Наследие древнеримских ораторов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 02:32, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является определения влияния древнеримских ораторов на дальнейшее развитие ораторного искусства.
Задачи контрольной работы:
- рассмотрение древнегреческой традиции ораторского искусства как первоисточника возникновения риторики;
- определения влияния древней Греции на распространение науки о риторике в Риме;
- ознакомление с великими ораторами античного Рима и оценка их вклада в развитие ораторского искусства

Содержание работы

Введение 3
1. Развитие древнегреческой риторической традиции в Древнем Риме 4
1.1. Развитие древнегреческой риторики 4
1.2. Влияние древнегреческой риторической традиции на зарождение и развитие ораторского искусства в Древнем Риме 5
2. Великие ораторы Рима 8
2.1. Цицерон и его сочинения об ораторском искусстве 8
2.2. Квинтилиан – автор риторических наставлений 12
Заключение 14
Список литературы 15

Файлы: 1 файл

240 Риторика.docx

— 47.63 Кб (Скачать файл)

ФГОУ ВПО

«Камчатский государственный технический университет»

 

 

 

 

Факультет заочного обучения

 

Кафедра истории и философии

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Практика публичной речи»

 

Вариант 5

 

Наследие древнеримских ораторов

 

 

 

 

Выполнила:         Проверила:          

студентка группы

Дронова М.А.

 

Петропавловск-Камчатский

2014 
СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время вследствие развития демократического общества, возникновения новых социально-политических движений и общественных формирований, значительная роль отведена потребности в практическом овладении ораторским искусством самыми различными слоями населения.

Какую речь можно считать наиболее действенной? Ответ на эти и другие вопросы, связанные с умением владеть словом, дает риторика (от греч. - «ораторское искусство») — филологическая дисциплина, изучающая искусство речи, правила построения художественной речи, ораторское искусство, красноречие [1].

Огромный творческий потенциал риторики раскрывался на протяжении долгих веков существования европейской цивилизации.

Таким образом, для того чтобы быть отличным оратором нужно знать историю риторики, с чего она началась, как развивалась, как оценивали слово древние ораторы. В этом и заключается актуальность данной темы.

Целью контрольной работы является определения влияния древнеримских ораторов на дальнейшее развитие ораторного искусства.

Задачи контрольной работы:

- рассмотрение древнегреческой  традиции ораторского искусства  как первоисточника возникновения  риторики;

- определения влияния древней Греции на распространение науки о риторике в Риме;

- ознакомление с великими ораторами античного Рима и оценка их вклада в развитие ораторского искусства.

 

1. РАЗВИТИЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ РИТОРИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ В ДРЕВНЕМ РИМЕ

1.1. Развитие древнегреческой  риторики

 

Наиболее благоприятным временем для развития риторики считался демократический строй. Это подтверждается тем, что два периода наибольшего расцвета античного красноречия приблизительно совпадают с двумя периодами большого подъема рабовладельческой демократии.  В Греции это V—IV вв. до н. э., в Риме - I в. до н. э., время Цицерона.

Именно в этой обстановке подъема и расцвета политического красноречия складывалось представление демократической Греции об идеале человека. Это был образ «общественного человека», человека, способного держать в своих руках управление государством; и понятно, что искусство владеть речью было непременной и важнейшей чертой этого образа. Проповедниками этого человеческого идеала выступили во второй половине V в. до н. э. софисты, странствующие «учителя мудрости».

Долгое время ораторское искусство существовало лишь в устной форме. Образцы речей, даже самых лучших, не записывались. Только софисты, «наставники мудрости», во второй половине V в. до н. э. ввели письменную фиксацию речей.

Софисты разъезжали по городам и за плату обучали искусству спорить. Основные взгляды на красноречия, которые сформировались у софистов, отражали их философские взгляды на человеческую сущность. Они считали своей задачей научить учеников «хорошо и убедительно говорить» по вопросам политики и, морали, для чего заставляли их заучивать наизусть целые речи как образцы для подражания. Главное место в софистике занимала теория убеждения. Убеждать, как считал, например, Горгий, может только искусно составленная речь; при этом не важно, соответствует она истине или нет. Главная задача софиста – научить «делать слабое мнение сильным». Отсюда значение слова софизм – преднамеренно ложный вывод.

Так как греки ценили не только красивую, но и содержательную речь, они считали необходимым обучать людей ораторскому искусству. В Греции создавались специальные школы ораторского искусства, где опытные ораторы обучали красноречию молодых. Параллельно с практическим красноречием в Греции была создана и теория ораторского искусства – риторика, появились знаменитые ораторы, опыт которых изучается до сегодняшнего дня.

Наиболее яркими представителями древнегреческих софистов были Сократ, Платон, Аристотель и др.

Таким образом, благодаря трудам софистов риторика получила большое признание и вошла в круг наук, обязательных для граждан.

 

1.2. Влияние древнегреческой  риторической традиции на зарождение  и развитие ораторского искусства  в Древнем Риме

 

Дальнейшее развитие теория и практика ораторского искусства получила в Древнем Риме. Как уже было отмечено ранее, расцвет римского красноречия приходится на I в. н. э., когда особенно возрастает роль Народного собрания и судов.

