Общие понятия ораторского искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:31, реферат

Описание работы

Выражение «ораторское искусство» имеет несколько значений. Под ораторским искусством прежде всего понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым убеждающим словом. Это искусство построения, а также публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.
Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства.

Содержание работы

1. Понятие и предмет ораторского искусства
2. Основные приёмы убеждения публики
3. Доказательство и опровержение. Законы формальной логики
4. Приёмы усиления речи
5. Жесты и мимика в ораторском искусстве

Файлы: 1 файл

Общие понятия ораторского искусства.docx

— 32.57 Кб (Скачать файл)

Так с помощью  наглядных примеров и сравнений  сложное становится простым и доступным. А рассказ о каком-либо личном событии или описание исторического факта запоминаются, как правило, надолго и служат ключом к речи. Промедление возбуждает любопытство слушателя так же, как и предуведомление («Я расскажу вам об этом позднее...). Сравнения позволяют точнее выразить мысль, сделать ее более доходчивой.

К лексическим  средствам выразительности относятся  тропы (греч. поворот) – употребление слов и словосочетаний в таких контекстах, которые обнаруживают у них неизвестные, новые смысловые оттенки.

Например: гипербола  – образное преувеличение, олицетворение  – одушевление, неодушевленного, эпитет – образное определение, сравнение  – сопоставление двух предметов  или явлений, метафора – перенос  свойств одного предмета на другой, аллегория – выражение отвлеченного понятия или идеи при помощи конкретного  образа, помещенного в определенный сюжет, перифраза (парафраз) – замена однословного наименования лица или  реалии описанием его черт, признаков, аллюзия – ссылка на какой-либо мифологический, литературный, исторический факт. Также к ним относятся фразеологизмы – устойчивые сочетания слов с полным или частично переосмысленным значением, отражающим специфику языка.

К синтаксическим средствам выразительности относятся  фигуры (лат. очертание, оборот речи): риторический вопрос – утверждение или отрицание в форме вопроса, которое содержит ответ; повтор – повторение с целью выделения существенного; антитеза – противопоставление; инверсия – нарушение обычного порядка слов в предложении; градация – расположение слов, при котором каждое последующее превосходит по интенсивности предыдущее, и др.

Кроме того, существуют фигуры, связанные с изменением объемов  текста. Среди них фигуры прибавления: анафора – повтор слов в начале отрезков речи; эпифора – повтор в конце отрезков речи, эпифора фиксирует следствие, неизбежность; стык – повтор слов на границах отрезков речи; кольцо – отрезок речи, который одинаково начинается и одинаково заканчивается; многосоюзие – повтор союза передает замедленность действия, торжественность; геминация – двукратный повтор; синтаксический параллелизм – повтор однотипных синтаксических конструкций.

Фигуры убавления  основаны на пропуске речевых единиц, что придает речи выразительность, энергичность. Это эллипсис – обычно пропуск сказуемого, внезапный обрыв  высказывания, инверсия – нарушение  обычного порядка слов и др.

Также не следует  забывать о применении речевых клише, принятых в ораторской практике и  необходимых для установления контакта со слушателями. Оратор должен обязательно  представиться, поблагодарить за внимание. В начале и в конце выступления  следуют речевые формулы приветствия  и прощания: «Граждане, господа, коллеги», «Позвольте начать выступление», «Закончить выступление», «Обратить ваше внимание».

Таким образом, каждое выступление, даже самое малое, рассчитанное на небольшую аудиторию, должно быть тщательно подготовлено, ведь как сказал великий поэт, ученый, оратор М.В. Ломоносов: «Блаженство  рода человеческого, коль много от слов зависит, всяк довольно усмотреть может».

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Приёмы усиления речи

 

Восприятию речи в большой степени способствует голос оратора. Это совокупность разнообразных по высоте, силе и  тембру звуков, возникающих вследствие колебания голосовых связок при  разговоре, крике, пении. Голос - основной инструмент убедительности. Это тонкий, прекрасный инструмент, которым можно  передать различные оттенки мысли  и чувства.

