Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 08:36, курсовая работа
Процесс приватизации в нашей стране подходит к концу, и его завершение требует от нас подведения итогов важнейшего экономико-политического процесса за последние десятилетия. В данной работе изложены основные теоретические и практические аспекты приватизации. Также рассмотрены модели приватизации зарубежных стран. Я постаралась наиболее полно и четко изложить основные черты российской приватизации, проблемы, с которыми столкнулась Россия в реализации реформы собственности.
Введение  2
Глава 1. Приватизация как форма разгосударствления  3
1.1. Формы и способы разгосударствления  3
1.2. Особенности приватизации  6
1.3.	 Цели приватизации  7
Глава 2. Модели приватизации  11
2.1. Приватизация в Великобритании  11
2.2. Приватизация в Германии  15
Глава 3. Результаты приватизации в России  21
3.1. Этапы приватизации в России  21
3.2. Особенности третьего этапа приватизации в России  29
Заключение  31
Список литературы  34
В 2010 году впервые 
приватизационная программа принята на 
трехлетний срок /2011-2013 гг./. Это связано 
с тем, что в течение одного года технически 
невозможно выполнить все приватизационные 
мероприятия, и в итоге из намеченного 
плана приватизировалось лишь треть предприятий.  
6 октября 2010 года глава Минэкономразвития 
Эльвира Набиуллина сообщила, что на рынке 
будут продаваться миноритарные пакеты 
акций крупных госкомпаний, контрольные 
пакеты государство оставит у себя. 
В июле 2010 года Министерство экономического развития и Министерство финансов РФ согласовали список крупнейших госкомпаний и банков для приватизации в 2011-2013 годах на общую сумму 1 трлн руб. В предварительный список вошли 10 госкомпаний. Речь шла о возможной приватизации пакетов акций таких компаний как "Транснефть", "Роснефть", ФСК, "РусГидро", Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк, РЖД, "Совкомфлот" и АИЖК. Минэкономразвтия не согласился с предложениями Минфина приватизировать в 2011-2013 годах части гос. доли РЖД, "Роснефти" и АИЖК. Продажу этих активов было предложено перенести на 2014-2015 года. Также сообщалось и об исключении из предварительного списка "Транснефти".
В сентябре 2010 года министр финансов Алексей Кудрин сообщил, что власти планируют несколько расширить план приватизации госкомпаний, добавив в него новые компании и увеличив сроки. Он отметил, что план будет продлен на 2 года /до 2015/, в течение которых предполагается выручить от приватизации госкомпаний 50 млрд долларов.
18 октября на 
совещании у первого вице-
Заключение
В конце 70-х –начале 80-х годов приватизация превратилась в общемировое явление. Более 80 стран мира приняли программы сокращения государственного сектора. Приватизация стала важнейшим элементом процесса экономического обновления пост социалистического мира, развития частной собственности и на ее основе рыночного хозяйства. Смена социально-экономической модели потребовала прежде всего глубокой перестройки отношений собственности.
В рамках приватизации государственных предприятий тесно переплетаются политические, экономические и социальные мотивы, и процесс приватизации должен рассматриваться только как составная часть комплексного подхода к реформированию экономики. Процессы реформ, которые в последние годы с различной скоростью протекают в указанных странах, охватывают такие сферы, как либерализация цен, реформа банковской системы, рынок капиталов и торговая политика. Реформы сопровождаются масштабным изменением правовых условий. По этой причине в ходе дискуссий на тему приватизации необходимо всегда учитывать количественные и качественные различия между странами, где в настоящее время поводятся реформы, и странами Западной Европы.
Приватизация в развитых странах имеет ряд существенных отличий: многообразие форм приватизации, индивидуализация и низкие темпы приватизационного процесса, использование в качестве постоянного элемента государственного регулирования экономики. В перспективе именно эти характеристики будут свойственны российской приватизации.
Приватизация представляет особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Она включает взаимосвязь приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается в том, что приватизация является разгосударствлением собственности.
Объективные причины развития приватизационного процесса носят как макроэкономический, так и микроэкономический характер. Необходимость постоянного внерыночного согласования производственной деятельности государственных предприятий в условиях административно-командной экономики обусловила их высокие планово-координационные издержки. Между тем механизм рынка осуществляет такое согласование с гораздо меньшими издержками. Следовательно, приватизация обусловлена не только переходом страны в целом от «административно-командной» системы к «социальному рыночному хозяйству», но и позитивным стремлением предприятий к снижению издержек.
Приватизация выполняет две функции. С одной стороны, она должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, -инструментом государственного регулирования долговременного характера. Непосредственными целями приватизации являются:
- формирование 
слоя мелких и средних 
- сокращение доли имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
- перераспределение экономических основ власти.
Достижение социальной справедливости, повышение экономической эффективности производства, рост доходов государственного бюджета не выступают собственными целями приватизации. Она может способствовать развитию данных процессов только в долгосрочном периоде.
Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслевая принадлежность и размер предприятия, учет принципов социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Названные критерии обусловили следующие основные способы приватизации – акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций); продажа предприятий и имущества по коммерческому или инвестиционному конкурсу (на аукционе); выкуп арендованного имущества; банкротство.
