Обозначение категории меры и времени в русском языке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 01:37, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования данной курсовой работы являются – категории меры и времени в русском языке;
Предмет курсовой работы – обозначение категорий времени и меры, а также нормативное и грамматическое ипользование в речи и написание русского языка.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Определение значения и употребления меры и времени в контексте русского языка
1.1 Обозначение меры в русском языке и грамматике2
1.2 Время, его употребление и классификация в науке русского языка3
Глава 2. Семантика меры и времени в значениях производных единиц4
2.1 Описание грамматических правил и норм в употребление мер русского языка
2.1.1 Правила грамматического употребления меры и степени русского языка5
2.1.2 Организация занятия для раскрытия темы меры «Сложноподчиненное предложение с придаточными меры, степени и образа действия»
2.2 Правила написания и употребления категории времени в русском языке 6
2.3 Закрепление материала о категории времени на примере занятия по русскому языку на тему «Сложноподчиненные предложения с придаточными места и времени»
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Обозначение категории меры и времени в русском языке.docx

— 74.16 Кб (Скачать файл)

Обозначение категории меры и времени в русском языке

 

 

Содержание

Введение

Глава 1. Определение значения и употребления меры и времени в контексте русского языка

1.1 Обозначение меры в  русском языке и грамматике2

1.2 Время, его употребление  и классификация в науке русского  языка3

Глава 2. Семантика меры и времени в значениях производных единиц4

2.1 Описание грамматических  правил и норм в употребление  мер русского языка

2.1.1 Правила грамматического употребления меры и степени русского языка5

2.1.2 Организация занятия для раскрытия темы меры «Сложноподчиненное предложение с придаточными меры, степени и образа действия»

2.2 Правила написания и  употребления категории времени  в русском языке 6

2.3 Закрепление материала  о категории времени на примере  занятия по русскому языку  на тему «Сложноподчиненные предложения с придаточными места и времени»

Заключение

Список литературы

 

Введение

Русский язык – самый богатый язык, объединяющий в себе не только многогранность и разность речевых оборотов, в том числе разнообразия грамматических норм. В контексте данной курсовой работы мы изучим специфику обозначения категорий меры и времени, использующие в рамках русской науки.

Категория времени показывает отношение времени действия к моменту речи.

Настоящее время обозначает, что действие совершается в момент речи о нём: читаю, пишу, удаляю и т. д.; прошедшее – что действие происходило или произошло до начала речи о нём: писал, написал; удалял, удалил и т. п.; будущее – что действие будет происходить или произойдёт после окончания речи о нём: буду писать, напишу. Форма будущего времени из двух слов (буду писать) образуется от глаголов несовершенного вида и называется будущим сложным; форма будущего времени из одного слова(напишу) образуется от глаголов совершенного вида и называется будущим простым. Настоящее время может обозначать действие как постоянное свойство предмета (настоящее постоянное).

Что говорится о категории меры, то здесь представление некое иное: Значения меры и нормы реализуются в семантике языковых единиц при обозначении ими той или иной мерной ситуации. Мерная ситуация представляет собой «совокупность условий, при которых осуществляется измерение. Мерная ситуация возникает тогда, когда субъект вступает в мерное отношение к действительности» [3]. Среди морфем русского языка имеются такие, которые специализируются на выражении значения меры и семантики нормы.

Теоретическая ценность работы заключается в том, что полученные результаты позволили расширить представление о когнитивно-дискурсивных особенностях и функционировании языковых единиц со значением меры и степени, выявить их изофункциональность и составляющие когнитивно-синтаксической категории меры и степени. Работа создает предпосылки для дальнейших исследований когнитивных категорий в когнитивно-дискурсивном аспекте.

Таким образом, по мнению сторонников хронологической теории, категории меры и времени развивались самостоятельно и не состояли между собой в причинно-следственных отношениях. Следовательно, ошибочны встречающиеся в некоторых исследованиях отождествления аориста и совершенного вида, имперфекта и несовершенного вида. Наблюдается приуроченность глаголов совершенного вида к аористным формам, глаголов несовершенного вида - к имперфектным, но она является не генетическим, а приобретённым признаком.

Объектом исследования данной курсовой работы являются – категории меры и времени в русском языке;

Предмет курсовой работы – обозначение категорий времени и меры, а также нормативное и грамматическое ипользование в речи и написание русского языка.

