Ораторская речь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 16:26, контрольная работа

Описание работы

Оратор обращается с людьми непосредственно, и это позволяет ему быстро реагировать на актуальные жизненные вопросы, активно распространять, пропагандировать передовые мысли, стремительно откликаться на события, учитывать многочисленные интересы слушателей, комментировать известные факты, разъяснять политику государства. Оратор обращается к совести людей, их памяти, их национальным, патриотическим, интернациональным чувствам. Он поднимает в человеке духовность, благородное движение разума, ставит на первый план общечеловеческие заботы, интересы, идеи. Благородные цели познания, проповедь гуманизма и милосердия, «открытие» правды возвышают речь, влияют на духовный мир слушателей. Подлинный оратор, вкладывая в речь всю глубину своего интеллекта и страсть своей души, действует на умы и сердца людей.
Демократия предполагает открытость, гласность, широкие ответственные дискуссии, публичные выступления, которые играют огромную роль в возможности высказывания самых разных точек зрения, в оздоровлении общественной атмосферы в умножении духовного богатства жизни, в объединении всех прогрессивных сил общества. Одна из главных особенностей демократии – возможность убеждать правдивым, свободным словом. Это требует от выступающего в разнообразных аудиториях, порой весьма сложных, высокого мастерства, основанного на хорошем знании материала и активном владении действительной речью – оружием оратора. Это требует колоссальной ответственности за сказанное слово и предельной взыскательности к своей речи.

Содержание работы

Введение.
1. Ораторская речь, как искусство слова.
2. Роды и виды ораторской речи.
3. Законы риторики.
4. Функционально-смысловые типы речи.
5. Структура ораторской речи.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 55.21 Кб (Скачать файл)

Однако не все теоретики  и практики были сторонниками азиатского стиля, его противники стояли за классические образцы и строгость речи. Этот стиль, в противоположность азиатскому, стал называться аттическим, а его  представители – аттицистами. Они проповедовали утонченную образность и интеллектуальность речи, которые вызывали у слушателей определенные ассоциации, тем самым, воздействуя на них. Аттицисты были сторонниками чистоты речи, под которой подразумевалась ее нормативность, сводившаяся к правильному выбору слова и морфологической формы. Если оратор следовал этим требованиям, он мог считаться образцовым оратором, а его речи изучались как образцы.

Представителями аттического  направления были, например, Аполлодор  Пергамский, наставник римского императора Октавиана Августа, придерживающийся строгих и точных правил риторики; Цицелий, о котором упоминает  Дионисий Галикарнасский, - сам сторонник  аттического направления, а также  Деметрий.

Крупнейшим классиком  античного красноречия и теоретиком ораторского искусства был древнеримский  оратор и политик Марк Туллий Цицерон (106 – 43 г.г. до н.э.). Три трактата об ораторском искусстве отражают богатый опыт античной риторики и его собственный практический опыт крупнейшего римского оратора. Эти трактаты – «Об ораторе», «Брут, или о знаменитых ораторах», «Оратор» - памятники античной теории словесности, античного гуманизма, имевшие глубокое влияние на всю европейскую культуру (Цицерон, 1972). В теории познания Цицерон склоняется к скептицизму, считая, что нет критерия для отличия реальных представлений от нереальных. Он рассматривает вопросы о высшем благе, о добродетелях как единственном источнике счастья, стремится е совершенству. Такому стремлению совершенствуют четыре добродетели: мудрость, справедливость, мужество, умеренность. Его философские воззрения легли в основу взглядов на ораторское искусство.

Каковы же взгляды Цицерона на ораторское искусство? Теория красноречия  Цицерона занимает среднее положение  между азианизмом и умеренным  классическим аттицизмом.

Какие же условия для оратора  важнейшие? Во-первых, природное дарование, живость ума и чувства, развитие и запоминание; во-вторых, изучение ораторского искусства (теория); в-третьих, упражнения (практика). Собственно, в  данных утверждениях нет ничего нового, поскольку об этом писал еще Аристотель. Тем не менее, Цицерон старается  синтезировать предшествующие теории, осмыслить их ин на их основе создать  обобщенную теорию ораторского искусства.

Обязанность оратора заключается  в следующем: найти что сказать; найденное расположить по порядку; придать ему словесную форму; утвердить все это в памяти; произнести. Кроме того, в задачу оратора входит расположить к  себе слушателей; изложить сущность дела; установить спорный вопрос; подкрепить свое положение; опровергнуть мнение противника; в заключение придать блеск своим  положениям и окончательно низвергнуть  положения противника.

 

 

 

 

 

 

2. Роды и виды ораторской  речи.

Роды и виды ораторского  искусства формировались постепенно. Так, например, в России XVII-XVIII веков, авторы риторик выделяли пять основных типов (родов) красноречия: придворное красноречие, развивающееся в высших кругах дворянства; духовное (церковно-богословское); военное красноречие – обращение  полководцев к солдатам; дипломатическое; народное красноречие, особенно развивавшееся  в периоды обострения борьбы, во время которой вожаки крестьянских восстаний обращались с пламенными речами к народу.

