Общие методологические требования, предъявляемые к научной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 20:15, контрольная работа

Описание работы

В процессе получения образования и выхода на качественно новый уровень развития личности, человек имеет возможность создавать новые знания, основываясь на совокупной исторической базе по данной теме. Свои открытия и результаты исследовательской деятельности он может представить в виде научной работы.

Содержание работы

Введение

I. Методологические требования к научной работе.

1. Методологические требования к результату научной работы.

2. Методологические требования к заглавию.

3. Методологические требования к постановке цели научной работы.

4. Методологические требования к содержанию научной работы.

a) Методологические требования к введению в научную работу;

b) Методологические требования к основному содержанию работы;

c) Методологические требования к заключению научной работы;

II. Результат знания методики и методологии организации научной работы.

Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Общие методологические требования, предъявляемые к научной работе.docx

— 88.18 Кб (Скачать файл)

Общие методологические требования, предъявляемые к научной работе.

План.

Введение 

     I. Методологические требования к научной работе.

            1. Методологические требования к  результату научной работы.

            2. Методологические требования к  заглавию.

            3. Методологические требования к  постановке цели научной работы.

            4. Методологические требования к  содержанию научной работы.

                  a) Методологические требования к введению в научную работу;

                  b) Методологические требования к основному содержанию   работы;

                  c) Методологические требования к заключению научной работы;

     II. Результат знания методики и методологии организации научной работы.

Заключение 

Список  литературы

Введение 

В процессе получения образования  и выхода на качественно новый  уровень развития личности, человек  имеет возможность создавать  новые знания, основываясь на совокупной исторической базе по данной теме. Свои открытия и результаты исследовательской  деятельности он может представить  в виде научной работы. 

В данном аспекте рассмотрения, под научной работой мы будем понимать методологически правильно организованное обоснование результата научного исследования (положения, тезиса и т.п.). С организационной точки зрения, научная работа есть вербальные определения1, дополненные контекстуальными определениями основных терминов. В своей работе мне хотелось бы представить общие методологические требования предъявляемые к научному докладу, а также осветить на этом фоне правильную методологию2 написания исследовательского труда.

Само научное исследование предполагается уже данным и не рассматривается. Важно, что в результате научного исследования был получен результат  и вся задача сводится к тому, чтобы этот результат представить  реципиенту3 в обоснованном виде. Поэтому к разряду научных работ могут быть отнесены студенческие работы (курсовые и дипломные), диссертационные работы, научные статьи, брошюры, монографии и т.п., т.е. работы что-то обосновывающие. Однако к ним не относятся литературные сочинения (романы, рассказы, стихи и т.п.), работы административного характера. Более того, к научным работам не относятся и работы в тех или иных науках, не требующие обоснования (представляющие описания фактов, информационные сообщения и т.д.). Хотелось бы отметить, что знание основных требований, предъявляемых к научной работе а также знание методики и методологии организации работы даёт большие преимущества при составлении своего труда.

 

I. Методологические требования к научной работе.

В Методологии научная  работа рассматривается как частный случй вопросно-ответного мышления4 поэтому части работы можно представить как:(см. схема №1)

1. заглавие всей работы  представляется как основной  вопрос научной работы; 2. заглавия  разделов работы - как вспомогательные  вопросы; 3. распределение материала  всей работы на подразделы  означает сведение вопроса к  вспомогательным вопросам; 4. ограничение  сведения подразделами низшего  уровня является достижением  в сведении вопросов, являющихся  правильными вспомогательными вопросами; 5. основной результат рассматривается  как ответ на основной вопрос; 6. вспомогательные результаты - как ответы на вспомогательные вопросы; 7. обоснование результатов - как обоснование ответов на основе принятых предпосылок и ответов на вопросы более низкого уровня.

Всвязи с этим выделяются части научной работы: (см. схема №1)

Схема №1

 

Основное методологическое требование к  организации научной  работы: все части должны быть так  связаны между собой, чтобы каждая из них прямо или опосредованно  детерминировалась5 основным результатом и отвечала задаче его обоснования, т.е. результат определял специфику каждой из частей научной работы. Поэтому без знания результата бессмысленно пытаться оценить качество какой-либо из этих частей, судить о ее приемлемости или неприемлемости.

