Ювелирная эмаль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

Эмаль представляет собой стекловидный порошок, получаемый измельчением стекловидных пластин до необходимой фракции. Измельченная в порошок эмаль смачивается водой до нужной консистенции и наносится в ячейки. Работа обжигается в печи или производится локальный обжиг эмали в каждой ячейке посредством газовой или бензиновой горелки. Разные виды и цвета эмали требуют и разную температуру обжига. В зависимости от сложности композиции и задач, стоящих перед мастером, работа подвергается от 5 до ста обжигам.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. История русской ювелирной эмали…………………………………………….…..4
1.1 Ранняя эмаль X-XIII века…………………………………………………………………………..4
1.2 Эмаль в период XIV- XVI веков……………………………………………………………....6
1.3 Эмаль в период XVII столетия…………………………………………………………….....7
1.4 Эмаль XVIII столетия………………………………………………………………………………...8
1.5 Эмальерное искусство рубежа ХIХ-ХХ веков………………………………………..10
Глава 2. Виды эмали………………………………………………….………………………………….13
2.1 Выемчатая эмаль……………………………………………………………………………………13
2.2 Перегородчатая эмаль…………………………………………………………………………..14
2.3 Оконная эмаль……………………………………………………………………………………….15
2.4 Расписная (живописная) эмаль……………………………………………………………..15
Глава 3. Технология эмалирования …………………………………………………………..17
3.1 Подготовка изделия под эмаль……………………………………………………………..17
3.2 Наложение эмали…………………………………………………………………………………..18
3.3 Обжиг эмали…………………………………………………………………………………………..21
3.4 Отделка изделия…………………………………………………………………………………….22
Заключение…………………………………………………………………………………………………..24
Список использованной литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Содержание Настя стр.doc

— 179.50 Кб (Скачать файл)

Машинный способ применяется  для эмалирования больших плоских  поверхностей. Размолоченную, хорошо просеянную эмаль размешивают с водой, в  которую добавляют крепители — декстрин, мочевину (2—2,5 г на 1 литр шликера) и другие и наносят на поверхность с помощью специального аэрографа, все время следя за тем, чтобы слой был равномерным и не толстым. При эмалировании плоских поверхностей эмаль одновременно наносится на обе стороны пластины. Причем эмаль, нанесенная на оборотную сторону изделия, называется контрэмалью и служит для предотвращения коробления изделия, которое неизбежно из-за разного коэффициента линейного расширения эмали и металла.

После наложения эмали  изделие тщательно просушивают, так как при обжиге эмали оставшаяся вода закипает, в изделии образуется брак в виде пузырей, пустот и т. п. Желательно обжиг эмали производить непосредственно после наложения эмали — необожженная эмаль хрупка и непрочна. Сначала удаляют (отсасывают) воду, приложив к краю изделия кусок пропускной бумаги. Затем подготовленные предметы подсушивают, положив их на верх подогретого муфеля, до тех пор, пока порошок не станет сухим (перестанет выделяться пар). Если при подсушивании или при посадке в печь отпадает кусочек эмали, нельзя добавлять сырую эмаль, так как на этом месте получаются мутные пятна. Нужно поправить это место сухим эмалевым порошком. Можно также обжечь весь предмет и поправить после обжига или же снять весь порошок и нанести его вновь.

3.3 Обжиг эмали

Обжигают эмали при  температуре 600—800°С. Лучше всего  применять электрические печи с  открытыми спиралями. Такие печи очень производительны и экономичны. Мелкие ювелирные изделия помещают в обычные электрические печи — муфели лабораторного типа с закрытой обмоткой. Для обжига эмали можно пользоваться и газовым пламенем и другими источниками тепла. Однако во всех случаях пламя не должно соприкасаться с эмалевой поверхностью, так как копоть, попадая в эмаль, может испортить изделие. Поэтому обычно открытое пламя направляют на оборотную сторону изделия.

Каждый предмет, который  обжигается в печи, необходимо помещать на специальную подставку, от качества которой во многом зависит успех  обжига.

Подставка должна отвечать следующим требованиям:

а) не изменять формы при нагреве

 б) не вступать  в соединение с расплавленным  эмалевым покровом

 в) не должна  прилипать к эмали

 г) не образовывать на своей поверхности окалины[1-3].

