Ораторское искусство в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 23:40, реферат

Описание работы

Красноречие Древней Руси, воспринявшей высокие традиции оратор­ского искусства античности, Византии и южнославянских стран, зарождается в XI веке.
В историческом аспекте развитие отечественной риторики проходило через определенные этапы:
1) ораторское искусство Древней Руси;
2) учение о красноречии в трудах М. Ломоносова и его последователей;
3) риторическая школа российских академиков, а затем и университетская школа красноречия, сложившаяся в конце 18 — начале 19 веков;
4) риторические сочинения 30-40 гг. XIX века (работы А.И. Галича, А. Мерзлякова, К. Зеленецкого);

Файлы: 1 файл

Ораторское исскуство в России ( Ростовский Андрей т-116).docx

— 20.32 Кб (Скачать файл)

  Подготовил Студент 2-ого курса

группы т-116с : Ростовский Андрей.

Ораторское искусство в России

Красноречие Древней Руси, воспринявшей высокие традиции оратор­ского искусства античности, Византии и южнославянских стран, зарождается в XI веке.

В историческом аспекте развитие отечественной риторики проходило через определенные этапы:

1) ораторское искусство Древней Руси;

2) учение о красноречии в трудах М. Ломоносова и его последователей;

3) риторическая школа российских академиков, а затем и университетская школа красноречия, сложившаяся в конце 18 — начале 19 веков;

4) риторические сочинения 30-40 гг. XIX века (работы А.И. Галича, А. Мерзлякова, К. Зеленецкого);

5) русское судебное красноречие в 60-е годы XIX в. (труды А.Ф. Кони, П.С. Пороховикого, В.Д. Спасовича);

6) новые формы ораторского искусства в России в начале XX века, развив­шиеся в связи с деятельностью Государственной Думы, законодательных ор­ганов и др.

С искусством ораторской речи Русь познакомилась уже в конце Х - на­чале XI веков по лучшим образцам византийской и южнославянской культу­ры. После принятия христианства в истории древнерусской культуры начи­нается период освоения духовных богатств христианских стран. Важную роль в этом сыграли жанры ораторской прозы. Важно подчеркнуть, что в ис­тории древнерусского ораторства отсутствует период ученичества и уже со­чинения первых русских риторов — Иллариона, Феодосия Печерского, Ки­рилла Туровского (Х1-ХП вв.), как подчеркивают исследователи, (Черторицкая Т.В- Ораторское искусство Древней Руси. М., 1987 г. - С. 5-9), поражают совершенством формы, глубиной и оригинальностью идей, новизной поэти­ческих находок. Характерно, что на Руси не получила распространения прак­тика устного публичного выступления. Красноречие Киевской Руси является фактом литературы, принадлежит литературе. По аналогии с византийским красноречием в ораторской прозе Киевской Руси выделяется два стиля — красноречие дидактическое или учительное, преследовавшее цели морально­го воспитания, и красноречие панегирическое, торжественное, посвященное праздникам церковным или событиям государственного значения. К приме­ру, «Слово о Законе и благодати» митрополита Иллариона - памятник тор­жественного красноречия XI, прославляющий Русскую землю, утверждаю­щий независимость Руси от Византии, ее равноправие со всеми христиан­скими странами.

Золотым веком русской литературы и периодом расцвета древнерус­ского красноречия стал XII в. Его вершиной являются «Слова» Кирилла Ту­ровского.

При монастырях, являющихся центрами культуры и грамотности, в XIV — ХУвв. начинается обучение риторике. В качестве учебников используются европейские риторики, написанные на латинском языке. Самая ран­няя ич дошедших до нас отечественных риторик относится к началу XVII в., ее автор - митрополит Новгородский и Великорусский Макарий. В основу первой русской «Риторики» положен перевод учебника немецкого гуманиста (сподвижника Лютера) Филиппа Меланхтона, который был написан на ла­тинском языке. Первый оригинальный учебник на русском языке принадле­жит М.В. Ломоносову. Он называется «Краткое руководство к красноречию» (1748). Вот как Ломоносов определяет риторику: «Риторика есть наука о вся­кой сложной матери красно говорить и писать». Риторика Ломоносова состо­ит из трех частей: «О изображении», «О украшении», «О расположении». Основные теоретические положения в книге М.В. Ломоносова сопровожда­ются цитатами из сочинений знаменитых писателей Древней Греции и Древ­него Рима, средневековья. Возрождения и нового времени, данными в автор­ском переводе. Для красноречия, по М.В. Ломоносову, необходимы, прежде всего, дарования душевные (острый ум и память) и телесные (громкий голос, «долгое дыхание», приятная внешность и осанка). Однако одних природных качеств недостаточно, чтобы стать оратором. Одним из важнейших требова­ний является знание законов построения публичной речи, а также умение ар­гументировать. Все позднейшие русские риторики опирались на труды М.В. Ломоносова.

