Древнеримская риторика и правила ведения спора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 19:08, реферат

Описание работы

Целью моей работы является ознакомление с древнеримской риторикой, ее особенностями, ораторами, а также с правилами ведения спора.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….2
Древнеримская риторика………………………………………………………………………3
Правила ведения спора………………………………………………………………………..8
Заключение……………………………………………………………………………………..12
Список литературы…………………………………………………………………………….13

Файлы: 1 файл

Риторика.docx

— 49.15 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………………….2

Древнеримская риторика………………………………………………………………………3

Правила ведения спора………………………………………………………………………..8

Заключение……………………………………………………………………………………..12

Список литературы…………………………………………………………………………….13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 Наша речь - важнейшая  часть не только нашего поведения, но и нашей души, ума.  Современному человеку очень важно уметь строить свое устное высказывание, понимать и адекватно реагировать на чужую речь, убедительно отстаивать собственную позицию, соблюдая речевые и этико-психологические правила поведения. По данным исследователей, менеджеры, коммерсанты до 80 рабочего времени расходуют на общение. В процессе профессиональной деятельности представители этих специальностей пользуются устной речью для того, чтобы планировать работу, согласовывать усилия, проверять и оценивать результаты для усвоения, приобретения и передачи информации наконец, для воздействия - влияния на взгляды и убеждения, поступки других, чтобы изменить отношение к определенным фактам и явлениям действительности. Деловому человеку необходима также способность эффективно слушать, точно воспринимать однократно звучащую речь. Недостаточная речевая культура заметно снижает рейтинг, может пагубно сказаться на карьере.

Поэтому мне, как специалисту  по управлению, невозможно без обучения культуре устной речи.

В этом мне может помочь риторика. Термины «риторика» (греч. retorike), «ораторское искусство» (лат.orator, orare - «говорить»), «витийство» (устар., старославянск.), «красноречие» (русск.) синонимичны. На многовековом историческом пути разработки риторики прослеживаются 2 подхода к ее определению: согласно первому - это наука о теоретических законах, мастерстве красноречия; согласно второму - это искусство речи. Поэтому можно утверждать, что она находится на грани науки и искусства.

Риторика учила и учит, как осуществлять общение, логично  и выразительно излагать и развивать мысли, употреблять слова, как пользоваться речевой активностью в личной жизни и общественной деятельности, как выступать перед аудиторией. Первостепенное внимание теория красноречия всегда уделяла устному, «живому» контакту.

Традиционно риторику считали  также искусством, сравнивали с поэзией, актерской игрой на основе важности творчества, импровизации в речи, эстетического наслаждения, которое доставляет публичное «размышление вслух».

Целью моей работы является ознакомление с древнеримской риторикой, ее особенностями, ораторами, а также с правилами ведения спора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Древнеримская риторика

 
Оратор римский говорил 
Средь бурь гражданских и тревоги:  
"Я поздно встал и на дороге 
Застигнут ночью Рима был!"  
Так: но, прощаясь с римской славой,  
С Капитолийской высоты 
Во всем величье видел ты 
Закат звезды его кровавой!..  
Блажен, кто посетил сей мир 
В его минуты роковые:  
Его призвали всеблагие,  
Как собеседника на пир.  
Он их высоких зрелищ зритель,  
Он в их совет допущен был,  
И заживо, как небожитель,  
Из чаши их бессмертье пил.  
               Ф.И. Тютчев "Цицерон", 1831

 

Красноречие Древнего Рима развивалось  под влиянием греческого наследия и  достигло расцвета во времена могущества Римской республики.

Во II в. до Р.Х. в Риме существовали грамматические школы для мальчиков, проходивших курс гуманитарной подготовки, чтобы в будущем посвятить себя деятельности политического или судебного оратора. Обучение строилось в несколько этапов: в школе литератора обучали чтению; в школе грамматиста - письму; а на высшей ступени - в школе ритора - прививали навыки красноречия, осваивали теорию, упражнялись в составлении речей на заданную тему из истории, мифологии, литературы, общественной жизни.

Разработка материала в римской  риторике подчинялась особой конечной цели, убеждению, в котором различались  три аспекта - docere («учить», «сообщать»), movere («побуждать», «возбуждать страсти»), delectare («развлекать», «доставлять наслаждение»).

