История возникновения риторики как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 03:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение процесса возникновения риторики.
Для достижения поставленной цели были использованы следующие задачи:
- изучить становление риторики,
- рассмотреть место риторики в странах мира,
- проанализировать современное состояние риторики.

Содержание работы

Введение 2
1. Становление риторики 4
1.1. Изобретатели риторики 4
1.2. Выдающиеся ораторы 5
2. Место риторики 11
2.1. Место риторики в странах Запада и Востока 11
2.1. Развитие риторики в России 12
2.3. Современное состояние риторики 15
Заключение 17
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

230006 - б История возникновения риторики как науки.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

Конец XVIII - начало XIX в. характеризуются  симптомами приближающегося кризиса  общественной феодально-крепостнической системы, первыми попытками социальных реформ. Инициатива их проведения обычно связывается с именем Михаила Михайловича Сперанского (1772-1839). Характерная черта этого времени - нарастающий интерес к конфронтационному красноречию в сферах академической, педагогической, деловой речи. Жизнь властно предъявляет к теоретическому аппарату риторики свои практические требования.  
Ответом на них служат "Правила высшего красноречия" Сперанского, известные в рукописи, созданные на основе лекционного курса, который он читал в 1792 г. в Главной семинарии при Александро-Невском монастыре в Петербурге4.

Взлет интереса к риторике в России конца XVIII - первой половины XIX в. имеет, однако, те же закономерные последствия, что и на Западе. С 60-х гг. в названиях учебных пособий, риторику вытесняет словесность. При этом вслед за революционно-демократической критикой крупнейшие филологи - А. А. Потебня и А. Н. Веселовский - провозглашают основным видом словесности художественную литературу. Престиж риторики сильно падает. И это понятно. В ее научном аппарате нет механизма создания и усиления изобразительности, направленного на раскрытие психологических компонентов убеждающей речи. Престиж риторики продолжает падать, несмотря на расцвет конфронтационного по своей сути судебного красноречия, когда в золотой фонд русского ораторского искусства входят речи известнейших юристов: Петра Акимовича Александрова (1838-1893), Сергея Аркадьевича Андреевского (1847-1918), Анатолия Федоровича Кони (1844-1927), Федора Никифоровича Плевако (1842- 1908), Владимира Даниловича Спасовича (1829-1906),

Николая Иосифовича Холева (1858-1899). Он падает, несмотря на расцвет  академического красноречия, представленного  именами виднейших ученых: И. С. Сеченова, Д. И. Менделеева, В. О. Ключевского, К. А. Тимирязева, С. П. Боткина,  И. В. Склифосовского. Падает до нуля, несмотря на рост так называемого "парламентского" красноречия в России начала XX в. Престиж старой риторики не возрождается даже в судьбоносное октябрьское время, когда ораторы увлекают под свои знамена неисчислимые массы людей. Правда, уже в 1918 г. в Петрограде усилиями С. М. Бонди, В. Э. Мейерхольда, А. В. Луначарского, Л. В. Щербы, Н. А. Энгельгардта, Л. П. Якубовского открывается первый в мире Институт живого слова, и преподаватели этого института предлагают программы курсов лекций по теории красноречия и теории спора. Затем вплоть до начала 30-х гг. появляются и соответствующие исследования. Например, "Программа курса лекций по истории красноречия/риторики", предложенная Энгельгардтом.

Тем не менее  в последующие годы создается  целый ряд исследований общего воспитательно-учебного и теоретического направления, которые  ставят целью помочь политинформаторам, лекторам, агитаторам овладеть основами ораторского искусства. Это книги Г. З. Апресяна, Е. А. Ножина, А. Е. Михневича, Н. Н. Кохтева, В. П. Чихачева, Д. С. Беникова и др. Продолжаются, хотя и далеко не беспристрастные, попытки оценивать социальную природу риторики. Завершая описание этого периода, особенно важно отметить, что уже в 1930 г., анализируя причины исчезновения риторики, к ее возрождению призывал академик В. В. Виноградов           (1895-1969).

2.3. Современное  состояние риторики

 

Нельзя сказать, чтобы рост интереса к риторике, присущий нашему времени, не имел социальных корней. Ведь на протяжении веков Европу терзали религиозные, гражданские и межнациональные войны. Но после разгрома нацизма почти полвека на ее территории царил мир, а риторические доводы особенно сильны, когда молчит оружие. И все же расцвет риторики имеет свои, более важные причины.

В последней  трети XIX в. общим направлением искусства  стал импрессионизм, а затем символизм. Это направление дало яркие образцы  усиления изобразительности, причем именно тех ее видов, которые больше всего связаны с миром чувств и образных представлений. Абстрактные классификации различных видов знаков получали, таким образом, материальное воплощение в искусстве, прежде всего в поэзии, наделенной огромной воздействующей силой. Постепенное понимание того, что опыт античной и средневековой риторики необходимо изучать, возрождает интерес к давно забытому инвентарю выразительно-изобразительных средств.

Появляется  фундаментальный труд, скрупулезно  суммирующий старания древних риторов. Это книга Г.Лаусберга "Руководство по литературной риторике"5.

