Христианское проповедничество. План и композиция речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 12:04, контрольная работа

Описание работы

Риторика - (греч. rhetorike «ораторское искусство») научная дисциплина, изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста.
Своё начало европейская риторика получает в Древней Греции, в школах софистов, главной задачей которых было чисто практическое обучение красноречию; поэтому их риторика заключала много правил, относящихся собственно к стилистике и грамматике.
В момент своего возникновения в древности риторика понималась только в прямом значении термина - как искусство оратора, искусство устного публичного выступления.

Содержание работы

Введение……...……………………………………………………………3
Христианское проповедничество (Аврелий Августин)…………………4
План и композиция речи…………………………………………………7
Заключение………………………………………………………………..10
Список используемой литературы…………………………………….11

Файлы: 1 файл

РИТОРИКА8.docx

— 32.39 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……...……………………………………………………………3

  1. Христианское проповедничество (Аврелий Августин)…………………4
  2. План и композиция речи…………………………………………………7

           Заключение………………………………………………………………..10

          Список используемой литературы…………………………………….11      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Риторика - (греч. rhetorike «ораторское искусство») научная дисциплина, изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста.

Своё начало европейская  риторика получает в Древней Греции, в школах софистов, главной задачей  которых было чисто практическое обучение красноречию; поэтому их риторика заключала много правил, относящихся  собственно к стилистике и грамматике.

В момент своего возникновения  в древности риторика понималась только в прямом значении термина - как искусство оратора, искусство  устного публичного выступления.

На этом развитие риторики не остановилось, ею занимались и в  Средние века, и в XIX веке. Тогда  риторика вошла в теорию литературы под названием стилистики. Современные  филологи определяют риторику как учение об условиях и нормах эффективной  речевой коммуникации.

Различия в определении  предмета и задач риторики на протяжении ее истории сводились, по сути, к  различиям в понимании того, какую  именно речь следует считать хорошей  и качественной.

Цель данной работы состоит  в рассмотрении риторики как науки  узнать ее историю.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие  частные задачи:

1. Изучить христианское  проповедничество (Аврелий Августин)

2. Построить План и  композицию речи.

 

 

 

 

 

    1. Христианское проповедничество (Аврелий Августин)

 

Христианство (от греч. Чсйуфьт -- «помамзанник», «мессимя») -- авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете.

Христианство зародилось в I веке в Палестине, в иудейской  среде в контексте мессианских  движений ветхозаветного иудаизма. Уже  во времена Нерона христианство было известно во многих провинциях Римской  империи.

Корни христианского вероучения связаны с ветхозаветным иудаизмом. Согласно Священному Писанию, Иисус  был обрезан, воспитывался как иудей, соблюдал Тору, посещал синагогу в  Шаббат (субботу), соблюдал праздники. Апостолы и другие первые последователи Иисуса были евреи. Уже через три с половиной года (с момента побиения Стефана) после распятия Христа, христианство начало распространяться среди других народов.

Рассмотрим основные вероисповедальные формы христианства, образовавшиеся в процессе исторического развития христианского мира:

1. Православие - одно из  трех основных направлений христианства - исторически сложилось, сформировалось  как его восточная ветвь. Оно  распространено главным образом  в странах Восточной Европы, Ближнего  Востока, на Балканах. Название "православие" (от греческого слова "ортодоксия") впервые встречается у христианских  писателей II века. Богословские основы  православия сформировались в  Византии, где оно было господствующей  религией в IV - XI веках.

2. Католицизм - (лат. catholicismus)  крупнейшая по численности приверженцев ветвь христианства, сформировалась в I тысячелетии н. э. на территории Западной Римской империи.

3. Протестантизм или протестанство (от лат. protestans, род. п. protestantis -- публично доказывающий) -- одно из трёх, наряду с католицизмом и православием, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность многочисленных и самостоятельных Церквей и деноминаций, связанных своим происхождением с Реформацией широким антикатолическим движением XVI века в Европе. Для протестантизма характерно крайнее разнообразие внешних форм и практик от церкви к церкви и от деноминации к деноминации. По этой причине протестантизм, как таковой, можно описать только в общих чертах.