Самые лучшие подставки  получаются из никеля или никелевых  сплавов, а также из жароустойчивой (хромо-никелевой) стали, так как они при нагреве меньше деформируются и окисляются. Используют также асбестовые подставки, но их можно применять только тогда, когда эмаль не на поверхности, а внутри. На подставках из простой стали при высоком нагреве образуется окалина, которая легко осыпается, вплавляется в эмаль и оставляет черные пятна. Чтобы этого не происходило, применяют старинный, испытанный способ: подставки из стали тщательно натирают мелом, чтобы не образовалась окалина. Формы подставки обусловлены формой изделия.

Различные эмали имеют  разные температуры плавления, поэтому, прежде чем приступить к наложению  эмали на изделие, необходимо проверить  температурный диапазон плавления  самых легкоплавких и самых тугоплавких эмалей, выбранных для работы. Для этого на небольшую пластину из того же металла, что и само изделие, накладывают все подлежащие испытанию эмали и, просушив, начинают нагревать. Если диапазон температур расплавления эмалей невелик, то результаты положительные и можно приступать к наложению эмалей на изделие. Однако иногда в результате пробы обнаруживается, что легкоплавкие эмали выгорают при температуре плавления тугоплавких эмалей. В таком случае их или совсем исключают из производства, или поступают следующим образом: сначала накладывают и обжигают все тугоплавкие эмали, а затем добавляют недостающие цвета легкоплавких и обжигают еще раз при более низкой температуре.

По мере нагревания поверхность  эмали выравнивается и приобретает  стекловидный блеск. После этого изделие быстро вынимают из печи и оно постепенно остывает.

Обжигают изделия в  определенном порядке. Печь нагревают  до определенной температуры Подсушенный  предмет на подставке специальными тигельными щипцами задвигают в  печь. Сначала эмаль спекается в губчатую массу, делается вязкой; когда поверхность сделается гладкой и красной, изделие вынимают из печи.

3.4 Отделка изделия

Если плоская пластинка, вынутая из печи, искривилась, ее нужно  выправить в накаленном состоянии. Для этого ее осторожно освобождают от окалины (если она образовалась), кладут на выправочную плиту, прижимают и выпрямляют чистым шпателем. Если после первого наложения и обжига эмали на изделии обнаруживаются незначительные дефекты — трещины, пузыри, обнаженные места металла, то их исправляют: повторно наносят эмаль, просушивают и обжигают. Затем изделие окончательно отделывают: отбеливают металлические участки изделия (свободные от эмалевого слоя), которые в результате обжига покрываются оксидной пленкой. Отбеливание производят в слабом растворе серной кислоты (15%), так как эмали, не стойкие к кислотам, могут потускнеть и потерять яркость и блеск. В прошлом для отбеливания эмалей с большим содержанием свинца применяли органические вещества, не действующие на эмаль (квас, клюкву, и др) [5].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключении можно сказать, что искусство эмали традиционно для русского и советского искусства и, несмотря на свою древность, оно молодо и современно. Сейчас, когда обнаруживается все возрастающая тяга и интерес к этому искусству, это ремесло вновь обретает широкую популярность. 
Поскольку, мастер, при обжиге не имеет возможности вмешиваться во взаимодействие эмали и высокой температуры, он может, основываясь на опыте и интуиции, регулировать время и температуру обжига. Именно это и формирует уникальность каждого произведения из эмали, повторить его не в силах даже автор.

Каждое произведение существует лишь в одном экземпляре, оно уникально. Соединяя в себе ювелирную  драгоценность материала со свободой станковой живописи, этот вид искусства не имеет широкого распространения и является элитарным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. А. В. Флеров, М.  Т. Демина, А. Н. Елизаров, Ю.  А. Шеманов. Техника художественной эмали, чеканки и ковки.— М., 1986.

2. А. Несененко.  Художественная  эмаль. - 2003.

3. А.Петцольд, Г. Пёшманн. Эмаль и эмалирование. Справ. изд., Пер. с нем. И.: Металлургия, 1990: 576 с.

4. www.art-con.ru

5. bookru.narod.ru

 

 


Информация о работе Ювелирная эмаль