Межбюджетные субсидии предусматриваются 
в местном бюджете в соответствии 
с законом субъекта Российской Федерации 
о бюджете: это означает, что муниципалитет 
может и не утвердить отрицательный трансферт 
и не перечислить его региону. 
Субвенции - это средства, предоставляемые 
бюджету другого уровня бюджетной системы 
или юридическому лицу на безвозмездной 
и безвозвратной основах для осуществления 
целевых расходов.  
Например, субвенции местным 
бюджетам из бюджета субъекта Российской 
Федерации формируются исходя из норм 
Бюджетного кодекса за счет:
1) субвенций бюджетам 
субъектов Российской Федерации 
из федерального бюджета на осуществление 
органами местного самоуправления отдельных 
полномочий федеральных органов государственной 
власти;
2) собственных доходов 
и источников финансирования 
дефицита бюджета субъекта Российской 
Федерации в объеме, необходимом для осуществления 
органами местного самоуправления отдельных 
полномочий органов государственной власти 
субъекта Российской Федерации.
Таким образом, среди многообразия 
моделей межбюджетных отношений 
или методов распределения доходов, 
выделяют две основные –это горизонтальная 
и вертикальная. Наиболее эффективная 
считается горизонтальная,  ее суть 
состоит в том, что в бюджеты субъекта 
и  территориальные бюджеты кроме собственных 
доходов поступают регулирующие доходы. 
К ним относят федеральные и региональные 
налоги и иные платежи, с установленными 
на них нормативами отчислений в бюджеты 
субъектов РФ или местные бюджеты, а также 
дотации, субвенции, субсидии и межбюджетные 
трансферты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  - АНАЛИЗ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЦЕНТРОМ РФ
За рассматриваемый период 
2010-2011 год, я бы хотел выделить то, 
что в бюджете Иркутской области 
доходы превышали расходы. См. Приложение 
1. Но, несмотря на это доля безвозмездных 
поступлений остается значительной. В 
среднем 32,5 % от общей суммы доходов бюджета 
Иркутской области. Что весьма не мало, 
вследствие кризисных явлений в экономике 
и влияние мирового финансового кризиса 
на отечественную экономику.
В приложении 2 указана динамика 
и состав безвозмездных поступлений 
за исследуемый период (2010-2011 гг.). По данным 
Приложения 2 можно увидеть, что количество 
безвозмездных поступлений увеличилось 
в 2011 году по сравнению с 2010 годом, а именно 
на  2289776606  рублей. Значительную долю 
безвозмездных поступлений составляют 
субвенции бюджетам субъектов Российской 
Федерации и муниципальных образований 
в 2010 г. –32,81% от общего объема безвозмездных 
поступлений.
Также в 2011 году превалирующий 
объем безвозмездных поступлений 
составили субвенции, их доля увеличилась, 
это 42,52% от общего объема безвозмездных 
поступлений.
В рамках данной программы, 
в 2011 году возобновилось финансирование 
по таким направлениям как:
  - Субвенции бюджетам муниципальных образований  на ежемесячное денежное вознаграждение  за классное руководство это 131417300 рублей или  0,5% от общей суммы безвозмездных поступлений.
- Субвенции бюджетам муниципальных образований  на предоставление гражданам субсидий и оплату ЖКХ это 616166000 рублей или 2,5 % от общей суммы безвозмездных поступлений.
- Субвенции местным бюджетам на выполнение передаваемых полномочий субъектов РФ в сумме 4494754800 рублей или 18,6%  от  общей суммы безвозмездных поступлений.
- Субвенции бюджетам муниципальных образований на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения в сумме 12001200 рублей или 0,05 % от общей суммы безвозмездных поступлений.
- Субвенции бюджетам на составление (изменение и дополнение) списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации в 2011 году  7,86% от общей суммы безвозмездных поступлений.
Также заметно уменьшилось 
финансирование таких направлений:
  - Осуществление отдельных полномочий в области водных отношений (сумма уменьшилась в 2011 году-3,6%  от общей суммы безвозмездных поступлений по сравнению с 2010 годом-0.01%).
- Осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений  сумма многократно уменьшилась. В 2010 году 804887750 рублей  это 3,6% от общей суммы безвозмездных поступлений. В 2011 году 2690100 рублей, это 0,011 % от общей суммы безвозмездных поступлений.