Одним из самых выдающихся представителей западной ветви духовного красноречия был Аврелий Августин (Блаженный) (354-430 гг.). Он родился в г. Тагасте (Северная Африка). Его мать - св. Моника - была христианкой и оказывала на сына огромное духовное влияние, отец же оставался язычником, Августин в отрочестве учился в Карфагене (столице римской Африки) главной науке того времени - риторике, без овладения которой невозможно было участвовать в общественной жизни, выступать в суде, торгуя, по словам Августина, "красивой ложью" и "победоносной болтливостью". Там же в 374 г. он начал преподавать риторику и стал одним из самых известных ораторов. В своей "Исповеди" Августин вспоминает, что участвовал в состязаниях драматических поэтов, но особую притягательность таил в себе форум, где, по его словам, он был бы осыпан похвалами тем больше, чем искуснее он врал. Через некоторое время Аврелий приезжает в Италию, где продолжает преподавать риторику.

После десятилетнего пребывания в манихейской общине Августин покинул  ее и стал неоплатоником, а затем  под влиянием проповеди епископа Амвросия Медиоланского, у которого он принял крещение в З87 г., - христианином. Тут стоит вспомнить, что еще  в ранней юности, ознакомившись с  Библией, Августин с высокомерием ритора осудил ее за темноту суждений и  косноязычие. Ему показалось, что  истина не может быть преподана столь  некрасиво. Теперь же необработанность и безыскусность Писания произвели на него совсем другое впечатление. Августин понял, что высшая истина только выигрывает от простоты изложения. После этого он стал указывать на Библию как источник и духовного, и светского знания, в частности риторики. Возвратившись в Африку, Аврелий продал все свое имущество и обосновался с группой христиан в Тагасте, чтобы в бедности вести молитвенную жизнь.

В 391 г. епископ североафриканского города Гиппона, вняв просьбам верующих, рукоположил Августина в священнический сан, а затем доверил и проповедь. Вскоре Августин стал его ближайшим полноправным помощником, а в 395 г. унаследовал епископскую кафедру. До самой смерти он вдохновенно проповедовал и яростно боролся против еретических течений своего времени.

Предметом постоянных забот  Августина Блаженного было обращение  языческой мудрости, произведений древних  авторов на утверждение и культурное обогащение христианства. Августин не изжил до конца и не мог изжить в себе человека, воспитанного на лучших достижениях античности. Будучи прославленным  своим благочестием и аскетизмом епископом Гиппона, в одном из своих писем он напишет любопытную вещь, рассуждая об апокрифическом Евангелии, в котором описывается вознесение Христа на небо в сопровождении ветхозаветных пророков и патриархов. К сонму вознесенных вместе Христом Августин Блаженный хотел бы приобщить Платона, Цицерона и Вергилия, которые предчувствовали, по его мнению, Бога-спасителя, "Не только среди ораторов и поэтов, которые презирали и выставляли на посмешище своих фальшивых богов и их деяния, были исповедовавшие единого Бога. Но и среди тех, кто заблуждался относительно почитания Бога и воздавал хвалу миру, а не его Создателю, были, без сомнения, люди, которые жили честно, подавали прекрасный пример чистоты, бескорыстия, воздержаниям.

Обращает на себя внимание тот факт, что к числу этих "праведников" Августин причисляет и оратора Цицерона. Но это неудивительно, ведь епископ считал, что для религиозного образования и понимания достоинств христианской литературы необходимо знакомство с грамматикой, риторикой, диалектикой, математическими науками, историей. Эти дисциплины не уводят от познания Священного Писания, но, напротив, приводят к нему.

Таким oбpaзом, целью риторики является обязанность познания истины как постижения сути теоцентризма.

Главная заслуга Блаженного Августина в том, что он попытался, осуществить синтез античной культуры и христианства, без которого новая  религия никогда бы не стала общеевропейской, а потом и мировой.