Наряду с общественно-политическими причинами, стимулировавшими развитие красноречия в республиканском Риме и определившими его характер, другим важным обстоятельством, воздействовавшим на его развитие, было греческое влияние, особенно усилившееся после установления господства Рима над эллинистическим миром. Процесс усвоения и переработки греческой культуры в Риме проходил в борьбе эллинистических и латинских тенденций внутри римского общества, путем преодоления чуждых Риму тенденций в греческой культуре. Греческое влияние сказалось в различных областях римской культуры и идеологии. Сказалось оно и на развитии римского ораторского искусства.

Следует отметить, что несмотря на то, что Аристотель оставался для античного Рима высшим авторитетом в области риторики, римляне все же внесли немало ценного и заслуживающего внимания в эту науку, в особенности, в практику ораторского искусства.

Прежде всего их заслуга заключается в разработке приемов составления речей, анализе аргументов, доводов, и совершенствовании стиля и красоты речи.

Также усилия древнеримских ораторов были сконцентрированы главным образом вокруг проблем политической борьбы в сенате, на народных форумах, судебных разбирательств. Поэтому их мало занимали теоретические вопросы аргументации и риторики вообще.  Исключением из этого был выдающийся оратор античного Рима Марк Юлий Цицерон, который подчёркивал в своих сочинениях необходимость сочетания красноречия с убедительностью, риторики с философией.

Римские судебные ораторы значительно усовершенствовали так называемые нетехнические средства аргументации, связанные с использованием свидетельств, показаний, и в особенности норм права. Хорошо известно, что усиленно разрабатывавшееся римское право стимулировало интерес к вопросам аргументации и убеждения, а ссылка на юридические законы стала неоспоримым доказательством в судебных речах. Римских судебных ораторов привлекала схема сведения всех многообразных случаев и мотивов к единой системе сложных и разветвленных видов и разновидностей — так называемых статусов. Римские ораторы отказались также от аристотелевского разделения посылок просто на общие и частные. Вместо этого они стали характеризовать их как категории определенного рода, такие, как причина и следствие, действительное и возможное и т.п. Благодаря этому им удавалось проводить более тонкое различие между посылками скорей по их качеству, чем количеству, или объему (общие и частные суждения).

Римские судебные ораторы стали использовать в своих речах заранее подготовленные формы, или структуры, аргументов или доводов, которые можно было бы использовать в будущих речах. Однако впоследствии Цицерон и Квинтиллиан выступили против таких догматических схем, справедливо подчеркивая, что изобретение и нахождение подходящих аргументов и схем рассуждения представляет собой творческий процесс и требует широкого и свободного образования.

Таким образов, особенностью римского красноречия было обладание огромной практической силой - ведь все государственные дела в Риме решались дебатами в Сенате, в народном собрании и суде. Там мог выступить каждый свободный гражданин. Поэтому обладание, словом было необходимо для римлянина.

 

2. ВЕЛИКИЕ ОРАТОРЫ РИМА

2.1. Цицерон и его сочинения об ораторском искусстве

 

Наивысшего развития римское ораторское искусство достигло в последний век республики. Ярким представителем этого периода был Марк Цицерон, который запечалился в истории риторики и ораторского искусства как блестящий стилист и вдохновенный оратор.

Марк Цицерон родился в семье всадника, то есть принадлежал к одному из привилегированных сословий Древнего Рима. Тем не менее, его отец желал для сыновей лучшей судьбы - политической карьеры. Потому для воспитания и обучения сыновей приехал в чужой для уроженцев небольшого городка Рим. Марк не подвел ожиданий своего отца, потратив ранние годы на кропотливое изучение судебного ремесла, ораторства, красноречия у лучших римских и греческих учителей. Уже за годы своей юности Цицерон блестяще освоил юриспруденцию, философию и греческую поэзию, что позволило ему уже первыми же выступлениями производить фурор среди римских граждан [6].

Цицерон считал, что риторика представляет собой практически полезную систематизацию ораторского опыта. Из трех разделов древней философии: учения о природе, учения о нравственности и учения о логике Цицерон считал наиболее полезными для оратора последние два – этику и логику. Знание логики помогает правильно построить содержание речи и способствует выяснению дела. Используя этику, оратор сознательно выбирает тот прием, который вызовет нужную реакцию у слушателей, пробудит в них сильное чувство.

Цицерон исходит из трех основных назначений ораторского искусства: учить, услаждать и побуждать. Идеальный оратор тот, кто в своих речах и поучает слушателей, и доставляет им наслаждение, и подчиняет себе их волю. Первое – его долг, второе – залог его популярности, третье – необходимое условие успеха.

Таким образом, ораторство – одна из наук и искусств, помогающая любой профессиональной деятельности, когда мысль оформляется в речь. Но у ораторов есть своя область речи – гражданские споры, и, кроме речевой подготовки, оратору требуется специальная подготовка. Здравый смысл - особая область семантики речи, отличающаяся от профессиональных знаний и философии.