Сильный, гибкий, выразительный голос точно передает отношение говорящего к предмету разговора, передает все смысловые  и эмоциональные оттенки речи. Желательно, чтобы он имел достаточную  силу звука, чтобы его было слышно даже в последних рядах любой  большой аудитории. Сила голоса - это  способность убеждать, доносить до каждого члена суда свои мысли, чувства. Для этого голос должен изменяться по высоте, обладать широким диапазоном звучания и разнообразной тембральной окраской. Диапазон голоca - это его звуковой объем. Диапазон [от греч. dia pason] - расстояние между самым низким и самым высоким звуками голоса. Плавные переходы из одной тональности в другую придают речи выразительность, передают мысли во всей их полноте и разнообразии оттенков. Бедность голосового диапазона приводит к монотонности, которая мешает вникнуть в существо дела, значит, притупляет восприятие речи. Если оратор слабо знает материалы дела, не продумал доказательства, - сразу наступают перебои голоса: он становится глухим, прерывистым, сдавленным. Восприятие речи снижается. Оратор с тонким, слабым, неуверенным голосом не сможет вызвать у слушателей уважительного отношения, не заставит их поверить тому, в чем пытается убедить. Поэтому важно учиться владеть голосом.

Все содержание судебной речи передается посредством  звуков. Одна и та же мысль в звучащем высказывании может быть выражена с  разнообразными звуковыми оттенками. И довольно трудно бывает слушать  невнятную речь, в которой отдельные  звуки произносятся нечетко, искажают смысл слов. В этом усматривается  нарушение этических требований, так как проявляется не только равнодушие, но и неуважение к суду, к присяжным, ко всем присутствующим в зале, которым приходится напрягать слух, чтобы разобрать, что говорит горе-оратор. Впечатление небрежной речи производят смазанные окончания слов, нечеткие звуки и слоги, нечеткая скороговорка.

Дикционно чистая речь - большое достоинство судебного оратора. Дикция - это отчетливое, ясное, четкое произношение звуков, слогов и слов, соответствующее фонетическим нормам русского литературного языка. В четкости дикции проявляется культура оратора, его уважение к языку, уважительное отношение к суду и гражданам, слушающим судебный процесс. Четкую дикцию обеспечивает слаженная работа языка, губ и нижней челюсти.

Очень важно  для судебного оратора соблюдение темпа речи, т.е. скорости произнесения речевых элементов.

Темп речи зависит  от содержания высказывания, от индивидуальных особенностей говорящего и его эмоционального настроя. Чаще всего судебные ораторы  произносят речь с внутренним подъемом, в состоянии эмоционального напряжения, что проявляется в несколько  убыстренном темпе выступления. Однако следует помнить, что слишком  быстрый темп не позволяет усвоить  всю выдаваемую информацию. А слишком  медленная речь утомляет суд; при  слишком медленном темпе создается  впечатление, что речь оратора затруднена из-за слабого знания материалов дела, из-за отсутствия доказательств. Медленная  речь, как правило, оставляет судей  равнодушными к предмету обсуждения.

Если даже речь будет произнесена в оптимальном  темпе (что составляет примерно 120 слов в минуту), но без изменения его, то она все равно воспринимается с трудом, так как невозможно говорить о разных предметах (например, изложение  обстоятельств дела и оценка действий подсудимого, изложение данных акта судебно-медицинской экспертизы и  характеристика личности подсудимого) в одном и том же темпе. Анализируя материалы дела, судебный оратор рассуждает об истинности или ложности определенных доказательств, аргументирует, опровергает, делает выводы. Кроме того, почти в каждой судебной речи имеются так называемые общие места, в которых прокурор и адвокат ставят и разрешают моральные вопросы. Естественно, что все эти структурные части не могут быть произнесены в одном темпе. Наиболее важные из них произносятся в несколько замедленном темпе, чем подчеркивается значительность мыслей, их весомость, так как замедленный темп высвечивает мысль, подчеркивает ее, позволяет остановить на ней внимание. Менее важные части произносятся несколько быстрее, легче; эмоциональная оценка каких-либо явлений также дается в несколько убыстренном темпе.

