Электронная коммерция: понятие, основные принципы, развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2015 в 16:05, контрольная работа

Описание работы

В последнее время многие предприятия торговли и сферы услуг меняют свой облик. Появляются красивые витрины, новое оборудование. Все больше магазинов стараются повернуться «лицом к клиенту». Торговые предприятия внедряют сегодня самые современные технические и программные средства для управления и контроля за товарно-денежными потоками, для привлечения и удержания максимального количества клиентов именно в своем магазине.

Файлы: 1 файл

Versia_2_1_OSNOVNYE_MODELI_ELEKTRONNOJ_KOMMERTs.doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)

Введение

 

В последнее время многие предприятия торговли и сферы услуг меняют свой облик. Появляются красивые витрины, новое оборудование. Все больше магазинов стараются повернуться «лицом к клиенту». Торговые предприятия внедряют сегодня самые современные технические и программные средства для управления и контроля за товарно-денежными потоками, для привлечения и удержания максимального количества клиентов именно в своем магазине. Уже никого не удивляет возможность оплаты товаров в торговых организациях по пластиковым картам различных систем. Но взоры многих руководителей устремлены сегодня и на самые современные формы работы с клиентами, такие например, как заказ товаров клиентами через сеть Интернет.

Как же совершать покупки в Интернет? Вот вопрос, который задают себе и окружающим тысячи отечественных пользователей Сети. Ибо сегодняшний интернет – не столько общепланетарное средство массовой информации, сколько громадный супермаркет, в котором можно приобрести все что угодно.

 

 

 

1. Электронная коммерция: понятие, основные принципы, развитие

 

Термин электронная коммерция (е-коммерция) – появился в результате реализации коммерческих проектов в глобальной компьютерной сети Internet, в настоящее время он охватывает довольно большую совокупность элементов, основные из которых это:

1. электронные системы платежа  и цифровые деньги (digital cash);

2. электронные магазины;

3. электронные аукционы;

4. электронные биржи;

5. реклама в Internet;

6. предоставление банковских услуг  через Internet.

1. Электронные системы платежа подразделяются на дебетовые и кредитовые:

в первом случае платеж может осуществляться цифровыми наличными, которые предварительно снимаются со счета (в банке или у провайдера Internet услуг) и прикрепляются к ПК, предварительно приобретенными купонами, расчетными чеками, с лицевых счетов клиентов Internet провайдеров с любого компьютера, подключённого к Internet и т.д.;

во втором случае используются кредитные пластиковые карты клиентов систем VISA, MasterCard, AmericanExpress, Discover, EuroCard, так же в некоторых системах возможна оплата бизнес – или персональным чеком.

Некоторые электронные системы объединяют в себе оба способа.

2. Электронные магазины, в общем виде, состоят из системы регистрации и идентификации покупателей, базы данных товаров, базы данных покупателей, системы представления товара, системы формирования заказа (электронная корзина, е-корзина), системы оплаты заказа.

При этом оплата возможна следующими способами:

1. покупка в офисе фирмы;

2. доставка и расчет с курьером;

3. доставка наложенным платежом;

4. предоплата почтовым или телеграфным  переводом;

5. предоплата через сберкассу;

6. оплата через систему клиент-банк  и домашний банк;

7. оплата через систему электронных  расчетов – кредитной картой или каким-либо дебетовым способом.

1. Покупка в офисе фирмы – покупатель заказывает интересующий его товар через электронную почту (e-mail), или посредством заполнения специальной формы, а затем приходит в офис фирмы, расплачивается и получает товар.

2. Доставка курьером – покупатель заказывает интересующий его товар через e-mail, или посредством заполнения специальной формы, где указывает свой адрес. Курьер доставляет заказ по указанному адресу, покупатель расплачивается и получает заказ.

3. Доставка наложенным платежом  – покупатель заказывает интересующий его товар через e-mail, или посредством заполнения специальной формы, заказ высылается по почте, оплата происходит так же на почте.

4. Предоплата почтовым или телеграфным  переводом – после получения платежа заказ отправляется по почте или на e-mail покупателю.

5. Предоплата через сберкассу  – покупатель заполняет квитанцию в сберкассе по образцу, приведенному на странице магазина, затем через e-mail или через заполнение специальной формы сообщает номер квитанции и получает заказ через e-mail или FTP (протокол передачи файлов)1.