 

Обобщенным для своего времени на рубеже XVIII - XIX вв. стал «Опыт риторики» И.С. Рижского, который преподавал риторику в 1786 — 1796 гг. в Санкт-Петербурге ком горном корпусе и обратил на себя внимание опубликованными трудами. Вопросы чистоты и правильности русской речи оказываются в центре внимания «Опыта риторики« И.С. Рижского, которая, опираясь на традицию, сохраняла тесную связь с русской действительно­стью, с языковой практикой русских поэтов, писателей, ученых и деятелей эпохи Просвещения. «Говорить и писать исправно, т.е. чистым российским языком есть долг всякого благовоспитанного россиянина,» — писал он. Мно­гие из общих соображений И.С. Рижского и сейчас не утратили своей актуальности. Даже в самой композиции его риторики и оглавлении ее частей за­метно отступление от традиций в одну сторону: усилить работу над русским словом. Поэтому глава, посвященная вопросам чистоты языка, правилам смешения славянской и русской речи, вынесена в первую часть книги. Имен­но с нее и начинается риторика. Это было новшеством, которое отвечало на­зревшей уже во времена Ломоносова потребности проводить работу по нор­мализации и усовершенствованию литературного языка.

 

Чистота речи, как считал Рижский, может быть нарушена, если исполь­зуются немотивированное иностранные слова вместо русских, словосочета­ния, нарушающие правила русского языка, иностранные выражения, свойст­венные только иностранному языку, простонародные, областные (диалект­ные) слова, а также неологизмы, не отвечающие законам русского языка. «Риторика» Рижского не пятичастная, в отличие от классической, и не трех­частная, как у Ломоносова. Она содержит четыре части.

 

Среди других теоретических работ следует назвать «Краткую ритори­ку» А.Ф. Мерзлякова, учебники по риторике Н.Ф. Кошанского, А.И. Галича.

 

Уже в конце ХУШ в. в Европе упал интерес к риторике. В России же пик развития риторики пришелся на первую половину XIX века. Значитель­ный вклад в развитие теории красноречия внесли русские ученые. Как уже отмечалось, после принятия христианства на Руси развивалось духовное красноречие. Искусство светского публичного слова в России связано с раз­витием университетского красноречия. Это объясняется прежде всего тем, что Россия была лишена парламентских форм демократии, ставших обычны­ми в западноевропейских странах. Именно в университетской аудитории жи­вое слово имело возможность свободно развиваться и совершенствоваться. В России академическое красноречие зародилось в XVIII веке.

 

Начало этому передовому жанру русского ораторского искусства было положено нововведением президента Российской Академии Наук Дашко­вой Е.Р., которая добилась разрешения открыть общедоступные курсы «на российском языке» по основным отраслям наук для всех желающих. Ежедневно в течение четырех месяцев крупные специалисты читали публичные лекции по основным отраслям наук: математике, химии, минералогии, физи­ке. Это нововведение должно было способствовать распространению про­свещения. В первой своей речи на заседании ученых Дашкова выразила на­дежду, что наука распространится из Академии по всему Отечеству.

 

Расцвет академического красноречия в России приходится на XIX в. и связан с пробуждением общественно-политической жизни страны. Наиболь­шую популярность приобретает вузовская лекция, которая постепенно пре­вращается в общедоступную, публичную. Со второй половины XIX в. лекции уже читаются учеными специально для широкой аудитории, т.е. возникает научно-популярная лекция. Многолюдные аудитории собирали на свои лек­ции замечательные ученые-историки профессора Московского университета Грановский Т.Н. и Ключевский В.О. Во второй половине XIX в. - начале XX в. с блеском читали свои вузовские научно-популярные лекции физик И.М. Сеченов, химик Д.И. Менделеев, биолог И.И. Мечников, анатом П.Ф. Лесгафт, ботаник К.А. Тимирязев, геохимик В.И. Вернадский, минеролог А.Е. Ферсман, биолог Н.И. Вавилов, физик Л.Д. Ландау и другие.

