Южный Федеральный округ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 22:12, контрольная работа

Описание работы

В современной России одной из важных причин низких темпов развития экономики, проведения социально-экономических преобразований является недооценка роли территориального фактора, субъектов Российской Федерации. Известно, что существенной предпосылкой достижения социально-экономической стабильности в государстве является формирование и эффективное функционирование единой системы вертикали власти. Властная вертикаль, охватывая все уровни территориального управления, представляет собой совокупность институтов и механизмов, обеспечивающих исполнение общегосударственных нормативных актов. В России требуется эффективный контроль за реализацией общенациональных интересов на основе разграничения полномочий между Федерацией, ее субъектами и местным самоуправлением.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3
1. Место округа в экономике страны………………………………………….4
2. Региональные проблемы социально-экономического развития в ЮФО….6
3. Экономический потенциал Южного Федерального округа ……………...10
4. Список литературы…………………………………………………………13

Файлы: 1 файл

контрольная мир.эконом..docx

— 37.78 Кб (Скачать файл)

   Показатели уровня жизни населения ЮФО (средне душевые денежные доходы, потребительские расходы на душу населения, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций и др.) заметно уступают другим федеральным округам и относят его на последнее место в РФ.

   Одна из причин подобного положения вызвана тем, что экономический потенциал ЮФО характеризуется наличием масштабных проблем институционального, производственного, коммерческого, финансового и инвестиционного плана. Значительная часть ресурсов, имеющихся в регионах округа, не вовлекается в активный экономический оборот, что требует формирования новой политики социально-экономического развития  Южного федерального округа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Экономический потенциал Южного Федерального округа

   Исследования показывают, что существует прямая зависимость между экономической политикой государства и уровнем рыночных отношений: чем более развиты рыночные отношения, тем сильнее и многостороннее влияние государства на рыночные механизмы и регуляторы.

   В стратегии ускоренного развития экономического потенциала Южного федерального округа и образующих его субъектов Федерации, повышения устойчивости, конкурентоспособности и экономической безопасности необходимо усилить координацию деятельности федерального центра, структур Южного федерального округа и органов власти субъектов Федерации.

   Координация регулирования и управления процессами социально-экономического развития субъектов Северного Кавказа и всего Южного федерального округа должна базироваться на интеграционных тенденциях в этом регионе и на более интенсивном вовлечении экономики отдельных субъектов Федерации в общероссийское рыночное пространство.

Важно также существенное увеличение инвестиционных потоков  в этот регион из общероссийской финансово-кредитной, а не только бюджетной, системы.

   Отрасли специализации:

- базовые отрасли топливно-энергетического  комплекса (угольная, нефтяная, электроэнергетическое  хозяйство);

- машиностроение (металлоемкое, сельскохозяйственная техника, оборудование  для нефтяной и нефтеперерабатывающей  промышленности);

- химическая промышленность (химические волокна, азотные  удобрения, пластмасса);

- пищевая индустрия (сахар,  консервы, растительное масло, мясные  и молочные продукты, вино);

- сельское хозяйство (зерно  (пшеница, рис, просо, кукуруза), сахарная свекла, овощи, плоды,  ягоды, эфиромасличные культуры, виноград, чай, цитрусовые, табак,  лен, мясо, шерсть);

- рекреационная отрасль  (курортное хозяйство и т.п.).

   Основные продукты ввоза в рамках экономической кооперации районов: нефть, лесоматериалы, металл, продукция машиностроения, изделия легкой промышленности, удобрения.

   Основные продукты вывоза в рамках экономической кооперации районов: сельскохозяйственная продукция, продукция пищевой, легкой промышленности, цемент, уголь.

   Преимуществами Южного федерального округа являются исключительно благоприятные климатические условия, выгодное географическое положение, высокий агроклиматический потенциал, уникальные рекреационные ресурсы и высокая степень обеспеченности трудовыми ресурсами. Мощный импульс развитию округа придаст проведение в 2014 г. Олимпийских игр в Сочи.

   Ограничениями для развития субъектов РФ, входящих в состав Южного федерального округа, являются неоднородность уровня их развития, слабая инфраструктурная обеспеченность, низкий уровень квалификации трудовых ресурсов, значительная доля трудных для освоения горных территорий, угрозы проявления экстремизма и терроризма.

