Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 19:15, курсовая работа
При условиях рыночной экономики предприятиям и организациям необходимо быстро реагировать на изменения внешней среды и адаптировать эти организационные структуры к этим изменениям. Поэтому данная тема детально разработана в специальной литературе, где изложена общая характеристика организационных структур, их виды, значительное внимание уделено новым формам адаптивных структур, вопросу выбора и усовершенствованию организационных структур управления.
Введение…………………………………………………………………………. 3
      Глава1. Общая характеристика предприятия
1.1. Понятие предприятия,  цели и направления  деятельности……………
1.2. Правовые основы  функционирования  предприятий………………….
1.3. Классификация предприятий  (объединений) ………………………….
        Глава2. Управление и структура предприятия
2.1.Понятие,  принципы, функции  и методы управления………………….
2.2. Производственная  и общая структура…………………………………..
2.3. Организационная  структура управления………………………………
          Глава3. Внешняя среда  предприятия
3.1. Общая характеристика  внешней среды  предприятия………………. 
3.2. Микро- и макросреда  хозяйствования, определяющие  факторы….. 
3.3. Рынок и поведение  на нем субъектов  хозяйствования………………
Демографические факторы. Для демографической среды Украины характерны: увеличение смертности, снижение рождаемости, старение населения, рост числа служащих. Превышение количества умерших над количеством рожденных за 1991-1997 годы составило 1,5 млн. человек. Нынешний уровень рождаемости на Украине - один из наиболее низких среди новых независимых государств в Европе (после России).
Снижение рождаемости 
уменьшает потребность в 
Изменение структуры населения по возрастным группам привело к сокращению трудового потенциала, т.к. в трудоспособном возрасте во многих регионах Украины оказалась меньшая часть населения. Это требует от предприятий разработки стратегии экономии живого труда путем технико-технологического перевооружения, повышения уровня механизации и автоматизации производственных процессов.
Научно-технические факторы. Научно-технический прогресс играет определяющую роль в развитии и интенсификации промышленного производства. Он охватывает все звенья процесса, включающего фундаментальные, теоретические исследования, прикладные изыскания, конструкторско-технологические разработки, создание образцов новой техники, ее освоение и промышленное производство, а также внедрение новой техники в народное хозяйство. Происходит обновление материально-технической базы промышленных предприятий, растет производительность труда повышается эффективность производства.
Экономические факторы. К основным факторам этой среды принадлежат: рост и спад промышленного производства, уровень и темпы инфляции, колебания курса гривни относительно валют других государств, система налогообложения и кредитования, спрос и предложение на рынке, платежеспособность контрагентов, уровень и динамика цен, безработица и др.
Экологические 
факторы. Для этой среды характерны: 
рост загрязнения окружающей среды 
и усиление вмешательства в процесс 
рационального использования и 
воспроизводства природных 
В настоящее время две трети территории Украины охвачены острым экологическим кризисом. Ежегодно потери от неэффективного природопользования составляют от 15 до 20% национального дохода, что само по себе указывает на необходимость установления гармоничных взаимоотношений предприятий и природы. Нужно максимально учитывать природные условия и ресурсы, другие компоненты при проектировании и функционировании предприятий, добиваться обеспечения экономического равновесия в производственной и социальной деятельности и воспроизводства природной среды.
Политические факторы. На производственной и социальной деятельности предприятия определенно сказываются события, происходящие в политической среде. Для нее характерны: законодательное регулирование предпринимательской деятельности, повышение требований со стороны государственных учреждений, следящих за соблюдением законов. Внезапные изменения в политической ситуации в стране могут привести к изменению условий хозяйствования, к повышению ресурсных затрат, потере прибыли.
Международные 
факторы, к которым можно отнести 
интернационализацию мировой 
3.3. Рынок и поведение на нем субъектов хозяйствования
Рынок - это сфера товарного обмена и связанная с ним совокупность отношений, которые складываются между товаропроизводителями и покупателями по поводу купли-продажи.
Условия функционирования рынка: реализация многообразных форм собственности и их равноправие, создание рыночной инфраструктуры и свободная конкуренция, являющаяся регулирующей силой в рыночной экономике.
Рынок выполняет следующие функции:
- регулирующую (регулирует производство и обращение товаров и услуг);
- контролирующую 
(определяет общественную 
- распределительную 
(устанавливает необходимые 
- стимулирующую 
(побуждает снижать 
- информационную (информирует о состоянии дел в хозяйственной сфере);
- санирующую (очищает общественное производство от экономически слабых, неконкурентноспособных хозяйственных единиц).
Инфраструктуру рынка составляет совокупность субъектов, имеющих разные направления деятельности и обеспечивающих эффективное взаимодействие всех рыночных контрагентов. К наиболее важным элементам рыночной инфраструктуры относятся: товарные, товарно-сырьевые, фондовые и валютные биржи, коммерческие информационные центры, банки, транспортная и складская сеть, системы и средства коммуникации.
Существуют следующие принципы поведения хозяйствующих субъектов в рыночной экономике:
1) принцип свободы 
экономической, хозяйственной 
2) принцип свободного рыночного ценообразования;
3) принцип главенства потребителя;
4) принцип партнерства 
(на основе договоров и 
5) принцип государственного 
регулирования рыночных 
Предприятие, являясь составной частью внешнего окружения, обязано постоянно решать вопросы социального развития не только собственного трудового коллектива, но и местного и общегосударственного значения.
Поведение хозяйствующих субъектов на рынке регулируется также принципами:
- взаимовыгодности и равноправия деловых отношений;
- ответственности перед конечным потребителем;
- достижения 
экономического и 
- экономного ведения хозяйства;
- соблюдения 
этического кодекса 
 
Информация о работе Предприятие в условиях рыночной экономики