Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 08:36, курсовая работа
Процесс приватизации в нашей стране подходит к концу, и его завершение требует от нас подведения итогов важнейшего экономико-политического процесса за последние десятилетия. В данной работе изложены основные теоретические и практические аспекты приватизации. Также рассмотрены модели приватизации зарубежных стран. Я постаралась наиболее полно и четко изложить основные черты российской приватизации, проблемы, с которыми столкнулась Россия в реализации реформы собственности.
Введение  2
Глава 1. Приватизация как форма разгосударствления  3
1.1. Формы и способы разгосударствления  3
1.2. Особенности приватизации  6
1.3.	 Цели приватизации  7
Глава 2. Модели приватизации  11
2.1. Приватизация в Великобритании  11
2.2. Приватизация в Германии  15
Глава 3. Результаты приватизации в России  21
3.1. Этапы приватизации в России  21
3.2. Особенности третьего этапа приватизации в России  29
Заключение  31
Список литературы  34
В соответствии с этим законом было образовано Опекунское ведомство (Тройханд) для приватизации государственных предприятий. Основная задача, поставленная перед этим ведомством, заключалась в том, чтобы не допустить деиндустриализацию, сохранить промышленное ядро и обеспечить необходимые структурные сдвиги на территории новых земель.
К наиболее характерным особенностям данной приватизации относятся требования со стороны Опекунского ведомства к покупателям при заключении сделки. Покупатель должен был представить свою стратегию развития, включающую обязательство сохранения определенного числа рабочих мест и указание объема инвестиций в соответствующее производство.
Другой особенностью приватизации ФРГ можно считать осуществление санирования приватизированных предприятий с помощью государства, как это было в случае с концерном «Дойче телеком», или за счет государственных органов, в данном случае — Опекунского ведомства. Это дало возможность предприятиям восточных земель включиться в экономический процесс, имея вполне рентабельную и конкурентоспособную научно-производственную базу.
Основной упор в экономическом развитии восточных земель был сделан на создание новых промышленных предприятий, темпы прироста валовой продукции которых в 1997 г. составили 10,9%.
Благодаря ликвидации нерентабельных рабочих мест в период с 1991 по 1997 г. валовой доход на одного занятого в обрабатывающей промышленности возрос в 4 раза.
Резко увеличился в 1997 г. объем экспорта промышленной продукции. Темпы его прироста составили 6%. Особенно вырос экспорт информационной техники, компьютеров, автомобилей. К 1998 г. экспорт составил 15% общего оборота восточногерманской промышленности (33% — в западных землях). Географическая направленность экспорта восточных земель мало отличается от западных. Большая часть его — 49% приходится на государства ЕС, 26% — на остальные страны Европы.
Все это вместе взятое нашло свое отражение в росте ВВП Восточной Германии, темпы прироста которого в 1998 г. составили порядка 2,5%, т.е. достигли уровня ФРГ.
Отсюда следует, что высказанные на созванном канцлером Колем чрезвычайном совещании весной 1996 г. прогнозы министром — президентом земли Саксония Хеппером о том, что темпы экономического роста в восточных землях отстанут от западных лет на 20 не подтвердились.
В Западной Германии 
процессы разгосударствления собственности 
развивались традиционными для демократических 
стран Европы путями и охватили сектор 
телекоммуникаций, авиаперевозок, почтовую 
сеть, и т.д. В последнее время правительство 
Германии с помощью доходов от приватизации 
пытается исправить ситуацию с государственными 
финансами, которым мешает, в частности, 
серьезный дефицит государственного бюджета. 
Разгосударствлению имеют шанс подвергнуться 
немецкие железные дороги и система скоростных 
автодорог (автобанов).  
            Первым 
этапом немецкой телекоммуникационной 
реформы стал принятый летом 1989 закон, 
который разделили традиционную Deutsche 
Bundespost (DBP) на три независимые компании 
– почтовую, телекоммуникационную и финансовую. 
Все они были затем приватизированы. В 
частности, DBP Telekom в 1996 году превратилась 
в Deutsche Telekom AG, от продажи части ее акций 
уже тогда правительство выручило 20 млрд 
дойчмарок. К настоящему моменту государство 
напрямую является держателем лишь 15% 
акций DT, еще 22% находятся под контролем 
государственной банковской группы KfW 
(Kreditanstalt fuer Wiederaufbau). Приватизация действительно 
превратила компанию в частную фирму, 
в частности, за счет того, что значительное 
число ее акций (в 2005 году – 63%) торгуется 
на бирже. 
Deutsche Post была 
выведена на биржу в конце 2000 
года, тогда в свободное обращение 
поступили 32% акций. К концу 2005 году 
в прямом владении 
В 1997 году правительство ФРГ продало последние 35,7% акций национального авиаперевозчика Lufthansa. Важно, что с самого момента своего основания в январе 1953 года авиакомпания никогда не была полностью государственной. На момент основания большая часть акций находилась в собственности правительства ФРГ, земли Северный Рейн-Вестфалия, а также немецких железных дорог (Deutsche Bahn). Однако уже тогда в число владельцев компании входили 125 частных держателей акций.
