Общественные блага и альтернативные методы их производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2015 в 03:00, курсовая работа

Описание работы

Предметом является производство общественных благ в Республике Беларусь
Цель исследования: выявить особенности общественных благ и альтернативные методы их производства
Задачи данной работы:
Ознакомиться с теоретическими основами и экономической сущностью домашнего хозяйства как экономического субъекта;
Провести анализ развития домашних хозяйств в экономике Республики Беларусь;
Рассмотреть Особенности и перспективы развития домашних хозяйств в экономике Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….
5
1.Общественные блага с позиции экономических отношений……………..
7
1.1 Сущность и значение общественных благ…………………........……..
7
1.2 Классификация общественных благ и их специфические черты…….
9
1.3 Производство общественных благ и особенности спроса на них……
13
2. Анализ предоставления общественных благ в Республике Беларусь…...
19
2.1 Определение оптимального объёма общественных благ…...….……
19
2.2 Предоставление общественных благ в Республике Беларусь……..…
21
3. Проблема регулирования предоставления общественных благ в Республике Беларусь…………………………………………………………..
27
Заключение……………………………………………………………………..
31
Список использованной литературы……………………

Файлы: 1 файл

Benesyuk_Anastasia_14mpp-1_Obschestvennye_blaga.docx

— 104.95 Кб (Скачать файл)

Когда речь идет об образовании нашей страны, необходимо учитывать тот факт, что данное образование должно соответствовать международным требованиям. Знания, которые получают молодые специалисты, должны быть применимы не только в пределах РБ, но и на мировой арене. В связи с этим стратегической целью является создание системы образования, соответствующей потребностям личности, общества, государства, формирование условий для ее дальнейшего развития, подготовки новых поколений к жизни и труду в гражданском обществе с устойчивой социально ориентированной рыночной экономикой. Полученные знания должны соответствовать международным стандартам.

Для реализации этой цели требуется решить следующие задачи:

  • создание условий для удовлетворения потребностей граждан в получении образования, приобретении ими глубоких и всесторонних знаний, гармоничного развития личности и творческих способностей человека;
  • обеспечение доступности, бесплатности общего среднего, профессионально-технического и на конкурсной основе - среднего специального и высшего образования, преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования, демократизации образования;
  • повышение интеллектуального и культурного потенциала населения на основе совершенствования и оптимизации национальной системы образования;
  • интеграция национальной системы образования в единое Европейское пространство высшего образования, присоединение к Болонскому процессу, создание национальной системы оценки качества образования с учетом международных требований.
  • улучшение материально-технического и финансового обеспечения отрасли посредством многоканального финансирования учреждений образования.

В 2014-2020 гг. ставится цель вывести национальную систему образования на уровень, соответствующий мировым стандартам. Особое значение следует придать развитию высшего образования: повысить качество и усовершенствовать структуру подготовки специалистов; максимально приблизить ее к требованиям рынка труда.

Предстоит реализовать ряд организационных мер:

  • оптимизировать сеть учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, с учетом складывающейся демографической ситуации, не нарушая права граждан на получение образования;
  • развивать сеть учреждений образования нового типа, создавать университетские комплексы, реализующие образовательные программы различных уровней;
  • сформировать эффективный механизм трансфера научно-технических разработок в производство по отраслям экономики и регионам;
  • разработать системы дистанционного обучения на всех уровнях образования, мониторинга качества обучения и воспитания учащейся молодежи;
  • повысить квалификационный уровень преподавательского состава и эффективность использования кадров.

Для решения поставленных перед образованием целей и задач следует обеспечить его необходимое финансирование, создать условия для привлечения инвестиций в сферу образования, усилить роль рыночных механизмов хозяйствования. Намечается создать цивилизованный рынок образовательных услуг, включить систему образования Беларуси в мировой образовательный процесс.

Основными задачами государственной культурной политики являются позиционирование Республики Беларусь как одного из центров восточнославянской цивилизации и неотъемлемой части европейского сообщества, воспитание патриотов и достойных граждан нашей страны, приумножение духовного богатства народа, создание равных условий для реализации творческих способностей и обеспечение разнообразия культурных услуг.