 

М.В Ломоносов, называя три известных в античном мире рода красно­речия (эпидейктическое, совещательное, судебное), подчеркнул, что судеб­ное красноречие отсутствует в России. Так было вплоть до реформы 1864 г., которая заложила новые принципы судопроизводства. Слушание дел стало гласным, в процесс судопроизводства ввели прокурора, адвоката, присяжных заседателей (судьи-непрофессионалы). Суд стал местом публичных заседа­ний, полем словесных битв чинов прокуратуры и защитников. Прения сторон в открытых судебных процессах обязывали к тому, чтобы и прокурор, и ад­вокат, и представитель суда выступали убедительно, доходчиво, ярко. Благо­даря этим изменениям во второй половине XIX века русское судебное крас­норечие выдвинулось на первый план и достигло высокого уровня развития, как в практической сфере, так и в области разработки теории ораторского ис­кусства. Появилась плеяда блестящих судебных ораторов Н.П. Карабчевский, Ф.Н. Плевако, С.А. Андреевский. Оригинальный труд по истории русского судебного красноречия «Искусство речи на суде» был на­писан П.С. Пороховщиковым (псевдоним - П. Сергеич). Советы и рекомен­дации автора относительно языка выступления, организации материала, приемов поддержания внимания слушателей актуальны и сегодня. Работам П.С. Пороховщикова по ораторскому искусству близки труды известного русского юриста, литератора и общественного деятеля А.Ф. Кони («Приемы и задачи прокуратуры», «Советы лекторам» и др.).

 

Политическое красноречие не упоминается авторами русских риторик в числе распространенных в России. Школой политического красноречия в России стала Государственная Дума (1906-1917 гг.), где рождались основы парламентской речи. В годы революции и гражданской войны получили большое распространение агитационные и митинговые речи. Известными ораторами революции стали В.И. Ленин, Н.И. Бухарин, Л.Д. Троцкий, А.М. Коллонтай, А.В. Луначарский, С.М. Киров.

 

Интересным явлением в истории отечественной риторической мысли было открытие в Петрограде Института Живого Слова (1918 - 1924). У ис­токов которого стояли выдающиеся общественные и политические деятели:

 

В.Э. Мейерхольд, Н.А. Энгельгард, А.Ф. Кони, Л.В. Щерба. Была начата раз­работка теории красноречия, теории спора. Однако к началу 30-х годов ин­ститут прекратил свое существование. Разработка теории риторики была прервана на несколько десятилетий, и риторика как учебная дисциплина бы­ла исключена из школьного и вузовского образования. Лишь с конца 70-х го­дов (и особенно в конце 80-х - начале 90-х годов) в отечественной лингвис­тике вновь пробудился интерес к риторике, который в значительной мере поддерживался достижениями неориторики в Европе и США.

 

Таким образом, в течение каждого из выделенных периодов развития русской риторики при сохранении определенных традиций предыдущего пе­риода все же происходил известный сдвиг в осмыслении речевой деятельно­сти и преодолевались те стилистические представления, которые были господствующими в предшествующее время. Эволюция риторической концеп­ции происходила в тесной связи с изменением литературной нормы языка и новыми складывающими вкусами.

 

Ренессанс риторики, наблюдающийся в лингвистике в последние деся­тилетия, не может не оказать влияния на дальнейшее развитие культуры речи как научной дисциплины, призванной определить способы достижения мак­симальной эффективности общения. Под эффективностью общения понима­ется оптимальный способ достижения поставленных коммуникативных це­лей.

 

Риторическое знание и риторика как форма обобщения действительности словом для России начинались на основе усвоения опыта античной и западноевропейской традиции. Общность европейского культурного фонда восходила к древнейшему периоду истории: «Богослужебная, проповедническая, церковно-назидательная, агиографическая, отчасти всемирно-историческая (хронографическая), отчасти повествовательная литература была единой для всего православного юга и востока Европы» (Д.С. Лихачев. Поэтика древнерусской литературы).

 

Благодаря трудам Аристотеля, Цицерона, Квинтилиана в древности риторика стала нормативной дисциплиной и входила в  число 7-ми «избранных» наук.  В средневековье риторика развивалась во Франции, Германии, Италии. В Европе в то время происходила «литературизация» риторики и переосмысление античного культурного наследия.

В средние века европейские риторические идеи через Польшу и Украину проникли Россию. В историческом аспекте развитие отечественной риторики прошло несколько этапов.

Первым памятником, предшествовавшим первым русским риторикам считается славянский перевод трактата византийского ученого Георгия Херобоска «О образах», вошедший в «Изборник Святославов 1073 г.». Как уже было сказано выше, первые на Руси занятия риторикой сосредотачивались в монастырях. Так, «Риторика» Макария (1617-1619 г.г.) считается первым опытом обобщения русского красноречия. Однако об ее происхождении до сих пор ведутся среди ученых споры. Сейчас известны 34 списка этой риторики с 1620 . и до петровского времени. Риторические сочинения, написанные в Киево-Могилянской академии и в Чернигове сохранились на латинском и польском языках. Таков «Компедиум по риторике» Слуцкого (1629-1631 гг.). В 1659 г. было написано первое печатное руководство по гомилетике ректором Киево-Могилянской академии И. Галятовским.

Информация о работе Ораторское искусство в России