Контрольная работа по «Русскому языку и культуре речи»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 20:06, контрольная работа

Описание работы

Если язык- это система знаков и символов, то речь - это процесс пользования языком. Речь является реализацией языка, который и обнаруживает себя только через речь.
В лингвистике под речью понимают конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую форму (в том числе внутреннее проговаривание - внутренняя речь) или письменную. К речи относят также продукты говорения в виде речевого произведения (текста), фиксируемого памятью или письмом. Отличия речи от языка состоят в следующем.

Содержание работы

Раскройте сущность понятий язык, речь, речевая деятельность, перечислите формы и разновидности речи.
Что такое культура речи? Сопоставьте несколько определений, трактовок, уровней рассмотрения, предоставленных в учебной литературе.
Охарактеризуйте уместность, ясность, доступность и эффективность речи как ее важнейшие коммуникативные качества.
Что такое речевой этикет, каковы системные характеристики данного лингвокультурного явления, национальные особенности? Перечислите правила для говорящего и правила для слушающего, закрепленные в пословицах и поговорках, требованиях этикета, риторических рекомендациях. Приведите примеры стандартных этикетных формул для разных ситуаций общения.
В чем специфика разных типов ораторских речей : информирующей, аргументирующей, эпидейктической ( торжественной) речи? Составьте практические рекомендации для собственной речевой практики на основе учебной литературы.
Какие типы спора отражены в литературе по риторике и культуре речи? Приведите рекомендации по участию в дискуссии, полемике. Охарактеризуйте свой опыт полемиста.
Опишите классический риторический канон. Охарактеризуйте более подробно этап изобретения содержания высказывания (инвенцию). Сформулируйте практические рекомендации для собственной речевой практики.
Перечислите типы и жанры профессионально значимых для данной специальности высказываний в устной форме. Каковы их основные особенности и правила построения?

Файлы: 1 файл

кон.раб. по русск. яз..docx

— 64.29 Кб (Скачать файл)

 СИНЕКДОХА (от греч. synekdoche), — один из тропов, вид метонимии , состоящий в перенесении значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения. С. — выразительное средство типизации.

СРАВНЕНИЕ — вид тропа, в котором одно явление или понятие проясняется путем сопоставления его с другим явлением. С. может быть отнесено к первичным видам тропа, так как при перенесении значения с одного явления на другое сами эти явления не образуют нового понятия, а сохраняются как самостоятельные.

ЭПИТЕТ (от греч. epitheton — приложение) — слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее к.-л. его свойства, качества или признаки. В то же время признак, выраженный Э., как бы присоединяется к предмету, обогащая его в смысловом и эмоциональном отношении. Свойства Э. проявляются в слове лишь тогда, когда оно сочетается с другим словом, обозначающим предмет или явление. Возможны Э., которые не только определяют предмет или подчеркивают какие-либо стороны, но и переносят на него с другого предмета или явления (не выраженного непосредственно) новое, дополнительное качеств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. Изд. 3-е., дополненное и переработанное. Ростов на Дону: 2003.
  2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Д, 2000.
  3. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М.,1998.
  4. Голуб И. Б.. Русский язык и культура речи. М.: «Логос». 2003.
  5. Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. – М., 1998.
  6. Ширяев Е. Н. Культура речи как лингвистическая дисциплина // Русский язык и современность: Проблемы и перспективы развития русистики. - М., 1991.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография пособий и справочников по культуре устной и письменной речи, ораторскому искусству, риторике.

 

 

  1. Акишина А.Л., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. – М.: Русский язык, 1978.

  1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. Изд. 3-е., дополненное и переработанное. Ростов на Дону: 2003.

  1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Д, 2000.

  1. Войскунский А. Е. “Я говорю, мы говорим” , М, Просвещение, 1989.

  1. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. – М.: Высш. шк., 1993.

  1. Голуб И. Б.. Русский язык и культура речи. М.: «Логос». 2003.

  1. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М.: Международные отношения, 1993.

  1. Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. – М.:Наука, 1989.

  1. Граудина Л. К.. Культура русской речи. М.: «Норма». 2000г.

  1. Головин Б.Н. Как говорить правильно: Заметки о культуре русской речи. – М.: Высш. шк., 1988.

  1. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1998.

  1. Данцев А.А., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи для технических вузов. – Ростов-на-Д, 2001.

  1. Колесов В.В. Культура речи – культура поведения. – СПб.:Лениздат, 1988.

  1. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. – СПб.: Златоуст, 1999.

  1. Кохтев Н.Н. Риторика. – М.: Просвещение, 1994.

  1. Культура русской речи: Учебник для вузов, Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. - М., 1999.

  1. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления: Учебник для вузов.- 3-е изд., изм. и доп. – М.:, 2007

  1. Максимов В. Н.. Русский язык и культура речи. М.: «Гардарики». 2004.

  1. Ночевник М. Н. “Человеческое общение” , М., Просвещение, 1986.

  1. Павлова Л. Г. “Спор, дискуссия, полемика” , М, Просвещение, 1991.

  1. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М.: Просвещение, 1988.

  1. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. - М., 2001.

  1. Сопер П. “Основы искусства речи” , М, 1995.

  1. Социальная психология и этика делового общения. Лавриненко В. Н. М., 1995.

  1.  Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для студентов вузов. - М., 2003.

  1.  Ширяев Е. Н. Культура речи как лингвистическая дисциплина // Русский язык и современность: Проблемы и перспективы развития русистики. - М., 1991.

 

 

 

 

 

1 Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. – М., 1998. – С.19.

2 Ширяев Е. Н. Культура речи как лингвистическая дисциплина // Русский язык и современность: Проблемы и перспективы развития русистики. - М., 1991. Ч. 1. С. 27

 

3 Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М.,1998. – С.126

 

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по «Русскому языку и культуре речи»