Роды и виды красноречия  выделяются в зависимости от сферы  коммуникации, соответствующей одной  из основных функций речи: общению, сообщению и воздействию. Существует несколько сфер коммуникации: научная, деловая, информационно-пропагандистская и социально-бытовая. К первой, например, можно отнести вузовскую лекцию или научный доклад, ко второй –  дипломатическую речь или выступление  на съезде, к третьей – военно-патриотическую речь или речь митинговую, к четвертой  – юбилейную (похвальную) речь или  речь застольную (тост). Конечно, такое  деление не имеет абсолютного  характера. Например, выступление на социально-экономическую тему может  обслуживать научную сферу (научный  доклад), деловую сферу (выступление  пропагандиста в группе слушателей). По форме они также будут иметь  общие черты.

В современной практике публичного общения выделяют следующие роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное (церковно-богословское). Род  красноречия – это область  ораторского искусства, характеризующаяся  наличием определенного объекта  речи, специфической системой его  разбора и оценки. Результатом  дальнейшей дифференциации на основании  более конкретных признаков являются виды или жанры. Эта классификация  носит ситуационно-тематический характер, так как, во-первых, учитывается ситуация выступления, во-вторых, тема и цель выступления.

К социально-политическому  красноречию относятся выступления  на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, этико-нравственные темы, выступления по вопросам научно-технического прогресса, отчетные доклады на съездах, собраниях, конференциях, дипломатические, политические, военно-патриотические, митинговые, агитаторские, парламентские  речи.

Некоторые жанры красноречия  носят черты официально-делового и научного стиля, поскольку в  основе их лежат официальные документы. В таких речах анализируются  положение в стране, события в  мире, основная их цель – дать слушателям конкретную информацию. В этих публичных  выступлениях содержатся факты политического, экономического характера, оцениваются  текущие события, даются рекомендации, делается отчет о проделанной  работе. Эти речи могут быть посвящены  актуальным проблемам или могут  носить призывной, разъяснительный, программно-теоретический  характер. Выбор и использование  языковых средств зависит в первую очередь от темы и целевой установки  выступления.

Политическое красноречие  в России в целом было развито  слабо. Лишь военное ораторское искусство  достигло сравнительно высокого уровня. Не раз обращался к воинам Петр I.

В начале XIX в. развернулась кипучая деятельность революционных  ораторов. Они в основном выступали  на митингах. Эти ораторы несли  в массы новые идеи, о жизни  и светлом будущем. К первым годам  установления советской власти относятся  выступления таких сложившихся  еще до революции ораторов, как  Н.И.Бухарин, Г.Е.Зиновьев, С.М.Киров, А.М.Коллонтай, В.И.Ленин, А.В.Луначарский, Л.Д.Троцкий, Г.В.Чичерин и другие.

Стремительно развивается  парламентское красноречие и  сегодня. В нем отражается столкновение различных точек зрения, проявляется  дискуссионная направленность речи.

Академическое красноречие  – род речи, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью, логической культурой. К этому роду относятся вузовская лекция, научный  доклад, научный обзор, научное сообщение, научно-популярная лекция. Конечно, академическое  красноречие близко научному стилю  речи, но в то же время в нем  нередко используются выразительные, изобразительные средства.

В России академическое красноречие  сложилось в первой половине XIX в. с пробуждение общественно-политического  сознания. Университетские кафедры  становятся трибуной для передовой  мысли. Ведь в 40-60 г.г. на многие из них  пришли работать молодые ученые, воспитанные  на прогрессивных европейских идеях. Можно назвать таких ученых XIX-XX в.в., как Т.Н.Грановский, С.М.Соловьев, И.М.Сеченов, Д.И.Менделеев, А.Г.Столетов, К.А.Тимирязев, В.И.Вернадский, А.Е.Ферсман, Н.И.Вавилов – прекрасных лекторов, которые завораживали аудиторию.

Судебное красноречие  – это род речи, призванный оказывать  целенаправленное и эффективное  воздействие на суд, способствовать формированию убеждений судей и  присутствующих в зале суда граждан. Обычно выделяют прокурорскую, или  обвинительную, речь и адвокатскую, или защитительную, речь.

Русское судебное красноречие  начинает развиваться во второй половине XIX в. после судебной реформы 1864 г., с  введением суда присяжных. Судебный процесс – это разбирательство  уголовного или гражданского дела, исследование всех материалов, связанных  с ним, которое происходит в обстановке поисков истины, борьбы мнений процессуальных оппонентов. Конечная цель данного  процесса – вынести законный и  обоснованный приговор, чтобы каждый совершивший преступление был, подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен  к ответственности и осужден. Достижению этой цели способствуют обвинительная  и защитительная речи.

Судебные речи талантливых  русских юристов дореволюционного периода С.А.Андреевского. А.Ф.Кони, В.Д.Спасовича, К.К.Арсеньева, А.И.Урусова, Н.И.Холева, Н.П.Карабчевского, Ф.Н.Плевако  с полным правом называют образцами  судебного красноречия.

