История риторики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 10:17, доклад

Описание работы

В работе в хронологическом порядке представлены основные этапы развития риторической мысли, приведены примеры риторических трудов и выявленна роль риторов.

Файлы: 1 файл

Доклад История риторики.doc

— 91.00 Кб (Скачать файл)

История риторики

 

Не может не быть позорным бессилие

помочь себе словом , так как

пользование словом более свойственно

человеческой природе , чем

пользование телом.

Аристотель

 

Риторика (греч . rhetorike) - теория и искусство красноречия. Совсем не случайно родиной красноречия считается Древняя Эллада, хотя ораторское искусство в древнейшие времена знали и в Египте, и в Ассирии, и в Вавилоне, и в Индии. Но именно в античной Греции оно стремительно развивается, и впервые здесь появляются систематические работы по его теории.

В Древней Элладе (Греции) с VIII в. до н.э. были распространены полисы – гражданские общины с правами самоуправления. Их называют еще городами -государствами . В них создавалась особая атмосфера для расцвета красноречия . Верховным органом в таких городах было народное собрание, к которому политический деятель обращался непосредственно .

Чтобы привлечь на свою сторону народ (демос ), надо было представить свои идеи наиболее привлекательным способом. Роль народного собрания была велика независимо от того, какой политический строй существовал в государстве: демократический или олигархический. Хотя демократическая система, безусловно, предоставляла больше возможностей для публичного выражения своих мыслей и чувств.

Публично решались не только политические вопросы, но и вершился суд. При этом обвинителем мог выступить любой человек, а обвиняемый защищался сам, убеждая судей в своей невиновности. Количество судей в Афинском государстве, например, составляло 6000 человек, а в судебном процессе одновременно их могло участвовать до 500. При таких условиях в более выгодном положении оказывались те, кто умел расположить к себе слушателей. На V- первую половину IV вв. до н. э. приходится расцвет греческих полисов. Именно это время получило название классического периода в истории Древней Греции (лат . classicus – образцовый ), периода , оставившего человечеству, наряду со многими другими достижениями античной культуры , наследие таких выдающихся политических деятелей (а , следовательно, и ораторов ) как Перикл, Фемистокл, Алкивиа, Демосфен. Греческие риторы мастерски владели правилами составления и формами устной речи, законами логики . Они умели внушать собственные мысли и чувства массе людей , побуждая их к практическим действиям .

Особого искусства красноречия достигли софисты (греч . sophistes – мудрец ) в V в. до н.э . За плату они обучали практическому красноречию и составляли речи для нужд граждан. Софисты (Протагор, Горгий и др .) как представители философской школы и как учителя-практики мастерски владели всеми формами ораторской речи, искусством спора , законами логики, умением воздействовать на аудиторию. Софисты уделяли большое внимание не только практике, но и теории красноречия, именно они заложили основы риторики как науки об ораторском искусстве. По мнению софистов, цель оратора состояла не в раскрытии истины, которая относительна, а в убеждении слушателей в своей правоте. Убеждать же может только искусно составленная речь , в которой допустимо применение ложных умозаключений, основанных на нарушении законов логики, но выдаваемых за истинные, поскольку это нарушение замаскировано внешне правильной формой высказывания. Такие умозаключения получили название софизмов.

В период кризиса демократических полисов в IV в. до н.э. софистические приёмы широко стали использоваться в речах некоторых политических деятелей, стремившихся к достижению личных целей. В связи с этим нейтральное по своей окраске слово демагог (греч . demagogos – вождь народа ) приобретает принципиально иное значение, а под демагогией начинают понимать преднамеренное извращение фактов, использование лживых обещаний для привлечения масс на свою сторону. Против утверждения софистов об относительности истины выступал Сократ, для которого абсолютная истина имела божественное происхождение и была выше всех человеческих суждений. Благодаря Сократу одним из главных оснований любой речи стал рассматриваться этос – нравственное начало, заложенное в слове . Идеи Сократа, не оставившего письменных трудов, дошли до нас в сочинениях его ученика Платона. Он развил искусство диалога, сделав его совершенной формой устно – публичного изложения самых сложных мыслей, положений и идей. Центральным персонажем многих диалогов Платона является Сократ, который демонстрирует особый метод приближения к истине: постановка вопросов и ответы на них самого слушающего. Свои идеи по теории красноречия Платон излагал не только в своих сочинениях, но и читая учебные курсы в основанной им школе – Академии .