   Перспективы развития северо-западной части округа (Ростовская область) связаны с Ростовской агломерацией (города Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Таганрог, Батайск, Азов и города восточного крыла Донбасса), экономика которой специализирована на транспортном, энергетическом и сельскохозяйственном машиностроении, металлургии, угледобывающей промышленности, транспортной логистике (с опорой на порт Тамань), а также секторах новой экономики (информационные технологии, научно-образовательный комплекс, инновационные транспортные технологии).

   Центрами развития Азово-Черноморской части округа становятся группы городов Новороссийск-Анапа-Геленджик (рекреационно-курортный комплекс и туризм, транспортно-логистические услуги, промышленность стройматериалов, нефтедобыча, специализированное сельское хозяйство), Сочи-Адлер-Туапсе (рекреационно-курортный комплекс и туризм), Краснодар-Армавир-Горячий Ключ-Кропоткин (машиностроение, рекреационно-курортный комплекс, транспортно-логистические услуги, агропромышленный комплекс).

   Для экономик субъектов РФ, расположенных в низовьях р. Волги, локомотивами опережающего экономического роста выступают, в основном, обрабатывающие отрасли и сельское хозяйство.

   Для Волгоградской области перспективы связаны с развитием металлургии, химии, ориентированного на производство дорожно-строительной техники машиностроения, научно-образовательного комплекса, транспортной логистики и агропромышленного комплекса.

   В Астраханской области опережающими темпами будут развиваться судостроение, нефтегазодобыча, нефтегазопереработка, агропромышленный комплекс. С точки зрения межрегиональной интеграции и разделения труда, экономики этих субъектов РФ в силу сложившихся экономических специализаций и общей инфраструктуры интегрированы с субъектами РФ, входящими в состав Приволжского федерального округа, в большей степени, чем с другими субъектами Южного федерального округа.

   Экономические перспективы Республики Калмыкия связаны с переходом на современные технологии выращивания и переработки продукции в ее традиционной экономической специализации - агропромышленном комплексе.

   Ключевыми условиями реализации экономического потенциала субъектов РФ, расположенных в Южном федеральном округе, выступают переход к конкурентоспособной экономике с диверсификацией ее традиционных пециализаций и снятие инфраструктурных (прежде всего, в области транспорта) ограничений их развития.

   Дополнительный базис для развития экономики округа может составить добыча и переработка ресурсов Каменск-Шахтинского золотоносного месторождения и Северо-Кавказской золоторудной провинции, охватывающей территории северокавказских республик - Адыгеи, Северной Осетии-Алании, Кабардино-Балкарии и частично Дагестана, Тырныаузского месторождения вольфрама в Кабардино-Балкарии, титано-циркониевых месторождений Ставропольского края, месторождений антрацита в Ростовской области, месторождений поваренной соли в Краснодарском крае.

   Развитие транспортной системы округа связано, прежде всего, с повышением ее связности и наращиванием пропускной способности всех видов транспортных коммуникаций.

   Необходимо завершить создание единой опорной автодорожной сети без разрывов и «узких мест», восстановить международное и межрегиональное морское, речное и воздушное сообщение, что имеет принципиальное значение для развития мощного туристско-рекреационного комплекса округа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Дружинин А.Г. География (экономическая, социальная и политическая) / А.Г. Дружинин. - М.; Ростов-на-Дону: МАРТ, 2005.
  2. Экономические показатели 2006. Статистический сборник / Федеральная         

служба гос. статистики (Росстат). - М., 2007.

3.  Федеральная служба гос. статистики (Россия). Российский статистический

     ежегодник / Федеральная служба гос. статистики (Росстат). - М., 2006.

4. Чепалыга А.Л. Регионы России: справочник / А.Л. Чепалыга, Г.И. Чепалыга. 

     3-е изд., испр. и доп. - М.: Дашков и К?, 2006.

5. Экономическая география России: Учеб. пособие для вузов / Т.Г. Морозова,

     М.П. Победина, С.С.Шишов и др.; под ред. Т.Г.Морозовой. - 2-е изд.,перераб.

     и доп. - М.: ЮНИТИ, 2004.

6. О Южном федеральном округе //http://southru.info/ 

7. Федеральная служба государственной статистики //http://www.gks.ru/

 


Информация о работе Южный Федеральный округ