- Субвенции бюджетам на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в 2010 году 5,9 %, когда в 2011 уже 2,6% от общей суммы безвозмездных поступлений.
-   Субвенции бюджетам на осуществление полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, включая расходы по осуществлению этих полномочий. В 2010 году 7,7 %, когда в 2011 году это сумма уменьшилась до 0,2% от общей суммы безвозмездных поступлений.
 
Прекратилось финансирование 
в 2011 году по таким направлениям как:
  - Субвенции бюджетам на обеспечение мер социальной поддержки для лиц, награжденных знаком "Почетный донор СССР", "Почетный донор России".
-   Субвенции бюджетам на организацию, регулирование и охрану водных биологических ресурсов.
- Субвенции бюджетам на охрану и использование охотничьих ресурсов
- Субвенции бюджетам на перевозку несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений.
- Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на охрану и использование объектов животного мира (за исключением охотничьих ресурсов и водных биологических ресурсов).
- Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение инвалидов, техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий.
- Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Увеличилось финансирование 
по таким направлениям как:
  - Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление полномочий Российской Федерации в области охраны и использования охотничьих ресурсов по контролю, надзору, выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов и заключению охотхозяйственных соглашений в 2010 году 0,055 % от общей суммы безвозмездных поступлений, в 2011 эта сумма увеличилась и составила 2,6% от общей суммы безвозмездных поступлений.
-   Субвенции бюджетам на осуществление полномочий Российской Федерации по контролю качества образования, лицензированию и государственной аккредитации образовательных учреждений, надзору и контролю за соблюдением законодательства в области образования. В 2010 году- 0,14%, в 2011 году 1,5%.
-   Субвенции    бюджетам    субъектов    Российской Федерации на приобретение жилья гражданами, уволенными   с   военной   службы   (службы),   и приравненными к ним лицами. В 2010 году 0,24%, в 2011 году ,данная сумма сильно увеличилась до 8,1% от общей суммы безвозмездных поступлений.
Второе место по объему 
безвозмездных поступлений составили 
дотации, их доля в 2010 году-27,3%, в 2011 году 
33,21%.
Обращаясь к приложению 2, 
за исследуемый период мы можем наблюдать 
рост дотаций, а именно дотации на 
выравнивание бюджетной обеспеченности 
в 2010 году доля от общей суммы безвозмездных 
поступлений составила 18,87%, в 2011 году 
27,59%.
Дотации бюджетам на поддержку 
мер по обеспечению сбалансированности 
бюджетов их доля снизилась в 2010 году- 
8,3%, в 2011 году -3,7 % от общей суммы безвозмездных 
поступлений.
Третье место по величине 
безвозмездных поступлений занимают 
субсидии, их доля в 2011 году(21,6%) уменьшилась, 
по сравнению с 2010 годом (26,31%), но они 
также занимают четверть всех безвозмездных 
поступлений.
Увеличилось финансирование 
по таким направления как :
  - Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий. В 2011 году – 18,3% от общей доли безвозмездных поступлений, когда в 2011 году доля составила 21,5%.
- Субсидии бюджетам на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования административных центров субъектов Российской Федерации в 2010 году 0,6%, когда в 2011 году 42,5 %.
- Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование социальных программ субъектов Российской Федерации, связанных с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам в 2010 году 0,023%, когда в 2011 году уже 7,3%.
Остальные же поступления 
я не стал выделять, так как их 
доля, очень мизерная и увеличение этих 
субсидий не существенна и колеблется 
до 0,55 в  2010 году, в 2011 до 2%, что не существенно.
Рассматривая межбюджетные 
трансферты, их доля существенно сократилась 
и в 2010 году составила 13,98%, когда 
в 2011 году всего, 2,67%.
Таким образом, за рассматриваемый 
период 2010-2011 год, доля безвозмездных 
поступлений за два года составила 
в среднем 32,5%  от общей суммы 
доходов Иркутской области, что 
весьма не мало. Несмотря на рост ВРП 
и профицита регионального бюджета, 
сумма безвозмездных поступлений увеличивается 
со стороны федерального бюджета. Иркутский 
областной бюджет нуждается в целевом 
финансировании со стороны государства.
