Этапы приватизации и разгосударствления в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 17:47, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является изучение приватизации и выявление различий этого процесса между Россией и другими государствами.
Задачи: раскрыть ряд вопросов:
1. Понятия приватизации.
2. Подходы к рассмотрению приватизации, принципы и модели приватизации.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Содержание приватизации 5
1.1. Понятие и пути разгосударствления. Самоуправление предприятием. 5
1.2. Сущность и формы приватизации 9
Глава 2. Этапы приватизации и разгосударствления в России 21
2.1. Акционирование и ваучерная приватизация 21
2.2. Итоги и перспективы приватизации 36
Глава 3. Опыт зарубежных стран 42
3.1. Опыт ваучерной приватизации 42
3.2. Опыт платной приватизации 44
3.3. Приватизация во Франции, Германии, Испании 47
Заключение 55
Библиографический список

Файлы: 1 файл

курсовая по макроэконом.docx

— 84.49 Кб (Скачать файл)

            В Испании и национальная железнодорожная компания «РЕНФЕ» пока остается в полной собственности государства, как и городской транспорт – автобусы и метро. Что касается общественного транспорта, то после многочисленных парламентских дебатов, в Испании началась приватизация национальной авиакомпании «Иберия». Автобусные междугородние перевозки уже приватизированы. Практически все отрасли топливно-энергетического комплекса и телефонная связь также приватизированы. Например, бывший монополист, государственная нефтегазовая международная «Бритиш Петролеум». Что касается других крупных монополий, то, скажем, приватизация национальной телефонной компании «Телефоника» была полностью завершена еще в 1996 году. Полностью приватизирована и другая крупнейшая государственная монополия – национальная энергетическая компания «ЭНДЕСА». С другой стороны, в собственности государства по-прежнему остаются самые крупные в стране угольные шахты «УНОСА», в провинции Астурия, на севере. Их приватизация пока нереальна – шахты убыточны, а просто закрыть их государство не может. Без работы сразу окажутся сотни людей. Поэтому испанское правительство считает пока более целесообразным предоставление дотаций этим шахтам, так как не в состоянии решить проблему переквалификации и трудоустройства шахтеров в этом угольном регионе.

            Как же осуществляется контроль за предприятиями стратегических отраслей? Как правило, государство владеет в этих компаниях так называемой «золотой акцией», дающей право блокировать любое нежелательное, с точки зрения правительства, решение акционеров. Кроме того, ни испанская, ни зарубежная компания, не может купить сколько-нибудь значимый пакет акций предприятия, относящегося к числу стратегических, без специального разрешения правительства Испании. Существует специальная, подотчетная парламенту, государственная Комиссия по приватизации, которая контролирует весь процесс продажи государственных предприятий. В среднем крупнейшие предприятия в Испании продаются в течение 5-8 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

       Быстрый передел собственности преследовал в первую очередь не экономические, а политические цели, поэтому возникший слой акционеров в основной массе не стал эффективным собственником. Участие в управлении акционерным обществом для рядовых держателей акций затруднено, так как для этого необходим соответствующий пакет акций. Кроме того, завершившиеся процессы концентрации собственности путем скупки акций менеджментом или крупными собственниками предприятий делают управление акционерным обществом для основной массы рядовых акционеров малореализуемым.

2. Основная часть приватизированных  и государственных предприятий  в нашей стране работают малоэффективно, так как, сама по себе смена  формы собственности не обеспечивает  повышение эффективности производства. Повышение эффективности не является  прямым следствием приватизации, оно возможно за счет замены  устаревшего оборудования на  новое, применения прогрессивных  технологий, успешной реализации  маркетинговой политики, улучшения  управления. Эти процессы являются  длительными, требующими дополнительных  инвестиций.      

3. Реализованная в нашей  стране модель приватизации дала  в бюджеты всех уровней доходов  меньше, чем приватизация в бывших  соц. странах Европы. Доходы от  приватизации в малой степени  отразились на социальной защите  населения и развитии социальной инфраструктуры.     

