Ювелирная эмаль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

Эмаль представляет собой стекловидный порошок, получаемый измельчением стекловидных пластин до необходимой фракции. Измельченная в порошок эмаль смачивается водой до нужной консистенции и наносится в ячейки. Работа обжигается в печи или производится локальный обжиг эмали в каждой ячейке посредством газовой или бензиновой горелки. Разные виды и цвета эмали требуют и разную температуру обжига. В зависимости от сложности композиции и задач, стоящих перед мастером, работа подвергается от 5 до ста обжигам.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. История русской ювелирной эмали…………………………………………….…..4
1.1 Ранняя эмаль X-XIII века…………………………………………………………………………..4
1.2 Эмаль в период XIV- XVI веков……………………………………………………………....6
1.3 Эмаль в период XVII столетия…………………………………………………………….....7
1.4 Эмаль XVIII столетия………………………………………………………………………………...8
1.5 Эмальерное искусство рубежа ХIХ-ХХ веков………………………………………..10
Глава 2. Виды эмали………………………………………………….………………………………….13
2.1 Выемчатая эмаль……………………………………………………………………………………13
2.2 Перегородчатая эмаль…………………………………………………………………………..14
2.3 Оконная эмаль……………………………………………………………………………………….15
2.4 Расписная (живописная) эмаль……………………………………………………………..15
Глава 3. Технология эмалирования …………………………………………………………..17
3.1 Подготовка изделия под эмаль……………………………………………………………..17
3.2 Наложение эмали…………………………………………………………………………………..18
3.3 Обжиг эмали…………………………………………………………………………………………..21
3.4 Отделка изделия…………………………………………………………………………………….22
Заключение…………………………………………………………………………………………………..24
Список использованной литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Содержание Настя стр.doc

— 179.50 Кб (Скачать файл)

чаше всего это композиции мифологического содержания или  «галантные» и охотничьи сцепки с двумя-тремя фигурами на фоне пейзажа, а также виды городов, изображения  цветов или гербов.

1.5 Эмальерное искусство рубежа ХIХ-ХХ веков.


 Произведения эмальерного  искусства второй половины XIX века  отличаются исключительным многообразием  обработки материала и сложностью изготовления (рис.3). Восстанавливаются некоторые забытые технические приемы, в частности, возрождается на новой технологической основе перегородчатая эмаль,  по-прежнему используется эмаль в сканом

 

обрамлении, совершенствуется техника применения полупрозрачной и светлой опалесцирующей эмали (переливающейся перламутровыми тонами). Заметно обогащается палитра эмальера, которая насчитывает теперь сотни оттенков. Однако в художественном отношении этот период ознаменован определенным упадком, отсутствием композиционно-декоративного единства. Зачастую в поисках новых эффектов в одном произведении использованы элементы нескольких стилей (византийского, русского, ренессанса, рококо). Естественным свойствам материала навязаны чужеродные формы, в перенасыщенном декоре — цветовой и орнаментальный разнобой. В современном искусствоведении этот стиль получил название «историзм», или «эклектика».

 Наивысшие достижения  искусства эмали рубежа ХIХ-ХХ  веков все исследователи единодушно  связывают с фирмой Фаберже  и творчеством ее выдающихся  мастеров. Фирма была основана  в Петербурге в 1842 году никому  тогда не известным ювелиром Густавом Фаберже, предки которого приехали из Франции в Пярну еще в 1800 году. В 1870 голу фирма перешла к его сыну Карлу и была значительно реконструирована. Используя новейшие технические достижения и лучшие традиции европейского ювелирного искусства, а также привлекая к работе талантливых ювелиров, имевших свои небольшие мастерские, Карл Фаберже добился признания и известности сначала в России, а затем в Европе и Азии. Отделения фирмы были открыты в Петербурге, Москве, Киеве, Одессе, Лондоне. Среди разнообразных изделий фирмы наиболее высокую оценку в настоящее время получили работы с эмалями. Чистота и гладкость эмалевых поверхностей, глубина слоев и тонов, вариации цветов в различных слоях эмалей, использование эффектов свечения отдельных кристаллов эмали или глубины пространства, просвечивающий сквозь эмаль тонко исполненный гравированный или гильоширный фон, изменение цветов эмали в зависимости от угла зрения и

 

 

 

 

преломления света —  таковы художественные приемы, которыми блестяще пользовались лучшие мастера фирмы в своих работах (приложение, рисунок 3).

История развития русского эмальерного производства является неотъемлемой частью национальной художественной культуры, В русских эмалях XII — XII веков нашли отражение общие  изменения почти тысячелетнего периода развитая русского искусства, глубоко национальный характер декора, многообразие художественных тенденций, талант и богатство художественного языка множества крупнейших мастеров[1, 2].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Виды эмалей

Эмалирование — вид декоративной отделки, связанный с покрытием  участков изделия легкоплавкой стекловидной массой. В производстве ювелирных  изделий из драгоценных металлов пользуются горячими эмалями, т. е. теми, которые накладываются посредством  обжига. Кроме декоративных качеств эмаль обладает прекрасными защитными свойствами благодаря стойкости против химических реагентов. По химическому составу это соли кремниевой кислоты (свинцово-силикатное стекло), окрашенные молекулярными или коллоидными красителями. Цвет эмалей может быть самым различным. Цветные эмали могут быть прозрачными и непрозрачными (глухими). Непрозрачность эмалей достигается введением в состав сплава оксида олова, оксида мышьяка (III), фосфорной кислоты и других веществ, заглушающих прозрачность.

