понятия его видообразующего признака. Так, если из содержания понятия «юридический институт» исключить видовой признак «юридический», то получится родовое понятие «институт».

Доказательства по форме  делятся на прямые и (косвенные).

 

Прямое доказательство идет от рассмотрения аргументов к доказательству утверждаемого тезиса, то есть истинность доказательства непосредственно обосновывается аргументами. Широко используется прямое доказательство в статистических отчетах, в различного рода документах, в постановлениях.

 

Непрямое (косвенное) доказательство — это доказательство, в котором  истинность выдвинутого тезиса обосновывается путём доказательства ложности утверждаемого  антитезиса. Оно применяется тогда, когда нет аргументов для прямого  доказательства.

В зависимости от этого  различия в структуре антитезиса косвенные доказательства делятся  на два вида – апагогическое (доказательство от «противного») и разделительное доказательство (методом исключения). Первое осуществляется путем установления ложности противоречащего тезису суждения. Этот метод часто используется в  математике. Во втором антитезис является одним из членов разделительного  суждения, в котором должны быть обязательно перечислены все  возможные альтернативы, например: Преступление совершил либо А, либо Б, либо С. Доказано, что не совершали преступление ни А, ни Б. Следовательно преступление совершил С. Доказательство - это логическая операция обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений. В доказательстве выделяют три элемента: 1) доказываемое положение - тезис; 2) суждения, с помощью которых обосновывается истинность тезиса, - аргументы, или доводы, или основания доказательства; 3) логическая связь тезиса с аргументами - демонстрация.

Истинность тезиса устанавливается путем последовательного  доказательства ложности всех членов разделительного суждения кроме  одного.

1) Тезис должен нуждаться  в доказательстве.

 

Бессмысленно пытаться доказывать очевидные вещи, определения понятий, констатации фактов, аксиомы и постулаты.

 

2) Тезис должен быть  ясным и точным. Многие слова  естественного языка являются  многозначными и расплывчатыми,  что обусловливает неясность  тезиса. Кроме того, следует иметь  в виду, что в качестве тезиса  лучше брать частные суждения, а не общие. Частное суждение  легче доказать и труднее опровергнуть.

 

3) Тезис должен оставаться  одним и тем же на протяжении  всего доказательства. Распространенная  ошибка - подмена тезиса. Менее распространенная - потеря тезиса.

 

Требования к аргументам

1) Аргументы должны быть  истинными суждениями, причем их  истинность должна быть доказана.

Нарушение этого требования, связанное с использованием ложного  аргумента, называется "основным заблуждением". Ошибка, связанная с использованием, может быть и истинного, но еще  не доказанного аргумента носит  наименование "предвосхищение основания".

2) Истинность аргументов  должна устанавливаться автономно,  т.е. независимо от тезиса.

При нарушении этого требования мы имеем дело с ошибкой, известной  как "круг в обосновании" или "круг в доказательстве".

3) Совокупность аргументов  должна быть непротиворечива.  Если аргументы противоречат  друг другу, то, по крайней мере, один из них ложен, а ложные  аргументы ничего не доказывают.

4) Совокупность аргументов  должна быть достаточной для  вывода тезиса. Один аргумент  почти никогда не дает обоснование  тезиса, его доказательная сила  мала. Но несколько аргументов, находящихся  во взаимной связи, способны  создать прочную логическую основу  для вывода тезиса. Однако не  следует злоупотреблять количеством  аргументов. Иногда полагают, что  чем больше доводов привлекут  к обоснованию своего тезиса, тем лучше. Это не так. Среди  неряшливо подобранных аргументов  могут оказаться ложные, необоснованные, противоречащие друг другу и даже доказываемому тезису. В таком случае доказательство может рассыпаться. Аргументов должно быть достаточно для вывода тезиса и не более того. Каждый лишний аргумент ослабляет доказательство. Важно не количество аргументов, а их весомость. 
 
Аксиомой логичного выступления является то, что, не научившись правильно оперировать понятиями, нельзя правильно провести ни одну мыслительную операцию: ни правильно поставить вопрос, ни правильно на него ответить, ни умозаключить, ни объяснить и т.д. Поэтому прежде всего необходимо изложить правила определения и деления понятий, в основе которых лежат определенные формально-логические законы. 
 


Информация о работе Логические основы ораторского искусства