Образ оратора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 14:53, реферат

Описание работы

Издревле нравственному облику оратора придавалось очень большое значение. Особенности оратора (его личности и поведения) играют существенную роль в деле воздействия на аудиторию. Действенность речи прямо пропорциональна добродетельности оратора, его авторитету. Поэтому школа ораторства считалась у древних и школой нравственности, ибо для того, чтобы быть убедительным в стремлении к добру и справедливости, нужно было не казаться, а быть таковым. Хорошо известны и слова Квинтилиана: "Хочешь быть хорошим оратором — стань сначала хорошим человеком."

Файлы: 1 файл

риторика.doc

— 43.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

     Реферат на тему “Образ оратора”

          По дисциплине: “Риторика”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнил: ст.гр. 1ПИ141бсз

Горюнов Д.С.

Работу проверила:

к.фил.н. Белоусова Е.А.

                                                   Волгоград 2014     
Издревле нравственному облику оратора придавалось очень большое значение. Особенности оратора (его личности и поведения) играют существенную роль в деле воздействия на аудиторию. Действенность речи прямо пропорциональна добродетельности оратора, его авторитету. Поэтому школа ораторства считалась у древних и школой нравственности, ибо для того, чтобы быть убедительным в стремлении к добру и справедливости, нужно было не казаться, а быть таковым. Хорошо известны и слова Квинтилиана: "Хочешь быть хорошим оратором — стань сначала хорошим человеком."

Нельзя сказать, что нравственная позиция оратора не находила бы отражения в изобретении идей или отборе слов для их выражения. Но при Произнесении кроме идей и слов оратор предъявляет слушателям и себя. И если ему удалось слукавить (надеть маску добродетельного человека) на предыдущих этапах подготовки речи, то здесь ему уже никуда не укрыться, и истинный настрой обязательно проявится через выражение лица, жесты, интонации. "Можно сказать, тяжелое бремя и обязательство налагает на себя тот, кто торжественно берется один среди многолюдного сборища при общем молчании рассуждать о делах первой важности! Ведь огромное большинство присутствующих внимательнее и зорче подмечают в говорящем недостатки, чем достоинства. Поэтому малейшая его погрешность затмевает все, что было в его речи хорошего, и нет никакой надежды "сделать вид", «казаться», можно только «быть». "Обмануть слушателей можно, но только один раз. Другой раз не обманете. Презрение, насмешки, полное невнимание, а то и роковые крики "долой!" будут справедливой мздой обманувшему.

Одним из самых необходимых качеств является чувство уверенности в правильности предъявляемой позиции. Оно возникает в результате искренней веры в то, о чем человек говорит, и безупречного знания предмета речи. "Любое сомнение, колебание, проявление неуверенности в поведении говорящего сбивает с толку слушающего: трудно доверять и доверяться человеку, который сам в себе сомневается. Из этого следует, что оратор должен выбрать для своей речи то, что хорошо знает и во что искренне верит. И если это так, вряд ли во время Произнесения такой речи он сфальшивит в голосе и жесте.

Одно из важнейших качеств оратора — дружелюбие. Оно проявляется в выражении лица, глаз, тональности, интонациях. И если оратор искренне положительно настроен на общение с аудиторией, даже когда собирается говорить о не очень приятных для слушателей вещах, если в его речи не звучит раздраженность, нет оскорбительных интонаций, лицо «разглажено», а глаза "не мечут молнии", то разговор состоится и состоится по существу, по мысли, а не на уровне отрицательных эмоций. Без искренности нет истинного обаяния, дружелюбия, уверенности, нет и надежды на отклик аудитории.

Платон об искусстве красноречия.

Философско-эстетическое учение древнегреческого мыслителя Сократа (471-399 гг. до н. э.) дошло до нас в изложении его учеников, главным образом Платона. Сократ учил устно – для педагогического и риторического образования чрезвычайно интересен метод получения знания через вопросно-ответный диалог, ставящий учеников подчас в тупик, но затем приводящий к правильным выводам.

