История риторики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 20:20, доклад

Описание работы

Цель риторики – «раскрыть все способности ума, чтобы, показывая здравое расположение мыслей, дать рассудку и нравственному чувству надлежащее направление».

Файлы: 1 файл

РИТОРИКА.docx

— 24.83 Кб (Скачать файл)

РИТОРИКА (греч. «ораторское искусство»)- научная дисциплина, изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста.

Цель риторики – «раскрыть  все способности ума, чтобы, показывая  здравое расположение мыслей, дать рассудку и нравственному чувству  надлежащее направление».

 

Родиной красноречия  считается Древняя Греция, где  в 5-4 веках до н.э. зародилось ораторское искусство. Само государственное устройство -- демократия -- вело к активному участию граждан в политической жизни страны. Полной верховной властью обладало Народное собрание, и политический деятель обращался непосредственно к народу. Суд также совершался публично. Любой гражданин мог быть как обвинителем, так и защитником. Поэтому гражданам часто приходилось выступать в суде, в Народном собрании. А для этого нужно было убедительно говорить, отстаивать свою позицию, опровергать мнение оппонента. Таким образом, владеть ораторским искусством было необходимостью для афинян.

 По словам Диогена Лаэртского, Аристотель приписывал изобретение риторики пифагорейцу Эмпедоклу.

 В момент своего возникновения в древности риторика понималась только в прямом значении термина – как искусство оратора, искусство устного публичного выступления. Широкое осмысление предмета риторики является достоянием более позднего времени. Ныне при необходимости отличить технику устного публичного выступления от риторики в широком смысле, для обозначения первой используется термин оратория.

Риторика, которая  на протяжении тысячелетий понималась как наука об ораторском искусстве, впоследствии  иногда понималась шире, как теория прозы или теория аргументации.

Риторика направляет ум и нравственность человека, а “уча выражать изящное в словах, возбуждает в душе учащихся живую любовь ко всему благородному, великому и прекрасному” (Н.Ф.Кошанский). 

Традиционная риторика (bene dicendi scientia «наука о хорошей речи», по определению Квинтилиана) была противопоставлена грамматике (recte dicendi scientia – «науке о правильной речи»), поэтике и герменевтике. Предметом традиционной риторики, в отличие от поэтики, являлись только прозаическая речь и прозаические тексты. От герменевтики риторику отличал преимущественный интерес к убедительной силе текста и лишь слабо выраженный интерес к иным, не влияющим на убедительную силу компонентам его содержания.

Методологическое отличие риторики и дисциплин риторического цикла  от других филологических наук состоит  в ориентации на ценностный аспект в описании предмета и подчиненности  этого описания прикладным задачам. В Древней Руси существовал целый ряд синонимов с ценностным значением, обозначающих владение искусством хорошей речи: благоязычие, доброречие, красноглаголание, хитрословие, златоустие и, наконец, красноречие. В древности ценностный элемент включал и морально-этическую составляющую. Риторика считалась не только наукой и искусством хорошей ораторской речи, но и наукой и искусством приведения к добру, убеждения в хорошем посредством речи. Морально-этический компонент в современной риторике сохранился лишь в редуцированном виде, хотя некоторые исследователи предпринимают попытки восстановить его значение. Предпринимаются и другие попытки – определять риторику, полностью удаляя из определений ценностный аспект. Существуют, например, дефиниции риторики как науки о порождении высказываний (такую дефиницию приводит А.К.Авеличев со ссылкой на У.Эко – Дюбуа). Устранение ценностного аспекта исследования речи и текста приводит к утрате специфики риторики на фоне описательных филологических дисциплин. Если задачей последних является создание полного и непротиворечивого описания предмета, которое допускает дальнейшее прикладное использование (например, в преподавании иностранного языка, создании систем автоматического перевода), но само по себе нейтрально по отношению к прикладным задачам, то в риторике уже само описание строится с ориентацией на потребности речевой практики. В связи с этим столь же важную роль, как и научная риторика, в системе риторических дисциплин, играет учебная (дидактическая) риторика, т.е. обучение технике порождения хорошей речи и качественного текста.

Предмет и задачи риторики.

Различия в определении предмета и задач риторики на протяжении ее истории сводились, по сути, к различиям  в понимании того, какую именно речь следует считать хорошей и качественной. Сложились два основных направления.

