Контрольная работа по дисциплине "Русский язык и культура речи»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2015 в 18:15, контрольная работа

Описание работы

1. 3адание №1 ФОНЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ. Расставьте ударения. 3
2. 3адание №2. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ Найдите ошибки, вызванные нарушением словообразовательных
норм. 3
3. 3адание №3 ГРАММАТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ 3
3.1.Образуйте от глагола деепричастия (если это возможно). Определите, от каких глаголов нельзя образовать деепричастия.
3.2.Определите род имен существительных. Подберите к ним прилагательные (определения).
3.3. Просклоняйте числительные (поставьте слова в форму родительного, дательного, творительного и предложного падежей)
3.4. Найдите ошибки, обусловленные нарушением грамматических норм.
4.3адание №4 ЛЕКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
4.1.Подберите к словам по два антонима. 5
4.2. Объясните значения слов иноязычного происхождения. Составьте с ними предложения.
4.3. Объясните значения фразеологических выражений. Составьте с каждым из них по одному предложению.
4.4. Исправьте ошибки в использовании устойчивых словосочетаний.7
4.5. Найдите ошибки, вызванные нарушением лексических норм. Исправьте предложения.
5.3адание №5 СТИЛИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
5.1.Определите, какую стилевую окраску имеют данные слова (книжную (укажите, в каких функциональных стилях могут использоваться) или разговорную). 8
5.2. Определите, к какому стилю принадлежит текст. Приведите доказательства. 9
6.3адание №6 РИТОРИК
Создайте текстаргументирующий речи (150-300 слов) для устного выступления, используя один из предложенных тезисов.
Нужны ли семейные традиции? 10

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 40.12 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический

университет»

Институт лингвистики

Кафедра русского языка и культуры речи

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплинам «Русский язык и культура речи», «Русский язык», «Культура речи и деловое общение», «Культура речи»

Вариант №5

 

 

 

                                                                                  Выполнила: студенткаУткина  

                                                                                  Юлия  Александровна                                                              

                                                                  Группа: КТ-111 ПСО

                                               Проверил:

 

 

Екатеринбург 2015

Содержание

1.3адание №1 ФОНЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ. Расставьте ударения.   3

2.3адание №2. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ                  Найдите ошибки, вызванные нарушением словообразовательных

норм.                                                                                                             3                                                                                                            

3.3адание №3 ГРАММАТИЧЕСКИЙ  УРОВЕНЬ                                    3

3.1.Образуйте от глагола деепричастия (если это возможно).   Определите, от каких глаголов нельзя образовать деепричастия.

3.2.Определите род имен  существительных. Подберите к ним         прилагательные (определения).                                                                 4

3.3. Просклоняйте числительные (поставьте слова в форму родительного, дательного, творительного и предложного падежей)    4

3.4. Найдите ошибки, обусловленные нарушением грамматических норм.                                                                                                             5

4.3адание №4 ЛЕКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

4.1.Подберите к словам по два антонима.                                                 5

4.2. Объясните значения  слов иноязычного происхождения. Составьте с ними предложения.                                                                                   6

4.3. Объясните значения  фразеологических выражений. Составьте  с каждым из них по одному  предложению.                                                 6

4.4. Исправьте ошибки в  использовании устойчивых словосочетаний.7

4.5. Найдите ошибки, вызванные  нарушением лексических норм. Исправьте  предложения.                                                                             7

5.3адание №5 СТИЛИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

5.1.Определите, какую стилевую окраску имеют данные слова (книжную (укажите, в каких функциональных стилях могут использоваться) или разговорную).                                                          8 

5.2. Определите, к какому  стилю принадлежит текст. Приведите  доказательства.                                                                                            9

6.3адание №6 РИТОРИКА

Создайте текстаргументирующий речи (150-300 слов) для устного выступления, используя один из предложенных тезисов.

Нужны ли семейные традиции?                                                               10

Список литературы                                                                                    12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант №5

3адание №1 ФОНЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

Расставьте ударения.

Красивейший, балованный, добела,мозаичный,оптовый, строчная,некролог, мусоропровод, нарвала, начался, гербы, принудить, сливовый, сосредоточение, танцовщик, туфля, позвонят, фетиш, пять долей, форзац.

КрасИвейший, балОванный, добелА, мозаИчный,оптОвый, стрОчная, некролОг, мусоропровОд, нарвалА, начАлся, гербЫ, принУдить, слИвовый, сосредотОчение, танцОвщик, тУфля, позвонЯт, фетИш, пЯть долЕй, фОрзац.

3адание №2. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Найдите ошибки, вызванные нарушением словообразовательных норм.

1.Интересный был  фильм, зазря вы отказались идти  в кино.

2.Товар отгруживают  заказчику каждый день

3.Прежде чем  начать пить, скрутите крышку.

1.Интересный был фильм, (зазря) зря вы отказались идти в кино.

