Чтение как вид речевой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 21:48, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - раскрыть понятие «речевая деятельность», рассмотреть основные формы, виды, и структурные компоненты этого процесса.
Речь сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная
языком.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1.Сущность речевой деятельности как вида деятельности……..…4
1.1 Чтение как один из видов речевой деятельности…………………………...6
1.2 Характеристика чтения как вида речевой деятельности………………....10
1.3 Связь чтения с другими видами речевой деятельности………………..….14
Глава 2. Понятие навыка чтения………………………………………...….15
2.1. Психологический подход к пониманию сущности чтения…………..…19
2.2 Теоретические подходы к процессу чтения……………………..…………23
Заключение………………………………………..……………………………..30
Литература ………………………………………………...…………………..31

Файлы: 1 файл

Чтение как вид речевой деятельности.docx

— 53.27 Кб (Скачать файл)

- укрепление ассоциации  между буквами (графемами) и звуками, что способствует одновременному  узнаванию языковой материи,

- расширение поля зрения, благодаря чему читающим охватываются целые графические комплексы,

- предвосхищение значения  слов по нескольким буквам,

- синтагматическое членение, способствующее восприятию целостных  единиц смысла,

-предвосхищение смысла  на основе отдельных опорных  элементов текста лексико - грамматического характера,

- интеграция смысла из  значений языковых знаков.

В результате чтение превращается в сложное речевое умение, заключающееся в поступательном решении смысловых задач, которые в

 

своей совокупности обогащают теоретический и практический опыт индивида.

Огромное количество информации, заключенной в текстах, предназначенных для чтения современного человека, побуждает к выработке гибкого подхода к чтению, то есть к развитию способности извлекать информацию с разной степенью глубины и полноты в зависимости от коммуникативной задачи. Таким образом, в опыте читающего выкристаллизоваваются виды чтения, за которыми закрепились следующие названия: изучающее, ознакомительное, просмотровое. Владение разными видами чтения является важным компонентом культуры чтения на родном языке.

Помимо видов чтение имеет две формы: оно осуществляется про себя (внутренне чтение) и вслух (внешнее чтение). Чтение про себя - основная форма чтения - имеет целью извлечение информации, оно «монологично», совершается наедине с собой; чтение вслух - вторичная форма, нон «диалогично», его назначение в основном в передаче информации другому лицу. Различия между чтением вслух и чтением про себя очень существенны для методики - первое составляет важный методический прием обучения технике чтения и устной речи, а второе является целью обучения. При чтении про себя все внимание читающего направлено на смысловое содержание письменной речи. Поэтому чтение с целью получения определенной информации всегда бывает чтением про себя. При таком чтении вырабатывается более широкий охват зрительного поля, быстрота схватывания и предвосхищение смысла читаемого. Этим обусловлена важность чтения про себя в процессе обучения иностранному языку в школе.

В целом, стоит отметить, что чтение как самостоятельный вид речевой деятельности менее трудный для овладения вне языковой среды, чем, например, аудирование или говорение. Этот факт зачастую ускользает от

 

 

внимания обучающих, которые неправомерно переносят центр тяжести на обучение говорению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Связь  чтения с другими видами речевой  деятельности

Чтение тесным образом связано с другими видами речевой деятельности. Прежде всего оно связано самым тесным образом с письмом, поскольку и чтение, и письмо пользуются одной графической системой языка. При обучении необходимо учитывать и развивать эти виды речевой деятельности во взаимосвязи.

Чтение связано с аудированием, так как в основе того и другого лежит перцептивно – мыслительная деятельность, связанная с восприятием (рецепцией), анализом и синтезом. При аудировании слушающий воспринимает звучащую речь, а читающий – написанную. При чтении, так же как и при аудировании, имеет большое значение вероятностное прогнозирование, которое может быть как на вербальном, так и на смысловом уровне.

       Чтение  связано также с говорением. Громкое  чтение (или чтение вслух) представляет  собой “контролируемое говорение”. Чтение про себя представляет  собой внутреннее слушание и  внутреннее проговаривание одновременно.