В сфере профессионального искусства будет продолжено финансирование создания новых произведений искусства посредством государственного заказа с приоритетной поддержкой проектов белорусских авторов и исполнителей, фестивалей, конкурсов и иных творческих проектов, способствующих раскрытию и приумножению творческого потенциала белорусского народа. [14]

Главное предназначение национальной культуры - консолидировать народ на основе общих традиций и ценностей, воспитывать патриотов, развивать и приумножать творческий потенциал народа, создавать условия и гарантии для всестороннего развития личности, удовлетворения ее эстетических потребностей, реализации способностей и талантов.

Решение поставленных задач будет обеспечено за счет:

  • сохранения и обогащения культурного наследия;
  • поддержки отечественных производителей объектов культуры искусства, развития кинематографии, профессионального искусства, народного творчества;
  • повышения качества, обеспечения доступности и разнообразии современных услуг культуры для всех граждан, включая жителей села и малых городов;
  • формирования и укрепления позитивного культурного имиджа Беларуси за рубежом.

На этапе 2014-2020 гг. в отрасли культуры предстоит: провести структурные преобразования организационно-хозяйственного механизма отрасли; разработать эффективный механизм финансирования культуры, новые формы ее экономической поддержки; продолжить работу по созданию цивилизованного рынка услуг; активно включиться в мировые процессы развития культуры.

Проблема борьбы с бедностью является важнейшим приоритетом социальной политики. Для устойчивого развития первостепенное значение имеет максимальное сокращение в стране уровня малообеспеченности. Реализация этой задачи будет происходить на основе экономического роста, повышения уровня жизни, прежде всего работающей части населения.

С увеличением минимальной заработной платы, ростом средней заработной платы и среднедушевых денежных доходов предполагается, что доля населения с доходами ниже бюджета прожиточного минимума должна сократиться к 2015 г. вдвое, что соответствует цели Декларации тысячелетия.

Данная программа устойчивого социально-экономического развития поможет исключить проблемы предоставления общественных благ, которые возникли ранее. Меры по реализации поставленных целей и задач приведут к положительной динамике предоставления общественных благ и привлечению молодых специалистов в Республике Беларусь. При явном росте показателей, очевидно, что инвестирование данной области также возрастет. [15]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Радикальные преобразования, происходящие в Беларуси в последние десятилетия, затронули все сферы жизни общества. Не обошли стороной они и общественные блага. А ведь такие социально-значимые блага, как образование, здравоохранение, культура и искусство, физическая культура и спорт, научные достижения, информационное обеспечение и др. определяют уровень и качество жизни населения, создают условия для развития человеческого потенциала.

Происходящее сокращение объема, ухудшение качества общественных благ, подмена их бесплатности и равнодоступности платностью и исключаемостью демонстрируют неэффективность существующей на сегодняшний день системы воспроизводства общественных благ, неспособность ее эффективно решать поставленные задачи.

Для создания нового механизма актуальным является исследование положительного зарубежного опыта. Необходимость системы общественных благ во многом определяется национальным менталитетом и взглядами населения, которые на выборах или референдумах, голосуя, высказывают свое мнение. Именно нормы и правила, великолепно работающие в развитых демократических странах, часто оказываются неспособными регулировать поведение граждан Республики Беларусь, следующих иным традициям, целям и ценностям. Так, в скандинавских странах население требует от государства обеспечения большим количеством общественных благ даже за уплату высоких налогов. В США ситуация прямо противоположная: «Мне от государства не нужно ничего, кроме обеспечения правопорядка. Я готов платить небольшие налоги, чтобы был правопорядок, а уж остальные проблемы — образование, здравоохранение и прочее — я решу сам». В Республике Беларусь в сознании людей глубоко укоренилась идея о бесплатности и общедоступности многих услуг. Этап психологической подготовки населения к рыночной экономике («за все нужно платить») еще не завершился. Данные социологических опросов среди граждан Республики Беларусь говорят, что 40 % респондентов высказывались за традиционную модель предоставления общественных благ, характерную для коммунистического пути развития, около 30 % — за демократические принципы, но с «сильной рукой», и только 28 % — за либерализацию экономики западного типа.