Все перечисленные выше способы оплаты используются в российских Internet-магазинах. На сегодняшний день, выбор того или иного способа зависит как от специфики продаваемого товара (в качестве примера можно привести программное обеспечение, передачу которого от продавца покупателю возможно осуществить непосредственно после оплаты в режиме on-line, и доставку обеда в офис), так и от возможностей продавца, например, организовать свою службу доставки.

Относительно приведённых выше способов оплаты стоит выделить несколько моментов, касающихся российской действительности.

В последнее время многие Internet магазины отказываются от доставки наложенным платежом, так как происходит большое количество отказов, а магазин вынужден оплачивать услуги почты.

Оплата с помощью кредитных карт ограничена довольно небольшим количеством карт, эмитированных в России, где большее распространение получили дебетовые карточки из-за нестабильного экономического положения, а те немногие владельцы кредитных карт опасаются использовать их для покупок через Internet, из-за недоверия к безопасности такого рода расчетов.

В развитых западных странах, где доля электронного рынка гораздо более существенна, чем в России, банки предоставляют большие гарантии для своих клиентов, понимая перспективы развития электронной торговли, они готовы сегодня идти на риск. В России подобный риск пока себя не оправдывает, поэтому некоторый консерватизм наших банков вполне понятен.

Здесь можно отметить и недостаточно развитую законодательно-правовую базу заключения электронных сделок, юридическую силу электронных документов и отражение их в учёте, а также нестабильное экономическое положение.

Однако интерес Российских банков к электронной торговле и электронным средствам платежа все-таки высок. Достаточно отметить, что практически все банки сегодня предоставляют возможность использования системы «клиент-банк». Заключив специальный договор на обслуживание, эта система позволяет предприятию отправлять платёжные поручения через модем (стоить отметить, что в данном случае Internet не используется). Некоторые банки, например «Автобанк», имеют в своём арсенале систему «Internet-клиент-банк», которая позволяет организации управлять своим счётом уже через Internet.

Необходимо выделить некоторые замечания, касающиеся безопасности этих двух систем. В первом случае, когда данные отправляются через телефонную сеть с модема клиента на модем банка, их довольно трудно перехватить, а в случае, когда расстояние между клиентом и банком не очень значительное, а телефонная линия вполне современна, сделать это трудно. Однако если данные все-таки перехвачены злоумышленниками, то расшифровать их будет проще, чем, если бы они передавались по протоколам Internet, где их проще перехватить.

Для обеспечения безопасности в обеих системах предусмотрен звонок по телефону из банка с запросом на подтверждение операции.

Проблему безопасности стараются решить с помощью выделения высокоскоростных линий.

Сегодня уже используется система «Домашний банк», которая позволяет физическим лицам управлять своим счетом в банке через Internet. Даже самый консервативный банк «Сбербанк России» сегодня использует Internet – банк активно внедряет систему дебетовых пластиковых карт Cirrus&maestro семейства Master Card, а так же собственные чиповые пластиковые карты, и теперь, заключив специальный договор, можно получать выписки и извещения о совершенных операциях по электронной почте.

Учитывая все выше сказанное, можно сделать вывод, что конфигурируя свой Internet-магазин сегодня, стоит рассматривать его по большей части как электронную витрину с системой формирования заказа, оплата за который будет производиться каким-либо традиционным способом. И все таки оставить без внимания on-line системы расчетов нельзя, поскольку в долгосрочной перспективе именно они будут доминировать, так как расплачиваться таким способом более удобно.

3. Электронные аукционы состоят из доски объявлений с наименованием товара, продавца, цены и какой-либо контактной информации, с помощью которой можно выйти на продавца, базы данных товаров и продавцов, системы добавления информации к доске объявлений. Осуществление сделок происходит следующим образом: покупатель, заходя на страницы такого аукциона, имеет возможность выбрать все предложения, касающиеся интересующего его товара, отсортировать их по цене, по продавцу, еще по каким-либо признакам, далее, выбрав наиболее подходящее предложение, он связывается с продавцом по той контактной информации, которая представлена.

В зависимости от количества желающих приобрести товар продавец имеет возможность поднимать цену.

Некоторые аукционы позволяют отображать последнюю цену. Однако, посещаемость аукционов не очень велика, а лот (товар) может не находить покупателя значительные промежутки времени, что делает невозможным постоянное нахождение продавца, выставившего товар на продажу у монитора в ожидании изменений на web-странице, гораздо более реально представляется вариант с возможностью связаться по телефону или по e-mail.