Итак, медленно, но неуклонно нарастало понимание  того, что успешный опыт использования  риторических средств может зависеть не только от таланта и интуиции, но и от незаслуженно забытых теоретических  знаний. Это приводит к появлению ряда работ, выражающих прямые рекомендации возродить риторику в той или иной форме. Об этом писали У. Кроль, Г. Лич, Б. Штольт, К. Лахман, M. Л. Гаспаров, С. И. Гиндин, А. К. Авеличев, и другие ученые. Иногда раздаются и очень резкие голоса, противопоставляющие риторику всем другим видам словесности6.

Все сказанное  выше вселяет уверенность, что новое  возрождение риторики, наконец, превратит  ее в подлинную науку.

 

Заключение

 

 

Таким образом, можно  сделать следующие выводы.

Изобретателем риторики называют Горгия Леонтинского (485-380 до Р.Х.). Он предложил учение об аргументации, выделил и обозначил риторические фигуры и создал школу риторов.

 Другим изобретателем  риторики как искусства полемики, цель которой – победа в  споре, считается философ-материалист Протагор из Абдеры (480-410), полагавший, что «человек есть мера всем вещам – существованию существующих и не существованию несуществующих», что душа «есть чувства и больше ничего... и что все на свете истинно» . В этом качестве материалиста, гуманиста и демократа Протагор первым стал брать плату за уроки риторики.

Риторика в собственном  смысле начинается с утверждения  величайшим мыслителем античности Платоном (427-347 г до Р.Х.) задач и целей  публичной аргументации и с определения  ее этического и познавательного статуса. Истинное искусство риторики, по мысли Платона, далеко выходит за пределы техники аргументации, а истинный ритор предстает как философ. Платон прекрасно владел риторической техникой и искусно использовал ее в своих произведениях. Проблема познавательной ценности аргументации правдоподобного, поставленная Платоном, непосредственно связана с проблемой самой риторики в системе знания.

Риторика сегодняшнего дня занимает особое место в культуре, образовании многих стран Запада и Востока. Так, в Японии - стране, где бурно развивалась теория информации, - возрождение риторики началось в середине XX столетия. Главная черта речевого этикета японцев - повышенное внимание и чуткость к собеседнику (причиной возникновения этой черты японской речевой культуры была своеобразная жизнь японцев: поколение за поколением они жили весьма замкнутыми группами при тесном контакте друг с другом). 

До начала XVII в. искусство красноречия представлено в России многими яркими именами, но оно носит характерный для средних веков неконфронтационный характер, воплощается преимущественно в гомилетике и по этой причине вряд ли может рассматриваться как главный объект изучения для общей риторики, если понимать эту науку в точном смысле как учение о языковых средствах переубеждения.

В последующие годы создается целый ряд исследований общего воспитательно-учебного и теоретического направления, которые ставят целью помочь политинформаторам, лекторам, агитаторам овладеть основами ораторского искусства. Это книги Г. З. Апресяна, Е. А. Ножина, А. Е. Михневича, Н. Н. Кохтева, В. П. Чихачева, Д. С. Беникова и др. Продолжаются, хотя и далеко не беспристрастные, попытки оценивать социальную природу риторики. Завершая описание этого периода, особенно важно отметить, что уже в 1930 г., анализируя причины исчезновения риторики, к ее возрождению призывал академик В. В. Виноградов           (1895-1969).

Нельзя сказать, чтобы рост интереса к риторике, присущий нашему времени, не имел социальных корней. Ведь на протяжении веков Европу терзали религиозные, гражданские и межнациональные войны. Но после разгрома нацизма почти полвека на ее территории царил мир, а риторические доводы особенно сильны, когда молчит оружие. И все же расцвет риторики имеет свои, более важные причины.

В последней трети XIX в. общим направлением искусства стал импрессионизм, а затем символизм. Это направление дало яркие образцы усиления изобразительности, причем именно тех ее видов, которые больше всего связаны с миром чувств и образных представлений. Абстрактные классификации различных видов знаков получали, таким образом, материальное воплощение в искусстве, прежде всего в поэзии, наделенной огромной воздействующей силой. Постепенное понимание того, что опыт античной и средневековой риторики необходимо изучать, возрождает интерес к давно забытому инвентарю выразительно-изобразительных средств.

 

 

Список литературы

 

1. Аннушкин В.И. Первая русская риторика. - М., Знание, 2008. №1.

2. Антология русской риторики. Учебное пособие. Отв. редактор и составитель профессор М.И.Панов. - М., 2007.

3. Волков А.А. Основы русской риторики. - М., 2006.

4. Кохтев Н.Н. Риторика. Учебное пособие для учащихся 8-11 классов. - М., 2007.

5. Марченко О.И. Риторика как норма гуманитарной культуры. - М., 2007.

6. Рождественский Ю.В. Теория риторики. - М., 2008.

1 Волков А.А. Основы русской риторики. - М., 2006. С. 79.

2 Марченко О.И. Риторика как норма гуманитарной культуры. - М., 2007. С. 89.

3 Антология русской риторики. Учебное пособие. Отв. редактор и составитель профессор М.И.Панов. - М., 2007. С. 57.

4 Кохтев Н.Н. Риторика. Учебное пособие для учащихся 8-11 классов. - М., 2007. С. 97.

5 Аннушкин В.И. Первая русская риторика. - М., Знание, 2008. №1. С. 24.

6 Рождественский Ю.В. Теория риторики. - М., 2008. С. 85.


Информация о работе История возникновения риторики как науки