Следует также отметить, что в риторике Цицерон пытался объединить, с одной стороны, философские принципы Платона и Аристотеля, а с другой, чисто практические приемы и рекомендации, идущие от Сократа. Однако главное внимание он уделяет не философским принципам, о которых очень мало говорится в трех его трактатах об ораторском искусстве. Его больше всего занимает прикладная сторона риторики, ее умелое использование в сенате, народном собрании, суде.

Руководствуясь этой целью, Цицерон выдвигает на первый план содержательность и убедительность речи, а не ее внешнюю форму и красоту. «В самом деле, — пишет он, — что может быть так нелепо, как пустой звон фраз, хоть бы самых отборных и пышных, но за которыми нет ни знаний, ни собственных мыслей» [3, с. 86]. Идеалом оратора для него является не ремесленник и с хорошо подвешенным языком, а мудрец, знающий науку о красоте выражения. Поэтому воспитание и образование оратора должно строиться так, чтобы развить его природные качества, ибо без природного дара, живости ума и чувства нельзя влиять на слушателей, убеждать их в чем–то. «Следовательно, необходимо помнить, во–первых, о том, что цель оратора, — подчеркивает он, — говорить убедительно; во–вторых, о том, что для всякого рода речи предметом служит или вопрос неопределенный… или случай» [3, 102]. Именно на таких вопросах должен сосредоточить свои доказательства и опровержения оратор. Спорные пункты могут быть весьма различными и поэтому они требуют в каждом случае особые способы доказательства. Характеризуя структуру публичной речи, Цицерон обращает внимание на то, что «все силы и способности оратора служат выполнению следующих пяти задач: во–первых, он должен приискать содержание для своей речи; во–вторых, расположить найденное по порядку, взвесив и оценив каждый довод; в–третьих, облечь и украсить все это словами; в–четвертых, укрепить речь в памяти; в–пятых, произнести ее с достоинством и приятностью». Но прежде чем приступить к делу, предупреждает Цицерон, надо в начале речи расположить слушателей в свою пользу, затем установить предмет спора и только после этого начать доказывать то, на чем оратор настаивает и что он опровергает. В конце речи следует подвести итоги сказанному, а именно «развернуть и возвеличить то, что говорит за нас, и поколебать и лишить значения то, что говорит за противников» [3, 102].

В историю ораторского искусства вошли такие разноплановые, но точные выражения и поучения Цицерона: «Статность речи» (построенной в форме тезисов), «Они научились говорить перед другими, но не сами с собой», «Оживить (согреть) речь юмором», «Красноречие заключается в искусстве говорить», «Пустое словопрение» и др.

Литературное наследие Цицерона обширно, сохранилось более 50 речей. Из трех основных видов красноречия у Цицерона представлены два: политическое и судебное. Он выработал свой особый стиль, средний между теорией заботившейся преимущественно о точности выражений и методикой изложения речи с применением сравнений и метафор. Для речей его характерно обильное, но не чрезмерное использование риторических украшений, выделение крупных, отчетливых в логическом и языковом отношении и ритмически оформленных периодов, изменение — по необходимости — стилистической тональности; отсутствие иноязычных слов и вульгаризмов. Достижения античной риторики и свой собственный «практический опыт» Цицерон обобщил в трех риторических трактатах: «Об ораторе», «Брут», «Оратор». Цицерон считал, совершенный оратор должен обладать природным талантом, памятью, иметь навык и знания, быть образованным человеком и актером. Только обладая всеми этими данными, оратор «сможет реализовать три великие цели красноречия — «убедить, усладить, победить (воздействовать)». Цицерон продолжил вслед за греками разработку теории трех стилей и ратовал за классическую схему построения речи, согласно которой оратор должен найти, что сказать, расположить материал по порядку, придать должную словесную форму, все запомнить, произнести. Особо он подчеркивал связь содержания и словесной формы: «Всякая речь состоит из содержания и слов, и во всякой речи слова без содержания лишаются почвы, а содержание без слов лишается ясности».

Подводя тог, можно сказать, что Цицерон вошел в историю риторики и ораторского искусства как оратор, который своими речами и письменными сочинениями способствовал построению, оформлению и убедительности публичных выступлений. В своей идеологии он следовал завету величайшего оратора античности Демосфена, который говорил, что в ораторском искусстве «и первое дело, и второе, и третье есть произнесение» [5, 342]. Забота о стиле речи, ее эмоциональном воздействии на слушателя и даже отходе ораторской речи от естественной, когда начинают использоваться особые фигуры мысли и слова, в дальнейшем стали постепенно возобладать над ее содержательностью и убедительностью. Что же касается римской риторики после Цицерона, то с падением республики и возникновением монархий потребность в публичных речах заметно упала, за исключением судебного ораторского мастерства. Но даже сам характер судебного красноречия значительно изменился. В нем стал преобладать деловой стиль и вместо многословных и длинных рассуждений стали использоваться короткие, точные формулировки, которые лучше подходили к характеру судебного разбирательства.

Информация о работе Наследие древнеримских ораторов