        Таким  образом, чтение связано со всеми  другими видами речевой деятельности, при ее развитии в школьном  курсе в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  Понятие навыка чтения

Важнейшим фактором, влияющим на успеваемость  учащихся, является  навык чтения: комплекс читательских умений и навыков.

Словосочетание «навык чтения» прочно вошло в школьный обиход. Навык чтения – это прежде всего умение понимать смысл  текста, правильно прочитывать слова, а также освоить выразительное чтение, ориентируясь на знаки препинания и содержание. Не следует забывать о темпе чтения.

Каждый из компонентов, входящих в состав навыка чтения, сначала формируется, отрабатывается как умение и посредством упражнений  постепенно поднимается на уровень навыка, то есть осуществляется без напряжения, автоматически.

Главенствующее место в этой схеме занимает осознанность, понимание того, что прочитывается, то есть смысловая сторона чтения – это совокупное понимание читающим:

  • значений слов, употребляемых в тексте в прямом и переносном смысле;
  • содержания каждого из предложений в тексте, уяснение смысловой связи между предложениями;
  • основа смыла всего содержания текста.

Глубина осознанности зависит от ряда обстоятельств: возрастных запросов и возможностей читателя, его общей развитости, начитанности, жизненного опыта.

Техническая сторона чтения охватывает все другие компоненты навыка чтения: способ чтения, правильность чтения, выразительность чтения,  темп чтения.

 

 

Каждый из этих компонентов,  как и их совокупность, подчинён смысловой стороне, пониманию прочитанного. Каждый компонент имеет свои особенности, которые влияют на процесс чтения.

I компонент: СПОСОБ ЧТЕНИЯ. Существуют непродуктивные и продуктивные способы чтения. К продуктивным способам чтения относят: плавное слоговое; плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов, чтение целыми словами. Эти способы надо отрабатывать, стремиться к скорейшему переходу от плавного слогового к чтению целыми словами.

II компонент: ТЕМП ЧТЕНИЯ. Находится в прямой зависимости от способа чтения и, естественно, понимания.

III компонент: ПРАВИЛЬНОСТЬ ЧТЕНИЯ. Выражается в том, что ученик избегает или допускает замены, пропуски искажения, перестановки, добавления, правильно или ошибочно делает ударения в словах.

IV компонент: ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ЧТЕНИЯ. Проявляется в умении обоснованно, исходя из содержания текста, использовать паузы, делать логические и психологические ударения, находить нужную интонацию, читать достаточно громко и внятно, учитывать синтаксический строй предложения.

Особое внимание хотелось бы уделить такому компоненту как ТЕМП ЧТЕНИЯ.

  • Темп чтения оказывает влияние на качество запоминания материала. Чтобы перейти к быстрому темпу  чтения необходимо, чтобы ребенок начал видеть текст в виде целых слов, а не отдельных букв. Постоянная целенаправленная работа как на уроке, так и во внеурочное время с многочисленными упражнениями по отработке темпа чтения  позволяет перевести слоговое чтение в чтение целыми словами.    Существует множество видов упражнений, направленных на повышение темпа чтения. «Пятиминутка чтения»

 

Описание: Ребёнок читает один и тот же текст по 1 минуте пять раз подряд. После каждого чтения подсчитывается количество слов и записывается в соответствующую таблицу.

Повторное чтение знакомого текста в течение пяти раз  позволяет ребёнку улучшить темп чтения. Количество слов с каждым последующим чтением становится больше. Создаётся ситуация успеха. Постепенно темп чтения увеличивается. Время использования данного вида упражнения индивидуально для каждого ребёнка.

  • Чтение «бегущей строки»

Описание: большинство детей в начальной школе, особенно в 1 классе, любят петь. Особенно детям нравится петь в караоке. Поэтому можно включать диск – караоке с детскими песнями, чередуя песни со знакомым текстом с неизвестными текстами. Чтение «бегущей строки» концентрирует внимание, музыка улучшает настроение.  «Чтение» песен нравится детям, их не надо заставлять читать – они делают это с удовольствием. Данный вид упражнения помогает повысить темп чтения.

