Лексикон русского гламурного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 14:49, курсовая работа

Описание работы

Бурные общественно-политические сдвиги в России последнего десятилетия привели к коренному изменению общественного уклада российского общества, что, естественно, не могло не сказаться на развитии и функционировании русского языка. Получив «законный статус» в современном русском языке, жаргон стал предметом лингвистического анализа. В последнее время появилось множество исследований, которые посвящены изучению различных форм существования жаргона. Следовательно, тема данной работы является актуальной.

Файлы: 1 файл

Лексикон русского гламурного.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

 


 


Лексикон русского гламурного языка

 

Содержание

 

 

3

 

 

 

Введение

 

Бурные общественно-политические сдвиги в России последнего десятилетия привели к коренному изменению общественного уклада российского общества, что, естественно, не могло не сказаться на развитии и функционировании русского языка. Получив «законный статус» в современном русском языке, жаргон стал предметом лингвистического анализа. В последнее время появилось множество исследований, которые посвящены изучению различных форм существования жаргона. Следовательно, тема данной работы является актуальной.

Так как жаргон – это явление лексического уровня языка, большая часть исследований посвящена изучению места жаргона в лексической системе русского языка.

Словарный состав языка постоянно изменяется. Общая речевая картина позволяет судить об уровне культуры общества. Жаргонизация речи присуща не только русскому языку, но и многим другим. Она возникает в особых условиях жизни и общения групп людей.

В последнее время в современном языкознании активно ведется работа по лексикографическому описанию различных тематических групп субстандартной лексики. Перечислим некоторые из словарей: В. Белянин, И. Бутенко «Живая речь: Словарь разговорных выражений» (1997), В. Быков «Русская феня» (1994), И. Юганов и Ф. Юганова «Словарь русского сленга. Сленговые слова и выражения 60–90-х годов» (1997), Е.В. Митрофанов, Т.Г. Никитина «Молодежный сленг. Опыт словаря» (1994), Т.Г. Никитина «Так говорит молодежь: Словарь молодежного сленга» (1998) и другие. Но в перечисленных изданиях гламурный сленг как разновидность молодежного жаргона не выделяется.

Цель данной работы – анализ лексикона русского гламурного языка.

Для выполнения данной цели определяются следующие задачи:

         1. провести теоретический анализ проблемы русского гламурного языка;

2. провести практическое исследование лексикона русского гламурного языка.

Объект исследования – современный русский язык.

Предмет исследования - лексикон русского гламурного языка.

 

Глава 1. Теоретический анализ проблемы русского гламурного языка

 

    1. Системные характеристики глянцевых журналов

 

Сегодня в России около 32 тысяч печатных СМИ, из них 1/6 часть – это журналы. Постоянно появляются новые издания: с 1993 по 1996 гг. число журналов выросло почти в два раза, а за 2000 год было создано 84 новых журнала. Одновременно с этим закрываются уже существующие проекты, рассчитанные на короткий срок, и нерентабельные журналы.

Бытование журналов почти всегда связано только с интересами аудитории, ее увлечениями, запросами, ожиданиями.

В принципе журнальных изданий может быть столько, сколько аудиторных групп удастся выделить в обществе, руководствуясь сложившимися социологическими критериями или сугубо личностными интересами. Журнал может обращаться к читателю и как к гражданину, и как к специалисту, и как к семьянину, и как к личности определенного возраста или пола, и как к любителю компьютерных игр, и как к владельцу автомобиля и т.д. То есть один человек может быть потенциальным читателем нескольких журналов или один журнал представлять интересы для нескольких аудиторных групп.1

Интересы аудитории можно условно расположить на вертикальной и горизонтальной осях.

Вертикальную ось составляют уровни запросов аудитории, три из которых можно считать опорными, корневыми: профессиональный уровень, обусловливающий жизнь теоретико-научных и технико-производственных журналов; специализированный уровень, обеспечивающий специалистов-практиков и так называемых любителей информацией о проблемах и новинках в той или иной научно-производственной или культурной сфере; уровень массовой аудитории, нуждающейся в общих и занимательных сведениях (понятие «массовая аудитория» означает в равной мере и стереотипы массового сознания, и широту интересов множества людей, принадлежащих к разным социальным, профессиональным, возрастным и прочим группам, поэтому так обширны количество и тиражи журналов именно для этой аудитории).

Горизонтальную ось составляет все многообразие сфер читательского интереса: политика, спорт, искусство и т.д. В тех точках, где пересекаются уровень и сфера, как раз и возникают журналы. Например, такие журналы, как историко-теоретический «Киноведческие записки», специализированный «Искусство кино», массовые «Экран», «Сеанс», «Видео-Ас», относятся к одной сфере, но представляют разный уровень. Это же можно сказать и о таких журналах, как «Патофизиология и экспериментальная терапия», «Врач», «Здоровье», «Здоровье женщины».