2.Товар (отгруживают) отгружают  заказчику каждый день

3.Прежде чем начать  пить, (скрутите) открутите крышку.

3адание №3 ГРАММАТИЧЕСКИЙ  УРОВЕНЬ

1.Образуйте от  глагола деепричастия (если это  возможно). Определите, от каких глаголов  нельзя образовать деепричастия.

Баловать, жевать, положить, услышать, хвалить, лизать, щипать, плакать, обжечь, вязать, улыбаться, улыбнуться, лить

-

(что делать?) жевать – (что делая?) жуя, (что сделать?) положить - (что сделав?) положа, (что делать?) хвалить - (что делая?) хваля, (что делать?) плакать - (что делая?) плача ,

 От глаголов: Баловать, услышать, лизать, щипать, обжечь, вязать, улыбаться, улыбнуться, лить, услышать – деепричастия не образуються.

2.Определите род  имен существительных. Подберите  к ним прилагательные (определения).

Ппарацци, иваси, такси, шампунь, медресе, МХАТ, Тарту, выскочка, забияка,эму, крупье.

Папарацци (м.р., человек, фотографирующий знаменитых людей для журнала); Надоедливый папарацци.

Иваси (ж.р., сельдь); Копченая иваси.

Такси (ср.р., легковой автомобиль, с оплатой используемый для перевозки пассажиров); Ночное такси.

 Шампунь (м.р., моющее средство); Лечебный шампунь.

Медресе (ср.р, мусульманское учебное заведение); Страшное медресе.

МХАТ (м.р., Московский художественный академический театр); Красивый МХАТ.

Тарту (м.р., город в Эстонии); Город Тарту.

Выскочка (ср.р.,тот кто вмешивается в какое либо дело); Девочка выскочка. Мальчик выскочка.

 Забияка (ср.р., тот кто затевает ссоры, драки и т.д); Юля забияка. Олег забияка.

 Эму (м.р., крупная австралийская птица); Эму использует когтистые лапы в целях защиты.

Крупье (м.р., распорядитель  игры в игорном доме); Веселый крупье.

3. Просклоняйте числительные (поставьте слова в форму родительного, дательного, творительного и предложного падежей)

Пятьсот тридцать два, семьсот сорок три, девятьсот шестьдесят восемь.

Пятьсот тридцать два

И.п. (Кто? Что?) пятьсот тридцать два 
Р. п. (Кого? Чего?) пятисот тридцати двух  
Д.п. (Кому? Чему?)  пятистам тридцати двум 
В. п. (Кого? Что?) пятьсот тридцать два  
Т.п. (Кем? Чем?) пятьюстами тридцатью двумя 
П.п. ( О ком?  О чем?)  о пятистах тридцати двух

 
Семьсот сорок три

И.п. (Кто? Что?) семьсот сорок три 
Р. п. (Кого? Чего?) семисот сорока трех 
Д.п. (Кому? Чему?)  семистам сорока трем  
В. п. (Кого? Что?) семьсот сорок три

Т.п. (Кем? Чем?) семьюстами сорока тремя  
П.п. ( О ком?  О чем?)  о семистах сорока трех

 

Девятьсот шестьдесят восемь

 
И.п. (Кто? Что?) девьтьсот шестьдесят восемь  
Р. п. (Кого? Чего?) девятисот шестидесяти восьми 
Д.п. (Кому? Чему?)  девятистам шестидесяти восьми 
В. п. (Кого? Что?) девятьсот шестьдесят восемь

Т.п. (Кем? Чем?) девятьюстами шестьюдесятью восемью 
П.п. ( О ком?  О чем?)  о девятистах шестидесяти восьми

 

4. Найдите ошибки, обусловленные нарушением грамматических норм.

1) Оперативники  действовали согластно приказа 2)  нужно еще полтора до двух килограммов муки3) Профессор попросил ассистента прочитать свой реферат. 4) Родители заботятся и переживают даже за взрослых детей.      

1) Оперативники действовали  согластно приказа 

2) Нужно ещё от полутора до двух килограммов муки.

3)Профессор попросил ассистента  прочитать ему свой реферат 

4)Родители заботятся даже  о своих взрослых детях и  переживают за них

 

3адание №4 ЛЕКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

1.Подберите к словам по два антонима.

Случайный, устойчивый, давить, длительный, преждевременный

 
Случайный - специальный, намеренный.

 Устойчивый – шаткий, изменчивый.

 Давить – тянуть.

 Длительный – короткий, кратковременный.

 Преждевременный – опаздывающий, поздний.

 2. Объясните значения слов иноязычного происхождения. Составьте с ними предложения.

Уникум, менталитет, бестселлер, мониторинг, депутация.         

 
Уникум – что нибудь единственное в своем роде, человек или предмет.

В каждой области науки есть свой уникум: например, в музыке – Моцарт и Чайковский, в литературе – Пушкин и Лермонтов.