Речь прокурора  воспринимается лучше, когда она  произносится уверенно, неспешно, убедительно, и итог - объективность выводов.

Судебному оратору  необходимо владеть и замедленным, «увесистым», авторитетным словом, и  четкой, ясной по дикции скороговоркой. Очень важно для юристов вырабатывать речевой слух, умение слышать звучание своей речи и оценивать ее. Это  позволяет чувствовать темп и  управлять им, а значит, помогает суду легко понять мысли оратора.

Действительно, выразительность звучания судебной речи в значительной степени создается  интонационным богатством. Интонацией называется тональная окраска слов, последовательность тонов, различающихся  по высоте, тембру, темпу. Тон - это высота звука, определяемая частотой звуковых колебаний; это высота звучания человеческого  голоса. Тембр - природная звуковая окрашенность голоса, которая у каждого  человека своя, неповторимая. Но тембр  меняется в зависимости от физического  и морального состояния оратора, от его отношения к собеседникам, к предмету речи.

 

 

 

 

5. Жесты и мимика в ораторском искусстве

 

Поза, жесты, мимика - принадлежность индивидуального стиля. Эти элементы кинетической системы  общения действуют на зрительный канал восприятия, акцентируют внимание на содержании информации, поступающей  по слуховому каналу, повышают эмоциональность  и тем самым способствуют лучшему  усвоению высказанных мыслей. По мнению психологов, речь на 25% воспринимается зрительным путем.

Оратор должен добиться ощущения устойчивости, равновесия, легкости, подвижности и естественности на трибуне, перед аудиторией. Вид  человека, который длительное время  стоит неподвижно, утомляет слушателей. Во время длительного доклада  опытный выступающий меняет позу. Шаг вперед в нужный момент усиливает значимость того или иного места речи, помогает сосредоточить на нем внимание. Отступая назад, оратор как бы дает аудитории возможность «отдохнуть» и затем переходит к другому положению речи. Не следует расхаживать, двигаться в стороны во время выступления.

Мастерство оратора  проявляется в усилении воздействия  жестом, мимикой. Излишняя виртуозность не украшает говорящего и вызывает иронию, неприязнь. От жестов значимых, которые способствуют успеху речи, необходимо отличать бессмысленные, механические (встряхивание головой, поправление волос, одежды, верчение ручки и др.). Утверждают, что лучший и самый совершенный жест тот, который не замечают слушатели, т. е. который органично сливается с содержанием речи. В ораторском искусстве используются:

Ритмические жесты. Они подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место  пауз. Например, замедленное движение вправо при произнесении фразы «Говорит, что воду цедит».

Эмоциональные передают оттенки чувств (сжатый кулак, овальное движение руки, «отрубающая» фразу рука).

Указательные  рекомендуется использовать в очень  редких случаях, когда есть предмет, наглядное пособие, на которые можно указать.

Изобразительные наглядно представляют предмет, показывают его (например, винтовую лестницу).

Символические несут определенную информацию. К этой группе относятся жест категоричности (сабельная отмашка кистью правой руки), жест противопоставления (кисть руки исполняет в воздухе движение «там и здесь»), жест разъединения (ладони раскрываются в разные стороны), жест обобщения (овальное движение двумя руками одновременно), жест объединения (пальцы или ладони рук соединяются).

О важности жестикуляции, говорит тот факт, что в риториках, начиная с античных времен, ей посвящались специальные главы.

Основным показателем чувств говорящего является выражение лица. Мимика оратора стимулирует эмоции аудитории, способна передать гамму переживаний: радость и скорбь, сомнение, иронию, решимость ... Выражение лица должно соответствовать характеру речи. У хорошего оратора, как замечал А. Ф. Кони, «лицо говорит вместе с языком». Лицо и весь внешний облик выступающего должны выражать доброжелательное и даже дружественное отношение. Аудитория не любит сердитых или безучастных.


Информация о работе Общие понятия ораторского искусства