Интересы аудитории можно схематично представить в виде двух кругов – внешнего и внутреннего. Внешний круг образуют интересы, связанные с жизнью человека в социуме, с его трудовой деятельностью, обусловливая наличие общественно-политических и научно-производственных журналов, а внутренний круг заполняют интересы, относящиеся к личностной сфере жизнедеятельности людей. Отвечая этим потребностям в 90-е гг. появились издания, названия которых прежде были просто непредставимыми: «Смак», «Каприз», «Гурман», «Супермен» и т.д. [Акопов, 1999, с. 48].2

И хотя внешний и внутренний круги не разделены какой-либо жесткой границей, а во многих изданиях они взаимопереплетаются, нельзя не учитывать их специфику, тем более что именно она определяет характер, облик журналов, обусловливая их различие.3

По мнению И. А. Тортуновой, концепция всех глянцевых журналов подходит под три слова: красота, поклонники, карьера. Слово «glamour» по-английски означает «волшебство, чары», по-французски – «обаяние, привлекательность», по-итальянски – «шарм, очарование». Существует даже журнал с таким названием – Glamour. Термин «глянцевый журнал» произошел, как очевидно, от слова «глянец». Вот какое значение этого слова дает Толковый словарь Владимира Даля: «лоск, лак, политура или полировка, гладь, блеск, зеркальность». Значение термина «глянцевый журнал» складывается из двух смыслов:

- Прямой: глянцевая блестящая обложка, использование глянцевой бумаги

- Переносный: лоск и блеск; идеальность, граничащая с неестественностью и безжизненностью (за которые так недолюбливают эти журналы).4

Глянцевый журнал – это энциклопедия гламурной жизни, это красочная картинка, это набор статей, которые учат нас, как жить, что читать, что смотреть, как одеваться и что дарить любимому человеку. Из-за попытки навязать свои правила, нормы поведения и моду, данная категория журналов неуважаема людьми, духовно обогащенными, свободными от стереотипов. Но есть и исключения. Например, относится к данной категории исключений журнал Playboy: за свою интеллектуальность, утонченность и за «умную» эротику, неизменно поднимающую настроение. Целевая аудитория глянцевых журналов – это обеспеченные люди, ежемесячный заработок которых превышает несколько тысяч долларов, ведь для кого, как не для них предназначена реклама дорогих спиртных напитков, одежды от знаменитых модных домов, швейцарских часов и автомобилей премиум-класса. Но читают глянцевые журналы все! Тираж одного только Cosmopolitan (без учета родственных ему Магия Cosmo, Cosmopolitan Beauty, Cosmopolitan Shopping) составляет 1 000 000  экземпляров. Это происходит от того, что красиво жить хотят все, а самый дешевый способ приобщиться к красоте – купить в ближайшем киоске глянцевый журнал, и утонуть в обилии глупых тестов, ненужных статей, красивых фотографий и, конечно, рекламы.

Одно из определений глянцевого журнала дает Я. Засурский, впервые вводя это понятие в научный обиход и показывая, что в современной практике журналистики, производства и распространения периодических изданий в России это понятие используется для обозначения определенной категории журналов, характеризующейся устойчивыми содержательными и маркетинговыми характеристиками. А именно, это престижный иллюстрированный журнал, рассчитанный на покупателя с уровнем доходов выше среднего. Наряду с глянцевыми существует другой тип иллюстрированного журнала – так называемый гламурный. По технике производства он принципиально не отличается от глянцевого журнала, однако, в отличие от последнего, ориентирован на представителей высших слоев общества и представляет собой элитный журнал, рассчитанный на покупателей с высокими доходами. Если сравнивать содержание этих двух типов журналов, то главное и принципиальное различие между ними заключается в товарах, которые они рекламируют: в гламурных журналах, как правило, представлена реклама почти исключительно предметов роскоши и других товаров элитного спроса, в то время как глянцевые журналы рекламируют более широкий круг товаров, вплоть до товаров повседневного спроса. Еще одно важное отличие – уровень статей, стилистика и язык их написания.

Особенностью глянцевых журналов является то, что они пытаются сформировать стиль жизни своего читателя. В отличие от специализированных журналов, посвященных одной теме, например, компьютерам, автомобилям, вязанию, домашнему интерьеру, эти издания охватывают все сферы жизни современного мужчины и женщины.