В рамках написания курсовой работы мы раскроем обозначение каждой категории, дадим описание и самое важное раскроем грамматическую основу употребления и написания каждой категории. Это мы обозначим целью курсовой работы.

Для реализации цели выполним следующие задачи:

  1. в первой главе определим значение и общую теоретическую обоснованность категорий времени и меры в русском языке, данную задачу реализуем следующими путями:
  • выявим обозначение и применение категории меры;
  • определим значение категории времени;
  1. во второй главе курсовой работы исследование практическое применение категорий времени и меры, для этого реализуем следующие задачи:
  • определим написание и грамматические правила для категории меры;
  • составим урок для закрепления материала категории меры в рамках темы сложноподчиненных предложений;
  • изучим грамматику настоящего, будущего и прошедшего времени;
  • для наглядного закрепления правил организуем урок «Сложноподчиненные предложения с придаточными места и времени».

В написании курсовой работы нам будет помогать только современные справочники по русскому языку и литературе, а также современные журналы и публикации филологов, в том числе информационные ресурсы, актуальных данных по русскому языку.

 

 

 
 

 

Глава 1. Определение значения и употребления меры и времени в контексте русского языка

1.1 Обозначение  меры в русском языке и грамматике

 

Основное содержание категории меры и степени формируется в поле квалитативности. Объектом измерения/оценки выступает качественная  характеристика объекта, однако при ее базовом характере ее одной недостаточно для формирования основы исследуемой категории.

Дополнительным к квалитативности выступает квантитативность – вторая  основополагающая категория человеческого мышления и языка. С одной стороны, признак объекта может быть квалитативным – качественным, и квантитативным – количественным. С другой стороны, качество  измеряется, квантифицируется, а количество способно приобретать качественную природу. Только те признаки способны оказаться объектом измерения меры или оценки степени, которые располагаются на пересечении категорий квалитативности и квантитативности.

Количественный признак как качественное свойство, утрачивая дискретность и определенность, может интенсифицироваться и измеряться, так же и качественное изменение, только будучи подвержено количественной оценке, может быть охарактеризовано как степень проявления признака.

С одной стороны, мерой и степенью обладают только признаки. С другой стороны, каждый признак, оставаясь признаком (находясь в рамках категории квалитативности) может быть квалитативным или квантитативным. Именно по этой причине исследуемая категория имеет двойное название: характеристикой меры обладают квантитативные признаки, а характеристикой степени – квалитативные. Интересно, что дальнейшее категориальное «поведение» квалитативного и квантитативного признаков в рамках категории меры и степени в принципе идентично. Однако именно взаимодействие квалитативности и квантитативности позволяет дифференцировать меру и степень как две составляющие субкатегории.

Принцип функциональности, столь существенный при нормативной оценке артефактов, оказывается значимым и для категории меры. Однако в данном случае этот принцип в большей степени реализуется при обозначении процесса изготовления артефакта, чем при оценке результатов этого процесса. В отличие от префикса НЕДО-, который обозначает одну из составляющих процесса как случайный, непреднамеренный перерыв в действии, направленном на достижение необходимого результата (напр.: недоделать, недовыполнение), элемент ПОЛУ- характеризует обозначенную им промежуточную стадию в изготовлении артефакта как закономерную или необходимую, специально установленную. Результатом этого процесса становится доведение продукта до состояния полуготовности и изготовление таким образом полусырья, полуфабриката или полупродукта, который в нужный момент может быть превращен в конечный продукт.

Семантика меры и нормы в значениях терминов. Элемент ПОЛУ- активно используется в терминах естественных наук, в производственной и спортивной терминологии. При этом сочетаемость элемента ПОЛУ- с именами натурфактов избирательна. В частности, он сочетается с наименованиями родовых и видовых понятий, отражающих явления органического мира или мира неживой природы (напр.: полупустыня, полуобезьяна, полукустарник, полуостров). Каждое из этих производных представляет обозначенное им явление как совокупность признаков, способных проявляться в разном объеме или же с разной степенью интенсивности и лежащих в основе иерархически организованной таксономической (классификационной) категории.

Категория меры и степени тесно связана и взаимодействует с категориями градуальности1, интенсивности, компаративности2, нормы и оценки. Эти категории – градуальность, интенсивность, оценка – имеют генетическую общность.

