Общие понятия ораторского искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:31, реферат

Описание работы

Выражение «ораторское искусство» имеет несколько значений. Под ораторским искусством прежде всего понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым убеждающим словом. Это искусство построения, а также публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.
Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства.

Содержание работы

1. Понятие и предмет ораторского искусства
2. Основные приёмы убеждения публики
3. Доказательство и опровержение. Законы формальной логики
4. Приёмы усиления речи
5. Жесты и мимика в ораторском искусстве

Файлы: 1 файл

Общие понятия ораторского искусства.docx

— 32.57 Кб (Скачать файл)

1. Понятие и предмет ораторского искусства

 

Выражение «ораторское  искусство» имеет несколько значений. Под ораторским искусством прежде всего понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым убеждающим словом. Это искусство построения, а также публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся  науку о красноречии и учебную  дисциплину, излагающую основы ораторского  мастерства.

Многие современные  исследователи рассматривают ораторское искусство как один из специфических  видов человеческой деятельности, овладеть которым должен каждый, кто профессионально  связан с устным словом.

Термин «ораторское  искусство» имеет латинские корни. Его синонимами являются греческие  слова: риторика, красноречие. На протяжении многовековой истории ораторское искусство  использовалось в различных сферах жизни общества. Наиболее широкое  применение оно всегда находило в  юриспруденции, в политической деятельности. Многие юристы и политики были известными ораторами.

Необходимо иметь  в виду, что ораторское искусство  всегда обслуживало и обслуживает  интересы определенных социальных групп, классов, отдельных личностей. Оно  одинаково может служить как  правде, так и лжи, быть использовано в нравственных либо безнравственных  целях. Кому и как служит ораторское искусство — основной вопрос, который  решается на протяжении всей истории  развития науки, начиная с Древней  Греции. Поэтому в ораторском искусстве  очень важна нравственность оратора, его моральная ответственность  за содержание речи.

Ораторское искусство  — явление историческое.

Каждая эпоха  предъявляет свои требования к ораторам, возлагает определенные обязанности, имеет свой риторический идеал. Однако в целом ораторскому искусству  присущи конкретные особенности:

1) сложный синтетический  характер. Философия, логика, педагогика, языкознание, эстетика, этика — науки, на которые опирается ораторское искусство;

2) неоднородность. Исторически в зависимости от  сферы применения оно подразделялось  на различные виды и роды. В  отечественной риторике выделяют  следующие основные роды красноречия:  социально-политическое, академическое,  судебное, социально-бытовое, духовное. Каждый род объединяет определенные  виды речи с учетом ее функций,  а также ситуации, цели и темы.

История свидетельствует, что важным условием появления и  развития ораторского искусства, свободного обмена мнениями по жизненно важным проблемам  являются демократические формы  управления, активное участие граждан  в политической жизни страны. Отсюда название ораторского искусства  как «духовного детища демократии». Неудивительно, что сегодня в  связи с демократическими процессами, происходящими в стране, наблюдается  новый всплеск интереса к риторике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные приёмы убеждения публики

 

Чем выше речевой  интеллект, тем успешнее продвигается человек по жизни. Риторика или мастерство публичного выступления ораторское искусство  – это главный инструмент современного успешного человека. Без  речи нет мышления.

Чтобы говорить убедительно, надо знать приёмы убеждения и отрабатывать их на публике. Ораторское мастерство требует не менее 10000 часов практики, чтобы достичь уровня эксперта. То же самое относится и к такой теме как ведение переговоров.

Вот один казус  на тему искусство красноречия  Как-то молодой священник спросил свою слишком честную бабушку, как ей его первая проповедь, на что та отвечала: — Я заметила в ней только три недостатка! Во-первых, ты читал. Во-вторых, читал не очень хорошо, а в-третьих, эта проповедь вообще не достойна того, чтобы её читали!

Как избежать таких  комментариев в адрес своей речи и, напротив, порадовать слушателей и  самому удовольствие от своего искусства  красноречия? Говорят, что если ты украл  одну идею, то это — плагиат, а  если много идей, то это образование, не так ли? Почему бы не воспользоваться  чужими идеями о том, что делает речь талантливой? Что советуют люди, прошедшие  тысячи публичных выступлений? Какие  находки сделали они на ораторском поприще? Вот некоторые подсказки  начинающим ораторам. Если вас интересует искусство красноречия, то никогда  не говорите «в заключение», «и последнее» до тех пор, пока от финальной реплики  вас отделяет не более минуты! Слушатели  изнывают, когда после этих слов речь длится ещё полчаса! Зачем губить себя? Только гениальный оратор в силах  удерживать внимание аудитории более  часа. Вот несколько простых правил, и хотя искусство красноречия  – это нечто большее, тем не менее.

