Налоговая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2015 в 12:46, реферат

Описание работы

В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………...3
Сущность налогов. Функции налогов…………………………………………………...3
Виды налогов ……………………………………………………………………………..4
Общие принципы налогообложения …………………………………………………....6
Налоговая система России ………………………………………………………………7
а). Основные налоги, взимаемые в России………..............................................8
б). Показатель «налоговая нагрузка» ………………………………………….14
Вывод…………………………………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………………………….….16

Файлы: 1 файл

Nalogi.doc

— 108.00 Кб (Скачать файл)

Основные налоги, взимаемые в России.

 

Элементы налогообложения: 

  • объект налогообложения (ст.38 НК РФ);
  • налоговая база (ст. 53 НК РФ); (стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения)
  • налоговый период (ст. 55 НК РФ);
  • налоговая ставка (ст. 53 НК РФ) - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки могут устанавливаться в абсолютных суммах (твердые ставки) или в долях к объекту налогообложения (процентные ставки). Процентные ставки, в свою очередь, подразделяются на пропорциональные, регрессивные и прогрессивные (причем прогрессия может быть как простой — применяется ко всему объекту, так и сложной — повышенная ставка применяется к части объекта налогообложения).
  • порядок исчисления налога (ст. 52 НК РФ); в соответствии со ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

 

  • порядок и сроки уплаты налога (ст. 57 НК РФ).

  
К федеральным налогам и сборам относятся:   
1) налог на добавленную стоимость (глава 21 НК косвенным налогам. );

 Налогоплательщики. 1) организации; 2) индивидуальные предприниматели; 3) лица, перемещающие товары через таможенную границу Российской Федерации.   
Ставки: Ставка НДС в размере 0% применяется при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, услуг по международной перевозке и некоторых других операций (п. 1 ст. 164 НК РФ). 
По ставке НДС 10% налогообложение производится в случаях реализации продовольственных товаров, товаров для детей, периодических печатных изданий и книжной продукции, медицинских товаров. (см. перечень, утвержденный Правительством РФ) Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 № 908;  
Ставка НДС 18% применяется во всех остальных случаях (п.3 ст. 164 НК РФ). Сумма НДС определяется как произведение налоговой базы и ставки налога

2) акцизы (глава 22 НК);   
Косвенный. Традиционно к подакцизным товарам относились предметы роскоши

3) налог на доходы физических  лиц (глава 23НК);