Классифицируются эмали  по технологическим и конструктивным особенностям изделий, удерживающих эмаль  на поверхности. Их делят на выемчатые, перегородчатые (приложение, рис.2, 4, 5), оконные и живописные[2, 3].

2.1 Выемчатая эмаль

Выемчатая эмаль —  одна из древнейших эмальерных Рисунок 4 - Выемчатая эмаль по чеканке из меди


техник. На металлической  пластине достаточной толщины глубоко  вырезается (вынимается) сюжетное или орнаментальное изображение. Получившиеся при этом углубления заполняют прозрачной или непрозрачной эмалью и производят обжиг эмали. Если используют прозрачную эмаль, то ее после обжига шлифуют и полируют. В отличие от техники перегородчатой эмали, где изображение приподнято за счет перегородок над металлической пластиной - основой, в технике выемчатой эмали рисунок углублен в толщу металлической пластины. В технике выемчатой эмали известно несколько приемов для достижения художественного эффекта. Один из приемов заключается в том, что вырезанный на металле рисунок полностью покрывают вместе с пластиной цветной прозрачной эмалью. Другой — в том, что цветной непрозрачной эмалью заполняют только вырезанное изображение. Применяют также прием, когда металлическую пластину покрывают эмалью одного цвета, а углубление рисунка - эмалью других цветов. Выемчатые эмали делают на золоте, серебре, меди (рис. 4, 5).

2.2 Перегородчатая эмаль

Перегородчатая эмаль  — трудозатратная и сложная эмальерная техника, не поддающаяся механизации. Для её создания на тонкой металлической  пластине-основе из меди, золота, реже серебра, мельхиора или высококачественной стали, процарапывают, гравируют или прорезают насквозь контур-эскиз будущего изображения. Далее по этому контуру напаивают металлические

Рисунок 5 -  Выемчатая эмаль на золоте Рим (V-VI в.)

полоски-перегородки. Толщина подобных полосок зависит от задумки автора, но редко превышает 1 миллиметр. Полоски создают как замкнутые, так и открытые ячейки различных форм и размеров. Каждую ячейку заполняют эмалью до верхнего края перегородок и производят обжиг (рис.6).

После этого эмаль  шлифуется и окончательно отполировывается таким образом, чтобы эмаль и  верх перегородок находились в одной  плоскости. Полное, без углублений, заполнение эмалью ячеек и является отличительным признаком перегородчатых эмалей. Полученное разноцветное изображение из эмали напоминает инкрустацию драгоценными камнями (Пример, приложение, рисунок 1).

2.3 Оконная эмаль

Оконная эмаль — разновидность перегородчатой эмали, но без металлической основы. Своё название эта техника получила из-за сходства с витражами из стекла, так как насквозь просвечивающая цветная эмаль, находящаяся в гнёздах металлических перегородок, напоминает цветное витражное стекло в обрамлении металла.

Рисунок 6 -  Перегородчатая эмаль на золоте Византия (ХIII в.)

 В данной технике эмалью заполняют ажурный орнамент металлической формы (каркаса), полученный или выпиливанием в металле, или путём монтирования и пайки из сканой (скрученной) проволоки. Металлический каркас для витражной эмали делают из золота, серебра или меди. Промежутки между перегородками заполняют цветной прозрачной эмалью.

2.4 Расписная  (живописная) эмаль

Расписная (живописная) эмаль  — техника художественного эмалирования, использующая живописный прием письма эмалями при помощи кисти. Тонкую пластину серебра, меди или сделанную из этих материалов объемную форму покрывают с двух сторон белой эмалью. На лицевой стороне эмалевой краской насыщенного цвета прописывают контур изображения и его детали, например лицо, волосы, складки одежды. Для нанесения контура рисунка применяют также способ перевода рисунка с бумаги, так называемый «припорох», когда контур изображения накалывается на бумажном листе и припорашивается сверху толченым углем или голландской сажей, которые, проходя через наколотые отверстия, образуют точечный контур. Затем его обводят эмалевой краской, подвергают обжигу и расписывают контурное изображение разноцветными эмалями, которые располагают одну рядом с другой, создавая из отдельных цветовых пятен эмали единую красочную гамму. Так как эмаль накладывается локальными фрагментами, то обжиг делают по 10-15 раз, учитывая разный уровень температуры плавления используемых эмалей. В расписной эмали используют цветные прозрачные и непрозрачные эмали (приложение, рисунок 6). Применяют также бесцветную прозрачную эмаль которой перед последним обжигом покрывают рисунок для предохранения росписи от повреждений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Технология эмалирования

Весь процесс эмалирования можно разделить на четыре этапа:

-  подготовка изделия  под эмаль

-  наложение эмали

- обжиг эмали

- отделка изделия

3.1 Подготовка изделия под эмаль

Металл очищают от различных загрязнений, оксидных пленок и т.п. Это делают путем механической очистки на крацовочных щетках последующим  обезжириванием и травлением в азотной  кислоте или отбеливанием в слабом растворе серной кислоты. При эмалировании медных или томпаковых изделий очищенную заготовку подвергают нагреву в печи до тех пор, пока на поверхности металла не появится тончайшая, пленка оксида (от соприкосновения горячего металла с кислородом воздуха). Эта пленка очень прочно соединена с металлом и способствует прочному соединению эмали с металлом. Обработанное таким образом изделие вынимают из печи, дают остыть, после чего приступают к наложению эмали. При эмалировании изделий из драгоценных металлов необходимо производить предварительное «облагораживание», т. е. повышение процентного содержания драгоценного металла в поверхностном слое. Это достигается повторным отжигом с последующим травлением и крацеванием. В табл. 7 приведено число необходимых отжигов с последующим травлением для изделий из золота и серебра различных проб. Следует иметь в виду, что большое содержание меди в поверхностном слое серебряных изделий затрудняет применение красной эмали «золотой рубин» — она чернеет. Низкопробные золотые и серебряные сплавы для эмалирования непригодны.

 

 

Таблица 7 – Число отжигов с последующим травлением для изделий из золота и серебра различных проб

 

Металл

 

Проба

 

Число отжигов

 

Металл

 

Проба

 

Число отжигов

Золото

958

2

Серебро

925

2-3

 

750

2-3

 

916

3-4

 

583

4-5

 

900

4-5

       

875

5-6


 

Рабочее место эмальера должно содержаться в абсолютной чистоте. В цехе, где производятся полировка и шлифовка, нельзя вести  работы с эмалями. У рабочего места  должен быть водопровод. Перед эмалировщиком всегда должно лежать чистое полотенце, на которое укладывают подготовленное к работе изделие[3, 4].

3.2 Наложение эмали

Промышленность выпускает  эмаль в виде плиток. Прежде всего  ее необходимо превратить в порошкообразное  состояние. Порошок должен быть достаточно мелким (до 0,01 мм), так как крупные частицы трудно распределить ровным слоем по поверхности металла. Непрозрачную эмаль растирают до тонкого порошка, а прозрачную — до мелких зерен, так как от этого зависит сила свечения эмали. Однако очень тонкий порошок после обжига на изделиях образует мутные пятна. Очень важно, чтобы зерна в размолотой эмали были приблизительно одного размера, так как мелкие зерна плавятся гораздо быстрее и успевают уже выгореть до того, пока начнут плавится наиболее крупные зерна. В результате цвет эмали становится тусклым, а иногда и грязным. Поэтому для удаления чрезмерно мелких (пылевидных) частиц, образующихся при размалывании, порошок промывают водой. Размолотая эмаль несколько раз взмучивается в воде — крупные частицы быстро оседают на дно, а мелкие пылевидные в виде мути сливаются. В каждом случае эмаль должна быть так отмыта, чтобы вода оставалась чистой. При глухой эмали вода может быть немного мутной. Эмалевой массой заполняют маленькие фарфоровые чашечки и отмечают номер эмали. Если эмаль не всю используют в тот же день, остаток хранят в воде во избежание высыхания. Чашечки помещают под стеклянный колпак, чтобы эмаль не запылилась.

На крупных производствах  эмаль размалывают на шаровых  мельницах, а в лабораториях ее толкут в ступках, изготовленных из прочных материалов (яшмы, агата). Песты для ступок также делают из камня (яшмы или агата), вставленного в деревянную рукоятку. Можно использовать и стеклянные ступки и песты, правда они быстро царапаются, но частицы стекла, попадающие в эмаль, не вредят. Можно пользоваться также фарфоровой ступкой. Существуют два способа наложения эмали на изделие: ручной и машинный.

Ручной способ заключается  в следующем: размолотую эмаль размешивают  с водой и в виде кашицы накладывают на изделие с помощью кистей или специального инструмента — узкого металлического шпателя. Для разравнивания слоя эмали изделие слегка встряхивают. Ручной способ обычно применяется при наложении эмали на небольшие поверхности сложных конфигураций и профилей, например, в ювелирном деле.

Работа выполняется  в следующем порядке. Влажной  кистью из фарфоровой чашечки берут  немного эмали, наносят ее на металл и разравнивают легким постукиванием  по краю изделия. На тонкие пластинки  нужно наносить эмаль вначале  с обратной стороны, т. е. сначала накладывают контрэмаль, дают ей немного подсохнуть, осторожно поворачивают изделие и такую же операцию проделывают на лицевой стороне. Как при перегородчатой, так и при выемчатой эмали углубления или ячейки полностью не заполняют, так как некоторые сорта эмали становятся мутными и тусклыми, если они нанесены слишком толстым слоем. Полная высота эмалевого слоя достигается путем постепенного заполнения ячейки и требует иногда от двух до четырех последовательных обжигов. При обжиге отдельные краски могут изменять цвет: так, красная после многих обжигов может стать черной.

Информация о работе Ювелирная эмаль