 

    1. План и композиция речи

 

Речь - неотъемлемая часть  социального бытия людей, необходимое  условие существования человеческого  общества. Речь используется в процессе совместной трудовой деятельности для  согласования усилий, планирования работы, проверки и оценки ее результатов. Речь является необходимым условием познавательной деятельности человека. Благодаря речи (языку) человек усваивает, приобретает  знания и передает их. Речь - средство воздействия на сознание, выработки  мировоззрения, норм поведения, формирования вкусов. В этой функции она используется для того, чтобы повлиять на взгляды  и убеждения людей, изменить их отношение  к определенным фактам и явлениям действительности, склонить их к действиям  и поступкам.

Речь - средство удовлетворения личных потребностей человека в общении, в приобщении к определенной группе лиц. Человек, будучи по своей природе  существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться мыслями, переживаниями, сопереживать, искать понимания  и т.д. В целом речь имеет основополагающее значение в становлении человеческой личности.

Композиция речи - это  построение выступления, соотношение  его отдельных частей и отношение  каждой части ко всему выступлению  как единому целому. Слово композиция восходит к латинскому composition, которое означает “составление, изучение”

В речи человека обычно выявляется весь психологический облик личности. Такая существенная сторона, как  степень и особенность общительности, которая лежит в основе многих классификаций характеров, непосредственно  проявляется в речи. Показательно обычно бывает уже то, как человек  начинает разговор и как он его  заканчивает; в темпах речи более  или менее отчетливо выступает  его темперамент, в ее интонационном, ритмическом, вообще экспрессивном  рисунке - его эмоциональность, а  в ее содержании просвечивают его  духовный мир, его интересы, их направленность.

Самое главное в составлении речи - это план. Если есть план - то есть речь.

Приступая к подготовке речи, многие берут ручку и пишут  весь доклад целиком, от вступления до самого заключения.

Но всё можно сделать  проще. Не писать всю речь целиком. Составить лишь короткий конспект. В этом случае будет больше времени на репетицию, а сам доклад будет более живым и естественным.

Итак, тема. Тема - это общая  мысль доклада, которую необходимо донести до слушателей. Изучая материалы, необходимые для составления  речи, надо держать в уме тему. Не довольствоваться общими понятиями - искать то, что по настоящему заинтересует слушателей. Не переусердствовать. Чаще всего материала оказывается более чем достаточно и приходится отсеивать лишнее.

Определить главные пункты и записать их на бумаге. Они то и  станут основным каркасом речи.

Сколько должно быть главных  пунктов? Даже для часового выступления  обычно достаточно 5-6, так слушатели  лучше их запомнят.

Собранный материал определить по главным пунктам. Записать основные мысли.

Если информации много, то придётся говорить быстро, чтобы уложиться  в регламент, а слушатели ничего не усвоят. Лучше меньше информации, но обстоятельная хорошая речь.

Материал должен быть изложен  в логической последовательности.

Пример: ”Если вы будете перескакивать, например, из событий 20-го века, в 15-ый, а потом обратно, в голове ваших слушателей всё перемешается.”

Как театр начинается с  вешалки, так и речь начинается со вступления. Хорошее вступление - залог 50% успеха доклада. Вот вступительные  предложения желательно записать целиком.

Не менее важно и  хорошее заключение. Это финал  доклада.

Итак, вкратце:

· Взять тему и проанализировать её.

· Собрать материал.

· Определить главные пункты.

· Распределить по ним материал, отсеивая  ненужное.

· Придумать интересное вступление.

· Подготовить заключение.

Следить за тем, чтобы укладываться в отведённое время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

С помощью риторики люди учатся анализировать различные  обстоятельства общения: учитывать, с  кем говорит человек, для чего, где, когда и как - адекватному  речевому поведению. Анализируя примеры  успешного и неуспешного общения, создавая свои собственные высказывания при решении риторических задач, оценивая свою и чужую речь, люди развивают умения адаптироваться к  изменяющимся условиям жизни, рефлексировать по поводу своего речевого поведения.

Риторика учит гуманитарному  мышлению людей, привыкших делить мир  на черное и белое, правильное и неправильное - учит искать разные варианты решения  одной и той же задачи. ( Например, как отказать, не обидев человека? Как отстоять свои убеждения, не поссорившись с оппонентом?) Тем самым риторика учит позитивному отношению к людям, к миру.

Информация о работе Христианское проповедничество. План и композиция речи