Налогоплательщики. Включают две группы физических лиц: 1) налоговые резиденты – физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году; 2) физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами (нерезиденты), то есть фактически находящиеся на территории Российской Федерации более 183 дней в календарном году.  От определения статуса налогоплательщика как налогового резидента или нерезидента зависит выбор объекта налогообложения и налоговой ставки. Возраст, вменяемость, гражданство и другие личностные характеристики не влияют на признание физического лица налогоплательщиком. Объект налогообложения. В зависимости от статуса налогоплательщика объектом налогообложения признается: 1) для налоговых резидентов – доход, полученный от источников в Российской Федерации и (или) за ее пределами; 2) для нерезидентов – доход, полученный от  источников в Российской Федерации.  НК РФ выделяет три формы доходов: доходы в денежной форме; доходы в натуральной форме; доходы в виде материальной выгоды.  Доходы могут быть выплачены физическому лицу наличными денежными средствами непосредственно из кассы предприятия, перечислены на банковский счет налогоплательщика либо по его требованию на счета третьих лиц. Если доходы (расходы) выражены (номинированы) в иностранной валюте, для целей налогообложения они пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ, установленному на дату фактического получения доходов (на дату фактического осуществления расходов). К доходам в натуральной форме относятся: оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика; полученные налогоплательщиком товары, выполненные в интересах налогоплательщика работы, оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе; оплата труда в натуральной форме. Материальной выгодой признаются льготные проценты за пользование заемными (кредитными) средствами, приобретение товаров (работ, услуг) у взаимозависимых лиц по сниженной цене, льготное приобретение ценных бумаг. Налоговая база. Представляет собой стоимостную характеристику (точнее – денежное выражение) доходов налогоплательщика, полученных в налоговом периоде (в календарном году): от всех источников – для налоговых резидентов; от источников в Российской Федерации – для лиц, не являющихся налоговыми резидентами. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им или право на распоряжение, которыми у него возникло в налоговом периоде (календарном году). Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. Налоговые льготы. От налогообложения освобождаются более тридцати видов доходов физических лиц. Среди них различного рода государственные пособия, выплаты и компенсации, государственные пенсии, стипендии, алименты, гранты, материальная помощь работникам (в размере до 4 тыс. рублей) и др. Кроме того, предусматриваются четыре вида налоговых вычетов, уменьшающих налоговую базу и, соответственно, общий размер налога на доходы. Налоговые вычеты предоставляются лишь тем налогоплательщикам, которые получали в налоговом периоде доходы, облагаемые по ставке 13 %.  1) Стандартные вычеты. Имеют поощрительный характер. Вычеты в размере 3 тыс. рублей и 500 рублей предоставляются за особые заслуги перед государством и малозащищенным категориям граждан (ликвидация аварии на Чернобыльской АЭС, участие в Великой Отечественной войне или иных боевых действиях, инвалидность и т.п.). Стандартный вычет в размере 400 рублей предоставляется всем налогоплательщикам в качестве некоторого минимума дохода, свободного от налогообложения. Налогоплательщикам, имеющим  право более чем на один из перечисленных выше налоговых вычетов, предоставляется максимальный из них. Вычет в размере 300 рублей предусмотрен родителям на каждого ребенка, находящегося  на их обеспечении. Если первые два вида стандартных вычетов применяются без ограничения размеров дохода, то два последних применяются лишь до того месяца, в котором  доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода работодателем, предоставляющим налоговый вычет, превысил 20 000 рублей. 2) Социальные вычеты. Предоставляются в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком на благотворительные цели в размере фактически произведенных расходов, но не более 25 % суммы дохода, полученного в налоговом периоде; в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за обучение в образовательных учреждениях, – в размере фактически произведенных расходов на обучение, но не более 38 000 рублей; в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные медицинскими учреждениями Российской Федерации.  3) Имущественные вычеты. При совершении сделок с имуществом налогоплательщик имеет право на два вида вычета. Первый вычет (доходного типа) предоставляется по суммам, полученным налогоплательщиком от продажи (реализации) имущества, второй (расходного типа) - по суммам, израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории России жилого дома или квартиры. 4) Профессиональные вычеты. Предоставляются в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, индивидуальным предпринимателям, а также лицам, получающим доходы от выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового характера либо от творческой деятельности.  Налоговый период равен календарному году. Налоговая ставка. НК РФ предусматривает общую ставку  в размере 13 % и три специальные ставки. Так, ставка в размере 35 % устанавливается в отношении  «необычных доходов» - стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в рекламных конкурсах; страховых выплат по договорам добровольного страхования, заключенных на льготных условиях; материальной выгоды в виде заемных (кредитных) средств. Ставка в размере 30 % устанавливается для нерезидентов. Ставка в размере 9 % предусмотрена в отношении дивидендов.  Налоговая декларация. Представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом: 1) индивидуальными предпринимателями; 2) лицами, занимающимися частной практикой (нотариусы, детективы, частные охранники); 3) лицами, получающими вознаграждения по договорам гражданско-правового характера либо доходы от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности; 4) налоговыми резидентами, получающими доходы из источников за пределами Российской Федерации. Порядок исчисления и уплаты налога. Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Если в течение налогового периода налогоплательщик получил доходы, облагаемые по различным ставкам, то налоговая база определяется и налог исчисляется раздельно по доходам, облагаемым по ставкам 13 %, 35 %, 30 % и 6 % соответственно. При этом налоговые вычеты применяются исключительно к доходам, облагаемым по налоговой ставке в 13 %. Для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки (30%, 35% и 6%), налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению; при этом налоговые вычеты не применяются. Таким образом, налоговые вычеты предоставляются только физиче- ским лицам, являющимся налоговыми резидентами РФ. Общая сумма налога получается в результате сложения сумм налога, исчисленных по каждой ставке отдельно: НД = Н′ + Н′′ + Н′′′ + Н′′′′ = (Д′ – НВ) х 0,13 + Д′′ х 0,35 + Д′′′ х 0,3 + Д′′′′ х 0,6,  где НД – общая сумма на- лога на доходы; Н′, Н′′, Н′′′, Н′′′′ – налог на доходы, облагаемые соответственно по ставкам 13 %, 35 %, 30 % и 6 %; НВ – совокупность налоговых вычетов; Д′,  Д′′, Д′′′,  Д′′′′  – совокупность доходов, облагаемых по налоговым ставкам 13 %, 35 %, 30 % и 6 % соответственно. Налог должен быть исчислен и уплачен следующими лицами: налоговыми агентами - по суммам доходов, выплаченных налогоплательщику; индивидуальными предпринимателями – по суммам доходов, полученных ими от предпринимательской деятельности; физическими лицами, получившими вознаграждения по гражданско-правовым договорам (аренда, купля-продажа имущества и т.п.), а также  любые доходы, с которых не был удержан налог налоговыми агентами, – по суммам таких доходов. Исчисление налоговой базы налоговыми агентами производится на основе данных бухгалтерского учета. Налоговые агенты обязаны удержать и перечислить в бюджет начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Срок уплаты налога для налоговых агентов устанавливается в зависимости от формы выплаты дохода (наличная или безналичная) не позднее: дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода; дня перечисления дохода на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках. Индивидуальные предприниматели и иные категории налогоплательщиков обязаны исчислить общую сумму налога самостоятельно и уплатить ее  по месту учета не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. 