В диалоге “Федр” Платон пишет: “…чтобы речь вышла хорошей, прекрасной, разве разум оратора не должен постичь истину того, о чем он собирается говорить? …тому, кто намеревается стать оратором, нет необходимости понимать, что действительно справедливо, - достаточно знать то, что кажется справедливым большинству, которое будет судить. То же самое касается и того, что в самом деле хорошо и прекрасно, - достаточно знать, что таким представляется. Именно так можно убедить, а не с помощью истины

…Подлинного искусства речи… нельзя достичь без познания истины, да и никогда это не станет возможным …искусство красноречия не есть ли вообще уменье увлекать души словами, не только в судах и других общественных собраниях, но и в частном быту?” [Платон. Соч. в трех томах. М., 1970, т.2].

Платон (427-347 гг. до н.э.) излагает свою теорию красноречия в философских диалогах “Федр” и “Горгий”. Он выступает против софисткой риторики, поскольку считает, что в основе ораторского искусства лежит знание человеческой души, т. е. психология и диалектика. По Платону, оратор должен постичь истину того, о чем собирается говорить. На первый план он выдвигает эмоциональную убедительность речи (воздействие на душу) и тезис о том, что деятельность оратора – творчество.

 

 

Теория ораторского искусства Аристотеля.

Сочинения Аристотеля охватывают весь спектр наук и искусств, существовавших в то время. Аристотелева “Риторика” была традиционным классическим руководством по существу для всех европейских школ риторики. Она состоит из трех книг: первая книга посвящена общим вопросам риторики (сущность риторики как искусства убеждения, роды речей, топика, или система общих мест); вторая книга посвящена учению о страстях, где представлена основа риторического доказательства с разбором каждой “страсти” (гнев – милость, любовь – ненависть, страх – надежда, ревность – чувство соревнования); третья книга содержит учение о стиле с разбором видов тропов и фигур, а также частей композиции речи. В “Риторике” Аристотеля впервые разобраны все составляющие речевого общения (замысел и содержание речи, образ оратора, эмоция, композиция, стиль).

В качестве обязательных структурных частей речи Аристотель называет предисловие, обвинение и способы его опровержения, рассказ – изложение фактов, доказательства, заключение. Свои рассуждения он подтверждает ссылками на классических ораторов, гомеровский эпос, на трагиков. Труды Аристотеля по риторике оказали огромное влияние на дальнейшее развитие теории красноречия.

В период эллинизма окончательно определяются пять составных частей риторики как необходимые и взаимосвязанные этапы ораторской деятельности:

1) нахождение материала для речи;

2) расположение найденного  материала;

3) словесное выражение  – работа над языковой формой  для того, чтобы речь отвечала  важнейшим коммуникативным требованиям - точности, ясности, уместности, “пышности”;

4) запоминание (мнемоника);

5) произнесение речи.

Находки, советы, рекомендации и положения древнегреческой риторики сохранили свое значение и в настоящее время; они представляют не только историко-культурный, но и практический интерес в деле обучения ораторскому мастерству, в его совершенствовании.

Римское ораторское искусство было связано прежде всего с практическими сторонами жизни, с частным и государственным правом, с общественной и политической борьбой в республиканском Риме.

 

 

Цицерон, передавая свой опыт ораторской деятельности учащимся (ибо каждый приличный оратор в античном мире должен иметь и имел последователей), раскрывал процесс подготовки речи, подчеркивая, что оратор должен делать и в какой последовательности на каждом этапе:

- во-первых, оратор должен подобрать  содержание для своей речи;

- во-вторых, расположить содержание  по порядку, взвесив и оценив  каждый довод;

- в-третьих, украсить все это  словами;

- в-четвертых, укрепить речь в  памяти;

- в-пятых, произнести ее достойно  и приятно

Далее Цицерон рассказывал, как он проходил эти этапы: "Я узнал и понял, что прежде чем начать дело, следует в начале речи склонить слушателей в свою пользу, далее объяснить суть, после этого, выяснить предмет спора, затем доказать то, на чем мы настаиваем, наконец отбросить возражения; в конце речи все то, что говорит в нашу пользу, развернуть и возвеличить.

Ораторы обязаны иметь следующие знания:

- во-первых, чистой и правильной  латыни;

- во-вторых, ясно и определенно;

- в-третьих, хорошо;

- в-четвертых, уместно, то есть согласно содержанию.

 


Информация о работе Образ оратора