Искусство ораторства и его аудиторию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 15:36, реферат

Описание работы

Цель: рассмотреть подробно искусство ораторства и его аудиторию.
В соответствии с поставленной целью основные задачи работы :
- проанализировать литературу по данной теме;
- изучить этапы подготовки и проведения выступления;
- выявить приемы установления контакта с аудиторией.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................3
ГЛАВА I. ОРАТОР И АУДИТОРИЯ.................................................................5
1.1. Типы ораторов...............................................................................................5
1.2. Подготовка и проведение публичного выступления................................6
1.3. Культура произнесения речи перед аудиторией......................................15
1.4. Оценка аудитории и обстановки................................................................18
ГЛАВА II. ПРИЕМЫ УСТАНОВЛЕНИЯ КОНТАКТА С АУДИТОРИЕЙ.22
2.1. Лексико - синтаксические приёмы............................................................23
2.2. Позы, жесты, мимика..................................................................................26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...................................................................................32

Файлы: 1 файл

Оратор и его аудитория.РИТОРИКА.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................3

ГЛАВА I. ОРАТОР И АУДИТОРИЯ.................................................................5

1.1. Типы ораторов...............................................................................................5

1.2.  Подготовка  и проведение публичного  выступления................................6

1.3. Культура произнесения  речи перед аудиторией......................................15

1.4. Оценка аудитории  и обстановки................................................................18

ГЛАВА II. ПРИЕМЫ УСТАНОВЛЕНИЯ КОНТАКТА С АУДИТОРИЕЙ.22

2.1. Лексико - синтаксические  приёмы............................................................23

2.2. Позы, жесты, мимика..................................................................................26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................31

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ...................................................................................32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

         Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. К числу таких людей относятся политики, профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них публичная речь - главнейшее оружие. Ораторство - сильнейший рычаг культуры. Однако теоретические вопросы ораторского искусства, являющегося одним из средств человеческого познания, разработаны мало.

   Человеческое  познание проявляется в разных  формах. Существуют две разновидности  человеческой способности познания: научная и художественная; есть  две формы человеческого мышления: логическая и образная. Наука и искусство, как две формы познания, взаимно дополняют друг друга.

   Публичная речь  может рассматриваться как своеобразное  произведение искусства, которое  воздействует одновременно и  на чувства и на сознание. Если  речь действует только на способность логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственность сферы человека, она не способна производить сильное впечатление.

  Мастерство публичной  речи состоит в умелом использовании  обеих форм человеческого мышления: логической и обратной. Искусство есть мышление образами - этот закон может быть применим и к ораторскому искусству.

  Голые логические  построения не могут эмоционально  воздействовать на человека. Идея  речи, содержание ее доходят то  сознания через эмоциональную сферу.

  Задача оратора  состоит в том, чтобы воздействовать  на чувства слушателей. Сильное  чувство, переживания человека  всегда затрагивают и разум,  оставляя неизгладимое впечатление.

  Рассудочная и  эмоциональная сферы восприятия  органически взаимосвязаны. Настоящая публичная речь должна волновать и возбуждать не только мысли, но и чувства.

  Важнейшим условием  ораторского искусства является  умение пользоваться образами  и картинами. Без этого речь  всегда бледна и скучна, а главное  - неспособна воздействовать па чувства и через них на разум.

Речь, состоящая из одних  рассуждений, не может удержаться в  голове людей, она быстро исчезает из памяти. Но если в ней были картины  и образы, этого не случится. Только краски и образы могут создать  живую речь, такую, которая способна произвести впечатление на слушателей. Живое изображение действительности, есть душа повинно ораторского искусства.

Цель: рассмотреть подробно искусство ораторства и его аудиторию.

В соответствии с поставленной целью  основные задачи работы :

- проанализировать литературу  по данной теме;

- изучить этапы подготовки  и проведения выступления;

- выявить приемы установления  контакта с аудиторией.

 

 

 

 

 

Глава I. Оратор и аудитория

1.1. Типы ораторов

С. Ф.  Иванова в работе  «Специфика публичной речи» (М. , 1978) выявила индивидуальные речевые типы:

1) Рационально  - логический. Ораторы  этого типа склонны  к анализу явлений,  к рассуждениям  и строгой аргументированности  своих и чужих  поступков. Их  подготовка к любому  высказыванию отличается  последовательным отбором и строгой систематизацией материалов, обдумыванием и разработкой подробного плана. Этот выношенный план как бы «сидит у них внутри», и ораторы во время выступления не пользуются им. Их часто заботит другое: как сделать свою речь более яркой, эмоциональной, какие подобрать примеры, чтобы заинтересовать аудиторию. «Логиками» чаще всего бывают сангвиники.

