Обозначение категории меры и времени в русском языке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 01:37, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования данной курсовой работы являются – категории меры и времени в русском языке;
Предмет курсовой работы – обозначение категорий времени и меры, а также нормативное и грамматическое ипользование в речи и написание русского языка.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Определение значения и употребления меры и времени в контексте русского языка
1.1 Обозначение меры в русском языке и грамматике2
1.2 Время, его употребление и классификация в науке русского языка3
Глава 2. Семантика меры и времени в значениях производных единиц4
2.1 Описание грамматических правил и норм в употребление мер русского языка
2.1.1 Правила грамматического употребления меры и степени русского языка5
2.1.2 Организация занятия для раскрытия темы меры «Сложноподчиненное предложение с придаточными меры, степени и образа действия»
2.2 Правила написания и употребления категории времени в русском языке 6
2.3 Закрепление материала о категории времени на примере занятия по русскому языку на тему «Сложноподчиненные предложения с придаточными места и времени»
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Обозначение категории меры и времени в русском языке.docx

— 74.16 Кб (Скачать файл)

В результате анализа получаем примерно такие определения двух типов сложноподчиненных предложений:

Сложноподчиненными предложениями с придаточными времени называются такие сложные предложения, в которых придаточная часть относится ко всей главной части, отвечает на вопросы когда?, с какого времени?, до какого времени?, как долго? и т.п., обозначает время совершения действия в главной части или его продолжительность и присоединяется при помощи союзов когда, пока, едва, в то время как, с тех пор как, до тех пор как и т.п.


 

 

Важно обратить внимание детей, что в придаточных времени слово когда является союзом, в отличие от придаточных изъяснительных, где оно является союзным словом, местоименным наречием.

Сложноподчиненными предложениями с придаточными места называются такие сложные предложения, в которых придаточная часть относится ко всей главной, обозначает место действия в главной части или его направление, отвечает на вопросы где?, куда?, откуда? и т.п. и присоединяется союзными словами где, куда, откуда.


 

 

В качестве домашнего задания можно предложить ученикам самостоятельно придумать или найти в художественной литературе некоторое количество сложноподчиненных предложений с придаточными места и времени. Объем этого задания учитель определит сам. Можно воспользоваться и соответствующими разделами любого учебника для 9-го класса.

 

Заключение

Итак, мы изучили категории меры и времени в контексте текущей курсовой работы.

Категория меры, присутствуя в значениях разнообразных языковых единиц, отражает тем не менее недостаточно изученные категории. Так, в частности, ряд филологов характеризует норму как «неопределяемое оценочное понятие», в то время как мера описывается в лингвистических работах как элемент лексического и грамматического значений параметрических единиц. В логико-философских исследованиях норму рассматривают как «частный случай меры - интервала, в котором предмет, изменяясь количественно, сохраняет свое качество» [2]. Мера, таким образом, представляет собой единицу или интервал, используемый для количественной оценки объектов или их признаков, норма же может рассматриваться как такая разновидность меры, относительно которой определяется тождество объектов. 

Значения меры реализуется в категории языковых единиц при обозначении ими той или иной мерной ситуации. Мерная ситуация представляет собой «совокупность условий, при которых осуществляется измерение. Мерная ситуация возникает тогда, когда субъект вступает в мерное отношение к действительности» [3].

Говоря о категории времени, мы можем определить морфологическое и грамматическое значение правильного употребления. Значение одновременности (настоящего), предшествования (прошедшего) и следования (будущего) по отношению к грамматической точке отсчета – это грамматические значения, присущие формам времени в морфологической системе языка. При функционировании форм времени эти значения обогащаются, конкретизируются и модифицируются. Это происходит в результате взаимодействия категориальных временных значений с контекстом, а также с реализациями значений других категорий глагола, прежде всего – категории вида. Категориальные временные значения, основанные на указанных отношениях к грамматической точке отсчета, вступают в определенное соотношение с ситуацией речи, с внеязыковым моментом речи и другими моментами реального времени. При этом важную роль играет точка зрения говорящего, определение и оценка говорящим объективно обусловленных реальных временных отношений.

Все предложенные к рассмотрению категорий мы изучили в рамках морфологического и грамматического употребления. Вторая глава работы увенчалась исследовательской работой, в которой мы осветили грамматические правила по употреблению и написанию представленных категорий.

Для достижения цели мы сформулировали подходы по усвоению учебного материала – разработали задания, которые возможно применить в практике учебного материала. Безусловно, изучение текущих категорий в учебных программах – предназначена для старших классов, именно для этой возрастной группы нами была проведена исследовательская работа, которая может послужить методической опоры для изучения данного материала в учебной программе.

 

Список литературы

Андронова А.В. Спорные вопросы типологии сложносокращенных слов. Вестник Нижегородского государственного университета (серия Филология), 2003 г., с. 117. — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL:http://www.unn.ru/pages/issues/vestnik/ 99990196_West_filol_ 2003_1(3)/B_3—4.pdf.

Балашова Л.В., Дементьев В.В. Курс русского языка. — Саратов: Лицей, 2005,с. 111.

Интернет-ресурс: — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL:http://ru.wikipedia.org.

Мильчин А.Э., Чельцова Л.К. Справочник издателя и автора. 2-е изд., — М.: ОЛМА-Пресс, 2003.

Ожегов С.И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. — М., 1974. — с. 20—36.

Пешковский А.М. Сборник статей. Методика родного языка. Лингвистика. Стилистка. Поэтика. Л. — М., 1925. — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: httpphilology.by/uploads/logo/ref/peshkovsky.pdf.

Словарь бизнес — терминов. Интернет — ресурс «Академик.ру», 2001

Электронный энциклопедический словарь. — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://lib.deport.ru/slovar/bes/a/abbreviatura.html.

 

1 Градуальность - это функционально-семантическая категория, которая передает значение возрастания или убывания степени признака, действия, состояния и т.д. различными языковыми способами

2 Компаративность – это грамматическая категория, обладающая качественно-количественной семантикой и основанная на сравнении, устанавливающем равенство или неравенство объектов

3 Примечание. Термин «настоящее время глаголов сов. вида», или «настоящее совершенное», подчеркивает формальное выражение времени. Наличие формального признака наст. вр. при основном значении будущего отражено и в термине «настоящее – будущее время глаголов сов. вида". В «Русской грамматике» используется термин «будущее простое».

 

 


Информация о работе Обозначение категории меры и времени в русском языке