Этапы приватизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 12:52, реферат

Описание работы

Приватизация делится на три этапа.
1 этап- это так называемая техническая приватизация, успех которой полностью предопределен балансом интересов в обществе. При этом начинается спонтанный процесс приватизации, причем как в легальных, так и в нелегальных формах. Поэтому первичная приватизация просто узаконивает бывшие при командной экономики нелегальными права собственности. Импульсом к началу этой приватизации является политическая воля государственной власти.

Файлы: 1 файл

Этапы приватизации.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

Этапы приватизации.

Приватизация  делится на три этапа.

1 этап- это так  называемая техническая приватизация, успех которой полностью предопределен  балансом интересов в обществе. При этом начинается спонтанный  процесс приватизации, причем как  в легальных, так и в нелегальных формах. Поэтому первичная приватизация просто узаконивает бывшие при командной экономики нелегальными права собственности. Импульсом к началу этой приватизации является политическая воля государственной власти.

Самым важным для  этого этапа становится очень быстрое количественное увеличение частных предприятий и структур регулирования прав частной собственности. Признаком завершения первого этапа является уменьшение интенсивности роста количества предприятий, и появления качественных сдвигах в сформировавшихся институтах частной собственности.

Второй этап состоит из двух параллельных процессов: интенсивное перераспределение  прав частной собственности после  первичной приватизации и упорядочивание хаотического вмешательства со стороны  государства в этот процесс. Признаком завершения второго этапа является определенная стабилизация систем новых прав собственности и качественная и количественная стабилизация новой системы экономических механизмов.

На третьем  этапе появляется устойчивая система прав собственности. Для этого необходим полностью завершенный комплекс других элементов. Третий этап является последним в программе приватизации, после которого происходит полный переход к рыночной экономике.

 

 

Зоркая Н. Приватизация и частная собственность в общественном мнении в 1990-2000-е годы // Отечественные записки, № 1 (21), 2005

 

 

 

Этапы приватизации в России

 

В июле 1991г. были приняты закон о приватизации государственных и муниципальных  предприятий и государственная  программа приватизации. Были созданы две государственные структуры, ответственные за осуществление приватизации: Российский фонд федерального имущества и Государственный комитет по управлению государственным имуществом. В короткий срок была создана законодательная база приватизации, где были прописаны ее формы, методы, варианты льгот для всех категорий акционеров, коллективных и индивидуальных собственников.

Окончательная версия программы приватизации была принята президентским указом в июне 1992г.. Она стала результатом двойного компромисса: с одной стороны, между раздачей собственности бесплатно и за деньги, с другой – между приватизацией в интересах всех граждан и приоритетам, отдаваемым работникам предприятий. Программа стала основным документом, регулирующим массовую приватизацию 1992-1994гг. Программа приватизации предусматривала разделение всех крупных предприятий на несколько групп:

1. подверженные  обязательной приватизации (предприятия  легкой промышленности, в частности,  текстильные, пищевые и мебельные);

2. приватизируемые  по специальному разрешению ГКИ (крупные Машиностроительные предприятия);

3. приватизируемые  по специальному разрешению правительства  (основные предприятия в стратегических  отраслях – добыче полезных  ископаемых и оборонной);

4. предприятия,  приватизация которых запрещена (медицинские учреждения).

Из приватизационного  процесса оказались исключены предприятия, имеющие очевидную рыночную ценность (нефтяные компании), а также естественные монополии в области электроснабжения и телекоммуникаций, так что с  самого начала для приватизации предполагались лишь предприятия с сомнительной ценностью. Ряд государственных предприятий был исключен из программы приватизации, потому что они:

- не могли  бы выжить без массивных государственных  субсидий и сразу бы обанкротились;

- были прибыльными и поэтому избежали ваучерной приватизации в ожидании следующего этапа денежной приватизации;

- были исключены  правительством из программы  приватизации;

- предназначались  для более поздней приватизации  группами с обширными политическими  связями и влиянием

Согласно программе, крупные предприятия должны быть преобразованы в открытые акционерные  общества (ОАО), а затем приватизированы  комбинированным способом: в процессе привилегированного выкупа акций работниками, а также ваучерных аукционов, и только потом открывался доступ для внешних инвесторов.

Ваучерный этап приватизации начался в октябре 1992г. Каждый ваучер, который мог получить любой гражданин за 25 руб., имел номинальную  стоимость в 10000 руб. Это позволило  без особых трудностей в короткие сроки консолидировать крупные пакеты ваучеров и производить масштабные ваучерные вложения на аукционах по продаже акций приватизированных предприятий.