Правила организации научной  работы представляются как методологические правила (требования) интеррогативного мышления. Это обеспечивает объективный (в смысле интерсубъективный6, независимый от частных мнений субъекта) характер этих правил, а поэтому и всех требований к правильной организации научной работы. Чтобы более подробно рассмотреть методологические требования к частям научной работы, необходимо охарактеризовать требования к результату научного исследования, который должен обосновываться в работе.

1) Методологические  требования к результату научной  работы.(см.схема №2)

Схема№2

Методологические требования к результату научной работы заключаются  в следующем:

Результат должен быть конкретным суждением7.  Истинность результата должна быть обоснованной (основная задача научной работы и состоит в обосновании истинности результата исследования). В диссертациях, научных статьях и монографиях должна быть показана новизна и актуальность результата.

2) Методологические  требования к заглавию. (См.схема№3)

Схема№3

При решении этой проблемы следует руководствоваться следующим  методологическим требованием: заглавие должно выражать (словосочетанием или  предложением какой-либо грамматической категории) вопрос, ответом на который  должен быть основной результат научной  работы. Отсюда следует, что заглавие должно существенно определяться основным результатом. При этом могут учитываться  и другие (несущественные, но желательные) дополнительные требования: краткость, употребление возможно более понятных терминов, правильная стилистика и  т.п.

Ради краткости написания  заглавий выработался специальный  язык заглавий. При написании заглавия мы как бы переводим выражения  обычного языка на язык заглавий. Можно  привести пример: там, где надо выразить необходимые условия для возникновения  или существования явления, пишется  слово "значение". Правда, иногда авторы употребляют слово "значение" не вместо слова "необходимые условия", а вместо "произвольные условия". Это запутывает реципиента, работа теряет научный смысл. Что-то для чего-то всегда имеет хоть какое-то значение, хотя бы и самое несущественное, чему научная работа не может быть посвящена.

Чтобы заглавие адекватно  выражало основной вопрос, необходимо, чтобы в нем достаточно ясно было распознаваемо ключевое слово вопроса. Для этого данное слово надо стараться  поставить в заглавии на первое место.

3) Методологические  требования к постановке цели  научной работы 

Постановка цели (задачи) научной работы является конкретизацией основного вопроса этой работы, обязанной  дать представление реципиенту о  конкретных проблемах, которые будут  решены для получения основного  результата (ответа на основной вопрос). Таким образом, постановка цели дает реципиенту более конкретное, чем  заглавие, представление о том, в  чем будут состоять конкретные результаты работы, которые в общем виде очерчены заглавием. Поэтому метод постановки цели состоит в сведении основного  вопроса, выраженного заглавием, к  наиболее общим корректным вспомогательным  вопросам работы. В результате постановка цели восстанавливает потерянную при  формулировке заглавия информацию и  даже добавляет новую, более конкретизирующую основной результат работы.

 

4) Методологические  требования к содержанию научной  работы 

Содержание научной работы представляет обоснование ответа на основной вопрос. Это обоснование  складывается из предварительных условий  обоснования (введение), основного содержания обоснования (основное содержание научной  работы) и подытоживающего итога  обоснования (заключение работы). Рассмотрим методологические требования применительно  к каждой из этих частей научной  работы.

 

a) Методологические требования к введению в научную работу

Введение в научную  работу есть изложение основных для  всей работы определений терминов и  основных условий и ограничений, принимаемых при постановке основного  вопроса и обосновании основного  результата.

Основное методологическое требование к введению состоит в  том, чтобы основные понятия были выбраны соответственно поставленной в работе задачи, а ограничения  были адекватны области, в которой  результаты могут претендовать на истинность.