4) единый социальный налог (глава 24 НК);

заменил совокупность уплачивавшийся ранее обязательных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. При этом целевое назначение ЕСН сохранилось: он предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование), медицинскую помощь. Поступления от ЕСН зачисляются по установленным нормативам в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования. Таким образом, ЕСН является целевым налогом.  Налогоплательщики. НК РФ устанавливает две самостоятельные группы налогоплательщиков: 1) лица (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица), производящие выплаты физическим лицам; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты. Если лицо одновременно относится к обеим группам налогоплательщиков, оно должно исчислять и уплачивать ЕСН по каждому основанию отдельно.  
5) налог на прибыль организаций (глава 25 НК);  платят все предприятия России, ставка 24% 
6) налог на добычу полезных ископаемых (глава 26 НК);   
7) водный налог (глава 25.2 НК);  Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование.  
9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (глава 25.1 НК);   
10) государственная пошлина (глава 25.3 НК).  

К региональным налогам относятся:   
1) налог на имущество организаций (глава 30 НК);  
Налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения . 
Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ. 
2) налог на игорный бизнес (глава 29 НК);   
3) транспортный налог (глава 28 НК). 
Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства. 
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от:

  1. мощности двигателя;
  2. тяги реактивного двигателя;
  3. валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу
  4. мощности двигателя транспортного средства;
  5. один килограмм силы тяги реактивного двигателя;
  6. одну регистровую тонну транспортного средства;
  7. за единицу транспортного средства. 

Бывает так, что разница между суммой налога на аналогичный транспорт в двух соседних областях достигает 5 раз. Яркий пример – ставки Нижегородской области, где коэффициенты на легковой транспорт варьируются от 25 до 150.

Так, владелец авто мощностью 100 л.с. заплатит в Нижегородской области 2500 рублей, в Ивановской – 1000 рублей, а в Рязанской – 500 рублей. Владелец авто мощностью от 200 до 250 л.с. Заплатит в Нижегородской области от 15 тысяч рублей, а в Костромской, Ивановской и Марий-Эл – от 10 тысяч рублей. 

 К местным налогам относятся:   
1) земельный налог (глава 31 НК);  Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.  
ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ : земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог (ст. 389 НК РФ).

СТАВКИ НАЛОГА: 0,3 процента в отношении земельных участков отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. 
 
2) на имущество физ. лиц. Объектами налогообложения признаются: жилой дом, квартира, комната, дача, гараж, иное строение, помещение и сооружение. 
Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения. 

Показатель «налоговая нагрузка» в России

 

Показатель «налоговая нагрузка» в России используется для анализа уровня налогов, уплачиваемых хозяйственным субъектом с целью контроля уровня выплат и выявления субъектов, потенциально уклоняющихся от налогообложения.

«Налоговая нагрузка» рассчитана как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчётности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата). Предельное значение показателя устанавливается ежегодно по отраслям народного хозяйства.

Также подвергаются анализу показатели «рентабельность активов» и «рентабельность реализации продукции». 
Налоговое бремя (доля доходов, прямо или косвенно отчисляемых в пользу государственных институтов) в Российской Федерации достигает 67 % и более для наёмных работников. В расчёт включаются:

НДФЛ в размере 13 %;

НДС, уплачиваемый гражданами в составе цен за приобретаемые товары и услуги, в размере 18 %;

взносы в ПФР, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования в размере 36 % (уплачивается работодателем);

прочие имущественные налоги (например, налог на недвижимость или транспортный налог).

В общественно-политических дискуссиях принято оперировать лишь показателем ставки подоходного налога в 13 %, умалчивая о прочих взносах и налогах. Хотя следует говорить обо всех средствах, которые в итоге оказываются в бюджетах и фондах различных уровней.

 

С 2015 года планируется в очередной раз ввести также налог с продаж в размере до 3 % в зависимости от региона. Если инициатива будет принята и утверждена, налоговое бремя превысит 70 % для наёмных работников, принятых на работу в рамках Трудового кодекса РФ.

Вывод

 

Экономические преобразования в современной России и реформирование отношений собственности существенно повлияли на реализацию государством своих экономических функций и закономерно обусловили реформирование системы налогов. На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.

Однако, как показывает опыт развития благополучных стран, успех национальной реформы прежде всего зависит от надежности государственных гарантий свободы, обоснованности и стабильности правоотношений, Отсутствие или неэффективность таких гарантий, как правило, создает угрозу экономической безопасности государства, о реальности которой в условиях российской действительности свидетельствуют кризис неплатежей, падение объемов производства, инфляция и др.

Особенность реформирования экономики в России такова, что налоги и налоговая система не смогут эффективно функционировать без соответствующего правового обеспечения. При этом речь идет не только о защите бюджетных интересов, но и об обеспечении конституционных прав и законных интересов каждого налогоплательщика.

 

 

 

Список литературы

 

  1. НК РФ 
    http://www.nalog.ru

 

 


Информация о работе Налоговая система