  • Чтение «снежным комом»

Описание: начинает читать один ученик – одно предложение. В начале чтения второго предложения к нему присоединяется второй ученик, затем третий ученик и так далее, пока не начнут читать все дети в классе.

  • Работая над формированием всех компонентов навыка чтения, использую такую хорошо известную, но забытую форму работы как ведение читательского дневника. Начинаем его вести со второго полугодия 1класса. Сначала записи ведут родители, а дети им пересказывают. Ребята по желанию рисуют иллюстрации к прочитанным произведениям. Со второго класса  дети постепенно переходят на самостоятельное заполнение читательского дневника.

 

 

Читательский дневник

дата

Автор. Название

Главный герой

Краткое содержание

подпись

         
         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Психологический  подход к пониманию сущности  чтения

Развитие учебных и познавательных интересов имеет огромное значение для успеваемости (успешности учебной деятельности). Как же надо строить учебный процесс для того, чтобы обеспечить развитие учебных и познавательных интересов?

 Первое, с чего следует  начать - это использование того  отношения, с которым маленькие  школьники приходят в школу. Основной  источник приобретения знаний  школьников - это чтение. Необходима  организация чтения вслух первоклассником  до тех пор, пока они не овладевают  хорошо техникой чтения.

 В обыденном сознании  часто смешиваются два разных  умения - умение учиться, которое  ребенку еще предстоит приобрести, и умение читать. Это смешение  происходит у тех, кто цели  уроков чтения сводит к практической  задаче обучения навыкам чтения.

Сознательный характер обучения ставит первой задачей понимание школьниками значимости того, что они изучают. В младших классах, прежде всего, возникает понимание значения того, что нужно научиться читать, научиться понимать прочтенное.

 Наряду с этим возникает  понимание значения и того, что, научившись читать, можно самому, не дожидаясь старших, читать  интересные книжки. Чтение становится  для школьников действенно значимым, практически необходимым.

 Основная задача учащихся 1-2 классов - практически овладеть  понятием «точка зрения», научиться  находить в произведениях точку  зрения рассказчиков и героев.

 

 

 Для этого школьникам  необходимо овладеть следующими  умениями:

1. Включенность и эмоциональное  сопереживание;

2. Работа с текстом  под руководством учителя в  позиции читателя;

3. Создание собственного  высказывания в позиции автора (сочинение, рассказ от имени героя, рассказ о собственной жизни).

 Эти типы умений  остаются ведущими для всего  обучения в начальной школе, но  постепенно усложняются.

 Учащиеся 3-4 классов способны  самостоятельно уяснить идею  произведения, они могут развести  свою собственную читательскую  позицию и позицию автора.

 Для того чтобы с  помощью определенных показателей  можно было оценить уровень  развития читательской деятельности  учащихся, необходимо соотнести  их результаты с какими-то эталонными  значениями.

 Процесс чтения включает в себя две стороны: одну, которая находит свое выражение в движении глаз и в рече-звуко-двигательных процессах, и другую, выражающуюся в движении мыслей, чувств, намерений читающего, вызванных содержанием прочитанного. В процессе обучения чтению звуковая и визуальная формы слова связываются его смысловым содержанием в единый образ. Тренировки на звукослияния и звукосочетания приводят к тому, что ребенок усваивает формальные законы построения слов русского языка и обучается легко и бегло читать вслух, абсолютно не понимая смысла читаемого текста.

Чтение является одним из базовых навыков, развитость которого во многом определяет успешность обучения школьника. Эффективность работы с самыми разнообразными текстами зависит от приемов смысловой переработки, привлекаемых чтецом для его понимания. Шибаева Л.В. считает, что навыки чтения высокого порядка представляют собой сложную

 

систему, содержащую как элементарные операции знакового кодирования, расшифровки грамматических конструкций, так и сложных способов смысловой интерпретации основного текста, авторской позиции и т.д.

Информация о работе Чтение как вид речевой деятельности