Налоговая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2015 в 12:46, реферат

Описание работы

В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………...3
Сущность налогов. Функции налогов…………………………………………………...3
Виды налогов ……………………………………………………………………………..4
Общие принципы налогообложения …………………………………………………....6
Налоговая система России ………………………………………………………………7
а). Основные налоги, взимаемые в России………..............................................8
б). Показатель «налоговая нагрузка» ………………………………………….14
Вывод…………………………………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………………………….….16

Файлы: 1 файл

Nalogi.doc

— 108.00 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального  образования                                                                               «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по теме:

« Налоговая система»

 

 

 

 

 

 

Преподаватель:        Синцов А.С.

Студент гр. СМ-03:         Саляхова А.С.

 

 

 

 

г. Нижний Новгород

2015г.

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………………...3

Сущность налогов. Функции налогов…………………………………………………...3

Виды налогов ……………………………………………………………………………..4

Общие принципы налогообложения …………………………………………………....6

Налоговая система России ………………………………………………………………7

а). Основные налоги, взимаемые в России………..............................................8

б). Показатель «налоговая нагрузка» ………………………………………….14

Вывод…………………………………………………………………………………….15

Список литературы………………………………………………………………….….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов. 

 

Сущность налогов. Функции налогов.

 

Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют три важнейшие функции. 
    фискальную; (от лат. слова fiscus - государственная казна) -  являются основным источником формирования государственных финансовых ресурсов - бюджетов и внебюджетных фондов;

    регулирующую;позволяют стимулировать или иным образом воздействовать на экономические интересы хозяйствующих субъектов с целью регулирования качественных и количественных параметров воспроизводства.

    социальную:состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

    контрольную.позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

Налог - это обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. 
Уплата налога является конституционно-правовой обязанностью, а не благотворительным взносом или добровольным пожертвованием.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав и выдачу разрешений (лицензий). 

Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, прежде всего расходов государства.

Все налоги содержат следующие элементы:

- объект налога – это  имущество или доход, подлежащие  обложению;

- субъект налога –  это налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо;

- источник налога –  т.е. доход, из которого выплачивается  налог;

- ставка налога – величина  налога с единицы объекта налога;

- налоговая льгота –  полное или частичное освобождение плательщика от налога.

 

Виды налогов. 

В научной литературе налоги группируются по самым различным основаниям, а именно: по категориям налогоплательщиков, по объектам обложения, порядку исчисления и уплаты, по налоговому бремени, целевой направленности и т.д.  
   НК РФ предусматривает лишь одну классификацию налогов и сборов, придавая ей нормативный характер: согласно п. 1 ст. 12 НК РФ все налоги и сборы, взимаемые в Российской Федерации, делятся на федеральные, региональные и местные.  
    Критериями данной классификации выступают субъекты, устанавливающие налоги, и территория, на которой они уплачиваются. Таким образом, федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ; региональными - налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях субъектов РФ; местными - налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами пред- ставительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Как видим, порядок зачисления налогов в тот или иной бюджет совершенно не влияет на отнесение его к федеральным, региональным или местным.

В зависимости от категории налогоплательщиков налоги подразделяются на налоги, уплачиваемые физическими лицами (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, налоги на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения и др.); налоги, уплачиваемые организациями (налог на прибыль, налог на имущество организаций и др.); смешанные налоги, уплачиваемые как физическими лицами, так и организациями (НДС, акцизы, единый социальный налог, таможенные и государственные пошлины, земельный налог и др.). Наиболее многочисленной является последняя группа налогов, причем  в качестве плательщиков многих смешанных налогов наряду с организациями выступают не все физические лица, а лишь индивидуальные предприниматели.  
 
По объекту обложения выделяют: 1) налоги на имущество; 2) налоги на доходы (прибыль); 3) налоги на определенные виды деятельности.  