В первичном  размещении акций большинства компаний принимали участие следующие  группы инвесторов: работники и менеджмент компаний (трудовые коллективы), крупные институциональные инвесторы (банки, инвестиционные фонды и компании, компании-смежники), мелкие инвесторы (граждане и их объединения).

Трудовые коллективы на ваучерном этапе получили беспрецедентные по мировым мерам льготы, что объяснялось стремлением властей провести первичное закрепление прав собственности достаточно быстрыми темпами и без крупных социальных конфликтов. Поэтому по итогам ваучерного этапа контроль над 75% приватизированных компаний осуществляли внутренние акционеры, и таким образом был создан резерв для неизбежного дальнейшего перераспределения капитала. Пакеты трудовых коллективов быстро размывались, и уже через год после завершения ваучерной приватизации доля внутренних акционеров в капитале компаний существенно снизилась, а внешних - увеличилась почти вдвое.

Крупные институциональные  инвесторы проявили интерес в  основном к предприятиям топливно-энергетического  комплекса, экспортным предприятиям (черная и цветная металлургия), торговым компаниям. Большинство же приватизированных компаний, особенно в обрабатывающих отраслях, стратегического инвестора не получили. Банки, надеясь на крупные спекулятивные доходы, приобрели за ваучеры множество пакетов акций компаний, оказавшихся совершенно неконкурентоспособными и требовавших огромных инвестиций для рыночной реструктуризации.

Результаты ваучерного этапа  оказались более скромными, чем  ожидалось: приватизированные предприятия  не получили никаких дополнительных инвестиционных ресурсов. Однако главное все же было достигнуто: в России началось формирование институциональных основ рыночной экономики и наметились вполне определенные тенденции изменения социальной структуры на базе формирования частного сектора.  Массовая приватизация создала предпосылки для распыления акционерного капитала среди множества индивидуальных собственников. В результате массовой приватизации 1992-1994гг. были разрушены старые механизмы контроля, а новые не были созданы. Административный контроль со стороны профильных министерств и ведомств стал уже невозможен, а рыночные механизмы контроля со стороны акционеров и фондовой биржи еще не начали действовать.

После 1 июля 1994г. приватизация (покупка и продажа акций и  ваучеров) продолжалась только за деньги. Ваучерную приватизацию, по замыслу, должен был сменить так называемый денежный этап, на котором акции приватизированных предприятий продавались бы стандартными методами, за «живые» деньги. Должен был заработать и фондовый рынок. Формально этап денежной приватизации начался с 1995г. и имел две основные цели:

- пополнение государственного  бюджета;

- инвестиционная поддержка  приватизированных компаний.

Уже в середине 1995г. количество приватизированных предприятий  превысило количество неприватизированных, составив соответственно 50,5 и 49,5% их общего числа. В 1995г. весь негосударственный сектор экономики произвел 70% ВВП России.

На денежном этапе продажа  акций уже не могла быть массовой и единовременной. Пакеты должны были выставляться на денежные аукционы постепенно и равномерно, обеспечивая бесперебойные денежные поступления в бюджет и инвестиции в развитие компании. Намеченная схема не смогла эффективно заработать, по крайней мере, по трем причинам:

- на заключительном  этапе ваучерной приватизации  в целях оживления затухания  спроса были выставлены на  торги и проданы пакеты акций  наиболее привлекательных для  инвесторов компаний;

- у потенциальных  инвесторов именно в это время  появилась серьезная альтернатива для денежных вложений – рынок государственных ценных бумаг;

- из-за крайне  низких темпов денежной приватизации  на передний план выдвинулась  задача поступлений в бюджет, оттеснив инвестиционную целевую  составляющую.

Субъектами, предъявившими  наибольшей платежеспособный спрос в ходе денежной приватизации, стали теневые бизнесмены, бывшие бюрократы, сотрудники органов государственной безопасности и иногда иностранцы.

В 1995-1996гг. не была достигнута главная, фискальная цель приватизации – недовыполнение заданий по поступлениям в бюджет было огромным. переломить на некоторое время негативную тенденцию удалось с помощью новой для России (и нетипичной в мировой практике) схемы так называемых залоговых аукционов (осень – зима 1995г.). в соответствии с этой схемой правительство (госбюджет) получает от коммерческих банков кредит под залог федеральных пакетов акций наиболее привлекательных компаний («Сургутнефтегаз», «ЛУКойл», «Норильский никель» и т.д.). По акциям, предназначенным в залог, проведены тендеры, победителями которых были признаны банки, предложившие более крупные кредиты. Банки, выигравшие на залоговом аукционе, получили право управлять залоговыми пакетами в течение всего времени залога. По истечении этого времени (намеченный срок – 1 сентября 1996г.) в случае невозврата кредитов (а иначе и не могло быть при катастрофическом состоянии госбюджета) залогодержатель получал право продать залоговые пакеты и погасить за счет выручки предоставленные правительству кредиты. С определенными оговорками залоговые схемы можно назвать специфическим методом приватизации – практически все залогодержатели предпочли не продавать свои пакеты. На залоговые аукционы были выставлены акции 12 компаний. Бюджет в общем итоге получил от залоговых аукционов около 1 млрд. долларов.

