Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 17:56, реферат
Основы политики Российской Федерации  в области развития науки и  технологий на период до 2020 года и Стратегия  инновационного развития до 2020 года ставят целью выход Российской Федерации  на мировой уровень НИОКР и  освоение шестого технологического уклада, что определяет необходимость  решения задач активизации инновационных  процессов в национальной экономике  и обеспечения рациональной интеграции науки и образования с предпринимательским  сектором, заинтересованном в современных технологиях.
Обеспечение эффективной реализации поставленных задач вызывает необходимость  формирования и развития новых механизмов многостороннего взаимодействия между  органами государственной власти, бизнесом, научными и образовательными организациями, что требует соответствующего теоретико-методологического  обеспечения.
Введение 3
Глава 1. Интегрированные  бизнес структуры 5
Глава 2. Отечественный  опыт 10
2.1 Примеры  инновационных интегрированных  структур. 36
Глава 3. Зарубежный опыт. 53
3.1. Роль государства  в интегрированных структур за  рубежом 53
3.2 Современные  интегрированные структуры в  международном бизнесе. 60
3.3 Зарубежные  инновационные интегрированные  структуры 64
Заключение 69
Библиографический список 71
Источник: МИЭТ, 2006.
Сведения о технопарках и инновационно-технологических центрах в субъектах РФ, созданных в соответствии с рассматриваемой программой, содержатся в таблице 17.
| Таблица 17 | |||
| География технопарковых структур | |||
| № | Субъект РФ | Технопарк | |
| 1 | Московская обл. | Научно-технологический парк «Дубна» | |
| 2 | Новосибирская обл. | Технопарк «Новосибирск» | |
| 3 | Нижегородская обл. | Технопарк НГТУ им. М.Н.Лобаческого | |
| 4 | Калужская обл. | Обнинский научно-технологический парк | |
| «ИНТЭГРО» | |||
| 5 | Тюменская обл. | Тюменский научно-технологический парк | |
| 6 | Республика Татарстан | Инновационно-производственный техно- | |
| парк «Идея» | |||
| 7 | Санкт-Петербург | Технопарк ЛТА | |
| Технопарк «ЛЭТИ» | |||
Источник: // Инновации. – 2007. – № 9. – С. 9.
Утверждение особого значения в новой экономике малого инновационного предпринимательства определяют новые тенденции в государственной инфраструктурной поддержке таких структур. Речь идет о разработке ряда инфраструктурных проектов с целью вовлечения в состав территориальных сетевых моделей малого инновационного бизнеса. В этом случае малый бизнес рассматривается в числе основных участников инновационных процессов, определяя во многом элементную основу новых территориальных систем (таблица 18).
Таблица 18
География территориальных сетевых систем
| Территориальные, промышленные и научно-производственные системы | География | 
| Промышленные округа | Московская область, Елабуга, Нижнекамск (Татарстан), Липецк, Обнинск (Калуга) | 
| Особые экономические зоны | Технико-внедренческие (Томск, Зеленоград, Дубна, Санкт-Петербург), промышленно-производственные (Елабуга, Липецк), туристско-рекреационная (Тверь) | 
| Научно-технологические кластеры | Тверь, Екатеринбург, Бурятия, Томск | 
| Международные инновационные центры | Владивосток, Санкт-Петербург, Архангельск | 
| Технопарки | Информационные технологии (Петрозаводск, Санкт-Петербург), научно-промышленные (Тюмень, Казань, Обнинск, Новосибирск, Нижний Новгород), индустриальные, экотехнопарки, логистические (Московская область), университетские (Томск, Москва-МГУ, Черноголовка, Курчатовский и др. | 
| Экотехнополисы | Комсомольск-на-Амуре – Солнечный | 
| Технологическая деревня | Зеленоград | 
| Наукограды | Петергоф, Бийск, Дубна | 
Составлено по: Кудинов А.Н., Лурье Е.А. Новая региональная политика и ее инновационные ориентиры // Инновации. – 2006. – № 4. – С. 70.
Эффективное развертывание 
инновационных процессов в 
Становление таких институтов является назревшей проблемой в современной России. Именно их отсутствие до недавнего времени не в последнюю очередь негативно сказалось на характере протекания инновационных процессов в нашей стране.
Одним из эффективных программно-
Реализация комплексного проекта предполагает проведение мероприятий по созданию инновационной инфраструктуры для активизации процесса инкубирования малых инновационных фирм, в т.ч.:
В условиях создания в г. Зеленограде особой технико-внедренческой зоны задача целевого инкубирования стартовых высокотехнологичных компаний становится все более актуальной. Для активизации процессов инкубирования в рамках зоны запланировано создание новых инфраструктурных объектов, в числе которых:
Следующим важнейшим базовым 
элементом инновационной 
Под инновационно-технологическим центром понимается структура, в которой малые предприятия размещены под одной крышей и получают поддержку не на этапе своего становления, а именно на стадии дальнейшего развития, обеспечивая такой важнейший этап инновационных процессов, как продвижение научной идеи к реализации научно-технической продукции в условиях рыночной экономики через субъекты малого предпринимательства.
