Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 22:20, курсовая работа
Актуальность темы практической работы определяется тем, что в условиях перехода к рыночной экономике в России существенно изменились состав и структура денежных доходов населения. В частности, увеличился временной интервал, необходимый для накопления определенной суммы сбережений, достаточной для приобретения населением товаров и услуг. В связи с этим, возросла роль потребительского кредита, призванного устранить временной разрыв между потребностью в получении товаров или услуг и возможностью их оплаты.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ  ОСНОВЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ  ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИИ..……………………………10
Сущность потребительского кредитования.…………………………………….10
Законодательная база потребительского кредитования………………………..24
Совеременное состояние рынка потребительского кредитования…………….30
2 АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОГО ККО ООО КБ «Ренессанс Кредит»...…….……………….…..33
2.1 Краткая характеристика ООО КБ «Ренессанс Кредит»………………...……...33
2.2 Услуги и продукты Челябинского ККО КБ «Ренессанс Кредит» предоставляемые для клиентов физических лиц в рамках потребительского кредитования………………………………………………..…………………………36
2.3 Анализ структуры кредитного портфеля Челябинского ККО ООО КБ «Ренессанс Кредита»…..……………………………………………………………...39
2.4 Анализ рискованности кредитных операций Челябинского ККО ООО КБ «Ренессанс Кредит»….……………………….……….……………………..……….44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...…………………………………………………………….………..48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК...………………………………………....
История с разработкой 
законопроекта о 
Целями Федерального закона являются защита прав и законных интересов заемщиков - физических лиц и кредиторов, укрепление доверия к банковской системе Российской Федерации, повышение устойчивости финансовой системы, создание условий для предотвращения недобросовестной конкуренции в сфере потребительского кредитования.
Федеральным законом устанавливаются:
а) состав, порядок и сроки предоставления информации при заключении и в течение срока действия договора потребительского кредита;
б) требования к договору потребительского кредита и сопутствующим договорам;
в) дополнительные права и обязанности сторон по договору потребительского кредита;
г) дополнительные меры по защите прав и законных интересов потребителей и кредиторов и ответственность за их нарушение;
д) меры по обеспечению возвратности потребительского кредита;
е) особенности взаимодействия кредиторов, потребителей и иных лиц при потребительском кредитовании;
ж) меры государственного контроля и надзора в сфере потребительского кредитования .
1.3 Современное состояние рынка потребительского кредитования.
Ситуация на рынке потребительского 
кредитования явно улучшается: впервые 
за последние полтора года стал расти 
объем выдаваемых кредитов, уровень просрочки 
постепенно стабилизируется. Однако оставшиеся 
от кризиса проблемы и дефицит качественных 
заемщиков не позволяют банкам выдавать 
кредиты на докризисных условиях и в тех 
же объемах.  
Рынок потребительского кредитования 
начал демонстрировать выздоровление 
после кризиса. Во втором квартале 2010 года 
впервые с 2008-го вырос объем потребительских 
кредитов у 200 крупнейших российских банков. 
За предшествующие полтора года этот показатель 
упал почти на 500 млрд руб., или более чем 
на 13%. Просрочка же по потребительским 
кредитам за это время выросла более чем 
на 115%, что составляет почти 150 млрд.руб. 
И вот по итогам второго квартала 2010 года 
почти четверть полуторагодовых потерь 
отыграна. Рост рынка потребительского 
кредитования банкиры склонны объяснять 
двумя факторами. Это, во-первых, общее 
улучшение экономической ситуации. Во-вторых, 
реализация отложенного спроса: заемщики 
стали более уверенными в своем будущем 
и перестали отказывать себе в крупных 
покупках. 
По мнению директора департамента 
розничного кредитования Бинбанка Олега 
Соколова, это только начало пути: "Наблюдаются 
активная разморозка банками программ 
потребительского кредитования и постепенное 
наращивание кредитных портфелей. Об этом 
свидетельствуют и данные Банка России: 
в августе выдача кредитов физлицам выросла 
на 2,3% против роста на 1,8% в июле. Активнее 
всего возобновление наблюдается в сегменте 
выдачи кредитов наличными относительно 
небольших сумм на короткие сроки, а также 
автокредитов. Тем самым банки утоляют 
накопившийся за два года кредитный голод 
населения. А активный рост авторынка 
и продолжающаяся госпрограмма поддержки 
продаж автомобилей отечественного производства 
стимулируют рост автокредитов".  
Восстановление интереса заемщиков к 
кредитным продуктам банков не в последнюю 
очередь связано с постепенной либерализацией 
условий выдачи кредитов. "Первыми на 
старт вышли автокредиты и ипотечные программы, 
поскольку наличие ликвидного залога 
давало банкам дополнительные гарантии 
и способствовало снижению рискового 
уровня, а значит, появлению более лояльных 
условий. Что касается потребительских 
займов, то нецелевой характер кредитования 
и отсутствие залога делают их более рисковыми 
для банков, что напрямую сказывалось 
на условиях кредитования. Однако и здесь 
сейчас происходят изменения: рынок потребкредитов 
также пошел в активный рост", - рассказывает 
Дмитрий Демешко, глава департамента альтернативных 
каналов продаж Банка Сосьете Женераль 
Восток.[25]  
Однако есть факторы, которые по-прежнему 
тормозят развитие потребительского кредитования. 