Залоговые аукционы были первой попыткой перевода крупных  российских промышленных предприятий  под частное управление. Но на их результативности сказался очевидный  олигархический характер переходной экономики  в России. Залоговые аукционы практически  были закрыты для большинства банков, создавая выгодные условия только «для своих». Поэтому суммы залога и цена последующих продаж оказались в 3-5 раз ниже того, что могло быть получено на открытых торгах.

Действительный  результат реализации схемы заключался в том, что нескольким нуворишам и магнатам удалось получить «бриллианты» промышленности по крайне низкой цене. Более того, вопреки идеологии массовой приватизации схема «кредиты в обмен на акции» показала, что правительство вовсе не собиралось придерживаться в ходе приватизации крупных и ценных предприятий принципа приоритетности интересов простых россиян. Данная схема вызвала волну общественной критики приватизации. Фактически имела место успешная попытка создания новой экономической элиты, хотя и вопреки первоначальным принципам приватизации, с помощью сомнительных и мошеннических методов. Новая элита получила активы практически бесплатно.

Часто оцениваемые  как позорные, совершенные на основе тайного сговора и коррумпированные, залоговые аукционы привели к замедлению хода российской приватизации после 1995г. На последнем этапе приватизации, в 1996-1997гг., правительство выставляло на продажу остающиеся у него пакеты акций в рамках инвестиционных тендеров. Это послужило так называемой «войны банкиров». На первых этапах приватизации собственности было столь много, что заинтересованные стороны могли легко приходить к соглашению относительно ее раздела. Когда количество лакомых кусков сократилось, финансово-промышленные группы и банки, контролируемые олигархами, вступили в открытую войну. В конце концов, российская приватизация обернулась попыткой сохранить status quo: никаких ликвидаций предприятий, практическое отсутствие продаж активов, отказ от разукрупнения предприятий во имя развития конкуренции, отсутствие поддержки вновь создаваемых фирм. Напротив, правительство посчитало нужным стимулировать слияния и возникновение крупных холдингов в таких секторах, как нефтяная промышленность, электроэнергетика и телекоммуникации.

В 1997г. вступил  в силу новый закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества Российской Федерации». Закон делает основной акцент на приватизацию не предприятий, а имущественных долей государства. Сокращены и могут использоваться более гибко (вплоть до полной отмены) льготы трудовым коллективам. Стоимость имущественных комплексов определялась не только по балансовой стоимости, а совокупно – на основании уставного капитала, балансовой оценки и рыночной стоимости. Восстановлено забытое понятие аренды с выкупом (по рыночной стоимости). Был предусмотрен ряд новых подходов, призванных улучшить ситуацию прежде всего с бюджетными доходами от приватизации. Учитывая низкую бюджетную эффективность предшествовавших массовых продаж, новый порядок приватизации опирался  на хорошо подготовленные немногочисленные крупные сделки. Предпродажная подготовка с привлечением независимого финансового консультанта была нацелена на получение максимальных получений в федеральный бюджет. Помимо продаж по индивидуальным проектам были проданы пакеты акций и недвижимость по стандартным схемам, на коммерческих конкурсах с инвестиционными и социальными условиями. Было предусмотрено также продолжить практику сдачи федерального имущества в аренду. Крупнейшими сделками с 1997-1998гг. стали продажи пакетов акций компаний «Связьинвест», «Роснефть», ряда нефтяных компаний, выведенных для этого из запретительных списков.

 

 

 

ЧИСЛО ПРЕДПРИЯТИЙ И ХОЗЯЙСТВЕННЫХ  ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ

 

Годы

1996

2000

2004

2008

Всего, тыс.

1946

2727

3106

4150

в т. ч. по формам собственности, %

– государственная  и муниципальная

25,5

11,9

11,2

19,8

– частная

62,5

73,9

74,4

78,0

– прочие

12,0

14,2

14,4

12,2

Составлено  по: Российский статистический ежегодник. 2008. Стат. сборник / Росстат. М.: 2008. С. 331.

Информация о работе Этапы приватизации