Интересы большого 
круга частных инвесторов к авиаперевозкам 
власти ФРГ начали удовлетворять с 1965 
года. Именно тогда компания была выведена 
на биржу, первые акции были проданы в 
частные руки и доля государства в Lufthansa 
уменьшилась до 74,31%. В 1987, с выпуском новых 
акций, доля государства в компании уменьшилась 
до 65,38%, а в 1989 – до 51,62%. В 1994 году, на очередном 
этапе приватизации, доля государства 
сократилась до 35,7% акций, пока наконец 
через три года компания не была продана 
полностью. Однако, согласно директиве 
ЕС, большинства акций авиакомпании должно 
находиться в руках инвесторов из самой 
Германии или из стран ЕС. А сама Lufthansa 
обязана 4 раза в год публиковать отчет 
о структуре своих акционеров по государственной 
принадлежности. Также существуют ограничения 
на передачу акций, которая должна осуществляться 
только с согласия компании. Сейчас более 
78% акций компании находятся на руках инвесторов 
из Германии.  
          Немецкие 
железные дороги управляются компанией 
Deutsche Bahn AG, которая была зарегистрирована 
в качестве акционерного общества еще 
в 1994 году. Правительство ФРГ заговорило 
о возможности приватизации Deutsche Bahn еще 
летом 2003 года, полученные от приватизации 
деньги (расчетно 15,5 млрд евро) планировалось 
использовать на финансирование программы 
сокращения налогов. Однако к концу 2005 
этого так и не было сделано, по данным 
источников в компании, Deutsche Bahn может провести 
IPO в первой половине 2006 года. Правда, для 
этого необходимо, чтобы финансовые показатели 
деятельности компании заинтересовали 
инвесторов и способствовали спросу на 
акции. В рамках программы реструктуризации 
и повышения доходов компания планирует 
сократить персонал к 2007 году на 40 тыс 
человек – до 170 тыс сотрудников. 
Аналитики отмечают, что несмотря на тот факт, что немецкое государство по-прежнему сохраняет долю собственности в телекоммуникационной Deutsche Telekom, а также опосредованно - в Deutsche Post, Deutsche Bahn осталась единственной крупной компанией в ФРГ, которая на 100% принадлежит государству.
К данному моменту неприватизированными в Германии остались практически только объекты транспортной инфраструктуры, в первую очередь, уже упомянутая Deutsche Bahn, а также скоростные автодороги (автобаны). Правда уже и эта возможность начала активно обсуждаться в правительственных кругах. Федеральная служба государственной статистики Германии оценивает примерную стоимость всей системы автобанов примерно в 55-57 млрд евро. Однако, по мнению независимых частных финансовых аналитиков, эта цифра не менее чем в два раза выше – 110-120 млрд евро.
Глава 3. Результаты приватизации в России
3.1. Этапы приватизации в России
Концепция проведения приватизации государственной собственности в Российской Федерации предусматривала два этапа ее реализации: чековый (ваучерный) и денежный. Временные рамки указанных этапов были определены следующим образом: этап чековой приватизации -- с июня 1992 г. по 1 июля 1994 г.; этап денежной приватизации -- с 1 июля 1994 г. по настоящее время. Основными целями первого (чекового) этапа приватизации были:
- массовое разгосударствление 
российской экономики, перераспределение 
и закрепление прав частной 
собственности в российском 
- формирование слоя частных собственников, содействие созданию социально ориентированной рыночной экономики;
- обеспечение 
условий для повышения 
- создание необходимых 
законодательных и 
- содействие 
процессу стабилизации 
- создание конкурентной среды и обеспечение условий для демонополизации народного хозяйства;
- расширение 
инвестиционной базы 
Начало реализации чековой модели приватизации осуществлялось в следующих условиях:
 а) избранный 
вариант экономической реформы 
требовал незамедлительного 
 б) Россия 
не располагала 
 в) в стране 
практически полностью 
 г) в РФ 
насчитывалось более 240 тыс. государственных 
и муниципальных предприятий, что 
требовало разработки типовых 
стандартных процедур 
д) иностранные инвесторы не проявляли желаемого уровня интереса к приватизации в России.
Перечисленные условия определили следующие характерные черты российской модели приватизации:
1) массовый характер 
приватизации обеспечивался за 
счет применения жестких 
2) форсирование 
приватизации по времени 
 3) отсутствие 
необходимых финансовых 
Процесс приватизации в России качественно отличается от приватизации, проводимой в западных странах. Сам характер разгосударствления социалистической экономики поставил более глубокие и масштабные задачи в области приватизации, а именно: служить инструментом создания не только новой структуры собственности, но и формирования класса частных собственников.
 Для законодательного 
обеспечения процесса 
 B качестве основного 
инструмента приватизации на 
ее первом этапе были 
1) использовать 
свой чек при закрытой 
Сорок миллионов граждан России стали акционерами созданных в ходе приватизации акционерных обществ или чековых инвестиционных фондов. На чековых аукционах продавались акции 16462 предприятий с совокупным уставным капиталом 1421 млрд. руб., были проданы акции общим номиналом 285 млрд. руб., т.е. около 20%. Средневзвешенный курс аукциона составил 2,4 тысячерублевые акции на один чек. В первый этап приватизации было вовлечено практически все население России.
 Чековый этап 
приватизации позволил 
 Предполагавшийся 
при разработке модели чековой 
приватизации вариант 
 В условиях 
высокой инфляции, характерных для 
периода проведения чековой