Мировой опыт показывает, что даже в случае взятия государством на себя ответственности за качественное обеспечение населения общественными благами схема их воспроизводства может существенно различаться в различных странах. Так, в Нидерландах 17 % ВВП создается некоммерческим сектором (НКО), потому что он наиболее эффективен в оказании бюджетных социальных услуг. За государством закреплены лишь функции по сбору налогов. В Германии государство не занимается непосредственно производством социальных услуг, не финансирует их, а обязывает фирмы расширять производство данных услуг. Так по данным Института немецкой экономики каждый работающий на условиях полной занятости получает к заработной плате социальный пакет в размере 71,7 % своего заработка. Аналогичная особенность характерна и для Японии, все социальные выплаты и льготы предоставляет не государство, а предприятие своим работникам.

Несмотря на различия в способах обеспечения населения социально-значимыми общественными благами государство, являясь важнейшим институтом общества, при этом играет значительную роль. Оно выступает в качестве гаранта, а также ответственного и исполнительного лица за удовлетворение общественных интересов. Функции государства заключаются в создании необходимых институтов и инфраструктуры, в обеспечении реальных условий для развития частной инициативы в этой области.

 В Республике Беларусь  ситуация характеризуется исключительно  предоставлением общественных благ  организациями государственной  формы собственности, отсутствием  взаимодействия государства с  иными субъектами экономического  общества в процессе воспроизводства  общественных благ, отсутствием  практики государственно-частного  партнерства. Таким образом, при  разработке социально-экономической политики Республики Беларусь использование положительного международного опыта может помочь в решении проблем определения роли государства в предоставлении общественных благ, распределения полномочий по поводу их производства между частным и общественным сектором, внедрения новых форм обеспечения ими населения. Тем самым, это будет способствовать формированию в стране системы предоставления общественных благ, адекватной периоду становления и развития социально ориентированных рыночных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Микроэкономика: учебно-методичекий комплекс / Ю.В. Чеплянский [и др.]; под общ. ред. Ю.В. Чеплянского. – Пинск: ПолесГУ, 2014 – 151с.
  2. Микроэкономика. Продвинутый уровень: учебник / Ю.Н. Черемных – Москва: ИНФРА-М, 2014. – 844с.
  3. Микро- и макроэкономика: учебное пособие / М.И. Плотницкий, Л.В. Воробьёва, Н.Н. Сухарева и др.; под ред. М.И. Плотницкого. – 2е изд., стереотип. – Мн.: Книжный дом; Мисанта, 2005. – 224с.
  4. Общественные блага [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://studme.org/12980617/politekonomiya/obschestvennye_blaga. – Дата доступа: 07.11.2015.
  5. Общественные блага: понятие, сущность, классификация [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.e-reading.club/chapter.php/99883/21/Koshelev_Nacional'naya_ekonomika__konspekt_lekciii.html. – Дата доступа: 07.11.2015.
  6. Классификация общественных благ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.grandars.ru/student/nac-ekonomika/obshchestvennye-blaga.html. – Дата доступа: 10.11.2015.
  7. Экономика и финансы общественного сектора [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://thelib.ru/books/valeriy_anatolevich_isaev/ekonomika_i_finansy_obschestvennogo_sektora.html. – Дата доступа: 10.11.2015.
  8. Производство общественных товаров [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://studme.org/11570718/politekonomiya/proizvodstvo_obschestvennyh_tovarov. – Дата доступа: 15.11.2015.
  9. Производство общественных благ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://modern-econ.ru/micro/gosudarstvo/blago/proizvodstvo-blag.html. – Дата доступа: 15.11.2015.
  10. Проект основных положений Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.belta.by/ru/all_news/economics/Programma-sotsialnoekonomicheskogo-razvitija-Respubliki-Belarus-na-2011--2015-gody_i_531148.html - Дата доступа: 15.11.2015.
  11. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2015. – Минск: М-во статистики и анализа Респ. Беларусь, 2015.
  12. Проект основных положений Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.belta.by/economics/view/proekt-osnovnyh-polozhenij-programmy-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitija-respubliki-belarus-na-2011-201-137621-2010#4_4. – Дата доступа: 15.11.2015.
  13. Здравоохранение [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.belta.by/economics/view/proekt-osnovnyh-polozhenij-programmy-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitija-respubliki-belarus-na-2011-201-137621-2010#4_4. – Дата доступа: 15.11.2015.
  14. Указ президента Республики Беларусь от 11.04.2011 № 136 «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы»
  15. Социально-экономическое развитие РБ [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=P31100136&p2. – Дата доступа:15.11.2015.

 

 

 

 

 


Информация о работе Общественные блага и альтернативные методы их производства