Интрига. Стоит  Вам сказать: «Однажды со мной произошло…», «Помню странный случай…», «Я знаю нечто, неизвестное слушателям, но необходимое им…», «Как-то раз…», как слушатели почувствуют интерес. Все эти фразы содержат интригу, без которой публичное выступление так же пресно, как мясо без соли. Интригуйте! Великие ораторы были мастерами интриги.

Экспрессия. Публичная  речь — один из путей, при помощи которых вы дарите часть себя людям. Экспрессию иначе называют внутренней работой речи. Будьте эмоциональны, ведь эмоциональность - антипод занудства! Искусство красноречия – это  искусство эмоциональности.

Юмор, как ни странно — тоже секрет убеждения    Лучше пошутить или рассказать что-нибудь весёлое в самом начале публичного выступления. Если люди вам улыбнутся, считайте, что вы их к себе расположили. Юмор — своего рода эмоциональный аргумент, на который человек весьма падок. Однажды Фёдор Плевако защищал проворовавшегося священника, вина которого не вызывала сомнений. Он произнёс одну лишь фразу:

— Господа присяжные  заседатели! Cвятой отец столько лет отпускал нам наши грехи! Простим и мы его один раз, ведь все мы — грешники!

Подсудимого оправдали… И в этом помогло ораторское искусство

   Правило  «ППП» — практика, практика, практика. Если Вы впервые на футбольном  поле, то вряд ли станете ведущим  игроком. Используйте любую возможность  выступить перед людьми. Практика  — вот секрет убеждения

Могущество ПАУЗЫ. Моэм говорил, что уж если ты взял паузу, то держи её долго. Нейрофизиологи установили, что молчание (а отнюдь не крик) —  мощное средство активизации сознания. Делайте паузы, в них слушатель  размышляет. И уж никаких панических реакций перед аудиторией! Вот  чего делать нельзя: оправдываться, что  было мало времени на подготовку, впервые  видите микрофон, волнуетесь и всё  в таком роде! Это мощно снижает  эмоциональный фон в аудитории, будет тяжело выступать. Напротив, шутите, а если сбились, то не бойтесь молчать. Молчите глубокомысленно — вами будут довольны, если вы после задумчивой паузы вдруг энергично продолжите речь. Контрасты завораживают внимание!

   Вот вам  и ещё один секрет убеждения  Слушатель всегда желал хлеба  и зрелищ. Это вы знаете, но  наверняка не догадываетесь, что  есть «хлеб», а что — «зрелище»  в риторике. Хлеб в звучащей  речи — это конкретная практическая  польза, которую слушатель извлекает  для себя. Например, я могу произнести  речь об искусстве нравиться.  Четыре способа, как понравиться  незнакомому человеку, и будут  «хлебом». Хлеб даёт слушателю  ощущение времени, проведённого  с пользой. Есть мотивация слушать.  А вот зрелище — это развлечение.

    Юмор, позитив, демонстрация, интрига,  редкие интересные факты, спорное  мнение. Всё это выводит слушателя  из «спячки» и он дарит вам  свои аплодисменты. Без них публичное  выступление — как цветок без  лепестков. Развлекательная часть  публичной речи, то что составляет её шоу, реально мотивирует людей идти «на вас». Многое устали от нравоучений и пользы, а шоу всегда интересно. Поэтому люди и ходят на концерты. Мной разработаны практические приёмы искусства красноречия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Доказательство и опровержение. Законы формальной логики

 

Доказательства различаются прежде всего по их цели, по отношению доказывающего к выдвинутому тезису. Можно подтвердить истинность тезиса и доказать его ложность. Подтверждение тезиса часто называют доказательством, а опровержение синонима не имеет. Следовательно, существуют два рода доказательства: подтверждение и опровержение тезиса.

Целенаправленность доказательства является исходным основанием деления всех доказательств. Оно предопределяет все построение и характер дальнейшего рассуждения. Цель его определяется не произвольно, а в зависимости от содержания обосновываемого положения. Не соответствующий действительности тезис невозможно подтвердить, как нельзя опровергнуть истинный тезис.