Особенностями начального этапа приватизации в России (1991-1994 гг.) являются: приоритет политических целей процесса, введение системы приватизационных чеков; сверхвысокие темпы приватизации; преимущественно формальный характер приватизации при акционировании крупных предприятий; аукционная продажа малых объектов; низкая доходность приватизации.
Эти черты сближают российскую практику приватизации с восточноевропейской. Использование приватизации как постоянного инструмента государственного регулирования экономики на последующих этапах будет иметь общие характеристики с процессом приватизации в развитых странах Запада (многообразие форм приватизации, ее инвестиционная направленность, индивидуализация и низкие темпы приватизационного процесса).
Эмиссия и обращение приватизационных чеков стали эффективным инструментом быстрого перераспределения государственного имущества среди негосударственных инвесторов. Вторичный же рынок акций приватизированных предприятий развивается медленно из-за отсутствия спроса на акции большинства акционерных обществ, малой доходности акций и неразвитости инфраструктуры фондового рынка.
Успешное проведение приватизации и особенно пост приватизационное развитие предприятий зависит от создания и функционирования управленческих как государственных, так и не государственных структур (холдингов, финансово-промышленных групп). Именно они призваны обеспечить эффективное распоряжение государственной долей в уставном капитале акционерных обществ.
Прогноз процесса приватизации в России показывает следующие перспективы: ведущим способом приватизации станет продажа предприятий на инвестиционных конкурсах; сложились условия для перехода к оригинальным моделям приватизации в регионах; индивидуализация условий приватизации оставшихся государственных крупнейших научно-производственных комплексов, малых и средних предприятий.
Список используемой литературы
Приложения
Таблица 1. ПОСТУПЛЕНИЕ СРЕДСТВ ОТ ПРИВАТИЗАЦИИ  
ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА 
И ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ  
(млн. рублей; до 2000 г. – млрд. руб.)
| 1993 | 1995 | 2000 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 20081) | |
| Получено средств от покупателей государственного и муниципального имущества2) - всего | 450 | 3815 | 41609 | 88673 | 90143 | 87462 | 93607 | 109077 | 74122 | 
| в том числе   | |||||||||
| федеральной | 163 | 1994 | 37927 | 72543 | 67919 | 34875 | 19212 | 17753 | 6687 | 
| субъектов   | 67 | 354 | 2199 | 10295 | 13798 | 36597 | 41184 | 38003 | 23457 | 
| муниципальной | 220 | 1467 | 1483 | 5835 | 8426 | 15990 | 33211 | 53321 | 43978 | 
| Перечислено денежных средств, полученных от покупателей государственного и муниципального имущества - всего | 355 | 3570 | 41216 | 89007 | 88832 | 87268 | 90752 | 109402 | 73943 | 
| из них: | |||||||||
| в федеральный бюджет | 71 | 1140 | 31324 | 70800 | 65569 | 34178 | 18802 | 18058 | 6648 | 
| в бюджеты   | 96 | 524 | 5274 | 7984 | 12401 | 34846 | 36236 | 37701 | 23736 | 
| в муниципальные бюджеты | 130 | 961 | 1408 | 5373 | 7729 | 14946 | 32187 | 51680 | 43174 | 
В 1992-2008 гг. от приватизации получено 
689,1 млрд. руб.  
(в масштабе цен, действующем с 1 января 
1998 г.).
Таблица 2. СТРУКТУРА ПРИВАТИЗИРОВАННОГО 
ГОСУДАРСТВЕННОГО  
И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ  
И СПОСОБАМ ПРИВАТИЗАЦИИ в 1993-1997 гг.
| 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | |
| Число приватизированных государственных и муниципальных унитарных предприятий, объектов – всего | 42924 | 21905 | 10152 | 4997 | 2743 | 
| в том числе по формам   | |||||
| федеральная | 7063 | 5685 | 1875 | 928 | 374 | 
| субъектов Российской   | 9521 | 5112 | 1317 | 715 | 548 | 
| муниципальная | 26340 | 11108 | 6960 | 3354 | 1821 | 
| Структура приватизированного государственного и муниципального имущества по способам приватизации, в процентах к итогу: | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 
| акционирование | 31,1 | 44,8 | 27,7 | 22,5 | 18,1 | 
| продажа на аукционах | 6,3 | 4,4 | 4,2 | 3,9 | 5,5 | 
| коммерческий конкурс | 30,4 | 24,0 | 15,9 | 8,9 | 9,6 | 
| инвестиционный конкурс | 1,3 | 1,2 | 1,1 | 0,7 | 0,5 | 
| выкуп арендованного   | 29,5 | 20,8 | 29,8 | 32,1 | 14,6 | 
| продажа имущества ликвидируемых, ликвидированных предприятий и не завершенных строительством объектов | 0,4 | 1,5 | 4,2 | 5,7 | 9,1 | 
| продажа недвижимости | - | - | 15,4 | 22,9 | 38,5 | 
| продажа земли | - | - | 0,6 | 1,5 | 2,6 | 
| прочие | 1,0 | 3,3 | 1,1 | 1,8 | 1,5 |