Общественные блага и альтернативные методы их производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2015 в 03:00, курсовая работа

Описание работы

Предметом является производство общественных благ в Республике Беларусь
Цель исследования: выявить особенности общественных благ и альтернативные методы их производства
Задачи данной работы:
Ознакомиться с теоретическими основами и экономической сущностью домашнего хозяйства как экономического субъекта;
Провести анализ развития домашних хозяйств в экономике Республики Беларусь;
Рассмотреть Особенности и перспективы развития домашних хозяйств в экономике Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….
5
1.Общественные блага с позиции экономических отношений……………..
7
1.1 Сущность и значение общественных благ…………………........……..
7
1.2 Классификация общественных благ и их специфические черты…….
9
1.3 Производство общественных благ и особенности спроса на них……
13
2. Анализ предоставления общественных благ в Республике Беларусь…...
19
2.1 Определение оптимального объёма общественных благ…...….……
19
2.2 Предоставление общественных благ в Республике Беларусь……..…
21
3. Проблема регулирования предоставления общественных благ в Республике Беларусь…………………………………………………………..
27
Заключение……………………………………………………………………..
31
Список использованной литературы……………………

Файлы: 1 файл

Benesyuk_Anastasia_14mpp-1_Obschestvennye_blaga.docx

— 104.95 Кб (Скачать файл)

Одно из существующих решений проблемы предоставления недостоверной информации при выявлении предпочтений – это введение специального налога, так называемого налога Кларка (по имени автора идеи). 
Налог Кларка предназначен для того, чтобы было выгодно предоставлять достоверную информацию при выявлении предпочтений. 
 При этом каждый индивидуум ставится в такое положение, когда его влияние на принятие решения обособляется и становится решающим. Процедура организации такого налога является практически сложной, поэтому возможность введения подобного налога представляет лишь теоретический интерес.

Итак, мы рассмотрели сбой рынка с позиций экономической эффективности в случае с общественными благами. Свойство несоперничества этих благ изменяет условия для определения оптимального объема производства общественных благ. Приходится принимать во внимание полезность общественного блага для всех потенциальных потребителей. Отсутствие адекватного коллективного выбора ведет к неэффективному результату.

Вторая характеристика общественных благ – неисключаемость означает, что возможно потреблять благо, не платя за это. Данное обстоятельство делает невозможным производство общественного блага частными фирмами.

Корректировка данного сбоя рынка – решение проблемы производства общественных благ – является сложным делом. Для обеспечения производства общественного блага в рамках государственного сектора необходимо выявление предпочтений потенциальных потребителей. Вместе с тем существует стремление потребителей скрывать свои истинные предпочтения и оценки, что влияет на определение объемов производства общественных благ. [7]

Спрос на общественные блага зависит от готовности потребителей платить за общественные блага. Но поскольку потребители получают выгоды от чистого общественного блага независимо от того, платят они за него или нет, то возникает желание обойтись без лишних выплат, получить это благо даром. Такая ситуация получила название проблемы «безбилетника-зайца». В результате существования проблемы безбилетника производство общественных благ только частными способами невозможно (если бы эти блага предоставлялись частными фирмам, то возникло бы их недопроизводство). Таким образом, рынок оказывается не в состоянии сравниться с этой проблемой, терпит фиаско. Исправить «провалы» рынка помогает государство. Во всех развитых и развивающихся странах производителем чистых общественных благ выступает государство, которое является единственным институтом с правом принуждения ко всему взрослому населению. Своеобразной платой за пользование общественными благами в этом случае является подоходный налог. Предложение общественных благ также отличается от предложения частных благ по двум особенностям:

  1. Так как все потребители должны потреблять объём общественных благ целиком, то при любой объём предложения общественных благ равен объёму их потребления.
  2. Предложение общественных благ осуществляется на коллективной основе сетью государственных и муниципальных учреждений или общественно-добровольными организациями.

Государство принимает решение о производстве товаров на основе выявления предпочтений граждан. Это происходит путём голосования и решения принимаются простым большинством голосов. Результаты такого голосования будут зависеть от величины получаемой полезности и издержек, которые чаще всего приобретают форму налога с граждан. Почему происходит именно так? Обратимся к графику на рисунке 1.