4. Финансовое положение  России стабилизировалось только  после 1998 г., и связано это было  не с эффектом от приватизации, а, в первую очередь, эффектами  от низкого курса рубля и  постепенным ростом цен на  нефть на международных рынках.           

5. Можно констатировать, что технологически отсталое  производство на большинстве  предприятий не в состоянии  конкурировать с более развитым  западным производством.      

6. По объему ежегодно  привлекаемых иностранных инвестиций  экономика России серьезно отстает  от экономик европейских государств бывшего соц. лагеря.     

      Как показывает анализ процессов приватизации и развития фондового рынка в России, денационализация может осуществляться либо путем глобальной или ограниченной приватизации, либо бесплатной передачи предприятий или продажи его инвестору. В результате ваучерной приватизации уже к 1994 году в России 13 тыс. предприятий стали акционерными обществами. Малая приватизация была практически завершена, однако часто она проходила в условиях получения неполной собственности (например, аренды магазина).

            Экономические последствия форсированной приватизации, проведенной по российскому образцу, оказались крайне тяжелы. Системы национальных счетов показывают, что для реального сектора российской экономики ситуация тяжелая. С другой стороны, если приватизация не ставит своей целью радикальное изменение социально - классовой структуры общества, то можно увидеть, что разумная, умеренная, постепенная приватизация действительно частично повышает инвестиционную активность, но только вместе с реформами в других областях финансовой деятельности.

            Итоги приватизации последних лет незыблемы и пересмотрены не будут. А с 2010 года эту программу вообще планируется приостановить.

От приватизации федерального имущества в бюджет страны в 2005 году поступило порядка 35 млрд. рублей. При  этом доход от приватизации федерального имущества также составит 35 млрд. рублей. В 2007 году было приватизировано государственное имущество, которое не обеспечивает необходимые государственные функции, а также были проданы пакеты акций акционерных обществ, доля участия государства в которых «не обеспечивает эффективного влияния в управлении».

            В развитии человеческой цивилизации, экономических систем, становлении и развитии товарного производства наряду с разделением труда решающую роль играет собственность. Отношения собственности составляют основу любой экономической системы.

            В современном мире нет ни одной страны, где бы государство активно не занималось хозяйственной деятельностью. Преобладание государственной формы собственности в экономике страны ведет к возникновению государственной монополии, которая пагубна для развития экономики, для потребителя, населения и чрезвычайно выгодна производителю. Гипертрофированное огосударствление экономики приводит к мономорфизму собственности, окостенению предпринимательских структур, препятствует функционированию рыночных механизмов. Именно поэтому необходимо разгосударствление и приватизация.

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

1. Иохин В. Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ. – М.: 2007.

2. Куликов В. Об итогах  приватизации в Российской федерации  и основных направлениях ее дальнейшего проведения. – М.: 2008.

3. Куликов В. Российская  приватизация в шестилетней ретроспективе. – М.: 2005.

4. Миронов В., Зимогляд А., Яковлев А. Российский монополизм и приватизация 2007.

5. Пустовалов А. Р. Приватизация  и национализация в Западной  Европе. С.-П.: 2003.

6. Райзберг Б. А. Рыночная экономика. – М.: 2007.

7. Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория. – М.: 2006.

8. Чепурин М. Н., Киселева Е. А. Курс экономической теории. - Киров: «АСА». – М.: 2008.

9. Ходов Л. Г. Основы  государственной экономической  политики. – М.: 2005.

10. Эрроу К. Переход к рыночной экономике: темпы и возможности. /Проблемы теории и практики управления. – М.: 2006.

11. Права собственности, приватизация и национализация в России: — Санкт-Петербург, Фонд "Либеральная миссия", Новое литературное обозрение, 2009 г.- 504 с.

12. Приватизация земли коммерческими организациями: Д. Ю. Жогов, С. Е. Малета, С. В. Малета — Москва, Эксмо, 2010 г.- 208 с.

 


Информация о работе Этапы приватизации и разгосударствления в России