Как мы говорили, каждый раздел научной работы есть тоже научная  работа. Поэтому кроме введения ко всей работе должны быть введения и  к разделам научной работы, допустим, к главам, параграфам, пунктам. Но, как  правило, такие введения в самостоятельные  разделы не выделяются и состоят  просто из определений понятий, необходимых  для данного раздела.   Оговариваемые во введении условия могут касаться места и времени рассмотрения объекта исследования, аспекта, в котором этот объект существенен, предпосылок (в том числе и идеализаций) его рассмотрения и т.п.

Во введении можно указать  и результаты предшественников, в  основном для сравнения с результатами, которые автор данного сочинения  считает им полученными и превосходящими результаты своих коллег. Это подчеркивает новизну результатов научной  работы самого автора.

Во введении следует сообщить о методах, которыми будет пользоваться исследователь, вводимые им для всей работы сокращения и т.п. Во введении в диссертацию кроме указанного материала следует перечислить  основные результаты работы и кратко охарактеризовать их обоснованность, новизну и актуальность. Новизна  результата есть то, что отличает результат  данной работы от результатов других авторов. Актуальность - это способность  результатов данной работы быть применимыми  для решения достаточно значимых научно-практических задач.

b) Методологические требования к основному содержанию научной работы

Основное содержание научной  работы есть обоснование ответа на основной вопрос. Метод организации  содержания, т.е. порядок построения процесса обоснования ответа на основной вопрос определяется правилами сведения исходного вопроса к вспомогательным и состоит из следующих шагов:

1. Установить ключевое  слово заглавия работы.

2. По данному ключевому  слову свести заглавие работы (основной вопрос) к заглавиям  ее разделов (вспомогательным вопросам) первого уровня (например, главам).

3. Если это сведение  не приведет какие-то заглавия  первого уровня к корректным  вопросам, то сведение продолжить  до тех пор, пока все заглавия  низших уровней сведения не  станут корректными вопросами.  Это есть процесс сведения  основного заглавия к вспомогательным. Этот процесс дает план работы.

4. На основе ответов  на вопросы, выраженные заглавиями  низшего уровня, дать ответы на  вопросы более высокого уровня  вплоть до основного (исходного)  вопроса, выраженного заглавием  работы.

Данный процесс представляет содержательное (не формальное, основанное не только на формальных правилах) выведение  из ответов на вспомогательные вопросы  и принятых предпосылок ответа на основной вопрос. Порядок ответа на основной вопрос предопределяется порядком сведения основного вопроса к  вспомогательным корректным вопросам. Сведение вопросов и есть сведение заглавий.

При ответе на вопросы можно  и даже необходимо использовать предпосылки, например, положения различных наук. Разумеется, все предпосылки должны быть истинными. Автор имеет право  выбирать любые предпосылки, но за их истинность ответственность несет  только он сам. Тут, как говорится, не уверен - не выбирай. Лучше еще раз  проверить. Ссылка на авторитет или  на публикации не может быть принята. Иначе количество неверных или бессмысленных  работ будет только множиться. Количество предпосылок должно быть необходимым и достаточным: не нужно лишних, но и нельзя упускать необходимые, полагаясь на знания реципиента. К сожалению, не редки случаи, когда начинающие авторы сверх всякой меры излагают, кто что сказал по данному поводу. Или, напротив, делают утверждения, непонятно на чем основанные.

Правильный набор предпосылок  делает работу логически стройной и  обоснованной, избавит пишущего от несправедливой критики. Дело в том, что оппонент не имеет права в оценке результата коллеги исходить из иных предпосылок, чем те, которые были приняты. Если он будет исходить из иных предпосылок, то все его выводы будут относиться к некоей другой работе, но не к данной.

 

Однако оппонент8 имеет право указать на необоснованность результата предшественника, если:

а) из имеющихся, т.е. приведенных  в явном виде, предпосылок результат  не следует (предпосылок не хватает)

б) по меньшей мере, одна из предпосылок ложна (а так как  изо лжи следует "все, что угодно" (и истина, и ложь), то о приемлемости результата ничего сказать нельзя).

c) Методологические требования к заключению научной работы

Информация о работе Общие методологические требования, предъявляемые к научной работе