Первое направление, идущее от Аристотеля, связывало риторику с логикой  и предлагало считать хорошей  речью убедительную, эффективную речь. При этом эффективность тоже сводилась к убедительности, к способности речи завоевать признание (согласие, симпатию, сочувствие) слушателей, заставить их действовать определенным образом. Аристотель определял риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета».

Второе направление также возникло в Древней Греции. К числу его  основателей относят Исократа и некоторых других риторов. Представители этого направления были склонны считать хорошей богато украшенную, пышную, построенную по канонам эстетики речь. Убедительность продолжала иметь значение, но была не единственным и не главным критерием оценки речи. Следуя Ф. ван Эемерену, направление в риторике, берущее начало от Аристотеля можно назвать «логическим», а от Исократа – «литературным».

В эпоху эллинизма «литературное» направление укрепилось и вытеснило  «логическое» на периферию дидактической  и научной риторики. Это произошло, в частности, в связи со снижением  роли политического красноречия  и повышением роли церемониального, торжественного красноречия после  падения демократических форм правления  в Греции и в Риме. В Средневековье  такое соотношение продолжало сохраняться. Риторика стала замыкаться в сфере  школьного и университетского образования, превращаться в литературную риторику. Она находилась в сложных взаимоотношениях с гомилетикой – учением о  христианском церковном проповедничестве. Представители гомилетики то обращались к риторике, чтобы мобилизовать ее инструментарий для составления  церковных проповедей, то вновь отгораживались от нее как от «языческой» науки. Преобладание «декоративно-эстетического» представления о собственном  предмете углубляло отрыв риторики от речевой практики. На определенном этапе сторонники «литературной» риторики вообще перестали заботиться о том, годятся ли их речи для эффективного убеждения кого-либо. Развитие риторической парадигмы в данном направлении завершилось кризисом риторики в середине 18 в.

Соотношение сил изменилось в пользу «логического» направления во второй половине 20 в., когда на смену старой риторике пришла неориторика, или новая риторика. Ее создатели были преимущественно логиками. Они создавали новую дисциплину как теорию практического дискурса. Наиболее весомую часть последней составила теория аргументации. Сферой интереса неориторики вновь была объявлена эффективность воздействия и убедительность речи и текста. В связи с этим неориторику иногда именуют неоаристотелевским направлением, особенно если речь идет о неориторике Х.Перельмана и Л.Ольбрехт-Тытеки.

Неориторика не отвергла результатов, полученных в русле «литературного» направления. Более того, некоторые исследователи риторики по сей день уделяют преимущественное внимание эстетическим качествам речи (сторонники риторики как науки о художественно-выразительной речи: в некоторой степени авторы Общей риторики, В.Н.Топоров и др.). Сегодня можно говорить о мирном сосуществовании и взаимном обогащении «логического» и «литературного» направлений при доминировании первого.

Большинство определений, даваемых риторике различными ее исследователями на протяжении веков, помещают дисциплину в русло  одного из двух охарактеризованных направлений. Новые представления о дисциплине отражаются в ряде современных определений  риторики.

Определения в русле «логического»  направления: искусство правильной речи с целью убеждения; наука  о способах убеждения, разнообразных  формах преимущественно языкового  воздействия на аудиторию, оказываемого с учетом особенностей последней  и в целях получения желаемого  эффекта (А.К.Авеличев); наука об условиях и формах эффективной коммуникации (С.И.Гиндин); убеждающая коммуникация (Й.Коппершмидт); наука речевых действий.

Определение в русле «литературного»  направления: Филологическая дисциплина, изучающая способы построения художественно-выразительной  речи, прежде всего, прозаической и  устной; близко соприкасается с поэтикой и стилистикой (В.Н.Топоров).

Подразделения риторики.

Традиционно различаются общая  и частная риторика. Общая риторика представляет собой науку об универсальных  принципах и правилах построения хорошей речи, не зависящих от конкретной сферы речевой коммуникации. Частная  риторика рассматривает особенности  отдельных видов речевой коммуникации в связи с условиями коммуникации, функциями речи и сферами деятельности человека. В современной риторике термин «общая риторика» имеет также  второе значение – одно из направлений  новой риторики. Начало использованию  этого термина положил выход  в свет книги Дюбуа Ж. и др. Общая риторика. Иногда «общая риторика» используется как синоним «неориторики». В античных учебниках риторики различались три функциональных типа речи: совещательная (склоняющая или отклоняющая), судебная (обвинительная или защитительная) и торжественная, церемониальная или показательная (хвалебная или порицающая) речь. Совещательная речь использовалась в политическом красноречии. Она должна была исходить из ценностных категорий полезного и вредного. Судебная речь основывалась на категориях справедливого и несправедливого, а церемониальная – на категориях хорошего и дурного. В Средневековье преобладающим видом красноречия было церковное красноречие, исходившее из категорий угодного и неугодного Богу.