Одним из слушателей Академии Платона был Аристотель – выдающийся мыслитель, внёсший свой вклад в различные отрасли знания, начавшие выделяться из собственно философии и заложившие основы современных наук. Аристотель первым в истории сделал мышление предметом науки и по праву считается основоположником науки логики.

Значителен вклад Аристотеля и в риторику, которую он считал наукой всеобщей, то есть необходимой в любой сфере профессиональной деятельности человека. Риторике посвящён специальный труд Аристотеля, состоящий из трёх книг. Первая книга «Риторики » определяет её предмет как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета …» Эти способы зависят от характера говорящего , от настроения слушающего и от самой речи, её содержания и формы. Во второй книге речь идёт о «причинах, возбуждающих доверие к говорящему»: оратору даются конкретные рекомендации по выработке таких качеств как «разум, добродетель и благорасположение», а также по оценке состояния аудитории. Многие из рекомендаций Аристотеля лежат в основе современной психолингвистики. Третья книга «Риторики» большое внимание уделяет стилю речи (см . Терминологический словарь данного

пособия ).

Культура Древней Греции, в том числе и достижения в области риторики, была творчески воспринята Древним Римом. Расцвет римского красноречия приходится на I век до н.э., последний период существования республиканского строя. Оратор (от лат . orare –говорить ) – это уже римский термин, обозначающий того, кто выступает с речью , а также обладает даром красноречия. Вершиной развития ораторского искусства является деятельность Цицерона. Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.) – один из крупнейших древнеримских политиков и писателей. Его имя стало нарицательным. Из риторических сочинений Цицерона большое значение имеют, прежде всего, три книги: «Брут, или О знаменитых ораторах» - история красноречия ; «Об ораторе », в которой автор показывает идеального, всесторонне образованного оратора-философа; «Оратор» - произведение, в котором разрабатывается вопрос о лучшем стиле и теоретически обосновывается собственный риторический идеал. Это памятники античного гуманизма, оказавшие огромное влияние на всю европейскую культуру. Каковы же взгляды Цицерона на ораторское искусство? Автор сетует на то, что красноречие среди всех наук и искусств имеет меньше всего представителей. И это не случайно. По его мнению, подлинное красноречие – нечто такое, что дается труднее, чем это кажется. Красноречие рождается из многих знаний и умений. Человек может хорошо сказать, когда ему есть что сказать. Во всех трактатах Цицерона постоянно звучит мысль о взаимоотношении риторики и других наук, в частности философии. И всякий раз он неуклонно приходит к выводу о подчинении всех наук главной ораторской цели. Один вопрос разделял философов и риторов: является ли риторика наукой ? Философы (вспомним Сократа и Платона ) утверждали, что риторика не есть наука . Риторы утверждали обратное . Цицерон предлагает компромиссное решение: риторика не есть истинная , т.е. умозрительная наука, но она представляет собой практически полезную систематизацию ораторского опыта .

Обязанности оратора заключаются в следующем: 1) найти, что сказать (инвенция – первый раздел классической риторики); 2) найденное расположить по порядку (композиция); 3) придать ему словесную форму (элокуция ); 4) утвердить все это в памяти (меморио ); 5) произнести (акцио) Цицерон придерживается установившейся в античном мире классической схемы, согласно которой предлагалось пятичастное деление риторического процесса. Риторический процесс – весь путь от мысли к звучащему публичному слову . Кроме того , в задачу оратора входит расположить к себе слушателей; изложить сущность дела; установить спорный вопрос; подкрепить свое положение аргументами; опровергнуть мнение противника; в заключение придать блеск своим положениям и нанести окончательный удар позиции оппонента. Теоретические выкладки Цицерона уже в новых исторических условиях были дополнены и систематизированы Марком Фабием Квинтилианом (ок .35-ок .100 гг . н .э .). Квинтилиан был не только практикующим оратором, но и первым учителем риторики, получавшим государственное содержание. Его трактат «Об образовании оратора» стал самым подробным сохранившимся курсом античной риторики.