 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – график зависимости полезности и издержек

Источник:[8]

Кривая на графике характеризуется изменением желаемой полезности в зависимости от затрат (от величины налогов). Вначале с ростом расходов кривая полезности растет, так как увеличивается и объём полезности, но дальнейший рост налогов для получения пользы становится целесообразным: увеличение расходов на данное благо сокращает возможности потребления других благ и общая полезность сокращается. Таким образом, кривая сначала растёт, а затем с выходом издержек за определённый предел падает. Точка перегиба кривой оказывается в середине кривой, поскольку половина населения хочет расходовать на данное благо большие суммы, а половина – меньшие. Если бы большинство населения хотело нести большие расходы, то точка перегиба кривой сместилась бы вправо, и наоборот.

Как показывает практика, чаще всего большинством голосов принимается усреднённое решение, но это не означает, что достигается эффективность в потреблении блага. Фактически принятое решение отражает лишь желаемые расходы на благо, но ничего не говорит о достигнутом эффекте потребления. Кроме того, на результаты голосования могут оказать влияние различные факторы, не связанные с данной проблемой. Нередко неэффективные решения принимаются в результате лоббизма, то есть формирования групп по интересам и отстаивания этих интересов при принятии общественного решения. В подобном случае выигрывает меньшинство. Вероятность принятия решений возрастает при договорённости различных групп о взаимной поддержке (логроллинг).

Таким образом, государственная деятельность по принятию экономических решений не является гарантией эффективности использования ресурсов и увеличения потребления. [8]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

АНАЛИЗ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

2.1 Определение  оптимального объёма общественных  благ

Предложение общественных товаров определяется альтернативными издержками их производства, которые связаны с привлечением ресурсов, необходимых для производства этих благ, из альтернативных сфер применения. Иными словами, с отвлечением этих ресурсов из частного сектора экономики, где производятся частные блага. На кривой производственных возможностей (КПВ), таким образом, общество выбирает между частными благами и общественными товарами (рисунок 2). Так, точка А отражает определенную комбинацию производства частных и общественных благ. При увеличении количества производимых общественных товаров выбор общества будет смещаться вниз по КПВ, допустим до точки В, сокращая объемы выпуска частных благ, а высвободившиеся при этом ресурсы направляя на производство благ общественных.

Рисунок 2 – кривая производственных возможностей

Источник: [7]

Закон возрастающих альтернативных издержек обуславливает увеличение альтернативных издержек производства общественных товаров по мере смещения вниз по КПВ. То есть расширение масштабов их выпуска будет сопровождаться все большими сокращениями  в объемах выпуска частных благ. Это позволяет утверждать, что линия предложения общественных товаров будет линией восходящей, так как производство каждой следующей единицы общественного товара обходится обществу все дороже. В краткосрочном периоде график предложения частного блага частично совпадает с кривой предельных издержек его производства. Аналогичным образом, предложение общественных благ также будет определяться предельными издержками, но особого рода — предельными общественными издержками (MSC); это дополнительные издержки общества, связанные с производством каждой последующей единицы общественного блага. Предельные общественные издержки возрастают по мере увеличения объемов производства общественного товара, что объясняется уже упомянутым законом возрастающих альтернативных издержек. Так же, как предельные издержки лежат в основе предложения частных благ, предельные общественные издержки определяют предложение общественных товаров и услуг.

Общество (через государственные институты), принимая решение о производстве общественного товара, сопоставляет предельные общественные выгоды, лежащие в основе коллективного спроса на него, и предельные общественные издержки, лежащие в основе предложения общественных благ (рисунок 3).

Рисунок 3 – оптимальное количество общественных благ

Источник:[4]

Если MSB > MSC, то объем производства общественного блага будет увеличен; если же MSB < MSC, то объемы производства общественного блага необходимо сократить. Если же MSB = MSC, то достигается оптимальный объем производства общественного блага, а величина коллективного спроса на него соответствует объемам его предложения.