Каждый из них был неразрывно связан с остальными, но, смотря по обстоятельствам, мог занимать господствующее положение. Было унаследовано и учение о разработке пяти этапов речи.

Вершиной развития ораторского  искусства Древнего Рима считается  творчество Марка Туллия Цицерона (106-43 до н.э.) - одного из самых выдающихся ораторов мира.

Цицерон получает всестороннее образование  в Греции и стремится реализовать  греческий риторический идеал у себя на родине.

Взгляды на риторическую науку Цицерон  изложил в книгах:

«Об ораторе», где представлен образ  идеального оратора-философа,

«Брут, или О знаменитых ораторах» - история красноречия,

«Оратор», в которой рассматриваются  вопросы стиля речи и пути достижения успеха выступления.

Все эти произведения объединяет общая  идея - идея необходимости и целесообразности общих знаний, широкой культуры для оратора.

Трактат «Об ораторе» состоит из трех книг и написан в форме  диалога. Собеседники Цицерона - известные в свое время ораторы. Содержание - ответ Цицерона на сомнение одного из них в необходимости общих знаний для оратора. Темпераментно показывает автор, что дает оратору литература, история, право, философия.

По его мнению, риторика представляет собой практически полезную систематизацию ораторского опыта («Об ораторе», 1, 107-110). Задача воспитания оратора не в том, чтобы научить красивой речи, а в том, чтобы научить пользоваться ею. Его успех основан на даровании, обучении и практике.

Из трех разделов древней философии: учения о природе, учения о нравственности и учения о логике Цицерон считал наиболее полезными для оратора последние два - этику и логику. Знание логики помогает правильно построить содержание речи и способствует выяснению дела. Используя этику, оратор сознательно выбирает тот прием, который вызовет нужную реакцию у слушателей, пробудит в них сильное чувство.

В этой работе Цицерон определил  конкретные задачи обучения красноречию. Основываясь на опыте своих предшественников, он кратко и, как всегда, талантливо сформулировал каноны классической риторики, которые в последующие эпохи были приняты очень многими авторами трудов по красноречию.

На русской почве уже в XIX веке взгляды Цицерона разделяли и  лицейские учителя Пушкина - Н.Ф. Кошанский, А.И. Галич.

Глубиной разработки теории ораторского  искусства, знанием и мастерским владением им Цицерон в значительной мере обязан своей активной практической деятельности. Иногда он был склонен упрекать толпу в отсутствии вкуса, но вместе с тем был вынужден его учитывать: римская публика формировалась на культуре площадей, любила эффектные приемы, оратор должен знать много и быть артистом.

Цицерон соблюдал существующие правила  с той точностью, какой этого  требовали обстоятельства. Когда было нужно, он с легкостью пренебрегал ими, демонстрируя разумную гибкость, большую творческую свободу и искусность. Он утверждал, что «говорить стройно и складно, но без мыслей есть недостаток разума, а говорить с мыслями, но без порядка и меры слов есть недостаток красноречия». Кроме того, оратору необходимо: расположить к себе слушателей; изложить существо дела; установить спорный вопрос; подкрепить свое положение; опровергнуть мнение противника; придать блеск своим аргументам.

Цицерону принадлежит немалое  число трактатов об ораторском искусстве. В сокровищницу ораторского искусства вошли такие разноплановые, но точные выражения и поучения Цицерона: «Статность речи» (построенной в форме тезисов), «Они научились говорить перед другими, но не сами с собой», «Оживить (согреть) речь юмором», «Красноречие заключается в искусстве говорить», «Пустое словопрение» и др.

Древнеримская риторика разрабатывала  свои правила преимущественно на конкретном материале судебного красноречия, включающего речи обвинительные и защитительные.

Во вступлении оратор стремился  добиться понимания у публики  и предварительного расположения судей; далее в повествовании он вел последовательный рассказ о предмете разбирательства в желательном для него освещении; выдвигал доказательства и опровергал доводы противника. Наконец, в заключении, в самой эмоциональной части речи, оратор старался воздействовать на чувства слушателей и судей, вызвать их сострадание к участи подсудимого или, напротив, возмущение его действиями, взывал о вынесении справедливого приговора.

