Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 17:56, реферат
Основы политики Российской Федерации  в области развития науки и  технологий на период до 2020 года и Стратегия  инновационного развития до 2020 года ставят целью выход Российской Федерации  на мировой уровень НИОКР и  освоение шестого технологического уклада, что определяет необходимость  решения задач активизации инновационных  процессов в национальной экономике  и обеспечения рациональной интеграции науки и образования с предпринимательским  сектором, заинтересованном в современных технологиях.
Обеспечение эффективной реализации поставленных задач вызывает необходимость  формирования и развития новых механизмов многостороннего взаимодействия между  органами государственной власти, бизнесом, научными и образовательными организациями, что требует соответствующего теоретико-методологического  обеспечения.
Введение 3
Глава 1. Интегрированные  бизнес структуры 5
Глава 2. Отечественный  опыт 10
2.1 Примеры  инновационных интегрированных  структур. 36
Глава 3. Зарубежный опыт. 53
3.1. Роль государства  в интегрированных структур за  рубежом 53
3.2 Современные  интегрированные структуры в  международном бизнесе. 60
3.3 Зарубежные  инновационные интегрированные  структуры 64
Заключение 69
Библиографический список 71
Сегодня развитие технопарков на базе вузов с целью активизации малого инновационного бизнеса продолжается, совершенствуется их деятельность, отрабатываются новые схемы и уже накоплен определенный положительный опыт.
Технопарк Иркутского государственного 
университета – крупнейший среди 
российских вузов. Схема действия технопарка 
основана на триаде структур и включает 
учебные научно-
Высокий научный потенциал 
Кубанского государственного университета 
(КГУ) в условиях перехода на инновационный 
путь развития потребовал создания (1999 
г.) на базе вуза научно-технологического 
парка «Университет». За прошедший 
период технопарком созданы научно-
В настоящее время процесс создания технопарков ускорился, при этом активизировался поиск их эффективных моделей.
В «Стратегии развития науки и инноваций в РФ на период до 2015 года» в качестве одной из целей национальной инновационной политики выдвинут прирост малых инновационных предприятий (ежегодно до 120 к 2016 году)8. И одной из новых форм организации современной инновационной инфраструктуры является социально-инженерный парк. Данная структура демонстрирует переход от естественного выращивания инноваций к формированию инновационной среды и потребности в инновациях и имеет принципиальные отличия от традиционных технопарковых структур (таблица 12).
Таблица 12
Сравнительная характеристика 
социально-инженерного и 
| Характеристики инновационной инфраструктуры | Социально-инженерный парк | Научные и технологические парки | 
| Цели организации | Организация осмысленных целенаправленных общественных изменений, формирование стратегии и благоприятной для инновационного развития среды | Содействие укреплению связей науки и производства, коммерциализация технологий | 
| Результат деятельности | Состояние общества, в котором 
  перманентно формируется  | Изделие или технология с рыночными свойствами | 
 
| Тип мышления организатора инноваций | Методологический, социально-инженерный (исторический) | Научный, проектный (технократический) | 
| Инструменты мышления организатора инноваций | Принципы, понятия и схемы социальной инженерии, научные и технические знания | Схемы научно-технической 
  и технико-экономической  | 
| Тип технологий | Синтез социальных, гуманитарных и наукоёмких технологий | Наукоёмкие | 
| Структура организации | Сетевая и вертикально-сетевая. Включает: администрацию, интеллектуальное ядро (объединение социальных инженеров и специалистов смежных специальностей), профессиональные и общественные объединения, учебный центр, инфраструктуру смысловых коммуникаций, территорию с необходимым оборудованием, инфраструктуру обслуживания | Администрация, научный центр, территория с наукоёмким оборудованием, инфраструктура обслуживания | 
Источник: Смирнов Е.П. Инновации: на пути к стратегической политике // Ин-
новации. – 2008. – № 10. – С. 27.
Это свидетельствует о том, что на инфраструктуру малого наукоемкого бизнеса пошли большие деньги. Сегодня уже имеются быстрые критерии оценки эффективности инкубаторов, а именно насколько успешно они поставляют проекты и команды для программы «СТАРТ». Если дают один-два проекта, то такой бизнес-инкубатор надо поддерживать. В настоящее время в РФ запущено 30 бизнес-инкубаторов, около сотни в проектах9.