 Менталитет - склад ума. Унего другой менталитет.  
Бестселлер - тиражируемое издание (например, музыкальный альбом, компьютерная игра), попавшая в список наиболее продаваемых. Эта книга станет бестселлером.  
Мониторинг - сбор информации. Провести мониторинг среди сотрудников компании.

 

 Депутация – группа депутатов (людей), выбранных или назначенных лиц для выполнения какого – нибудь поручения, задания. Юбиляра приветствовали депутаии от многих учебных обществ.   

3. Объясните значения  фразеологических выражений. Составьте  с каждым из них по одному  предложению.

Далеко заходить, вавилонское столпотворение, кровь с молоком, курить фимиам.

Далеко заходить – забываясь, теряя контроль над собой, переступать принятые нормы поведения, приличия, обычай, привычки и т.д.

«Варвара явно кокетничала с ним, и Самгин находил, что она заходит слишком далеко» (М. Горькин «Жизнь Клима Самгина»).

Вавилонское столпотворение - большая группа людей, собравшаяся в некоем месте, обычно занятая какой-либо бурной, шумной деятельностью

Станция, где всегда то самое вавилонское столпотворение, где бесконечные лотки с товаром, бабки с барахлом, нищие с банками для подаяния, алчные «блюстители порядка», никому не нужные трупы за ларьками… Елена Хаецкая, «Предисловие/послесловие к „Синим стрекозам Вавилона“», 1997 г.

 

Кровь с молоком - здоровый, румяный (о молодом человеке)  
Королевна же была

Как говорят поэты, диво мира:  
Кровь с молоком, румяна и бела,  
У ней глаза — два светлые сапфира.  
Н. М. Языков  
 
Курить фимиам - и до сих пор (теперь уже только в переносном смысле) означает: воздавать всяческие почести, петь славословия, непомерно и восторженно восхвалять.  
« Как не зайду в гримёрную, Волотин только и курит фимиам перед Семёнычем. Наверное, хочет главную роль выпросить».

4. Исправьте ошибки  в использовании устойчивых словосочетаний.

1) Братья очень  похожи, как говорится, водой не  разольёшь. 2) Пора уже тебе взяться за свой ум. 3) Посетитель так и ушел не солоно нахлебавши.

. 1) Братья очень похожи, как говорится, две капли воды.

2) Пора тебе уже взяться  за ум.

3) Посетитель так и  ушел не солоно нахлебавши.

5. Найдите ошибки, вызванные нарушением лексических  норм. Исправьте предложения.

1) В проекте  была допущена сильная ошибка. 2) Большая половина суммы была  выплачена в первую очередь. 3) На творческой встрече автор изложил главную суть своей книги. 4) Мы шли в темном лесу по извилистой каменной тропке. 5) Новые железные дороги возникнут в трудных для освоения районах Крайнего Севера 6) В этот раз нас приятно порадовали фигуристы. 7) Это издание было впервые напечатано в 1997 году. 8) Я одел очки и включил телевизор.      

 

 1) В проекте была допущена  большая ошибка.

2) Большая часть суммы была выплачена в первую очередь.

3) На творческой встрече  автор изложил суть своей книги.

4) Мы шли в темном  лесу по извилистой тропке.

5) Новые железные дороги  проложат в трудных для освоения районах Крайнего Севера

6) В этот раз нас  порадовали фигуристы.

7) Это издание было  напечатано в 1997 году.

8) Я надел очки и включил телевизор.        

3адание №5 СТИЛИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

1.Определите, какую стилевую окраску имеют данные слова (книжную (укажите, в каких функциональных стилях могут использоваться) или разговорную).  

Застудить, гравитация, застой, неужто, пиарщик, антитеррористическая операция, дружественный визит, ассортимент, ассимиляция, нижеподписавшийся, греховодник, благодеяние, катализатор, функция.   

 

Застудить - книжная лексика. Может использоватся в научной литературе как термин.

Графитация - книжная лексика. Может использоватся в научной литературе как термин.

Застой – разговорная лексика. Может использоватся в научной литературе как термин.

Неужто - разговорная лексика. Степень неожиданности.

Пиарщик - разговорная лексика. Человек заимающийся рекламой.

Антитеррористическая операция - книжная лексика. Может использоватся как узкоспециализированный терми в научной литературе.

Дружественный визит - неоднозачное определение употребления в лексике. Скорее всего, кижная лексика. Художественный или публицистический стиль употребления.

Ассортимент - разговорная лексика. Наличие продуктов в продаже или услуг.

Ассимиляция - книжная лексика. Научный стиль употребления.

Нижеподписавшийся - разговорный стиль. Человек, отдавший свой голос за что-либо.

Греховодник - разговорный устаревший стиль. Возможно употребления в старых книгах, как в художественном стиле, но в настояшее время используется очень редко.

 Благодеяние - разгорорный устаревший  стиль. Может использоватся в  старой художественной литературе  или в каком-нибудь забытом  селении, отделённом от научного  прогресса.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Русский язык и культура речи»