2)Эмоционально - интуитивный. Представители  этого типа говорят  страстно, увлеченно,  пересыпая свою  речь остротами,  каламбурами, но  не всегда могут уследить за жесткой логической последовательностью речи и «свести концы с концами». План своих выступлений пишут не всегда, считая, что он их сковывает. Наблюдается совпадение эмоционального речевого типа с холерическим темпераментом.

3)Философский. Ораторы - «философы» более или менее эмоциональны, склонны к анализу, иногда бывают очень организованны в своей работе, а иногда без всякой видимой организации раскрывают какой-нибудь один вопрос, добираются до корня, и вдруг, как лучом света, озаряют все найденной идеей. Их общая черта - стремление к исследованию, глубокому осмыслению явлений прямо на глазах у слушателей, желание и умение вовлечь в этот процесс аудиторию. Чаще всего данную группу составляют люди флегматического темперамента.

Лирический, или художественно - образный. Глубокая эмоциональность, лиризм, внутреннее волнение, острая впечатлительность, проникновенность - черты, характерные для типа. Чаще всего в основе его - характер утонченный, меланхолический.

1.2.  Подготовка и проведение  публичного выступления.

      В основе классической схемы ораторского искусства лежит 5 этапов:

  1. Подбор необходимого материала, содержания публичного выступления;
  2. Составление плана, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности;
  3. Словесное выражение", литературная обработка речи;
  4. Заучивание, запоминание текста;
  5. Произнесение.

      Как видно из выше написанного,   4 из 5 этапов в деятельности оратора отводятся на подготовку речи.  Греки говорили,  что речи Демосфена пропитаны маслом ночной лампады, при свете которой он их готовил. Да и он сам об этом говорил:  "Я, граждане афинские, признаю и не стану отрицать,  что продумал и разучил свою речь, насколько это было возможно".

     Для современного  оратора трудолюбие  Демосфена не просто поучительно. Оно говорит о том, что ораторское красноречие  в лучшем значении этого слова не посещает ленивых.

     Сегодня в ораторской  деятельности выделяют 3 основных этапа:  докоммникативный, коммуникативный  и посткоммуникативный.  Каждый из этапов  содержит перечень конкретных действий, которые можно представить в виде таблицы:

 

Докоммуникативный

Коммуникативный

Посткоммуникативный

1.Определение  темы и цели  выступления.

Произнесение  речи.

Анализ  речи.

2.Оценка  аудитории и обстановки.

Ответы  на вопросы, ведение полемики.

 

3.Подбор  материала.

   

4.Создание  текста.

   

5.Репетиция.

   

 

Докоммуникативный этап. Определение  темы и цели выступления.       Подготовка к любому ораторскому монологу начинается с определения его темы и цели. Тему определяет либо сам автор, либо те, кто приглашает его произнести речь. Название выступления должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание речи и привлекать внимание. При разработке повестки для совещаний необходимо особое внимание обращать на формулировку тем докладов и сообщений. Темы должны ориентировать людей на участие в обсуждении конкретных проблем. Поэтому целесообразно "расшифровывать" пункт повестки дня "Разное", "О разном" - человек будет иметь возможность заранее подготовить и продумать свое выступление. Некоторые речи не имеют названий: приветственная, митинговая и другие.

      Приступая к разработке текста, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, какой реакции он добивается. Основные цели публичного монолога - сообщение и воздействие. Немаловажным фактом в процессе подготовки речи является постановка сверхзадачи и задач, которые помогут воплотить её .Оратор может поставить задачу информировать слушателей, дать определенные сведения.                 

        Следующая ступень докоммуникативного этапа - "кодирование" - составление текста  - начинается с подбора материала. Чтобы выступление получилось содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько. Источники материала подразделяются на группы:

    1. Непосредственные - материал, добытый автором из жизни путем наблюдений, собственного опыта:
      • знания, практика;
      • личные контакты, беседы, интервью;
      • воображение - мысленное создание новых картин, образов, проектов на основе прошлого опыта с элементами творчества.
    1. Опосредованные:
    • а) официальные документы;
    • б) научная и научно - популярная литература;
    • в) художественная литература;
    • г) статьи газет и журналов;
    • д) передачи радио и телевидения;
    • е) справочная литература: энциклопедии, словари;
    • ж) результаты социологических опросов.

Информация о работе Искусство ораторства и его аудиторию