Уже несколько столетий в правовой и экономической науках остается актуальной классификация налогов на прямые и косвенные. Критерием классификации выступает  субъект, фактически несущий налоговое бремя. Для прямых налогов таким лицом выступает непосредственно налогоплательщик, для косвенных – конечный потребитель (покупатель) товаров, работ или услуг. Реализуя товары, налогоплательщик включает сумму кос- венного налога в цену товара, перекладывая реальное бремя его уплаты на покупателя. В случае дальнейшей перепродажи этот покупатель в свою очередь становится налогоплательщиком, и вся «схема» по уплате и переложению косвенного налога повторяется снова. Таким образом, уплатив косвенный налог, налогоплательщик компенсирует себе затраты по его уплате за счет покупателя. Так происходит, пока товар не доходит до конечного потребителя, который фактически и несет реальное бремя уплаты косвенных налогов. Поэтому косвенные налоги иногда называют «налогами на потребление». Подчеркивая эффективность взимания косвенных налогов, Ш. Монтескье отмечал: «Налоги на товары менее всего ощутимы для народа, потому что они не связаны с формальным требованием уплаты. Они могут быть так благоразумно распределены, что народ почти и знать не будет, что уплачивает их. Для этого особенно важно, чтобы уплата налога была возложена на того, кто продает товары. Последний прекрасно знает, что он платит не из своих средств; а в представлении покупателя, который в сущности уплачивает этот налог, он сливается в одно целое с ценой товара. 
Налоги можно классифицировать на целевые и общие (нецелевые).  
Целевым является единый социальный налог, который по установленным нормативам зачисляется в государственные внебюджетные фонды. Согласно ст. 234 НК РФ единый социальный налог предназначается для финансирования вполне определенных расходов государства, а именно для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую по- мощь. Направлять поступления от единого социального налога на финансирование других расходов не допускается.  
Известна классификация налогов на ординарные и чрезвычайные.

 

Общие принципы налогообложения.  
Принципы построения налоговой системы.

 

Налоговая система — это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом. 
От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики. 
Таким образом, структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития. 

А.Смит в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) впервые обосновал ряд принципов налогообложения, актуальных и сегодня. К ним он отнес принцип справедливости, заключающийся во всеобщности и  пропорциональности налого- обложения; принцип определенности, который в современной трактовке означает, что налог должен быть установлен таким образом, чтобы каждый налогоплательщик точно знал, какие налоги, когда и в каком размере он должен платить; принцип удобства, в соответствии с которым каждый на- лог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для налогоплательщика; принцип эффективности, согласно кото- рому административные расходы по взиманию налогов не должны быть больше, чем сами налоговые поступления. 
Объект налогообложения всегда представляет собой определенное благо для налогоплательщика. При этом размер налога или сбора, подлежащего уплате, должен соответствовать ценности этого объекта, его важности для налогоплательщика. Налог должен быть таким, чтобы не подталкивать налогоплательщика на отказ от имущества, доходов или определенного вида деятельности. Это не выгодно ни ему, ни государству. Как говорит народная мудрость, «хороший пастырь стрижет овец, а не режет». Наглядным примером из недавнего прошлого является введенный в СССР в послевоенные годы  налог на плодовые деревья на приусадебных участках, который взимался в зависимости от количества таких деревьев и немедленно вызвал их массовую вырубку.    

Современные принципы налогообложения таковы:

1. Уровень налоговой ставки  должен устанавливаться с учетом  возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным. Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально.

2. Необходимо прилагать  все усилия, чтобы налогообложение  доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

3. Обязательность уплаты  налогов. Налоговая система не  должна оставлять сомнений у  налогоплательщика в неизбежности  платежа.

4. Система и процедура  выплаты налогов должны быть  простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

5. Налоговая система должна  быть гибкой и легко адаптируемой  к меняющимся общественно-политическим потребностям.

6. Налоговая система должна  обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

Существует два основных вида налоговой системы: шедулярная и глобальная.

В шедулярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части – шедулы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедул могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше.

В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей.

Глобальная налоговая система широко применяется в Западных государствах.  

 

Налоговая система в России

 

С 1992 года в нашей стране действует новая налоговая система. Основные принципы ее построения определил Закон « Об основах налоговой системы в РФ » от 27.12.91 г. Он установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей; определил плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов

Возглавляет налоговую систему Государственная налоговая служба РФ, которая входит в систему центральных органов государственного управления России, подчиняется Президенту и Правительству РФ и возглавляется руководителем в ранге министра.

Установить налог – значит установить и определить все существенные элементы его конструкции ( налогоплательщик, объект и предмет налога, налоговый период и т.д. ). Согласно ч. 1 ст. 11 Закона « Об основах налоговой системы в Российской Федерации » в целях определения обязанностей налогоплательщика законодательные акты устанавливают и определяют налогоплательщика ( субъекта налога ), объект и источник налога, единицу налогообложения, налоговую ставку, сроки уплаты налога, бюджет или внебюджетный фонд, в который зачисляется налоговый оклад.

Законом « Об основах налоговой системы в Российской Федерации » впервые в России вводится трехуровневая система налогообложения. 
 
И еще один важный в условиях рынка налог – на рекламу. Его должны платить юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию по ставке до 5% от стоимости услуг по рекламе.

Информация о работе Налоговая система