Эпоха христианства отвергла античную культуру как языческую. Однако потребности, связанные с подготовкой священников к проповедям, к общению с паствой, породили новую отрасль риторики – церковное (богословское) красноречие, или гомилетику, которая унаследовала основные принципы античной науки. Так, выдающийся церковный деятель IV – V вв. Августин Блаженный в своих сочинениях и рекомендациях изложил систему ораторского мастерства, построения и произнесения проповедей преимущественно на библейские темы. В раннем средневековье и вплоть до XI – XII вв. церковная риторика носила ярко выраженный поучительный, дидактический христианский характер, опиралась на жития святых, на рассказы о чудесах, о страшном суде, содержала призывы к покаянию и к праведной жизни. Риторика неизменно преподавалась и преподаётся в христианских богословских учебных заведениях.

На поприще церковного красноречия выросли весьма крупные ораторы. К ним относятся так называемые отцы церкви, занимавшиеся толкованием и составлением комментариев к Священному Писанию (Иоанн Златоуст, Василий Великий, Фома Аквинский и др.). Гомилетика занимала монопольное положение в риторике на протяжении почти всего европейского средневековья, хотя не все её проявления носили официальный характер. Итальянский монах Савонарола обличал богатство и роскошь католической церкви, критиковал Святой престол. Его проповеди способствовали народному восстанию 1494 г. во Флоренции. Он был обвинён в ереси и казнён.

В позднее средневековье получают распространение полемические произведения, такие, как спор между основателем нового направления в рамках христианской церкви (Реформации) Мартином Лютером и писателем Эразмом Роттердамским. Эпоха Возрождения ознаменовалась новым подъемом внимания к риторике, что объяснялось пробуждением интереса к человеку, к его личности и земной жизни. Риторика сближается с литературой, в риторической системе возрастает роль ее второго и третьего разделов – композиционного и языкового.

Некоторые философы Нового времени (например, Декарт, Спиноза ) отрицали риторику как средство познавательной деятельности и убеждения, оставляя за ней роль «литературизации», совершенствования формы, композиции и языка.

Основные направления развития риторики в XVI – XX вв . покажем на примере Франции – страны, где риторика пользовалась особенным вниманием. Французская риторическая традиция до сих пор признаётся ведущей в развитии европейской культуры. Первые труды по риторике на французском языке появились в XVI вв. Наибольшего развития в XVI – XVII вв. достигла богословская риторика, но она постепенно уступила место судебной, академической и в конце XVIII в., в период Великой Французской революции – политической риторике. Франция дала миру немало выдающихся мастеров живого слова : это писатель , архиепископ Фенелон, философы Вольтер, Дидро, политические деятели и ораторы Революции Мирабо, Дантон, Робеспьер.

Немалую роль риторика сыграла и в сложных системах придворного

этикета. История риторики в большей мере становится зеркалом процессов социально-политического развития общества, она отражает и снижение авторитета церкви, и развитие наук, и потрясения Великой Французской революции, и парламентские дебаты XIX в. В центре риторического образования находится всё же тщательная работа над формой, издаются руководства по овладению стилем, хорошими манерами, словари риторических фигур.

Особо необходимо сказать о развитии красноречия в России. Основой древнерусского красноречия были народные традиции, а с принятием христианства в качестве государственной религии (988 г.) - византийские и южнославянские риторические образцы. До нас дошли тексты, свидетельствующие о высокой культуре устной речи; особенной высоты риторическая практика достигла в XI – начале XIII вв., вплоть до монгольского нашествия. Назовем некоторые древнерусские произведения, которые свидетельствуют о словесном мастерстве в Древней Руси: «Слово о законе и Благодати» митрополита Илариона, произнесённое в присутствии Ярослава Мудрого; «Золотое слово Святослава» («Слово о полку Игореве »); «Моление» Даниила Заточника, обращенное к князю и проникнутое идеей защиты обездоленных; «Слова » Кирилла Туровского, посвященные великим праздникам; «Поучение» Владимира Мономаха («Поучение чадам своим ») и др .