Это относительная дороговизна фондирования, 
что удерживает процентные ставки по кредитам 
на довольно высоком уровне, высокая закредитованность 
потенциальных клиентов из экономически 
активных слоев населения и рост просроченной 
задолженности.  
Все это вынуждает кредитные организации 
осторожничать. Некоторые игроки снова 
ужесточили требования к заемщикам. "Основная 
проблема - это старые долги, образовавшиеся 
в период кризиса, которые уже перестали 
расти и стабилизировались на одном уровне, 
но портят статистику. И хотя качество 
новых выдач высокое, банки еще длительное 
время при расчете ставок по продуктам 
будут использовать статистику кризисного 
периода при планировании уровня возможных 
потерь", - рассказывает руководитель 
дирекции развития продуктов Транскапиталбанка 
Игорь Антонов[26].
Как утверждают банкиры, приоритетной 
задачей для банковского 
Однако менее рискованный продукт - он 
и менее доходный, что тоже не устраивает 
банки. И когда ситуация начала нормализоваться, 
все больше игроков стали обращать внимание 
на такие продукты, как кредитные карты 
и потребительские кредиты наличными. 
"В розничном сегменте наиболее приоритетными 
кредитами являются потребительские и 
автомобильные. Они рискованнее, но и доходнее 
для банков. Если мы говорим об ипотечных 
кредитах, то приоритетность данного направления 
кредитования определяется возможностью 
привлечения банками фондов для финансирования 
ипотеки", - рассказывает директор департамента 
розничного бизнеса банка "Интеза" 
Татьяна Жаркова. "Наибольший потенциал 
мы сейчас видим в кредитах наличными 
и кредитных картах, так как первые позволяют 
динамично наращивать среднесрочный портфель 
с низким или средним риском, а вторые 
- поддерживать долгосрочные и активные 
отношения с клиентом", - соглашается 
Григорий Бабаджанян.  
       Впрочем, активизация 
банков на рынке потребительского кредитования 
в ближайшее время вряд ли приведет к существенному 
снижению ставок. "По нашему мнению, 
ставки достигли уже своего минимума, 
и дальнейшего снижения мы не ожидаем. 
Исключением могут стать кредиты по государственным 
социальным программам автокредитования 
и ипотеки",- уверена Татьяна Жаркова. 
Уже сейчас можно видеть, что конкурентная 
борьба уходит с ценового поля. Ставки 
по кредитам становятся примерно одинаковыми, 
что заставляет банки привлекать клиентов 
неценовыми методами.
2 АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОГО ККО ООО КБ «РЕНЕССАНС КРЕДИТ»
2.1 Краткая характеристика Челябинского ККО ООО КБ «Ренессанс Кредит»
Банк «Ренессанс Капитал» 
был зарегистрирован 
Запись о банке была внесена 20 ноября 2002 года в Единый государственный реестр юридических лиц с присвоением Банку основного государственного регистрационного номера №1027739586291.
В свою очередь группа «Ренессанс Кредит» является частью «Ренессанс Групп» — независимой инвестиционно-финансовой группы компаний, которая фокусируется на высокоперспективных развивающихся рынках, работает в России, Украине, Центральной Азии, странах Африки к югу от Сахары, Европе и Америке.
В 2004 году банком был выдан первый кредит в России, а в 2007 году уже вышел на положительный уровень прибыльности. В Украине группа начала операции в 2006 году. «Ренессанс Кредит» входит в ТОП-100 крупнейших российских банков.
География деятельности Группы «Ренессанс Кредит» охватывает 59 регионов России, 16 областей Украины и Автономную Республику Крым. В России количество клиентов банка превышает 4 миллиона.
«Ренессанс Кредит» предлагает частным лицам такие продукты как целевые кредиты, кредиты наличными, кредитные и расчетные карты, вклады и другие услуги.
«Ренессанс Кредит сотрудничает в России с федеральными розничными сетями «Связной», «М.Видео», «Касторама», Kika, МТС, а также с региональными компаниями и торговыми сетями, которые предлагают товары и услуги повседневного спроса.
Начало 2011 года для Департамента по операциям с платежными картами ознаменовалось выпуском пятимиллионной карты! Темпы развития карточной эмиссии впечатляют: первая карта была выпущена в октябре 2004 года, к концу 2008 года объем выпущенных карт достиг 1,5 млн, а за 2 последних года эта цифра увеличилась более чем в 3 раза! В дальнейшем «Ренессанс Кредит» планирует выдавать пластиковые карты ко всем новым продуктам, которые будут выводиться на рынок.