Несмотря на то, что оптимальный объем производства общественного товара предполагает равенство спроса на него и его предложения, так же, как в случае с частными благами, равенство это определяется не на рыночных основах. Предположим, что правительство рассматривает некий проект по производству общественных благ. Основная суть проблемы состоит в том, что любое решение вложить ресурсы в общественные блага влечет за собой как выгоды, так и издержки. Выгоды заключаются в дополнительном удовлетворен ни общественных потребностей, так как увеличиваемся выпуск общественных благ, а издержки в том, что удовлетворение потребностей уменьшается в связи с сокращением производства товаров для индивидуального потребления.

Нужно ли перемешать ресурсы из частного сектора в государственный? Здесь необходимо сравнить дополнительную (предельную) общественную выгоду(MSB) с дополнительными (предельными) общественными издержками (MSC), которые связаны с производством каждой дополнительной единицы общественного товара по данному плану. Если предельная общественная выгода от дополнительного производства общественных благ превысит предельные общественные издержки из-за уменьшения количества товаров для индивидуального пользования, то следует произвести дополнительное количество общественных благ и переместить ресурсы из частного сектора в государственный, где они производятся. Если издержки недопотребления товаров для индивидуального пользования будут больше, чем предельная общественная выгода, связанная с дополнительным количеством общественных товаров, то этого делать не следует. Прекратить деятельность или приостановить реализацию программы следует в тот момент, когда предельная общественная выгода становится равной предельным общественным издержкам. [9]

 

 2.2 Предоставление общественных благ в Республике Беларусь

Центральное место в модели устойчивого социально-экономического развития занимает человек как личность, как потребитель и производитель благ и услуг, генератор новых идей и главный субъект их реализации.

Основные социальные задачи, направленные на развитие человеческого потенциала, предусмотренные в Национальной стратегии устойчивого развития 1997 года (НСУР-97), в основном были выполнены. Это нашло отражение в интегральном показателе - индексе развития человеческого потенциала, по которому Республика Беларусь в 2001 г. заняла 53 место среди 175 стран мира, что позволило ей войти в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала, опережая все страны СНГ. [10]

Далее в разделе будет представлено предоставление общественных благ в области культуры, здравоохранения и образования.

Основные показатели деятельности организаций культуры приведены в таблице 2.1

 

Таблица 2.1 - Основные показатели деятельности организаций культуры

 

2012

2013

2014

Число публичных библиотек

3606

3458

3059


 

продолжение таблицы 2.1

Число клубных учреждений

3473

3307

3054

Число музеев

162

162

157

Число профессиональных театров

28

28

28

Число цирков

2

2

2

Число концертных организаций

18

19

19


Источник: [11, с. 191]

Данные таблицы свидетельствуют о том, что в Беларуси наблюдается негативная тенденция уменьшения количества социально-культурных объектов. Количество публичных библиотек сократилось на 28%, клубных учреждений на 33%, кинотеатров - почти в 4 раза, посещение музеев и театров - на 17% и 27% соответственно.

Преимущественно такая  тенденция наблюдается в сельских населенных пунктах. Причинами этому являются удорожание услуг. Кроме данные показатели снижаются еще и потому, что наблюдается отток молодого поколения из сельской местности в города, а люди более старшего возраста данные культурные заведения особо не посещают. Одной из основных проблем также является финансирование развития сельской местности. Финансирование в данном случае может осуществляться по двум направлениям: увеличение налогов либо привлечение инвестиций. Для РБ более благоприятным вариантом является привлечение инвестиций. Они могут быть вложены в развитие туризма, различного рода сельскохозяйственных фестивалей и т.д.

Далее я рассмотрела более подробно задачи национальной культуры, а также способы их решения в стране.

Главное предназначение национальной культуры — консолидировать народ на основе общих традиций и ценностей, воспитывать патриотов, развивать и приумножать творческий потенциал народа, создавать условия и гарантии для всестороннего развития личности, удовлетворения ее эстетических потребностей, реализации способностей и талантов. Решение поставленных задач будет обеспечено за счет:

Информация о работе Общественные блага и альтернативные методы их производства