Однако существуют также аукционы, которые заранее анонсируются на определенное время через средства массовой информации. Тут можно привести пример авиакомпании «Люфт Ганзе», которая по радио и телевидению, вместе с рекламной информацией о себе, сообщает о времени проведения очередного аукциона на билет в любую из стран Европы с начальной ценой $10. Цель такой компании максимально увеличить аудиторию аукциона и привлечь внимание к своей Internet-службе. В этом случае, когда аукцион заранее широко анонсирован и имеет строго определенные временные рамки, интерактивность имеет очень большое значение и система on-line заявки на назначение более высокой цены себя оправдывает.

4. Электронные биржи, в основном, являются электронными дополнениями к биржам физически дислоцирующимся, имеют такое же деление по специализации и обладают системой заключения сделок через электронный интерфейс.

Здесь интересно отметить проект самого посещаемого российского новостного www-сервера агентства «РосБизнесКонсалтинг»2.

На страницах этого сервера предоставляется возможность поиграть на фондовой бирже. Для этого каждому новому игроку необходимо зарегистрироваться, после чего он получает условную сумму, в пределах которой он может приобретать (условно) акции российских предприятий по их действительным котировкам и отслеживать состояние своих дел по прошествии времени и изменении котировок. В результате чего можно приобрести навыки биржевой игры и оценивать реальное состояние фондового рынка.

Несомненно, на базе этой игры отлаживаются механизмы биржевой игры через Internet, а также происходит формирование будущей клиентуры для таких Internet-бирж.

5. Рекламу в Internet можно разделить на две части:

реклама Internet-объектов (серверов, сайтов, страниц);

реклама объектов другой природы.

Первое направление осуществляется за счет баннерной рекламы, рекламы с помощью текстовых ссылок, рекламных статей, e-mail – рассылки, регистрации в поисковых машинах.

В связи со специфичностью явления баннерной рекламы необходимо дать ему определение.

Баннер – это графический элемент, обычно стандартного размера 468х60, 120х60, 88х33 (размер дается в точках экрана – пикселях), который располагается на web-странице, имеет рекламный характер и связан с другим электронным документом с помощью гипертекстовой ссылки.

Между сайтами осуществляется обмен баннерами, обычно на страницах Internet – сервера размещаются баннеры сервера сходного по тематике, что бы обеспечить целевую аудиторию. Обмен может осуществляться следующими способами:

– взаимный обмен между сайтами;

– размещение баннера;

– обмен через баннерную сеть;

Баннерная сеть – это рекламное агентство, которое составляет свою базу из баннеров участников сети и клиентов данного агентства, учёт осуществляется в двух формах (валютах) в денежной форме – обычно в долларах США и показах баннеров на страницах сайта (в среднем от $0.40 до $0.70 за 1000 показов)3.

Показы можно накапливать и использовать их для продвижения нового проекта или для продажи, однако в большинстве баннерных сетей установлен определенный лимит накопления показов и за превышение установленного лимита взимается комиссия.

Также часто комиссия предусмотрена, когда сайт не соответствует каким-либо требованиям сети, например, не может набрать минимальное количество показов в течение определенного срока.

Необходимо также отметить одну особенность, касающуюся размещения баннеров. Обычно используется динамическая схема размещения, согласно которой на странице отводятся специальные места под баннеры соответствующего размера, где после обновления (повторного обращения) или возвращения к странице баннеры меняются – этим достигается большее количество показов разных баннеров на одной площади.

Хотя постоянные баннеры тоже встречаются, но это обычно бывает в случаях оговоренных специальным договором, например, в случае постоянного показа баннера спонсора проекта, или при заключении срочного договора о показе баннера.

Реклама с помощью текстовых ссылок может осуществляться путем связи гипертекстовой ссылкой какого-либо участка текста с другим электронным документом. Таким участком текста может быть название или информация, предоставленная другим Internet-сайтом. Часто ссылки группируются по тематике и из них формируются каталоги, например, под рубриками «это интересно», «наши партнеры», «Internet-ресурсы в области…» и т.д.

Рекламные статьи могут публиковаться на популярных, наиболее посещаемых сайтах, рассылаться по электронной почте подписчикам, а так же публиковаться в телеконференциях соответствующей тематики.

Одной из категорий наиболее посещаемых Internet-серверов являются поисковые www-сервера, на страницы которых ежедневно заходит большое количество пользователей, что бы найти интересующую их информацию.

Здесь возникает два направления для работы и продвижения своего Internet-представительства.

Первое – это реклама на страницах этих поисковых серверов.

Второе – правильная и регулярная регистрация страниц своего Internet – представительства в этих системах.

Информация о работе Электронная коммерция: понятие, основные принципы, развитие