В новое время статус различных  сфер социальной коммуникации относительно уравнялся. К традиционным видам  красноречия – политическому, судебному, торжественному и богословскому  добавились новые – академическое, деловое и публицистическое красноречие.

Ныне можно различать столько  же частных риторик, сколько существует сфер коммуникации, функциональных разновидностей языка, а в ряде случаев – и  более мелких функциональных подразделений (например, риторика телевизионного выступления  является подразделом публицистической риторики).

Наибольшее воздействие на общественное сознание в каждую эпоху оказывают  доминирующие виды речевой коммуникации. Поэтому и изучающие их риторические дисциплины привлекают наибольший интерес. В настоящее время это риторика средств массовой информации, политическая и деловая (коммерческая) риторика.

Среди других подразделений риторики – деление на теоретическую, прикладную и тематическую риторику. Теоретическая  риторика занимается научным исследованием  правил построения качественной речи, а прикладная использует найденные  правила и закономерности, а также  лучшие образцы наиболее успешных речей, в практике обучения словесности. Теоретическая  и прикладная риторика тождественны научной и учебной риторике. Тематическая риторика рассматривает объединение различных видов словесности вокруг одной важной темы, например, выборов президента. Она получила распространение в США.

Части (каноны) риторической разработки речи. Части, или каноны, риторической разработки речи были определены еще в античности. Их состав на протяжении веков существенных преобразований не претерпел. В неориторике 20 в. изменился лишь объем исследовательского внимания, уделяемого отдельным канонам. Практически все неориторические исследования касаются аргументации (один из подразделов канона dispositio) и типов преобразований плана выражения и плана содержания (один из подразделов канона elocutio). Всего же различаются пять канонов.

 

Предмет риторики сложен и неоднозначен. Соответственно, и  круг задач варьируется в зависимости  от его определения. Риторика исследует  многовековую культуру действенного слова, которая является частью нас самих. Риторику можно рассматривать с  различных позиций: как искусство  речи и теорию этого искусства, как  научную дисциплину, основанную на богатой культурной традиции, целостную  программу преобразования идеи в  слово, общую теорию мыслительно-речевой  деятельности. Даже при беглом взгляде на историю риторики невозможно не заметить ее разветвленные связи с такими дисциплинами, как философия, эстетика, логика, этика, психология, социология, лингвистика, семиотика и т. д.  
Прежде чем установить предмет риторики, необходимо учесть тот факт, что за 2,5 тыс. лет существования данной науки в качестве определения использовались сотни формулировок. Среди них выделяют три основные направления.  
1. Первое, условно называемое греческим, трактует риторику как «искусство убеждения» (центральное понятие у Платона, Аристотеля).  
2. Второе направление связано в большей мере с римской традицией понимать риторику как «искусство говорить хорошо». С этого времени в риторике усиливается интерес к литературно-языковому компоненту.  
3. Третье характерно для средневековья и начального периода Возрождения, в нем риторика является «искусством украшения». В результате возрастания интереса риторов к литературному компоненту усилилась эстетическая характеристика речи, что в итоге привело к распаду единства логоса (мысли) и выражения (языка).  
Каждое из перечисленных выше направлений, определяющих предмет и устанавливающих задачи риторики сообразно ему, не может быть строго приписано определенному периоду развития данной дисциплины, они полноправно сосуществуют и отражают объект с разных сторон.  
Предмет и задачи риторики также может быть определен исходя из литературного либо логического ее понимания. Новые представления о дисциплине отражаются в ряде современных определений риторики.  
В русле логического направления риторика – это наука о способах убеждения, разнообразных формах преимущественно языкового воздействия на аудиторию, оказываемого с учетом особенностей последней и в целях получения желаемого эффекта (А. К. Авеличев); наука об условиях и формах эффективной коммуникации (С. И. Гиндин); убеждающая коммуникация (Й. Коппершмидт); наука речевых действий.  
В русле литературного направления – это филологическая дисциплина, изучающая способы по-строеения художественно-выразительной речи, прежде всего прозаической и устной; близко соприкасается c поэтикой и стилистикой (В. Н. Топоров).


Информация о работе История риторики