Несмотря на близость категорий градуальности, интенсивности и оценки, значение категории меры и степени качества не исчерпывается ими; в синтаксисе их совместное проявление, встречающееся в конструкциях со значением меры и степени качества, имеет место исключительно в поле компаративности, которая и выводит результат их взаимодействия в рамки когнитивно-синтаксической категории.

Категория градуальности отражает изменение проявления признака и в качестве своего инварианта репрезентации имеет формы сравнительной и превосходной степени прилагательных, а в качестве вариантов – аналитические способы представления большей (меньшей) и превосходной степени (суперлатива). При этом репрезентация категории градуальности не предусматривает ситуативного сопоставления, реализованного в категории компаративности. Именно поэтому синтаксическое проявление категории меры и степени нельзя считать проявлением градуальности.

Категория интенсивности, в свою очередь тесно связанная с категориями нормы и экспрессивности, проявляется в интенсификации признаков, действий, свойств по сравнению с определенным эталоном. нормой. Именно в сравнении с нормой оказывается очевидной степень интенсивности, с которой проявляются качественно-количественные особенности объекта, потому наиболее естественной и первичной является оценка степени отклонения от эталона. Категория интенсивности функционирует в рамках категории нормы, противопоставляя эталон отклонению от него на основе представлений говорящего. Под языковой категорией оценочности понимается положительная или отрицательная характеристика предмета, факта, события, связанная с признанием или непризнанием его ценности вследствие соответствия / несоответствия потребностям, интересам и вкусам индивида, а также социально установленным нормам. Для результата оценочной деятельности имеет значение природа представлений о прототипе, стандарте, которые могут быть частью как индивидуальной картины мира, так и национальной.

Во всех без исключения конструкциях со значением меры и степени есть хотя бы скрытое сравнение с установившейся нормой для этого признака.

Только в этом случае, да еще и при подчеркивании того, что результат сравнения превосходит норму, что достигается посредством интенсификатора (например: настолько, так, столько и т.д.) конструкция относится к разряду меры и степени признака. Ср.: Я так по тебе скучала! (т.е. скучала, например, в такой степени, как никогда ранее – одновременно наблюдаются и сравнение, и интенсификация признака). В свете изложенного представляется весьма перспективным применение теории изофункциональности [1] к исследованию когнитивных феноменов на примере категории мер и степени.

В результате, мы можем обозначить категорию меры опираясь на вышедшею из печати монографии чл. корр. РАН Ю. Л. Воротникова «Категория меры признака в смысловом строе русского языка» (14 п. л.) предлагается модель описания смыслового строя русского языка («грамматика смыслов»), базирующаяся на идее смысловых исходов, заданных системой местоименных слов, а также на понятии смысловой категории как совокупности разно уровневых языковых единиц; дается законченное описание одного из фрагментов «грамматики смыслов»: исследуются категория меры признака как одна из общих смысловых категорий современного русского языка, а также степени качества как частные смысловые категории, формирующие общую категорию меры признака.

 

1.2 Время, его употребление  и классификация в науке русского  языка

Морфологическая категория времени глагола – это система противопоставленных друг другу рядов форм, обозначающих отношение действия ко времени его осуществления. Строение системы форм времени в их отношении к виду глагола свидетельствует об отсутствии тождества между грамматическим временем и представлениями о членении реального времени.

Категория времени глагола тесно связана с категорией вида. Глаголы несов. вида в изъявит. накл. имеют три формы времени – настоящего, прошедшего и будущего сложного (строю, строил, буду строить); глаголы сов. вида имеют две формы времени – прошедшего и будущего простого (построил, построю).

Время осуществления действия определяется по отношению к той или иной точке отсчета. Такой точкой отсчета является либо момент речи (Он придет вовремя), либо какойнибудь другой момент, в частности время другого действия (Он думал, что придет вовремя). В морфологической системе форм времени эти различия не отражены. Категориальные значения форм времени ориентируются на единую исходную точку – грамматическую точку отсчета. Это абстрактное грамматическое понятие отражает в обобщенном виде как момент речи, так и любой другой момент, по отношению к которому определяется время действия в речи.

Информация о работе Обозначение категории меры и времени в русском языке