«Сегодня карта - это наиболее оперативный инструмент для использования денежных средств. То, что мы выпустили пятимиллионную карточку - это показатель того, что подобные платежи заняли огромное место в системе ценностей наших клиентов», - отметила Анна Дементьева, руководитель Департамента по операциям с платежными картами, и поблагодарила всех сотрудников департамента, вовлеченных в процесс выпуска и обслуживания карт банка[23]..
Для команды автокредитования декабрь 2010 года получился самым результативным месяцем с момента возобновления кредитования. В последнем месяце было выдано 530 автокредитов на сумму более 180 млн рублей (для сравнения, в апреле 2010 года объем автокредитования составил всего 6 млн. рублей).
Новые условия рынка и новые задачи банка заставили пересмотреть принятую ранее модель POS-кредитования и заменить её на модель привлечения через прямые каналы, которая лучше соответствует рыночным трендам. Для этого банку необходима сильная сеть дистрибуции и новые партнерства. ООО КБ «Ренессанс Кредит» предпринимает серьезные шаги в обоих направлениях. Так, число отделений по стране на конец года выросло в 2 раза по сравнению с январем (37 против 74). В октябре открылось новое отделение ККО Челябинска по ул.Свободы 66. Уже в 2011 году должно открыться еще одно отделение г.Челябинска в Курчатовском районе.
В этом году и в ближайшие несколько лет одним из ключевых приоритетов банка будет являться повышение операционной эффективности. С этой целью уже ведется ряд проектов, но важно разработать системный механизм мониторинга и регулярного поиска и устранения «узких мест», которые мешают работать эффективно. С другой стороны, операционная эффективность во многом зависит от того, как банк работает и как выстраиваем процессы.
Есть традиционная фраза – “кадры решают все”, и основной актив любой компании – это ее высокопрофессиональные и мотивированные сотрудники. Поэтому особо пристальное внимание в будущем году будет уделяться таким HR-вопросам как развитие, обучение и оценка персонала”.
Ренесанс Кредит занял 27 место в списке самых потребительских банков по итогам 9 месяцев 2010 года, составленном журналом «Коммерсант Деньги». Рэнкинг учитывает объем розничных кредитных портфелей банков. ТОР-5 самых потребительских банков выглядит следующим образом Сбербанк, ВТБ 24, Росбанк, Россельхозбанк, Русфинанс Банк.
Также Ренессанс занял 67 место в списке 200 крупнейших банков России по размеру капитала на 1 октября 2010 года и 88 место - в списке 200 крупнейших российских банков по сумме чистых активов за этот же период. Лидерами рэнкингов стали Сбербанк, ВТБ И Газпромбанк.
2.2 Услуги и продукты Челябинского ККО ООО КБ «Ренессанс Кредит»
ООО КБ «Ренессанс Кредит» осуществляет все виды основных банковских операций, помогая клиентам лучше ориентироваться в мире финансов, эффективно распоряжаться деньгами и обеспечивая удобство банковского обслуживания, основные и дополнительные продукты банка указаны в таблице 2.
Таблица 2 - Продукты «Ренессанс кредит» для физических лиц
| Продукты «Ренессанс кредит» для физических лиц | |||
| Основные | Дополнительные | ||
| Расчетные продукты | Сберегательные продукты | Кредитные продукты | |
| Текущий счет | Ренессанс доходный | Разрешенный овердрафт по текущему счету | Удаленные каналы доступа | 
| Международные пластиковые карты | Ренессанс накопительный | Кредитная Карта | |
| Ренессанс удобный | Персональный Кредит | ||
| Депозиты | |||
Рассмотрим некоторые из основных видов продуктов, которые предоставляются в рамках потребительского кредитования физических лиц.
Текущий счет физического лица.
Текущий счет – это электронный кошелек клиента, то есть счет, который позволит клиенту всегда иметь при себе безопасно хранящиеся деньги и использовать их по мере необходимости: проводить максимально полный набор различных операций, например, снимать и вносить наличные, оплачивать покупки, услуги, обменивать валюту и т.д.
Текущий счет открывается на условиях «до востребования», то есть срок его действия не ограничен. Клиент может им пользоваться по необходимости.
Текущий счет может быть открыт в разных валютах: рублях, долларах, евро. Если клиенту необходимо несколько счетов, то он может открыть 3 счета по одному в каждой валюте.
К текущему счету можно оформить краткосрочный и персональный кредит.
Разрешенный Овердрафт – краткосрочный кредит, оформляемый к текущему счету на неотложные нужды. Увидев привлекательную вещь, клиент сможет приобрести ее, даже если собственных средств на счете недостаточно. Банк «добавит» необходимую сумму средств при осуществлении покупки.
Если клиент обслуживается в банке или только собирается стать клиентом, он может оформить «Персональный кредит». Кредит оформляется на любые цели и на выгодных условиях.
Процедурные свойства продукта Текущий счет:
Кредитная карта.
Кредитная карта – 
карта, для которой применяется 
следующая схема расчетов: клиент, 
кроме возможности