Тематика изданий сильно зависит от того, как они себя подают и на кого ориентированы. Глянцевые журналы можно условно разбить на две категории. Одни обращают внимание на то, чтобы показать современный имидж и стиль (причем это проявляется в стиле текстов, фотографий). Для читателей этих изданий статус употребляемой вещи – не пустой звук. Другие уделяют больше внимания практической стороне жизни (эти журналы, прежде всего, стараются быть полезными, их тексты написаны в основном в жанре советов). То есть одни журналы делают акцент на слове style, а другие на слове life.

Причем существует такая закономерность: чем платежеспособнее аудитория, на которую позиционируется издание, тем более «имиджевый» характер оно имеет. И наоборот. Это соотносится с категориями «масс-маркет» и «премиум». В «полезных» журналах текста больше, чем «картинок». Про такие издания их авторы обычно говорят – «у нас есть что почитать». В «имиджевых» – наоборот: текста меньше, и он в гораздо большей степени артифицирован.5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Понятие «гламур»

 

Слово «гламур» (в переводе с английского - «роскошь», «блеск») пока еще нельзя найти в академических словарях, но оно знакомо всем и каждому - даже тем, кто малознаком с миром моды. Оно постоянно мелькает на страницах глянцевых (так называемых гламурных) изданий, в названиях салонов красоты и даже среди марок женских колготок и названий стилей фотографии. Несмотря на то, что слово «гламур» вошло в обращение в русском языке не так давно, оно получило уже массу трактовок, иногда не совсем верных. Сегодня многие специалисты говорят о существовании деревенского и джинсового гламура, а исследователи болезней нашего общества даже успели обнаружить новую болезнь - гламуроманию. Но очень часто под этим словом понимают совершенно разные вещи - от безупречной и несколько строгой элегантности до кричащей экстравагантности.

Сегодня слово «гламур» употребляют, говоря о моде, одежде и косметике, а в расширительном употреблении — также к стилю жизни, развлечениям и прочее. К «гламурным» обычно относят стандарты одежды и жизни, рекламируемые в «женских» и «мужских» глянцевых журналах (понятия «глянцевый журнал» и «гламурный журнал», «гламур» и «глянец» часто выступают как синонимы)». Попробуем определить, что же это за стандарты.

1.  Стандартом является, во-первых, определенный набор марок одежды и косметики, и, во-вторых, определенных поз, мимики и движений, знание и использование которых позволяет потребителю причислять себя к кругу избранных, приближенных к образу идеального. Важно использовать товары «модной» в этом сезоне марки. Причем использовать публично, так, чтобы об этом знали окружающие. Например, носить одежду от Прада, туфли от Лабутена, сумки от Вуитонна или Тодса. Не менее важно посещать «модные» места: определенные клубы, рестораны, кафе.

2. Почему же так важно чувствовать себя приближенным к «гламурному» изображению из модного журнала? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо проанализировать основные черты «гламурных» образов.6

Герой «гламура» - это вечно молодой, здоровый и успешный герой, ему хочется подражать, быть на него похожим.

А) Социальная успешность. «Сигналом» его успешности служит специфическая внешность - чистая кожа, блестящие волосы, снежной белизны зубы, красивые ногти, правильные черты лица, улыбка либо расслабленное выражение лица, не напряженный взгляд, раскованная и уверенная поза.

Б) Помимо социальной успешности, «гламурный» герой транслирует «сигнал» о своей сексуальной успешности.

«Гламурный» образ всегда характеризует массивно выраженная сексуальность: на портретах - припухлые, чуть приоткрытые блестящие губы; прикрытые ресницы; светящаяся кожа; особый наклон головы; характерные жесты рук (фаллическая символика); на изображениях в полный рост - акцент на эротических участках тела (груди, бедрах); специальные позы.

Люди, копирующие «гламурные» образы из журналов, клипов, кино надеются на социальную и сексуальную успешность.

Еще одна составляющая «гламура» - постановочность, или «картинность» жеста. Персонаж на «гламурной» 
фотографии, в кино или «гламурном» клипе всегда в состоянии to be looked. На него смотрят, и он об этом знает. Он не может позволить себе быть естественным. Хотя бы потому, что это может испортить макияж и нарушить sex-appeal его облика. Внешность и поведение персонажа накладывает ограничения и на окружающую его обстановку. «Отполированный» герой не может выполнять действия и находиться в ситуациях, которые могли бы спровоцировать «неровности» в его внешности. Поэтому «среда обитания» гламурного персонажа - это интерьер роскошного дорогого пентхауза или сад на дорогой итальянской вилле; его сюжет - это светская вечеринка в модном клубе, на яхте, чаепитие на террасе палаццо; в крайнем случае, одинокая прогулка по мегаполису в нарядах от кутюр.7

Под имиджем обычно понимают сформировавшийся образ человека, в котором выделяются ценностные характеристики и черты, оказывающие   определенное   воздействие   на   окружающих. 

Информация о работе Лексикон русского гламурного языка