Кластерные стратегии, государственные 
программы развертывания особых 
экономических зон 
В настоящее время идет активная работа по строительству таких зон в обозначенных городах. Отметим, что технико-внедренческое зонирование невозможно без создания определенных предпосылок, необходима длительная работа. Свидетельство тому – Томская область. Томск выделил инновационное развитие как приоритет еще несколько лет назад, в 2002 году, когда администрация области вышла с инициативой осуществления пилотного проекта по созданию в регионе инновационной системы. Для проведения эксперимента была разработана Межведомственная программа «Разработка и реализация модели территории инновационного развития на примере Томской области» на период 2002-2005 гг. с целью создания и апробации механизмов инновационного развития в конкретном регионе.
В ходе реализации программы были определены конкурентоспособные направления научно-технологического развития, которые позволили определить приоритетные секторы для особой экономической зоны технико-внедренческого типа. В их числе: новые материалы и нанотехнологии (40% компаний), информационно-коммуникационные технологии и электроника (40% фирм), биотехнологии и медицинское приборостроение (20% фирм)11.
Успешное развитие данных 
направлений в технико-
Важнейшую роль в технико-внедренческом 
зонировании Томска сыграла разработка 
и реализация региональной инновационной 
политики, в частности региональные 
программы по развитию инновационной 
деятельности: областная целевая 
программа «Развитие 
Дальнейшее развитие инновационной 
системы Томской области 
В последние годы активизировались процессы технико-внедренческого зонирования и в других регионах России. Речь, например, идет о Санкт-Петербурге, ОЭЗ которого состоит из двух участков общей площадью около 138 га: территория «Ново-Орловская» 120 га, где фактически отсутствует инфраструктура, и территория «Нойдорф» 18 га с уже готовой инфраструктурой и подъездными путями.
Проект создания Технопарка 
Физико-технического института им. 
А.Ф. Иоффе РАН в особой экономической 
зоне Санкт-Петербурга имеет целью 
создание здесь приборостроительного 
научно-
Таким образом, важнейшим элементом инфраструктуры малого предпринимательства стало создание государством ОЭЗ. В настоящее время в четырех ТВЗ (Москва, Московская область, Томская область, Санкт-Петербург) зарегистрировано 57 резидентов, в т.ч. и малых, являющихся разработчиками высокотехнологичной и наукоемкой продукции, конкурентоспособной на мировых рынках14.
Успешное развитие Зеленоградского кластера обусловлено целым рядом правительственных инициатив, направленных на создание и развитие различных видов технологической инфраструктуры, взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга, о чем свидетельствуют данные таблицы 15.
                              
                
Краткая характеристика «
| Год начала инициативы | Название мероприятий | Оправданность выбора | 
| 2002 | Технологическая деревня МИЭТ | Создание связей науки 
  и образования через  | 
| 2003 | Программа «СТАРТ» | Первая программа поддержки МИП на начальной стадии развития | 
| 2004-2005 | Центры передачи технологий и Центры компетенций | Обучение студентов  | 
| 2006 | ИТЦ МИЭТ - зарегистрирован как первый резидент ТВЗ | Создание полноформатного регионального инновационного кластера | 
Источник: Иванова Н.И. и др. Анализ инновационной политики и оценка ее ре-зультатов // Инновации. – 2008. – № 7. – С. 58.
Результаты деятельности данной структуры отражены в таблице 16.
Таблица 16 Показатели развития высокотехнологичного кластера в Зеленограде
| Показатели | 1999 | 2002 | 2004 | 2006 | 2006 г. | |
| к 1999 г., раз | ||||||
| Количество малых вы- | 10 | 40 | 70 | 160 | 16 | |
| сокотехнологичных | ||||||
| компаний | ||||||
| Объем продаж, в млн | 2.2 | 14.6 | 35.7 | 72.1 | 33 | |
| евро. | ||||||
| Объем привлеченных | 1.5 | 9.1 | 14.3 | 23.1 | 15 | |
| инвестиций, в млн евро | ||||||
| Число преподавателей | 2 | 8 | 30 | 60 | 30 | |
| МИЭТ, работающих на | ||||||
| МП | ||||||
| Число студентов, про- | 35 | 150 | 260 | 440 | 13 | |
| шедших обучение на | ||||||
| МП | ||||||
| Число выпускников, | 30 | 120 | 220 | 470 | 16 | |
| принятых на работу в | ||||||
| МП кластера |