Увеличение безвозмездных 
поступлений  прежде всего связано 
с мировым финансовым кризисом, проведением 
социальной политики государством, проведение 
и внедрение федеральных, региональных 
и муниципальных целевых программ.
Основную массу безвозмездных 
поступлений составляют субвенции 
(в 2010 году-32,81%,в 2011 году-42,52%), субсидии 
(в 2010 году-26,31%, в 2011 году- 21,6% и дотации 
( в 2010 году- 27,3%, в 2011 году- 33,21%).
Субвенции в основном выделялись 
по таким направлениям как:
  - Охрана природы от браконьерства, контроль за добычей охотничьих ресурсов.
- Контроль качества образования, лицензированию и аккредитации образовательных учреждений.
- Предоставление гражданам субсидий на оплату ЖКХ.
- Субсидии федеральным судам. В частности областному суду.
- Чиновничий аппарат.
-  Военнослужащим лицам.
Субсидии выделялись по таким 
направлениям как:
  - Лицам пострадавших от политических репрессий.
- Ремонт автомобильных дорог общего пользования.
- Софинансирование социальных программ и укрепление материально-технической базы.
Дотации выделялись по таким 
направлениям как:
  - Выравнивание бюджетной обеспеченности.
- Поддержка мер по обеспечиванию сбалансированности бюджетов.
Необходимо также отметить, 
что только при стабильной финансовой 
поддержки вышестоящего бюджета, экономика 
Иркусткой области будет набирать все 
более высокие обороты и показывать уверенный 
финансовый рост.
Мы рассмотрели поступления 
из федерального бюджета, теперь рассмотрим 
поступления из Иркутского областного 
бюджета.
Важным аспектом межбюджетных 
отношений является финансовые взаимоотношения 
между субъектом Российской Федерации 
и органами местного самоуправления. Деятельность 
органов местного самоуправления регулирует 
федеральный закон от 06.10.2003 г. 131-ФЗ «Об 
общих принципах организации местного 
самоуправления в Российской Федерации». 
Данный закон регулирует формирование 
финансовой основы местного самоуправления 
и межбюджетных отношений.
Рассмотрим и проанализируем 
динамику межбюджетных отношений Иркутской 
области и местных бюджетов  за 2010-2011 
гг. 
По приложению 3 мы видим 
рост безвозмездных поступлений 
из Иркутского областного бюджета, сумма 
увеличилась на 323266 рублей или  20%, 
в 2010 году -1335314 тыс. рублей, в 2011 году -1658580 
тыс. рублей.
Также рассматривая  приложение 
3,наибольший удельный вес составляют 
субвенции, их сумма увеличивается, в 2010 
году- 745184 тыс. рублей или 56%, в 2011 году- 
842130 тыс. рублей или 51% от общей доли безвозмездных 
поступлений из Иркутского областного 
бюджета.
Сумма субсидий увеличивается 
на 20%, в 2010 году- 329672 тыс. рублей или 25%, 
в 2011 году-399946 тыс. рублей или 24% от общей 
суммы безвозмездных поступлений.
Сумма дотаций возросла на 
25%  на в 2010 году- 228553 тыс. рублей или 
17% от общей суммы безвозмездных 
поступлений, в 2011 году- 296949 тыс. рублей 
или 18% от общей суммы безвозмездных 
поступлений.
В 2010 году из Иркутского областного 
бюджета выделили средства по следующим 
направлениям:
Субвенции. Поступление  
из Фонда компенсации составили:
  - Субвенции на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях. В сумме 460979 тыс. рублей.
- Субвенции для осуществления органами местного самоуправления областных государственных полномочий по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к областной государственной собственности в сумме 1504 тыс. рублей.
- Субвенции для осуществления органами местного самоуправления областных государственных полномочий по регулированию тарифов на тепловую энергию (за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электроэнергии в сумме 217 тыс. рублей.
- Субвенции на осуществление органами местного самоуправления областных государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки многодетным и малоимущим семьям в сумме 15991 тыс. рублей.
- Субвенции для осуществления органами местного самоуправления областных государственных полномочий по определению персонального состава и обеспечению деятельности районных(городских), районных в городах комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в сумме 2062 тыс. рублей.