Выбор способа доказательства тоже в значительной мере зависит от содержания тезиса, однако связь эта неоднозначна: любое положение можно аргументировать различным способом в зависимости от характера оснований или соображений доходчивости, ясности и убедительности.

По способу аргументации  все доказательства делятся на два вида – прямые и косвенные. Прямое доказательство заключается в выведении из основания по определенным правилам умозаключения истинности или ложности данного тезиса. При косвенном доказательстве обосновывается ложность антитезиса и отсюда устанавливается истинность тезиса или, наоборот, его ложность.

В прямом доказательстве в цепочке умозаключений последним звеном будет являться доказываемый тезис.

Бывает, что прямое доказательство по какой-либо причине неосуществимо. В таких случаях прибегают к косвенным доказательствам, именуемым иногда «доказательством от противного» или «апагогическим», то есть «отводящими». Главной особенностью косвенного доказательства является то, что непосредственно доказывается не тезис, а его отрицание – антитезис, причем доказательство устанавливает ложность последнего. Затем на основе закона исключенного третьего необходимо заключают об истинности тезиса. Таким образом, доказываемое утверждение на протяжении почти всего доказательства остается как бы в стороне, как бы привлекаясь только на заключительной стадии.

Чтобы быть понятым, надо соблюдать законы формальной логики.

Первый закон  логики – закон тождества – гласит: «Каждая мысль в процессе данного рассуждения должна иметь одно и то же определенное, устойчивое содержание», т.е. во время рассуждения нельзя подменять один предмет мысли другим.

Второй закон, сформулированный Аристотелем, – закон противоречия: «Две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинными». Разделяют два вида противоречий: противоречие в природе и обществе и противоречие в рассуждениях (логическое противоречие).

Третий –  закон исключенного третьего: из двух противоречащих высказываний в одно и то же время и в одном и том же отношении одно непременно истинное. Если в речи сформулировано какое-то положение в виде высказывания, а затем его отрицание, то одно из этих высказываний будет истинным, а другое – ложным.

Закон достаточного основания. Всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание.

Чтобы выделить основные положения в выступлении, используют указательные (дейктические) элементы, которые связывают различные части. Выделяют три вида связи частей текста выступления: когезию, ретроспекцию, протекцию.

Когезия – это виды сцепления, которые обеспечивают взаимосвязи отдельных частей и их последовательность и позволяют запомнить содержание речи, глубже проникнуть в суть поставленных проблем. Она реализуется с помощью вводных слов: во-первых, во-вторых, итак, повтора основной информации. Например: «Основное внимание в теории и практике обеспечения безопасности применения информационных систем сосредоточено на защите от злоумышленных разрушений, искажений и хищений программных средств и информации баз данных... Таким образом, возникли и развиваются методы и средства обеспечения внешней безопасности функционирования ИС в процессе разработки и эксплуатации...»

Ретроспекция  – форма речевого выражения, отсылающая слушателей к предшествующей информации. Она реализуется с помощью  вводных конструкций: «как вы помните», «как мы знаем» и т.д. или с помощью  риторических вопросов или восклицаний.

Протекция –  элемент речи, относящий информацию к тому, о чем будет говориться в последующих частях. Ее основными  средствами являются вопрос к самому себе, мини-оглавление, когда показываются свойства явления, потом они же подробно объясняются.

Очень трудно уловить  смысл высказывания оратора, если он говорит длинными сложными предложениями, в которых много придаточных. Каждой новой мысли должно соответствовать новое предложение. Необходимо использовать активные, а не пассивные конструкции («Я сделал», а не «Мною было сделано»), сложносочиненные предложения. Необходимо избегать большого количества вводных слов, это ведет к эффекту неопределенности, сомнения.

Чтобы выступление  было убедительным, способствовало созданию особой атмосферы, дружелюбного доверительного настроя, необходимо использовать изобразительно-выразительные  средства языка. В России ораторы  традиционно использовали эмоциональную  лексику, экспрессивные средства выражения  мысли, богатый словарный запас  русского языка.

К риторическим средствам выражения относятся: пример, сравнение, образ, рассказ, повтор, разъяснение, рафинирование (обобщающий повтор), призыв, цитирование, перекрещивание, повышение напряжения, антитеза (противопоставление), промедление, неожиданность, предуведомление, игра слов, намек, описание (парафраза), преувеличение (гипербола), парадокс, вставка, постановка возражения, риторический вопрос, переименование (синекдоха).

Информация о работе Общие понятия ораторского искусства