Получение статуса ИТЦ 
является условием целевой поддержки 
на паритетных началах со стороны 
программы и региональных органов 
власти с целью быстрого развития 
и выхода за 2-3 года на режим финансовой 
самодостаточности. В предметную область 
поддержки ИТЦ входит развитие не 
только материально-технической базы, 
но и их внутренней инфраструктуры, 
обеспечивающей инновационную деятельность 
находящихся в инновационно-
Таким образом, привлекательность инновационно-технологических центров для малых фирм состоит в наличии поддерживающей инфраструктуры и содействии в получении инвестиций. Попадая в ИТЦ, фирма развивает свою деятельность в условиях своеобразной особой экономической зоны. В соответствии с данной программой ежегодное возрастание количества фирм в инновационно-технологических центрах должно составить 140-160 единиц. Самих же ИТЦ федерального уровня в 2000 году планировалась создать 20-25.
В 1998-2000 г. в рамках межведомственной 
программы активизации 
Данные таблицы 19 иллюстрируют процесс формирования инновационной инфраструктуры в регионах РФ.
Таблица 19
Инновационно-технологические центры, создаваемые и развиваемые в рамках «Межведомственной программы активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере на 2001-2003 годы»
| Наименование объекта | Профиль деятельности | Место расположения | 
| 1 Первая очередь «Технологической деревни» | Обеспечение коллективного 
  доступа малых и средних  | г. Зеленоград, ОАО «Зеленоградский инновационно-технологический центр» | 
| 2 Вторая очередь Инновационно-технологического центра МЭИ | Продвижение результатов НИОКР в производство и на рынок, маркетинговые и информационно консалтинговые услуги | г. Москва «Московский энергетический институт» | 
| 3 Вторая очередь инновационно-технологического центра научно-технологического парка «Таганрог» | Эффективная коммерциализация НИОКР, создание учебного полигона наукоёмкого бизнеса, поддержка малых и средних предприятий | г. Таганрог Ростовская область | 
| 4 Инновационно-технологический центр «Кубань» | Создание конкурентоспособной продукции, коммерциализация научно-технических разработок, поддержка малых и средних инновационных предприятий | г. Краснодар Кубанский государственный университет | 
| 5 Консультативно-маркетинговый 
  центр реализации  | Коммерциализация научно- | г. Санкт-Петербург, ЗАО Северо-Западный региональный инновационный центр наукоёмких технологий «АРТЕС» | 
| 6 Инновационно-технологический центр | Обеспечение продвижения продукции малых инновационных предприятий Томской области на рынок европейской части России | г. Томск, Томский региональный некоммерческий фонд | 
| 7 Инновационно-технологический центр | Поддержка малых и средних 
  инновационных предприятий, коммерциализация 
  высокотехнологичных научно- | г. Хабаровск ОАО «Дальневосточный 
  научно-исследовательский  | 
| 8 Инновационно-технологический центр | Эффективная коммерциализация научно-технический достижений в области химических и катализаторных технологий | г. Новосибирск, институт катализа им Г.К. Борескова СО РАН | 
| 9 Инновационно-технологический, информационно-консалтинговый центры | Обеспечение сопровождения инновационных проектов в ходе их реализации | г. Москва, некоммерческое партнёрство «Инновационное агентство» | 
 
В последние годы в развитии 
инновационной инфраструктуры, и 
в частности инновационно-
Одна общая их закономерность 
связана, на наш взгляд, с новой 
целевой направленностью таких 
структур, связанной с тем, чтобы 
осуществить переход от стихийного 
создания в субъектах РФ отдельных 
элементов инновационной 
Таким образом, речь идет, например, 
о формировании единой скоординированной 
системы поддержки 
В последние годы к формированию 
аналогичных структур приступили и 
другие регионы с менее развитым 
научно-техническим 
Так, например, инновационная среда региона образована научно-технологическими парками и инновационными технологическими центрами Минобразования; региональными информационно-аналитическими и инновационными центрами и центрами содействия развитию научно-технического предпринимательства Минобразования, Минпрома и торговли, Миннауки и технологий РФ; научно-координационными центрами РАН и Миннауки и технологий; учебно-деловыми центрами и инкубаторами бизнеса; международными региональными агентствами и консалтинговыми центрами поддержки малого предпринимательства.
В последнее время в 
развитии самих инновационно-
Во-первых, они выступают как важнейшее условие, а точнее основа для формирования более масштабных структур – инновационно-промышленных комплексов, обеспечивающих внедрение в производство результатов научных исследований и комплексную поддержку наукоемких компаний, что, безусловно, актуально для развития научно-производственной интеграции в России и ее субъектах.