Традиции XI – начала XIII вв . получили продолжение в произведениях последующих столетий – в «Задонщине» (XIV в.), в «Житии Сергия Радонежского» (XV в.), в переписке князя Андрея Курбского и Иоанна Грозного (XVI в.), в «Житии протопопа Аввакума» (XVII в .), в «Похвальных словесах … книги Грамматики» Максима Грека, где, кстати, впервые упоминается риторика (XVI в.), и ощущается влияние западноевропейской риторики, проникающее в Россию через западнославянские страны – Польшу, Чехию. Старинному русскому красноречию были присущи такие традиции как высокое уважение к книжному слову, к мудрой речи, к словесному мастерству; нравственно-поучительный пафос, призыв к добру и сила убеждения; вера в божественную природу мудрого слова, в то, что дар слова – великая добродетель, Божий дар; кротость и смирение в публичной речи и в беседе; высокий эмоциональный накал обращений и призывов; отсутствие подобострастия и лести. Первые русские руководства по риторике появились в XVII в., их авторы – церковные деятели, писатели, ученые: вологодский епископ Макарий, один из создателей Славяно-греко-латинской академии Симеон Полоцкий. Первые риторические труды были подвержены влиянию латинских образцов и имели богословскую направленность. Они служили пособиями для составления и произнесения церковных проповедей, для бесед с прихожанами, для овладения особым проникновенным, выразительным голосом, интонациями, принятым в церковной службе речитативом. Однако и светские тексты, принадлежащие образованным государственным деятелям, несли следы риторического обучения; заметны

они, например, в письмах Иоанна IV, в сочинениях Максима Грека, в «Степенной книге » царского родословия. В России изучались «Французская риторика» Фоклена (1555 г.), «Источники французского красноречия» Шабанеля (1612 г.), «Размышлении об элегантности и вежливости стиля » Бельгарда (1695 г.), риторики Аристотеля и Цицерона.

В начале XVIII в. Феофаном Прокоповичем (1681-1736), крупнейшим общественным и церковным деятелем эпохи Петра I, поддерживавшим его реформы, было создано риторическое сочинение «Deofficium oratore». Это сочинение представляет собой запись лекционного курса, прочитанного Феофаном Прокоповичем по-латыни в 1706-1707 гг. в духовной Киево-Могилянской академии.

В XVIII в. учебник риторики на русском языке был написан М.В. Ломоносовым (1711-1765). Он был напечатан в 1748 г. под названием «Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные науки». Ломоносов определяет риторику как науку о письменной и устной речи; это свод правил, ему предлагалось следовать в тех устных и письменных произведениях, в которых затрагивались преимущественно государственные, общественные и религиозно-философские темы. В своём труде он выделяет собственно риторику, т.е. учение о красноречии вообще, касающееся прозы и стихов; ораторию, т.е. наставление к сочинению речей в прозе; поэзию, т.е. наставление к сочинению поэтических произведений.

В к. XVIII в. – нач. XIX в. в России риторика преподавалась в гимназиях и других учебных заведениях. Были созданы многочисленные учебники: «Краткая риторика » А.Ф. Мерзлякова, «Опыт риторики » И.С. Рижского, «Основания российской словесности » в двух частях А.С. Никольского, книги А .Галича, Н .Кошанского, Н .Греча. В учебниках этого времени заметны следующие особенности (помимо тех , которые были уже отмечены при знакомстве с риторикой М .В .Ломоносова):

- в значительной мере использовались  традиции красноречия Древней Руси; проводилась идея величия русского народа и государства,  использовалась героическая тематика из русской истории (типичная тема: «Рука Всевышнего Отечество спасла »), прославлялся подвиг во имя Родины;

- риторика все более переводилась с латинских, французских, итальянских образцов на почву русского языка и отечественной литературы, учитывались особенности русской лексики, фразеологии, грамматики, системы изобразительных средств языка;

- риторика учила отвлекаться  от мелкого, повседневного, низменного, звала к патетике, к высокому, прикрывала суету обыденности;

- риторика учила в устной  и письменной речи сообразовываться  с целями и обстоятельствами речи , с лицами – предполагаемыми слушателями и читателями , т.е. ориентироваться на адресата, как сказали бы мы сегодня , в век неориторики ;

Информация о работе История риторики