Разумеется, в судебных речах  подробно анализируются фактический  материал, данные судебной экспертизы, все доводы за и против, показания  свидетелей и т.д. Выяснить, доказать, убедить – вот три взаимосвязанные цели, определяющие содержание судебного красноречия.

К социально-бытовому красноречию  относится юбилейная речь, посвященная  знаменательной дате или произнесенная  в честь отдельной личности, носящая  торжественный характер; приветственная речь, посвященная ушедшему из жизни.

Одним из видов социально-бытового красноречия было придворное. Для  него характерно пристрастие к высокому слогу, пышным, искусственным метафорам  и сравнениям.

Духовное (церковно-богословское) красноречие – древний род  красноречия, имеющий богатый опыт и традиции. Выделяют проповедь (слово), которую произносят с церковного алевона или в другом месте  для прихожан и которая соединяется  с церковным действием, и речь официальную, адресованную самим служителям церкви или другим лицам, связанным  с официальным действием.

После того как князь Владимир Святославович в 988 году крестил  Русь, в истории древнерусской  культуры начинается период освоения духовных богатств христианских стран, главным образом Византии, создания оригинальных памятников искусства.

Уже в ораторской речи Киевской Руси выделяют два подвида: красноречие  дидактическое, или учительное, которое  преследовало цели морального наставления, воспитания, и панегирическое, или  торжественное, которое посвящено  знаменательным церковным датам  или государственным событиям. В  речах отражается интерес к внутреннему  миру человека, источнику его дурных и хороших привычек. Осуждаются болтливость, лицемерие, гнев, сребролюбие, гордыня, пьянство. Прославляются мудрость, милосердие, трудолюбие, чувство любви  к Родине, чувство национального  самосознания. Духовное красноречие  изучает наука о христианском церковном проповедничестве – гомилетика.

Вот отрывок из наказа-поучения «12-го слова» митрополита Московского  Даниила (XVI в.): «Возвысь свой ум и обрати его к началу пути твоего, от чрева  матери твоей, вспомни годы и месяцы, дни и часы, и минуты – какие  добрые дела успел совершить ты? Укрепи себя смирением и кротостью, что бы не рассыпал враг добродетели  твоей и не лишил бы тебя царского чертога! А если же ты на злое и пагубное для души творил – кайся, исповедуйся, плачь и рыдай: в один день по блуду  согрешил ты, в другой – злопамятством, в третий – пьянством и обжорством, потом еще и подмигиванием  и еще – клеветой и осуждением, и оболганием, и роптанием, и укорами. И сколько дней еще проживешь  – все прилагаешь к старым грехам новые грехи.

Больше всего позаботься о том, чтобы избегать греха. Возьми себе за правило: заставь себя не согрешить  ни в чем, один только день. Вытерпев первый, и другой прибавь к нему, потом третий, и мало-помалу обычным  это станет – не грешить. И уклоняясь, бежать от греха, как убегают от змеи».

Как видим, основу речей любого рода составляют, общеязыковые и межстилевые  средства. Однако каждый род красноречия  имеет специфические, языковые черты, которые образуют микросистему с  одинаковой стилистической окраской.

Форма выражения в ораторской речи может не отрабатываться с той  степенью полноты и тщательности, как это бывает в речи письменной. Но нельзя согласиться и с тем, что ораторская речь спонтанна. Ораторы  готовятся к выступлению, хотя и  в разной степени. Это зависит  от их опыта, мастерства, квалификации и, наконец, от темы выступления и  ситуации, в которой произносится речь. Одно дело – речь на ферме или  конференции, а другое – на митинге: разные формы речи, разное время  произнесение, разная аудитория.

Ораторская речь – речь подготовленная. И готовится она, естественно, по книжно-письменным источникам, которые оказывают прямое и непосредственное влияние на структуру речи.

Стили, выделяемые в соответствии с основными функциями языка, связаны с той или иной сферой и условиями человеческой деятельности. Они отличаются системой языковых средств. Именно эти средства образуют определенную стилевую окраску, отличающую данный стиль  от всех других.

Официально-деловой стиль  обслуживает сферу официальных  деловых отношений; основная его  функция – информативная (передача информации). Научный стиль обслуживает  сферу научного знания; основная его  функция – сообщение информации, а также доказательство ее истинности; для него характерно наличие терминов, общенаучных слов, абстрактной лексики. Публицистический стиль обслуживает  сферу общественно-экономических, социально-культурных и других общественных отношений; основные его функции – сообщение и  воздействие; в этом стиле используются все языковые средства; для него характерна экономия языковых средств, лаконичность и популярность изложения  при информативной насыщенности.

Художественно-беллетристический  стиль имеет функцию воздействия  и эстетическую; в нем наиболее полно и ярко отражается литературный и, шире, общенародный язык во всем его  многообразии и богатстве, становясь  явлением искусства, средством создания художественной образности.

Разговорный стиль обслуживает  сферу бытовых и профессиональных (но только неподготовленных, неофициальных) отношений. Основная его функция  – общение; проявляется в устной форме; имеет две разновидности: литературно-разговорную и обиходно-бытовую  речь.

Информация о работе Ораторская речь