Правила композиции никогда не являлись строгим каноном. Сущность речи сама подсказывала возможные отклонения. Не считая непреложным традиционный порядок следования частей ораторской речи, Цицерон отступал от него, если того требовали польза и здравый смысл. Ведь кроме ясности, правдоподобия, разнообразия ситуация требовала от речи еще живости и непосредственности. Сама простота стиля рассматривалась как признак высокого мастерства.

Итак, оратор, по Цицерону, должен: изобрести, расположить, украсить (выразить, изложить известным слогом). Этому оратора обучали три крупные раздела риторики:

I. Изобретение (inventio),

II. Расположение (dispositio),

III. Украшение (elocutio).

К ним примыкали:

IV. Произнесение (actio),

V. Память (memoria).

Именно эти разделы на многие времена определили содержание классической риторики. Без этих пяти канонов невозможно и современное обучение красноречию.

В диалоге «Об ораторе» Цицерон впервые дает обстоятельную разработку вопроса об использовании юмора в красноречии, опираясь на работы греческого ученого Феофаста «О смешном», «Характеры».

Большое внимание в трактате уделено  проблеме воздействия на чувство  слушателя в публичном выступлении. Цицерон исходит из того, что люди в своих поступках чаще руководствуются чувством, чем правилами и законами. Поэтому умение оратора воздействовать на чувства аудитории имеет большое значение в риторике.

Трактат «Брут» в хронологическом порядке излагает историю римского красноречия и неоценим как источник информации о ранних римских ораторах. Он построен в форме диалога с друзьями - Брутом и Аттиком. Трактат содержит немало практических указаний и советов и завершается автобиографическим очерком.

Трактат «Оратор» отвечает на вопрос: «Каков идеал красноречия?». В поисках идеала Цицерон исходит из трех основных назначений ораторского искусства: учить, услаждать и побуждать. Идеальный оратор тот, кто в своих речах и поучает слушателей, и доставляет им наслаждение, и подчиняет себе их волю. Первое - его долг, второе - залог его популярности, третье - необходимое условие успеха. Цицерон сформулировал признаки разных видов красноречия, утверждая, что настоящий оратор тот, кто «умеет говорить о низком - просто, о высоком - важно и о среднем - умеренно».

Образ идеального оратора предстает перед нами и в трактате «Об ораторе»: …Оратор должен обладать остроумием диалектика, мыслями философа, словами чуть ли не поэта, памятью законоведа, голосом трагика, игрою такой, как у лучших лицедеев…».

Все эти качества современники находили в Цицероне. Он не был кабинетным теоретиком красноречия. Он был пламенным римским республиканцем, политическим мыслителем, философом. Но прежде всего он был великим оратором, т.е. художником слова.

О чем бы он ни говорил и ни писал - о политическом ли убийстве или  о моральной проблеме - он всегда находил самые точные и выразительные слова, которые складывались в ритмические стройные периоды, полные то пафоса, то иронии, то гнева.

Наиболее полное выражение римская  риторика получила в работах Марка Фабия Квинтилиана (около 35-100 гг. до н.э.), который становится теоретиком классического красноречия.

Квинтилиан активно занимался обучением ораторскому искусству. Его школа в Риме стала первой государственной риторской школой. Сочинения Квинтилиана применялись как практическое руководство по риторике и в последующие эпохи. Свой опыт преподавателя риторики и судебного адвоката обобщил в обширном сочинении «Риторические наставления».

В его риторической школе широкое  общее гуманитарное образование  сочеталось с глубоким изучением ораторского искусства времён античного классицизма. Наследие Квинтилиана содержит тщательный анализ теоретического и практического красноречия, мысли о воспитании оратора, рекомендации для чтения произведений.

Автор намечает пути развития ораторских качеств: «…приобретение запаса лучших выражений сообразно предписанным заранее правилам, образование слога, путем продолжительных и добросовестных стилистических упражнений, причем даже то, что случайно сходит с пера, должно носить характер написанного, и, наконец, долгие устные беседы при долгих письменных работах, - лёгкость дают преимущественно привычка и практика».

Информация о работе Древнеримская риторика и правила ведения спора